Очень ищу произведение похожее на "Шорох"
И вот почему (лонгрид).
"Хоррор" — это вообще довольно специфичный жанр. Его изначальная цель заключается в том, чтобы напугать зрителя. Можно сделать это по-разному, но очень многие игроделы и режиссеры фильмов-ужастиков используют одни и те же способы: ленивая история про призрака и скримеры. Сами по себе приемы не плохие, но то, как их используют, вызывает вопрос к создателю относительно его фантазии и таланта.
Чем же "Шорох" отличается? Тут хочется зайти немного издалека...
Последнее пару лет большинство игр делают огромный упор на графику, это коснулось и хорроров. К примеру, серия игр антологии Dark Pictures. В их прошлой игре "The Quarry" был сделан большой акцент на свете и тени, немало живописных кадров. Но пугает ли эта история? Что же, на этот вопрос каждый ответит по-своему, но на мой придирчивый вкус вся игра была кринжем от начала и до конца. Ее можно сравнить с любым фильмом-ужастиком про подростков, выехавших на природу: большую часть времени мы наблюдаем разборки про половые отношения, немного расчлененки (как основной прием для испуга) и много тупости от персонажей.
Это все было написано, чтобы показать, что лично мне НЕ нравится в большинстве хоррор-играх. Сюда можно добавить и многочисленные творения от инди-разработчиков с отсутствующим сюжетом вообще, скримером и философской фразой в титрах для глубокого смысла.
Так что же там про "Шорох"...
Игра представляет собой картиночный Point-and-click квест. Графика крайне статичная, но сделана на совесть, так что глаз резать не будет.
История довольно простая — главный персонаж Майкл Артхейт приезжает в викторианский особняк, чтобы поймать вдохновение для завершения своей книги. Если вы до этого смотрели какие-нибудь фильмы ужасов, то уже догадались, что у этого особняка есть своя история, а точнее, у его прежних владельцев.
Чем же цепляет "Шорох" и как он пугает зрителя?
Прежде всего нужно сказать, что в игре очень хорошо выдерживается атмосфера полной изоляции. Несмотря на то, что мы можем выходить из особняка и бродить по саду, остальной внешний мир для нас становится крайне далеким. Мы приехали на машине, но мы не можем уехать. Нас должен посетить электрик, чтобы починить проводку, но мы так и не встретим его. Наш друг Джерри, который продал нам этот особняк, обещает приехать, но мы его так и не дождемся.
Следующий сильный момент в игре это музыка. Композиции авторства Cellar of Rats замечательно отражают эмоциональную составляющую, которую игроку необходимо испытывать в каждой локации. В большей части комнат мы слышим спокойную, но и печальную игру на пианино, обозначающую старую, далекую историю этого дома.
Зайдя в галерею с африканскими масками, которые коллекционировал бывший владелец дома Джеймс Блэквуд, музыка затихнет, и ее сменит эхо племенного песнопения и звук барабанов. Сперва эта комната завораживает, но когда мы прочитаем дневник Блэквуда и записку некого доктора Милтона, что эти звуки слышали и другие жители этого дома, то мы понимаем, что это было не просто музыкальное сопровождение.
Но настоящую тревогу мы испытаем, когда войдем в подвал, ведь до этого автор не использовал на полную силу музыку, чтобы напугать. Достаточно находиться в подвале пару секунд, чтобы испытать настоящее облегчение от того, что покидаешь его. А желания возвращаться не будет.
Автор отлично выдерживает атмосферу напряжения и тревоги. Сразу появляются места в особняке, куда игроку больше ходить не хочется и те, где он будет чувствовать себя спокойнее. Но по мере прохождения игры таких мест будет становится меньше.
Немаловажную роль играют и записки, раскрывающие сюжет. И, безусловно, поведение главного героя, через которого мы это наблюдаем.
В хоррорах довольно часто можно увидеть откровенно тупых персонажей, которые делают много глупых вещей, лишь бы сюжет двигался туда, куда хочет сценарист.
Наш главный герой в "Шорохе" Майкл переживает довольно разнообразный спектр эмоций, находясь в особняке. Сперва он очарован его красотой. Затем негодует, что остался без электричества. А когда он узнает, что в этом доме произошло убийство... Он загорается таким сильным любопытством, что игроку то и дело будет приходить мысль, что наш Майкл — псих. Именно псих, а не тупица, потому что автору удалось хорошо прописать мысли и действия героя так, чтобы мы верили в его авантюризм, который толкает его на разного рода крайности. И эти крайности, на которые он идет, усиливают атмосферу напряжения, которая подпитывается уже не только страхом перед неизведанным, но и нарастающим безумием главного героя.
Кстати, насчет неизведанного. Стоит упомянуть о центральном объекте сюжета "Шороха": маска для ритуала жертвоприношения, которую Джеймс Блэквуд украл и привез из Южной Африки.
Считается, что тема с проклятыми предметами из Африки это избитое клише, но в реальности это забытый прием, оставшийся в фильмах 70-80ых годов. В играх так и вовсе лишь "Amnesia: The Dark Descent" приходит на ум.
В "Шорохе" этот прием используется довольно грамотно. Мистика — это довольно сложный прием, который напугает не каждого, поскольку он во многом эксплуатирует суеверие людей. Но автор подошел к нему с правильной стороны: слуховые галлюцинации прежних жителей дома, которые слышали звуки барабанов, проходя рядом с африканской галереей; поведение аборигенов и описание ритуала, который наблюдал Джеймс Блэквуд перед тем, как украсть маску, то как она его "заворожила"; то как главному герою снится сон, как он находит место, где маска спрятана. То есть мы не видим, чтобы маска как-то действовала сама по себе. Но мы видим ее эффект и ее влияние: как у Джеймса Блэквуда развивается настоящая паранойя, как тихо сходила с ума и его жена, рисуя жуткие картины, и как за всем этим наблюдал не верящий в мистическое доктор Милтон, который, тем не менее, в итоге тоже спятил. И наш герой Майкл теперь одержимо копается во всем этом, вскрывая старые раны.
Есть и у "Шороха" более примитивные способы напугать: целых два скримера за всю игру. Однако стоит сказать, что зритель к ним хорошо подготовлен.
Свои минусы у игры тоже найдутся: порой совершенно не очевидные способы решения загадок (играем в "угадай о чем думал автор"), ненужное дополнение "Director's cut", и один из скримеров все-таки был лишним.
Но на данный момент для меня эта игра остается эталоном хорошего хоррора со вкусом. И хорошо рассказанной истории, постепенное раскрытие которой действительно завораживает.