"бабочки-убийцы" / уся / цуи харк / брюс ли / немного нуара

"бабочки-убийцы" / уся / цуи харк / брюс ли / немного нуара

Издалека кажется, что традиционные гонгонгские боевики генетически состоят из поединков на мечах, запутанных распальцовках с бросками фаерболов и воздушной хореографии воинов, парящих над землёй на невидимых тросах. Однако мода на жанр уся, который охватывает все виды фэнтэзийного кунг-фу, идёт на востоке волнами. Примерно, как жанр вестерна в США, что переживает различные стилистические изменения и сейчас примерил на себя образ постапокалиписа.

В 70-е гонконконгцы подустали от фэнтэзийной поэтики, и как только боевые монахи чуть утратили зрительский интерес, то их одним ударом дракона снёс Брюс Ли. В моду вошло приземлённое кунг-фу с городским пейзажем в который вписан простой человек, что буквально дробит своими ударами кости и взбивает до жидкого состояния внутренние органы противников. Больше никаких около танцевальных движений и художественных взмахов рукавами. Больше никаких притч о гармонии, равновесии, преемственности школ. Только брутализм. Только голый торс и звериная пластика. Пот и кровь.

На экран ворвались мотивы реального мира. В роли злодея теперь появляются наркоторговцы, продажные чиновники и просто низкоуровневая уличная преступность. Затрагивается национальный вопрос, где простой китаец оказывается угнетён надменным японцем и, конечно же, он должен ему дать отпор, желательно, вырвав позвоночник.

Любопытно в какой суб-жанр мог бы развиться данный тип фильмов о кунг-фу. Однако, после смерти великого мастера Ли никто из игроков так и не смог заполнить нишу и развить течение. Дело в том, что самое прекрасное в фильмах с Брюсом Ли был сам Брюс Ли.

В этот момент повисшей в воздухе мрачной паузы Цуи Харк не стал, в отличии от своих беспринципных коллег, делать дешевые и нелепые пародии с актерами-клонами Брюса, а решил первым попробовать зайти с возвращением классического жанра, сняв свой первый самостоятельный фильм «Бабочки-убийцы».

История про то, как в одном месте оказываются лидеры различных боевых кунг-фу опг ячеек, чтобы выяснить откуда в королевстве взялись те самые бабочки-убийцы, что выкашивают людей целыми дворами, а так же кто пишет фэйковые тайные манускрипты от имени легендарного монаха.

След их приводит в такой опустевший замок, в подвалах которого оказывается сеть тайных ходов, что скрывает ассассинов, политических заговорщиков и оружейные склады для свержения текущего полит режима.

Мне очень нравятся подобные графичные кадры, словно сошедшие со страниц манги или комиксов, где абсолютно всё подчинено не логике, а композиции

На тот момент Харку не хватало опыта в постановке сцен красивой рукопашки, на постановщика экшен сцен в бюджете не было денег, так как он только-только закончил своё кинообучение, и студия не хотела вкладываться в новичка. Поэтому Харк решил брать стилем.

И будучи большим поклонником голливудского кино, он взялся поиграть с традиционным "noir" жанром.

Вместо привычных открытых пейзажей, где обычно разворачивается сюжет практически всех фильмов о летающих монахах, Харк создал естественное ограничение для полетов героев и перенес место действия в стены замка.

Теперь это тёмное фэнтэзи , что претворяется около нуарным детективом. Все классические художественные приёмы жанра на месте. Повествование зажато в узкие мрачные коридоры, по стенам ползут едва различимые силуэты, отсылая нас к классическим визуальным патернам.

Персонажи входят в кадр, свободно перемещаясь по открытой локации и одним планом переходят в декорации, что заключают их в границы оконных рам (classic), что на языке картин «шляпы, плаща и высоко поднятых воротников» символизирует фатализм.

Комедийным элементом фильма, что разбавляет жирный подвальный мрак служит Мишель Ми, которая появляется в сцене крайне забавным способом

На отличительных графических приемах Харк не остановился и с лёгкой руки вбрасывает в сюжет отсылки на хичкоковских «Птиц", заменив их на смертоносных кровососущих бабочек, которые неведомым способом выгрызают людям лица.

Чтобы мало не показалось, вслед вбрасывается классический хоррорный маньяк в маске, что с целью умерщвления входит в комнаты без стука к задремавшим в пеньюаре аристократкам.

Правда, такой калейдоскоп образов не повлиял на сюжет благотворно. Взяв детективную основу, Харк старается запутать зрителя в мотивах героев. Чтобы зритель вообще не понял в чём соль, история убирает из сюжета героев так часто, то ты не успеваешь следить за тем, кто погиб в следующие пять минут.

Фильм в прокате стал неудачей. Привычный зрителю акробатический мордобой выглядел слабо и вяло. Удары наносились в пол силы и динамика проседала в каждой схватке.

Оператор прятался за спиной актеров, пытаясь скрасть отсутствие экшен-хореографа на площадке. Типичная манера для современного Голливуда, но для гонконгского кино — это непростительно.

Но несмотря на провал, фильм ознаменовал собой возобновление производства фильмов в жанре уся, став тем ручейком, что затем вновь превратился в полноценный поток. Сам Харк затем доказал свою компетенцию, поставив культовый «Однажды в Китае» с потрясающе зрелищными поединками.

Добившись признания, Цуи Харк, однако не отказался и от привычки снимать стильное кино. Великие «Наёмный убийца» и «Светлое будущее» были стилистически сформированы благодаря его творческому влиянию ( и почему грядущий ремейк от самого Джона, мне думается, будет бледной необязательной картиной ). Так же Харк показал класс в супер стилизованном фильме «Зелёная змея», где поединки играют далеко не первую роль, в авангарде стоит эротизм, чувственность и образная подвижность.

1010
Начать дискуссию