Алан Шрёдингера

Алан Шрёдингера

Данный поп-культурный феномен интерес не только (и порой даже не столько) своими отсылками на многочисленные произведения конца 80-х и начала 90-х, сколько противоречиями, которые возникают у игроков за время прогулки с Аланом среди темных лесов Брайт-Фоллс.

Не будет преувеличением сказать, что "Алана" привычнее любить или не ненавидеть, чем видеть его усредненным продуктом своего времени.

Это не та игра, которую можно назвать "крепким середняком", слишком противоречивые чувства она вызывает. Итак, давайте поговорим об Алане Уэйке.

Рукописи не горят.

Алан Шрёдингера

Сперва я написал несколько длинных абзацев о том, как мне не понравились записки, держа в уме что книгу, содержащую такие профанские пассажи я бы ни за что не стал читать.

Страницы рукописи... я не верю, что эти тексты написаны серьезно драматически, скорее это насмешка, авторская ирония над серьезной манерой письма типичного автора-беллетриста.

Хуже то, что желаемой иронии, которая не дала бы пойти на дно качеству этих текстов, я в них не нашёл.

Они переполнены штампами, написаны будто под влиянием писательских курсов, подчеркнуто правильные и осторожные, как езда молодого водителя, а от того до предела наивные и вторичные.

В этой ситуации удивляет, что полной их противоположностью являются теле - и радио- передачи и даже диалоги между персонажами, если не брать в расчет профанский мелодраматизм разговор главной парочки игры - мистера и мисс Уэйк.

Но записки - это важная часть, которая предвосхищает сюжет - в записках будущее, которое еще не настало, это углубляет игровую концепцию.

Записки это то, что меня каждый раз отталкивало в перемешку с тягостным геймплеем, порог вхождения в который достаточно велик.

По большей части плохи именно записки, передачи и зарисовки с Аланом в телевизоре видятся мне на порядок качественнее.

И можно сколько угодно ругать стиль или его отсутствие но Алан Уэйк - четко отмеренное произведение. В нём все на своих местах и безотносительно претензий к форме и стилю я готов похвалить все части этого произведения, когда они существуют в целом.

Здесь вам будет не до смеха.

Алан Шрёдингера

Во всяком случае до 4 главы.

Игра старается быть очень серьезной, даже в Твин Пикс, на который игра ссылается в своей атмосфере, встречается гораздо больше комичного.

Это игра про писателя, который попал в очень сложную ситуацию в мире законов которого он совершенно не знает, который чрезвычайно враждебен к нему и попросту стремится его то заморочить, то запутать, то сожрать.

Играя, я испытывал вайбы The Suffering именно по уровню безнадежности происходящего. Окружение крайне враждебно, оно постоянно меняет правила игры, не дает вам привыкнуть к ситуациям и по мере прохождения мир становится все более агрессивным. Он отчаянно сопротивляется вашему движению по нему. Он защищает себя и ненавидит вас. Мир растопчет вас за невнимательность, он накажет, если вы упустили геймплейную возможность.

Приведу пару примеров таких эпизодов:

  • Истратив фаеры раньше времени, вам придется мучительно изворачиваться, потому что по сюжету у вас отняли оружие, при этом вам нужно защищать позицию с игровым персонажем.
  • Если вы не обратили внимание на машину и пошли в конец карты пешком, вы огребёте по полной - игра вывалит на вас толпу биологических врагов, будет швырять в вас механизмы, без шанса пройти жалкие 100 метров. Победить в этой ситуации можно только с достаточным запасом оружия или будучи в кузове автомобиля.

Вы можете получит свои уникальные ситуации, когда вам покажется, что игра ведет себя не честно, я уверен, что они возникнут. Однако, в большинстве случаев проблема будет заключаться в том факте, что вы приняли игру за легкую прогулку в лесу.

Алан писатель, он ведёт сидячий образ жизни.

Алан Шрёдингера

А так же никогда не проходил физ. подготовку.

И вот где у меня действительно произошел разрыв, сдвиг и кручение по фазе, это когда во время импровизированного рок-концерта Алан лутался в режиме галоперидольного слоу-мо! Игре не нужно прокачка, черт с ней! Но ей просто жизненно необходимы ДВА гребаных перка:

1) на ускорение возможности брать сраный лут в сраные руки.

2) на ускорение рывка, когда Алан стартует в низкой стойке, принимаясь улепётывать! Потому что этот мужчина каждый божий раз получает по жопе гаечно-ключным, топоро-секирным, лопато-грабельным фальстартом от догоняющих его врагов!

Алан, господи, почему ты не можешь своими искусными пальчиками, которыми ты строчишь все эти царские вирши, брать гребаные патроны, немного быстрее?! Перезарядка происходит ловчее, чем Алан схватится за патроны или обменяет одно оружие на другое! Алан, ты не в магазине, тебе некогда выбирать, не крути в руках а просто суй сразу его в свои мерзкие кормансы (г-г-олум!)

Может показаться, что косность передвижений, малый заряд стамины и отсутствие прокачки - это недоработки механик игры (и это действительно так, г-г-голум!). Однако не следует забывать, что Алан не живенький Себастьян Кастелланос, который, не смотря на своей статус работника органов правопорядка, даже 100-метровку не сдаст, будучи ни в одном глазу. Ну, это пока не вкачает стамину, конечно же.

Но Алан не такой, бегать он так и не научится. Однако Алан, будучи по колени в дерьме, на последнем издыхании будет уворачиваться от неминуемой гибели, при этом оставаясь живым. Это бытие вопреки.

Алан Уэйк - достаточно сложная игра и почти невозможная, если в некоторых ключевых ситуациях действовать напролом и чаще всего, если ты проигрываешь, значит ты не используешь окружение или используешь его не правильно.

Обсуждая игру на сайте, я прочитал комментарии, которые обязан привести в качестве цитат. Они отражают именно то не понимание, которое может возникнуть, когда очередной человек "задушился" об геймплей игры.

Как это обычно бывает, комментарии оказались лучше статьи:

Игра ощущается как сурвайвл, дохляк-писатель и не будет на изи разматывать сверхъестественную дичь. Враги всегда нападают скопом, со всех сторон, и нужно умудряться и от удара киркой сбоку уворачиваться, и от летящего в харю топора, и при этом просвечивать защищённых врагов фонарем, и ещё успевать отстреливать тех, кто уже без защиты. Игра хоть и не блещет разнообразием в арсенале и ситуациях, но схватки почти всегда адреналиновые, с легким ощущением превозмогания.

Товарищ adaniil2 хуйни не скажет.

Отличный геймплей, главное - научиться уворачиваться от атак и вовремя использовать ресурсы, так как игра частенько заставляет вас снова собирать припасы и оружие после смены времени суток или после всяких "обмороков" героя, например. А так всё очень отзывчиво и бодро, если бы не бег Костыльвануса и частенько кривые прыжки. Единственно реально душные моменты могут быть связаны с одержимыми предметами, особенно на мосту, кто знает - тот знает. А фонарик, снимающий тьму - это просто вид оружия, который сбивает броню с врагов, с таким же успехом вы целитесь и стреляете в любых других играх, но тут чуть подольше целитесь и поменьше стреляете, здесь это так интересно обыграно. Поэтому частые претензии "ыы, фанарек" - доёб до креативности Ремеди.

Товарищ Roma Orlov тоже

Если ты внимательно следил за сюжетом, то мог бы узнать, что:

• Алан Уэйк какое-то время писал сценарии для сериала Night Springs

• Есть вообще большие подозрения, относительно того, что внутри чего вложено: фильм, сериал, поэма, роман Уэйка Departure.

Игра отличная в части атмосферы и сюжета. Жду сиквел с нетерпением. Геймплей — согласен, получится корявый и несбалансированный. Судя по всему, за тринадцать лет Remedy сделали правильные выводы.

Товарищ Тимофей Ермолов подтверждает

Не добавляет позитива и тот факт, что после каждой успешной зачистки локации или главы, тебя обирают как липку, оставляя без амуниции и оружия. Получается, что у каждой карты сражений свой набор механик и поэтому, когда тебе выдают очередной набор оружия, следует смекнуть для чего он тебе.

Но тем приятнее бежать к очередному подсвеченному столику, на котором тебя ожидает хабар. И здесь мы подходим, как мне кажется, к главной проблеме игры, которая-то по сути проблемой и не является

Игра, в весьма ограниченном пространстве и атмосфере, создает наборы переменных, которые отличаются не слишком обильными деталями, но они меняют игровой опыт.

Алан Шрёдингера

Именно поэтому Алан Уэйк напоминает мне выдуманную программу "Сдохни или умри"

Алан Уэйк - это 1000 и 1 способ как упасть, прокатиться на заднице, задушиться, быть размолотым, раздробленным и выпотрошенным всяческими видами и подвидами красноречивых одержимых: (полицейских, рудокопов, рядовых жителей, пожарных, работников электроподстанции, среди которых есть невидимки, берсерки и рядовые как я их называю - гопники с ножичками - потому как одеты они в какие-то спортивки); а так же разнообразными аппаратами, агрегатами и механизмами, которые с довольным скрежетом летят тебе прямо лощеное, писательское табло. А так же о том, как избежать данной участи.

За НЕНАВИСТЬ и настырность игры в стремлении тебя убить, я попросту ее уважаю. И что самое главное, пожалуй баланс сил здесь не нарушен. Ресурсов отмерено ровно столько сколько нужно, чтобы ты справился, будучи внимательным к происходящему.

Когда в очередной раз обычный кусок трубы срывается с места и несется за тобой как то самое одеяло из "Мойдодыра", я тут же вспоминаю про Prey и его мимиков.

Алан Шрёдингера

Возьми свет! Аллилуйя!

Свет. Живите по-светлому!

Значения света в игре нельзя переоценить. Авторы подчеркивают это даже тем фактом, что фонарик попросту нельзя выключить. Концепция к свету через безумие не является чем-то новаторским, но именно в этой игре вы будете всегда искать выключатель, заходя в любой заброшенный дом, обращать внимание на фонарные столбы, а ездить на автомобиле с включенными фарами вы будете даже днем.

Можно сказать, что Алан Уэйк - это метафора идеи противоборства света с тьмой, а ведь нет ничего более общего, заезженного и предсказуемого, чем эта парочка!

Некоторых людей может раздражать, что эту метафору пихают им в лицо, как луч фонаря и визуально, и геймплейно.

Именно на жонглировании светом строится ганплей Алана: на разных способах светимости, чтобы они ослабляли врага.

Подсвети свои проблемы, выведи их на свет, в этом тебе помогут ультимативные способы:

  • Брось под ноги фаер и зона обороны увеличится (отлично помогает, когда приходится отступать, перебазироваться или нестись сквозь летящие в тебя многотонные механизмы).
  • Прожги фонариком и они станут уязвимы.
  • Брось световую гранату и они разлетятся на куски. От света. На куски, состоящие из тьмы.
  • Включи прожектор.
  • Включи дальний свет фар автомобиля.
  • Сжигай лучом фонарика стаю ворон, которая пикирует на тебя.
  • Найди фонарь помощнее. Свети дальше. Жги сильнее.
  • Жги светом сгустки из тьмы, которые раскиданы как импровизированные бомбы.
  • Сжигай и распыляй хоть пол трактора, который (разложился на плесень и липовый мед) и летит прямиком в еба... прямиком в забрало.
  • Светом можно проявлять мистические надписи на стенах или указатели к схронам с лутом.
  • В одном из эпизодов вы получите поддержку светом на вертолете с воздуха.

Окружение тоже не спит и помогает следуюшими способами:

  • взрывающиеся бочки
  • электрические провода, которые мгновенно распыляют врагов
  • отдельно стоящие прожекторы, которые периодически гаснут, добавляя сложности
  • мощные прожекторы, которые при усилении света, сжигают врагов до атомов etc.

А ведь порой может раздражать такая мелочь, как отсутствие возможности вырубить гребаный фонарь и на минутку подзабыть, что мы тут за все светлое против всего тёмного.

Иди на свет, брат.
Иди на свет, брат.
Очередной моб улетает на татуин не выдержав силы моего внутреннего света. 
Очередной моб улетает на татуин не выдержав силы моего внутреннего света. 
Плечом к плечу: я и мой главный любовник - строительный фонарь. 
Плечом к плечу: я и мой главный любовник - строительный фонарь. 
Ракетница - это весело. И светло. 
Ракетница - это весело. И светло. 

Алан Уэйк - игра из мира мужчин.

(И не подходит для инцелов и гомо-геев слегка за 20, которые ищут папика с rtx 4090. Ггг-голум!)

Она про любовь и гетеросексуальные вайбы и не боится рассуждать на данные темы.

Она - олдскульная, старошкольная, миллениальская - игра про белого мужика и его переживания. Она для всех, кого интересуют проблемы белых мужиков, кого волнуют их чувства.

От Макса Пейна игра взяла концепцию мужчины сложной судьбы и его недостижимое желание быть с любимой женщиной. А так же, конечно, слоу мо.

Она депрессивная, темная, безысходная и безнадежная. Сколько еще синонимов слова тлен необходимо написать, чтобы вы поняли? Неофиты зададутся вопросом: какие-то черные негры в темной пещере долбят тебя черными кирками? Где ЛГБТ+ подсветка на них в конце концов?

Да, игра очень сдержана в своей цветовой гамме, но умело играет со свето-тенью а еще в ней прекрасные пейзажи, которые обязательно понравятся поклонникам сериала Твин Пикс.

Алан Уэйк - игра не для всех. Но тот, для кого она предназначена найдет в ней все необходимое. В ней нет ничего от авторов размытой формулировки чего-то для каждого.

Однако, для тех кто утверждает, что Алан Вейк - это стрельба в одинаковых врагов с хождением по одинаковым, темным тропинкам, я напомню, что в ней есть:

Вы еще вспомните этот кадр, когда доберетесь до "Вальхаллы".
Вы еще вспомните этот кадр, когда доберетесь до "Вальхаллы".
  • (о, конфуз) события происходящие ярким, солнечным днем, которые двигают сюжет и знакомят нас с окрестностями затейливого городка и его персонажами, среди гор и ледяных озер.
  • занимательные точки отдыха, где можно послушать радио-шоу с харизматичным ведущим, после каждого эпизода с которым вам поставят приятную музыку
  • посмотреть передачу, которая является отсылкой к абсурдным и мистическим зарисовкам "Сумеречной зоны"
  • загадки, связанные с пространственным мышлением
  • езда на автомобиле, причем практически любое транспортное средство, которое вы видите в игре можно завести и это не одна марка автомобиля на всю игру.
  • однако, вы можете не использовать транспортные средства, тогда вам придется прогуляться или проявить недюжинные способности выживания - в некоторых случаях попадаются большие участки карты или сложные моменты, в которых просто не обойтись без машины. А еще на автомобиле можно дрифтануть и снести деревенский забор.
  • в моменте, когда стая ворон атакует подъемник, а затем вы рухнете с канатки в красивом пике; или с неба упадет товарный вагон, преградив вам путь, вспомните про то, какая Алан Уэйк - душная и однообразная игра.
  • когда Алан идёт спасать возлюбленную, Тьма валит перед ним сосны.
  • Алан взаимодействует с физическими объектами: пнуть, толкнуть, выбить, пробить себе дорогу
  • в конце каждой "серии" вас ждут титры с хорошей музыкой, а в начале следующей вам покажут краткое содержание пройденного эпизода.
  • в некоторых локациях на стенах есть qr коды, если отсканировать их, то можно посмотреть ролики, которые называются "видения".
  • распашка и культивация в чернозем вражин под пиротехническое шоу на рок-концерте? Никаких проблем!
  • только в Алане Вейке! Самый живучий хард-постер во всей Америке!
  • зерноуборочный комбайн с пустой кабиной, без водителя срывается с места и летит на вас с диким рыком? Дайте два!
  • Как часто вас нахлобучивали кусты?
  • Фонарик, фонарь, вообще огромный фонарь, жесть.,
  • Как часто вам удается покружиться на пролете моста в скучных играх?
  • Бросок товарным вагоном с вершины горы с бегством от него под слоу мо.
  • В меня бросали лодками, грузовиками и товарными вагонами.
  • Прилетало газовыми баллонами с пропаном
Бессмертный хард-постер.
Бессмертный хард-постер.

Хорошее произведение - это не только сюжет и нарратив, оно существует внутри деталей, забавных мелочей, которые усложняют его характер. Хотите пример? Ради бога! Взобравшись на вершину горы, на пути к цели, можете проверить навыки стрельбы, шмальнув по аккуратно выставленных банкам.

Ребячество, которое вызывает улыбку. Цельс! Пли!

Та самая стрельба по банкам. 
Та самая стрельба по банкам. 

Игру есть за что поругать. Бесконечный путь к озеру Колдрон, поставленный без всяких изысков. Есть совершенно абсурдные моменты, где буквально через каждые 20 метров разбросаны препятствия, непреодолимые на автомобиле, при этом вас то высаживают из автомобиля, то сажают в него обратно. Создается совершенно не нужная суета.

С точки зрения харизмы Алан невероятно скучный персонаж, который стреляет гораздо лучше чем говорит. При это он писатель, что иронично.Это 100% нытик-зануда, который даже шутит очень натужно. В этом контексте его друг Барри отдувается за двоих.

Однако, в этом контексте стоит упомянуть его феерические появления в образе себя в телевизорах по ходу игры.

Вспоминайте Хичкока, каждый раз когда вас будут атаковать птицы. 
Вспоминайте Хичкока, каждый раз когда вас будут атаковать птицы. 

Алан Уэйк - это попытка самобытно подойти к жанру, не слишком заимствуя у одноклассников. Настолько наполненной и насыщенной игры нужно еще поискать! Очевидно, что Ремеди выжали максимум своих возможностей, ведь игра прекрасно себя чувствует даже сегодня. К тому же в 2021 году вышла ремастер-версия.

И в качестве ложки дегтя вы получите налёт старческого геймдизайна, когда писатель среднего возраста не может перемахнуть через полуметровый забор и добраться к цели напрямки, поэтому ему приходится искать дырку в стене жопы мира, чтобы пробраться к цели, которая маячит перед носом!

Но это всё тщедушные мелочи, по сравнению с общим впечатлением.

Алан Шрёдингера
4545
25 комментариев

Отличный текст, спасибо! Сама не играла, но как будто прошла вместе с тобой. Отмечаю внимание к деталям, последовательность и продуманную структуру текста. Отдельный лойс за "Сдохни или умри" и, конечно же, "г-г-голума")

3

Спасибо за текст, прочитал с удовольствием. Помню на релизе видел как друган играет, и особо запомнилась сцена когда бульдозер сносит дом, пока ты судорожно пытаешься из него выбраться. Сам ознакомился уже сильно позже, очень кайфанул, хоть и пару раз пришлось позорно юзать трейнеры.

2

На удивление обошелся даже без ютуба. Игра просто требует немного внимательности а враги всегда держат в тонусе. А по началу прям ныл что мне сложно.

2

Да я сейчас недавно прошёл смотрю и вспоминаю такие моменты из анчартеда2, здесь это прям круто получилось и не ожидаешь от такой игры такого

2

И не подходит для инцелов и гомо-геев слегка за 20, которые ищут папика с rtx 4090

Я инцел и мне игра понравилась. От мамочки с 4090 не отказался бы...

2

Выписан из женоподобных юнцов.

2

Я считаю что любые вопросы по поводу странного гейм-дизайна можно парировать одной фразой:- "на дворе был 2010год делали по канонам тех лет и возможностям"

2