Black Society Trilogy от Такаси Миике:

Мне нравятся криминальные фильмы, потому что они часто плотно переплетены с фактурными городскими пейзажами. Ночные улицы, мокрый асфальт, причудливое освещение вывесок ползёт по лужам, перебирается на разломы стен и ложится на плечи героев словно эполеты

Восточное криминалити очень сильно отличается от того, что выпускают западные студии. Американское сложение киномифологии, как правило укладывает повествование в некую нравоучительную историю о безгранично разрушительной сущности власти.

Однажды в Америке», «Крестный Отец», «Славные парни», «Казино», «Кокаин», «Дони Браско», «Путь Карлито» - большие, размашистые библейские истории. Выползая из канавы, их герои дают миру пинка, хватают жизнь за горло, выжимают из неё все соки, утрачивают контроль над ситуацией и жизнь безвозвратно выплескивает за борт словно их никогда и не было.

Восточное криминалити - очень приземленное. Личная история героев не совершает головокружительных трюков в воздухе, местные бандиты меньше всего похожи на рок-звёзд из американских крайм-эпиков.

Чаще всего это действительно просто подонки. И их образ жизни меньше всего напоминают сюжет Vice Сity от Rockstar. Нет лоска и неонового свэга. чаще всего это грязь мостовых, смрад подворотен, чад столбом из переполненных уличных ресторанчиков и прокуренные секс кабинки.

Значение тут имеет урбанистическая фактура и как в неё вписан человек. Личность тут всегда втиснута в деструтивные обстоятельства. Брутализм даже в быту. Пока ты ешь свою миску риса, тебе в чашку сыпется штукатурка с потолка номера, где ожесточённо сношает проститутку, одуревший от духоты клиент. Здесь нет хозяев жизни. Люди адаптируются и учатся играть с тем набором карт, что им швырнули на стол. Исход игры - вопрос твоей решимости, помноженной на отчаяние. Проиграют абсолютно все.

Такаси Миике- мастер создания мрачных криминальных сюжетов про невозможность побега, фатализм и городскую тесноту.

Снимает быстро и дешево, как ранний Роберт Родригес. Поэтому у японского (уже) классика никогда не было проблем со студией. Продюсер знал, что Такаси за пару-тройку недель с минимальными затратами крепко скрутит ленту, а там уже шансы лягут напополам: либо "straight to the video" проходняк, что умрёт на пыльной полке проката, либо стилёвый арт-хаус, что даст под рёбра критикам с широкого экрана элитарного фестиваля.

Ему 62, в портфолио около сотни фильмов, средний бал работ- 6,5, его любят киноманы и цитирует Тарантино. Миике – использует свой патентованный метод: получай кайф, никогда не жалей о сделанном и действуй на творческих рефлексах, когда не хватает опыта.

Нет разрешения на съёмки? Не беда. Будем снимать преимущественно ночью, когда муниципалитет спит. Позарез нужен провокационный кадр И дневной план? Чёрт с ним! Снимаем в разгар рабочего дня и заодно запечатлеваем всех обалдевших прохожих, что внезапно оказались посреди съёмок!

партизанские съемки в ночи дают шикарную атмосферу

Миике живёт пока движется, живёт пока снимает. Не представлю, как печатная кинокритика могла писать отзыв на его картины в момент релиза. Пока журналист будет думать над формулировкой и правкой текста на последнюю работу японца, Миике уже сделает себе новую причёску, заведёт новую подружку, снимет два фильма, изменив стилистику и тон повествования. Он легко дрифтует от хоррор-садомии, лиричного криминалити до молодежного боевика.

Культовая трилогия «Black society trilogy» умудряется продемонстрировать лёгкую изменчивость формы работ режиссёра внутри одного ёмкого цикла жанровых фильмов.

Тайный мир Синдзюку / Shinjuku kuroshakai: Chaina mafia sensô (1995)

Все фильмы трилогии касаются темы психологической и культурной изоляции персонажей в агрессивной городской среде. Как правило, это оказавшиеся в тяжёлых обстоятельствах эмигранты.

История «Синдзюку» рисует семейный раскол между братьями, один из которых работает простым детективом, а второй карманным адвокатом у китайской мафии. Проблема в том, что клиенты брата-адвоката замешаны в торговле людьми и именно их и пытается посадить за решётку главный герой.

Оба брата выросли в китайской провинции, где их унижали за японское происхождение. Теперь полицейский использует свои полномочия с удвоенной силой против триад, чтобы выместить свою обиду и злость.

«Тайный мир» визуально связан с последующими фильмами «Black society» общей мрачной и грязной картинкой. Так же состоит из подворотен, крупного зерна на плёнке, контраста и рваного монтажа. Однако, по настроению более зол, чем последующие картины, балансируя на грани тёмного гротеска. На грани мрачной ухмылки, что частенько срывается в лающий хохот.

«Синдзюку» является тёмным миром пограничья между реальностью и кошмарным бредом. Атмофера здесь не уступает знаковым работам Абеля Ферррары, что с не меньшим упоением посвятил себя детализации городских кошмаров.

отталкивающая телесность в каждом фильме трилогии. тут не получают удовольствие

Любимый приём Миике в этом фильме – контрастный душ из чёрного юмора, что вбрасывается в сцену, как булыжник в витрину.

Полиция применяет чрезмерную жестокость, насилуя и калеча подозреваемых. Но внутренняя логика фильма отказывает в сочувствии к жертвам насилия ведь они так же порочны и отвратительны, как и их мучители. В одной сцене детектив отдаёт приказ изнасиловать мужчину, чтобы под давлением получить информацию. Неожиданно в процессе выясняется, что жертва вовсе и не против такого вызывающего метода допроса и отказывается отпускать своего «мучителя»;

Вот лидер китайской мафии приходит на переговоры в наглухо запахнутом плаще и в конце встречи, на прощание, распахивает его, демонстрируя сидящим за столиком гангстерам свое обнажённое тело. Те не знают, как реагировать и лишь продолжают, чуть покряхтывая, сидеть немигающим взглядом;

Вот форменный полицейский, что разбирает месиво из расчлененных тел на месте преступления неожиданно выхватывает отрубленную голову и застывает в вспышке фотокамеры репотрёра, демонстрнируя безумную улыбку.

Такие хлёсткие подачи, что абсолютно не вписываются в контекст сцены толкают повествование на грань сюрреалистического зазеркалья, снижая степень гнетущей атмосферы. Напоминают, что мы до сих пор смотрим атракцион, а Такаси Миике веселится. Он словно отказывается рефлексировать над тёмной стороной жизни. Откровенно забавляется, скраивая безумие и фактурный реализм.

Мокрая псина / Gokudo kuroshakai (1997)

Второй фильм трилогии резко снижает градус безумия, представляя лиричную историю об одиноком, замкнутом в персональном цикле отчаяния киллере.

Японец на грязных задворках провинциального Китая, снедаемый тоской. Промозглый, отвратительный Тайпэй, где не место настоящему якудзе. Да ещё и на побегушках у китайцев. Он бездумно выполняет заказы триады по устранению конкурентов. Затем возвращается в свою жалкую квартиру и наблюдает за ливнем.

Порядок жизни меняется, когда ему на голову сваливается немой ребёнок от случайной любовницы. Та решила отказаться от неполноценного мальчика. Бросила не дождавшись возражений ни сына, ни ошарашенного отца. Позже к ним добавиться в качестве "матери" случайная проститутка с которой главный герой "пережидал" непогоду за утомительным сексом и раскуриванием наркотика.

Два неполноценных человека в перекошенном мире. Идеальная формула для Миике, чтобы рассказать мрачную семейную историю без лишних сантиментов.

Фильм – короткий совместный трип по криминальному дну Тайпэя вновь обретённых одиноких душ. Здесь не будет ни хэппи-энда, ни морали. Никто не успевает стать лучше, чище, умнее. Жизнь наказывает героев лишь за смелость попытаться что-то изменить.

экшон снят лаконично, почти по-китановски

Главный хайлайт фильма –тот самый маленький мальчик, сын киллера. Абсолютная редкость в кино, где ребенок передает живые, интересные эмоции без переигрывания. Весь фильм на лице пацана прослеживаются абсолютно разные и органичные реакции на происходящее. Иногда это даже происходит в одной сцене. Он одновременно наивен и робок, в ожидании проявления душевного тепла от отца. Надежда на маленькое личное счастье сменяется растерянностью и отчаянием. Моя любимая роль, пожалуй, всей трилогии.

Дождь в фильме занимает особое место и повсеместно преследует персонажей. Он не только задаёт настроение, делая отметку в чек листе нуарной стилистики, но и определяет ход сюжета. Дело в том, что киллер очень суеверен и верит, что в мокрую погоду нельзя выходить на улицу иначе тебя постигнет несчастье. Любопытно, что именно под дождём и происходит трагическая развязка.

отсюда прямая цитата поехала в Kill Bill

За гранью дозволенного / Nihon kuroshakai (1999)

Трое друзей бегут из провинциального городка, чтобы испытать удачу в Токио и оказываются с первых шагов в водовороте уличного криминала. Став жертвой обмана местной проститутки, они попадают на деньги и теперь должны заработать на поддельные паспорта продажей дешевого уличного наркотика.

Позже они вновь столкнуться с женщиной, что их кинула на деньги. Только в этот раз жертвой окажется она. Сутенер-садист решил проучить её очередным побоем за то, что та позволила клиенту себя изнасиловать. Герои проявят снисхождение и приютят её. Общаясь, персонажи обнаружат, что они не такие уж и разные. Объединённые общим желанием покинуть город, они решаются ограбить людей, что поставляли им наркотик.

«За гранью..» продолжает визуально исследовать ночную жизнь мегаполисов. Ручная камера, высокий контраст, зерно. Задворки Японии - просто невидимая глазу страна победившего киберпанка. Там, где команда Ридли Скотта тратила студийный бюджет, чтобы создать запоминающееся окружение, Мике нужно всего лишь зайти с камерой во внутренний двор местных меблирашек.

традиционный приём с погружением на городское дно через продолжительную сквозную проходку меж стен домов

В процессе Такаси Миике активно применял подпольный метод съёмки. В ряде сцен можно увидеть, как команда снимает в центре города без предварительного согласования с властями. Загримированная под жестоко избитую проститутку актриса в изорванной одежде обреченно бредёт посреди площади.

В кадр попадают как и изумлённые зеваки, что бросают вопросительные взгляды на исполнительницу роли, так и абсолютно равнодушные к такой картине люди.

Есть абсолютно рёфновские сцены, где тоскующий по родине глава триады просит проституток рассказывать ему сказки с малой родины пока он медитирует в опиумной.

Тема человека, что оторван от дома и не может найти покой пронизывает героев на всех уровнях общества.

Здесь уже меньше чувствуется безысходность предыдущих фильмов. Герои по-прежнему продолжают проигрывать, но они больше не в одиночестве. В эпизодах камера, наконец, вырывается из забетонированных колодцев домов. После грязных мостовых это буквально ощущается, как глоток свежего воздуха.

Сменившийся под финал тон цикла, сохранил юмор: когда один из товарищей оказывается тяжело ранен, его друг решает, что того сможет поднять на ноги исключительно хороший секс. Для этого он платит продажной женщине деньги, чтобы та исключительно в медицинских целях оседлала мужчину, что в бинтах распластался на полу.

Хоть эта работа по прежнему и полна тревожных образов безумного театра на грани болезненного сна, тем не менее, смотрит в будущее с некой надеждой. Отношения внутри группы друзей впервые имеют атмосферу доверия. Это больше не выдохшиеся, уставшие от жизни люди с потухшим взглядом, а настоящая семья, что на время по-настоящему обрела друг друга. Практически чистая лирика. В том виде, как её понимает Такаси Миике, конечно.

https://t.me/andreydeadlancer

66
Начать дискуссию