Туман, агония и ливень — о последней попытке Silent Hill остаться в живых

Думаю, многие из вас знают, что серия Silent Hill уже давно мертва. Главным виновником этого, конечно же, являются Konami, которые сначала закрыли Team Silent, а потом и вовсе начали отдавать разработку игр всем подряд, пытаясь выжать из франшизы как можно больше денег. По итогу, это привело к тому, что сейчас всё, чем мы можешь довольствоваться — это мерч и автоматы пачинко (и то, всего этого в нашей стране нет и скорее всего не будет).

Можно долго говорить о том, какие плохие Konami, и как плохо они поступили со своими сериями игр, но сегодня мы поговорим не про это. В данной статье я хотел обсудить последний шанс серии показать себя в лице Silent Hill: Downpour. Конечно, вы можете возразить, что после неё выходила Silent Hill: Book of Memories, а также многострадальная P. T., но давайте посмотрим правде в глаза — первая игра ушла совсем далеко от концепта Silent Hill, а вторая является лишь демо-версией, очень отдаленно связанной с серией. Из-за этого для меня концом историй про Тихий Холм является именно Downpour. Давайте же разберемся, является ли эта игра плохим финалом для серии, или же у неё были все шансы поднять франшизу с колен.

В статье будет много параллелей с прошлыми частями серии, так что те, кто вообще не знаком с ней, могут не понять некоторые сравнения, но это не значит, что статью вам будет читать не интересно.

Туман, агония и ливень — о последней попытке Silent Hill остаться в живых

Немного о переменах и разработке

Перед тем, как перейти к разбору игры, хотелось бы немного поведать о том, что происходило с ней во время разработки. Главным изменением конечно же является очередная смена разработчика. Вместо Climax Studios и Double Helix Games, которые работали над последними на то время играми серии, тяжелую ношу на себя взяла ныне не существующая чешская компания Vatra Games (к слову, закрылась она как раз таки после разработки Downpour). Кроме того, у игры сменился и композитор. Теперь, вместо всеми любимого Акиры Ямаоки, за саундтрек отвечал Дэниел Лихт. Вы можете знать его, как композитора саундтрека к сериалу Декстер, а также к первой части Dishonored. Конечно, всё это без сомнения отпечаталось на самой игре.

Во время разработки было решено поступить с сюжетом также, как поступили с ним при создании Silent Hill 2 — игра должна была рассказывать о людях, попавших в город, а не об Алессе и культе из первой и третьей частей. Кроме того, на этот раз главным героем выступила достаточно необычная личность — преступник. Изначально эта идея была под вопросом, ведь разработчики не хотели делать игру про «плохого парня», но позже все-таки решились на этот шаг. Зато, благодаря такому решению у них удалось создать максимально дискомфортную для игрока атмосферу, заставив его играть за человека, нарушившего закон и прогоняя персонажа через все круги ада. Разобравшись с главным героем перед разработчиками возник новый вопрос — какую бы им придумать фишку игры, которая будет отличать её от прошлых частей. По итогу для этого была выбрана вода. Используя ливень и шторм можно было сделать атмосферу еще мрачнее и дискомфортнее. Кроме того, вода сильно связана с предысторией главного героя, что добавляло еще больше возможностей для нагнетания.

Бонусом хотелось бы добавить, что на игру также повлияла и страна, откуда родом разработчики. Например, локация Devil’s Pit была взята с реального места в Чехии — пещеры Мацоха.

С чего все началось

Как уже было сказано выше, играть нам придется за преступника Мёрфи Пендлтона. Попал в тюрьму он за совершенно глупый поступок — угон полицейской машины, погоня и сопротивление при аресте. Полиции так и не удалось понять причину его нелогичных действий. Сам же Мёрфи не показывает каких-либо признаков потери рассудка и спокойно отсиживает свой срок. Понять мотивы главного героя нам удастся лишь во время игры.

Сама же игра начинается со сна главного героя, в котором надзиратель Джордж Сьюэлл ведет главного героя в душевую и сообщает, что оставил для него на скамейке некий «подарок». Также он подсказывает, что если в душевой включить горячую воду, то все камеры запотевают, что в свою очередь означает невидимость для охраны. Воспользовавшись этим, главный герой встречает заключенного Патрика Нейпира. Далее следует бой, который является сразу и обучением. После расправы над нашим первым противником Мёрфи просыпается.

После пробуждения мы узнаем, что главного героя должны перевести в тюрьму строгого режима Вейсайд. Сопровождает Мёрфи и других заключенных надзиратель этого заведения — Энн Каннингем. Во время первой же сцены с ней можно заметить, что она проявляет какой-то особый интерес к главному герою, акцентируя внимание на нём. После посадки в автобус, Мёрфи, вместе с другими заключенными, отправляется в тюрьму. Маршрут пролегает недалеко от восточной части Сайлент Хилла, и, конечно же, автобус не доезжает до нужного места. Происходит авария, после которой и начинается история Мёрфи в Сайлент Хилл.

Начало геймплея за главного героя после аварии.
Начало геймплея за главного героя после аварии.

Геймплей

Так как дальнейший рассказ будет являться спойлером к сюжету, то давайте лучше перейдём к геймплею, благо в нём есть что обсудить.

Если вы играли во все прошлые части Silent Hill, то вы заметите, что разработчики Downpour решили взять из каждой части какие-то элементы геймплея и соединить их в одно целое. Но, как всегда, главная суть игры осталась неизменной — вы также пытаетесь выжить, отбиваясь от монстров и собирая предметы.

Первым делом хотелось бы обсудить нашего главного помощника в игре — оружие. Его механика в Downpour перекочевала прямиком из Silent Hill: Origins, но с некоторыми изменениями. Как и в предыстории от Climax, вы точно также можете драться с монстрами всем, что найдете вокруг себя: палки, топоры, камни, бутылки и т. д. Но, в отличии от Origins, вы не можете хранить их у себя в инвентаре. У вас есть оружие ближнего боя до того момента, пока оно не сломается, вы не решите поменять его на другое, или же просто выбросить.

Огнестрельное оружие в игре также подверглось изменениям. Теперь у вас есть выбор — носить с собой, к примеру, пистолет и оружие ближнего боя, или же носить с собой два огнестрела.

Из Origins также перекочевала и возможность использовать свои кулаки. Если у вас закончились патроны и сломалось оружие ближнего боя, то вы можете начистить лицо монстру голыми руками. Выглядит это, конечно, очень глупо, но зато иногда спасает во время напряжённых сражений.

Также хотелось бы добавить, что используя определённое оружие, вы можете открывать запертые двери и прочие необходимые объекты, как это было сделано в Silent Hill: Homecoming. Например, при помощи топора можно сломать доски, закрывающие проход, а при помощи молотка или огнестрела справиться с замком, висящим на двери.

Справа на фото видны фотографии, закрытые досками, которые можно сломать при помощи определённого оружия.
Справа на фото видны фотографии, закрытые досками, которые можно сломать при помощи определённого оружия.

Думаю многие, кто играл в Silent Hill, помнят её в том числе за интересные головоломки. Иногда они были простыми, иногда сложными, а бывало и максимально абсурдными, но, все их любили. Начиная с Silent Hill: Origins, в игре порезали механику головоломок, убрав выбор уровня сложности. И вот, разработчики из Vatra Games решили, что пора старой идее ещё раз показать себя.

Теперь, как и в старых частях, на выбор у вас есть три уровня сложности. Теперь те, кто не хотел долго сидеть, думая над очередной загадкой могли поставить легкий уровень сложности и спокойно наслаждаться другими элементами игры. Но, остались ли головоломки такими же сложными, как в играх Team Silent? К сожалению, нет. Чего-то в духе загадки с пианино из первой части, или с книгами из третьей вы не встретите, но не переживайте, поломать голову у вас всё ещё получится, хоть и не так сильно, как в оригинальной тетралогии.

Одна из головоломок в игре, связанная с водяными колёсами.
Одна из головоломок в игре, связанная с водяными колёсами.

Как и во всех частях серии, в Downpour присутствуют монстры. К сожалению, в отличии от игр Team Silent, они здесь максимально однотипны. Здесь нет монстров, олицетворяющих страх или внутренний мир главного героя. Они здесь являются обычными болванчиками, мешающими вам продвигаться дальше.

Всего в игре вы встретите восемь монстров, трое из которых невозможно даже назвать полноценными противниками.

Из основных врагов вам встретятся:

  • Скример — представляет из себя существо, внешне напоминающее женщину. Из особенностей монстр может схватить вас сзади или начать кричать, тем самым оглушая вас;
  • Плачущая Мышь — один из необычных врагов в игре. Может лазить по стенам и потолкам, неожиданно напрыгевая на вас;
  • Заключённый Миньон — выглядит как мужчина с татуировками и металлической конструкцией на голове. Встречается как с голыми руками, так и с ножом. Ничего особенного, кроме нападения на вас, он не делает;
  • Заключённый Джаггернаут — чем-то похож на миньона, но намного выше его и без металлической конструкции на голове. Кроме обычных нападений, может делать рывок, а также хватать героя через металлическую решетку, если тот будет проходить рядом;
  • Кукла — по моему мнению это самый интересный противник в игре. Сама кукла вас не атакует, но зато на вас нападет ее тень, которую видно только при использовании ультрафиолетового фонарика. Выглядит как манекен в откровенном наряде.
Картина куклы, которую можно найти в игре.
Картина куклы, которую можно найти в игре.

Кроме обычных монстров в игре есть парочка, которая попадается только во время погонь (про них чуть позже). Первых двух монстров и полноценными то не назовешь, ведь один из них — это Измученная Душа, которая просто находится в ящиках и ничего не делает игроку, а второй — Настенный труп, единственная цель которого — стреляться какой-то жидкостью, наносящей персонажу урон.

Последним, и самым странным противником в игре является Пустота. Против неё нельзя никак бороться, а можно лишь убегать. Если у игрока не получается это сделать, то она засасывает главного героя и тот погибает.

Главный герой убегает от Пустоты.
Главный герой убегает от Пустоты.

Как видите, в игре очень туго с противниками. Почти все из них настолько скучные, что я даже не могу их красочно описать. Их дизайн не интересен, у них нет какого-либо подтекста. Какого-нибудь хитового монстра в стиле Медсестер вы не встретите.

Но, кроме рядовых противников, в игре также встречаются и боссы. К сожалению, я не могу вам подробно рассказать про каждого, ведь тогда мне придется спойлерить вам почти весь сюжет игры, но кратко поведать про них я могу.

Первым боссом является Бугимен. Он представляет собой что-то, по духу похожее на Пирамидоголового, но до его крутости конечно не дотягивает. Бой с ним максимально простой и не составит никакого труда, если у вас будет хоть немного патронов в инвентаре.

Второй босс — Колясочник, меня сильно разочаровал. Во-первых, в локации перед боссом у вас забирают все ваши вещи, из-за чего смысла копить патроны на финального босса просто нет. Кроме того, с самим боссом вам не нужно сражаться напрямую. Вам нужно будет лишь выполнить определенные действия, а представлять угрозу для вас будут лишь его периодические удары, а также обычные монстры, на битву с которыми вам выдадут патроны в видимых местах, из-за чего вся сложность просто теряется.

Таким образом, оба босса в игре абсолютно не интересны. Один побеждается очень просто, а со вторым просто не нужно бороться. Такое очень сильно разочаровывает, учитывая, какие крутые боссы были в прошлых частях серии.

Бугимен — один из боссов игры.
Бугимен — один из боссов игры.

Альтернативный мир и погони

Разобравшись с геймплеем, можно перейти к еще одной важной части в франшизе. Как и во всех прошлых частях, в Silent Hill: Downpour главный герой будет периодически попадать в альтернативный мир. Каждый такой переход всегда будет сопровождаться водой. Например, первый раз вы попадете в него, активировав пожарную сигнализацию, которая начнет распылять воду.

Альтернативный мир в игре сделан очень интересно. Во-первых, как и в Silent Hill: Homecoming, переход в него происходит в духе первого фильма — все вокруг становится ржавым и разваливается на глазах. Но, в отличии от прошлых частей, альтернативный мир не является просто измененной локацией. Игрок попадает в полностью новое пространство, где карта обычного помещения уже не поможет. Также в нем часто бывают искажения реальности: то мир станет перевернутым, то вы сможете сможете почувствовать себя Ноланом, самостоятельно искривляя реальность, а позже и перемещаться по отражениям в воде в обычный мир и альтернативный, решая таким образом головоломку (привет Silent Hill: Origins).

Также хотелось бы обсудить погони, которые начинаются сразу после того, как главный герой попадает в альтернативный мир. В этот момент за вами начинает гнаться Пустота, убегать от которой придется по запутанным коридорам, пытаясь найти выход. Вся эта механика очень сильно похожа на Silent Hill: Shattered Memories, в которой точно также нужно было убегать от противников по лабиринтам. И, также как и в Shattered Memories, вы можете задержать противника, опрокинув предметы позади себя. В Downpour этим предметом является металлический ящик с Измученной душой, про которую я писал выше.

Пример альтернативного мира в игре.
Пример альтернативного мира в игре.

Ливень

Так как игра должна оправдывать свое название (Downpour переводится с английского как Ливень), в игру добавили механику с дождем. Если на улице сухая погода, то вы можете спокойно гулять, ничего не боясь. Если же на улице начнется дождь, то уже лучше насторожиться, ведь на вас могут напасть монстры. А вот если начался ливень, то вам лучше спрятаться в каком-нибудь здании, ибо враги в таком случае становятся намного агрессивнее. Таким образом разработчики добавили ещё больше разнообразия в открытом мире, про который мы сейчас и поговорим.

Кадр, предвещающий печальные события.
Кадр, предвещающий печальные события.

Открытый мир и доп. задания

Если вам вдруг надоест проходить игру и захочется просто побродить по миру игры, то Downpour подготовил вам сюрприз. В отличии от максимально линейной Homecoming, в Downpour вы можете без проблем выйти после очередной сюжетной локации и спокойно пройтись по улицам Сайлент Хилла.

А для того, чтобы вам не было скучно, в игру добавили дополнительные задания. Всего их четырнадцать, но одно из них становится доступно только при повторном прохождении, ведь оно открывает секретную концовку. Большинство из этих квестов сделаны больше для веселья, но некоторые действительно могут вам помочь.

Например, во время прогулок по Сайлент Хиллу, периодически за вами будут ездить патрули. Если вы вдруг на такой наткнетесь, то из машины вылезут монстры и начнут вас атаковать. Для того, чтобы прекратить погоню за вами, вам нужно пройти побочное задание «Сигнал всем постам». Кроме того, выполнив задание «Бездомный» вы сможете открыть для себя метро, по которому будет намного проще перемещаться по городу. После закрытия некоторых других квестов вы сможете получить оружие и патроны, а также одежду на главного героя.

Также во время прогулок вы можете встретить отсылки на другие части. Например, в городе находится грузовик Тревиса О’Грейди из Silent Hill: Origins, а также вы можете попасть в квартиру 302 из Silent Hill 4.

Комната 302 из Silent Hill 4.
Комната 302 из Silent Hill 4.

Выборы и карма

Как и в Homecoming, в некоторые моменты игры вы сможете сделать выбор, который повлияет на вашу концовку. Всего есть два фактора, влияющие на вашу карму. Первый — это ваш выбор. Всего в игре их будет три. Также на вашу карму влияет количество убитых монстров. Если вы убили их слишком много, то вы жестокий человек, а значит ваша карма никак не может быть хорошей.

На самом деле, такая система мне нравится намного больше, чем система с концовками в той же моей любимой Silent Hill 2, где один ответ на телефонный звонок мог убить вашу концовку. Здесь вы, делая выбор, сами понимаете, на что идете. Таким образом ваш финал складывается из того, насколько вы плохой человек.

Так в чем же весь замес?

Хотелось бы предупредить, что дальше начнутся спойлеры сюжета игры, поэтому всем тем, кто хотел пройти ее самостоятельно, советую пропустить этот пункт.

После странного начала, где главный герой убивает преступника, у игрока возникают вопросы. Зачем он это сделал? Почему он вообще попал в тюрьму? Ответы на эти вопросы появляются в конце игры. Оказывается, что Патрик Нейпир, убитый главным героем в начале игры, причастен к смерти сына Мёрфи, которого нашли утопленным (к слову, именно из-за этого главного героя всю игру будет преследовать вода в виде постоянных ливней и потопов, изображая его страх).

В итоге для того, чтобы отомстить, Мёрфи специально попадает в тюрьму и совершает сделку с надзирателем Сьюэллом. Тот обещает помочь главному герою, в обмен на то, что Мёрфи в будущем поможет ему.

Через какое-то время после мести главного героя, надзиратель сообщает Мёрфи, что пришло время ответной услуги и дает ему задание убить человека, который по его словам «заслужил это». Также он сообщает, что в тюрьме скоро начнутся беспорядки, из-за чего они без проблем смогут выполнить свой план. После того, как герой снова приходит в душевую, он встречает там Фрэнка Колриджа — офицера, который был постоянно добр к главному герою и считал его хорошим человеком, не понимая, что тот забыл в тюрьме.

Кроме того, оказывается, что Энн, которая всю игру была агрессивна настроена к главному герою, является дочкой Колриджа. Выясняется, что после покушения Мёрфи, офицер не умер, а еще пару лет пробыл в инвалидном кресле, и все это время Энн хотела отомстить главному герою за то, что он сделал.

Но неужели главный герой смог убить офицера, который был так добр к нему? А это уже зависит от того, какая у вас карма. Всего в игре шесть концовок, но все они, кроме двух, приводят к одному — герой или убивает Колриджа, или нет. Если герой не убивает офицера, то это делает Сьюэлл, который потом спихивает убийство на Мёрфи, из-за чего того и отправляют в тюрьму строгого режима.

Таким образом игра затрагивает тему мести, а также показывает, что главный герой и правда не такой уж и хороший человек, ведь не каждый готов даже ради мести убить человека, а тем более после этого убить еще одного из-за какой-то договоренности. Кроме того, одна из концовок приводит к умозаключению «Месть порождает месть».

Если вам интересно подробнее ознакомиться со всеми концовками, то вы можете перейти на фанатский сайт по Silent Hill и прочитать там про каждый финал.

Саундтрек

Теперь, после того, как мы разобрали геймплей и сюжет, давайте перейдем к самому вкусному во всей серии Silent Hill — саундтреку. Как вы уже знаете, Акира Ямаока к тому моменту покинул Konami, из-за чего пришлось искать ему замену. Нашлась она в лице Дэниела Лихта. Но смог ли он прийти к той планке, которую так высоко поднял Ямаока? Самое интересное, что да, смог. Композитор, который ни разу до этого не работал над музыкой для игр, смог сделать красивые композиции, которые добавляли игре атмосферы. Лихт решил взять за основу все то, что делал прошлый композитор серии, но добавить к этому свой стиль, из-за чего в итоге получился новый и прекрасный саундтрек.

Из интересных композиций, которые я советую вам обязательно послушать, хотелось бы выделить «Intro Perk Walk», «Downpour Intro», «Stalking for Dinner», а также «The Downpour».

Скан обложки CD-диска с саундтреком игры.
Скан обложки CD-диска с саундтреком игры.

Кроме того, специально для трейлера игры позвали Джонатана Дэвиса, вокалиста группы Korn. Он исполнил трек «Silent Hill», который также вошел в OST игры. Это оказалось очень странным решением, но в целом трек получился очень крутой, так что если вы любите металл и Коян, то обязательно послушайте его.

Так что же в итоге?

Подводя итоги, нужно ответить на главный вопрос: «Смогли ли Vatra Games сделать достойное продолжение серии?». В целом, да, смогла.

Из основных плюсов я могу выделить хороший сюжет, возвращение уровня сложности головоломок, атмосферный город, открытый мир и саундтрек.

В минусы же хочется записать скучных врагов и боссов, а также проблемы с оптимизацией. Игра умудряется проседать, фризить и грузить текстуры прямо на глазах. Не знаю, как дела на Xbox 360, но на Playstation 3 игра работает плохо.

Могу ли я рекомендовать игру для прохождения? Да. Игра очень даже неплохая, и ее стоит пройти как минимум для того, чтобы ознакомиться с последней полноценный игрой в серии. Самое главное — не играть в нее предвзято и не сравнивать ее с играми от Team Silent. Смотря на Downpour, можно прийти к выводу, что у молодой чешской студии были все шансы в будущем исправить свои ошибки и сделать действительно хорошее продолжение серии. Возможно, если бы им дали еще одну возможность показать себя, то мы бы наконец-то увидели новый достойный Silent Hill, но, к сожалению, компания обанкротилась, из-за чего нам придется лишь надеются на то, что когда-нибудь очередной слух про разработку новой части окажется не фейком.

Спасибо большое, что прочитали мою первую статью на DTF. Надеюсь, что она вам понравилась. Пишите в комментариях, какие части Silent Hill проходили вы, и какая понравилась вам больше всего. А если вы играли в Silent Hill: Downpour, то расскажите, что вы думаете о ней.

2626
6 комментариев

Обожаю эти обзоры на Даунпур, где ни слова про баги

Лично я никаких багов во время прохождения не припомню. Возможно они и есть, спорить конечно не буду.

1

зачем проходить на пс3, когда ее оптимизировали на эмуляторе? Как и хоумкоминг, который отлично идет на среднем пк, именно пс3 версия, пк версии сайлентов лучше не ставить.

А может человек не хоте ебаться с эмулятором, не?

1

Думаю пора скачать Silent Hill 2. Не играл пока только потому, что ждал пока все обновления выйдут и никак иначе