круто сваренная эпоха

круто сваренная эпоха

Начиная с середины 80-х жители Гонконга были охвачены ужасом в связи с грядущим поглощением мегаполиса Китаем. Живя с ощущением конца света, боязнью потери своей культурной и политической независимости гонконгцы решили провести это время ярко, создав одно из лучших десятилетий в истории кино. Продюсеры запустили абсолютно все проекты, что до этого стояли на паузе. Инвестиции полились в киноиндустрию золотым потоком, и немалая доля этих денег принадлежала триадам, что старались не только отмыть их, но и успеть приобрести себе статус честного инвестора и войти в новую жизнь с чистого листа к тому времени, когда Гонконг сменит свой юридический статус.

Это привело к тому, что всего лишь за такой короткий период «самый кинематографичный город планеты» буквально стал одним из крупнейших лидеров по производству фильмов в мире, уступая к концу 90-х лишь Индии и США.

В этой производственной лихорадке рождались новые жанры, прямо на площадке изобретались новые художественные и технические приёмы. Продюсерам просто физически некогда было следить за всеми аспектами проекта. Роль режиссёра укрепилась как никогда – он был главным человеком, что отвечает теперь за картину. (Если только речь не шла о легендарном Цуи Харке, который одновременно успевал снимать продюсировать и играть. Его идей было так много, что он запускал в производство при помощи других режиссёров те картины на постановку которых у него самого не хватало времени.)

Зритель жадно прыгал в темноту кинозала за новыми впечатлениями, убаюкивать растущий внутри кризис под стрекот проектора. Конечно, количество, а не качество выпущенных фильмов стояло превыше всего, ибо деньги жгли карман и их было необходимо скорее реализовать. Выручка от проката полностью перекрывала все бюджетные затраты. Рынок едва успевал покрывать спрос и только рос.

Сценарии часто писались прямо на площадке, текст диалогов меняли прямо в студии, дублируя новые реплики поверх отснятого материала. Тот же Вонг Кар-Вай снимал по два фильма одновременно, забирая часть основного состава съемочной группы для работы ночью над своим личным проектом - «Чунгинкским экспрессом» , уложившись всего в 23 дня.

Отсутствие твердой продюсерской руки на пульсе проекта привело к тому, что постановщики позволяли себе выходить за рамки привычных жанровых ожиданий. И автору теперь было мало снять просто боевик.

Традиционный жанр про разбой позволял себе смелое смешение стилей. Минуту назад солнечный мегаполис из света и стекла превращался в следующей сцене в оживший городской сон в контрастных красках неонуара.

Режиссёр обязательно в него добавлял душераздирающий мелодраматичный мотив о самопожертвовании, неизбежности рока (несмотря на лёгкость повествования, хэппи-энд – редкость для гонконгского кино), приправлял сверху музыкальным номером и каскадом экспериментальных изобразительных приёмов в виде свободной, словно покинувшей руки оператора камеры, неземным освещением и триповым монтажом, который Америка ..кх кх.. экспроприирует для своих нужд и придаст незабываемую форму уникальному явлению того времени под названием MTV. Кстати, тот самый клиповый монтаж, что принято ругать, Гонконг делал изумительно. Чисто, чётко, действие не смазано, полный контроль над действием. Это просто американцы его готовить не умеют.

Гонконгские фильмы были слишком «заряженны» и по кабарешному вульгарны ( портовый город, что с него взять ) для любителей сложных драм. Они бесстыдно старались развлечь. Рядом с тем же западным мейнстримом они выгладили слишком дерзко, вызывающе и , прямо сказать, слишком по-авторски. Так что печатной критике, которая должна была что-то с этим делать и как-то разложить весь этот беспредел перед публикой по пальцам, пришлось изобретать новый термин для кино из Гонконга. «Аvant-pop cinema» сказали они, сложив полномочия. Переводилось это как «азиаты делают безумное дерьмо, прячьте женщин и держите своих детей подальше».

Уровень жестокости всегда был выше среднего в этих картинах. И даже Рэмбо, что по лесам ковырялся ножичком в незадачливых вашингтонских полицейских выглядел стерильно на фоне гонконгских боевиков, где людям от выстрела из дробовика отрывало конечности. И всё при том, что Гонконг в то время был в пятёрке самых безопасных городов мира. Как сказал один критик: «пока люди убивают друг друга на экране мы все можем чувствовать себя в безопасности.»

В итоге новоявленная «столица кино» выработала свой собственный уникальный язык. Насыщенный, динамичный, захватывающий. Создателям некогда было тратить время на написание сценария годы, как это делают западные коллеги, что одержимы идеей написать «великий американский роман» для большого экрана. Да, может в картинах Гонконга той эпохи нет психологической глубины Скорсезе. Но всё же эти ребята заставили весь мир ценить своё уникальное видение.

17
8 комментариев

Что можешь из этого порекомендовать? Кроме фильмов Ву конечно.

Ответить

Мой абсолютный фаворит в жанре художественного криминалити - Джонни То. Невероятная художественная хореогоафия перестрелок и постановки
Бери у него Отверженные, Миссия, Безумный следователь (драма/триллер с крутой концепией). Затем дилогия Выборы -это уже реалистичный сказ про современные триады без анимешных приколов

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Готов выслушать обращение королевны

1
Ответить

Ван Даркхолм там тоже снимался?

Ответить