Искусство будущего - саунд арт

Современное искусство - вещь критикуемая и довольно неоднозначная. Его ругают за примитивизм, пошлость, богохульство, неуважение истоков. В головах людей современное искусство - это абстракции, унитазы, голые тела и отсутствие смысла. что на самом деле характерно для того же дадаизма, который зародился еще в начале прошлого века. Поэтому подобные вещи уж точно нельзя назвать современными. А вот подлинно современное искусство - это диджитал технологии и симбиоз уже существующего. И из всего многообразия форм мне бы хотелось обратить внимание моего дорогого читателя на саунд-арт, - вещь своебразную, новую и прекрасную.

Возможно, об этом слышал лишь искушенный слушатель, поэтому поясню - саунд арт - это разновидность формы искусства завязанной на аудиальном восприятии мира. Зерно - музыка, звуки, шумы и безграничная фантазия автора.

Для несведующего слушателя саунд-арт - это звуковая, фоновая дорожка. Для Эстета - это набор образов, история, манифест. Каждый шорох, шум, грохот, история - часть общей картины мира. Да, посмею заявить, но саунд-арт - это именно картины, но не для глаз, а для ушей.

Саунд-арт художники исследуют окружающий нас мир, медитируют, изучают философию и учат зрителя-слушателя слушать и слышать этот мир. Да, это разные понятия, имеющие отличные смыслы. Слышать - это умение различать звуки: пение птиц, грохот сапог, шорох одежд, гул машин. Слушать - это умение чувствовать тон, яркость, настроение, тепло, цвет... Да, саунд-арт часто выходит за рамки восприятия мира ушами. Звуковые картины сопровождаются визуальными образами, которые задают тон и показывают направление мысли.

Именно в такой стилистике работают Carsten Nicolai, Janet Cardiff, Cevdet Erek. Их работа - совмещение Визуала и звука. Louis Helman же напротив уходит от визуального восприятия мира и говорит о запахах, ощущениях, эмоциях. Работы этого художника лишены даже слов, ибо звуки говорят все нужные слова. Хотя нужны ли слова, если можно доверится ощущениям и собственному восприятию мира? Работы некоторых других художников - это вызов технологиям, разуму и смыслу. Звуки разложения, копошение червей, сломанный микрофон - это не компоненты фонограммы - это экспонаты, источающие звуки. И эти звуки - то, на что зритель не обращает внимания в обычной жизни. То, что ломает его картину восприятия, раскрывает возможность природы, компонентов интерьера.

Саунд-арт - это вызов. Вызов новому обществу, которое посмело зарасти плесенью заторможенности быта и обыденностью настолько, что перестало даже слышать свое дыхание. Это не замыленный взгляд на мир и желание постичь его чертоги. Это будущее, отдающее реверанс прошлому. Ведь зародился саунд-арт в 20-е годы прошлого века и был младшим братом дадаизма и писуарной лирики. но после смерти старших он оброс проводами, обрел голос и заговорил с людьми об обыденных вещах, которые они перестали замечать. Саунд-арт - это искусство будущего, которое машет рукой мертвого брата и передает привет всем, кто называет современное искусство бесталанным. Ведь талант - это умение замечать жизнь и наслаждаться новым звуком, шорохом, шумом...

88
1 комментарий

Нууу... ок.
Ещё одно ответвление. Наряду с техно и эмбиентом.

Ответить