Pentiment. Понравилось почти всё, но почти никому не советую
Детективная новелла про художника из Баварии от Obsidian.
Что это вообще такое?
Pentiment - это детективная игра в жанре point-and-click. Вы играете за молодого художника Андреаса Малера, который временно работает в аббатстве небольшого городка в Баварии над иллюстрациями для книги. В процессе прохождения вам придётся расследовать несколько убийств.
В конце каждого из расследований вы дадите показания в суде. И если ваши доводы будут достаточно убедительными, то судья прислушается к ним и казнит убийцу.
Но суд в конце каждого расследования влияет не только на вердикт судьи. В процессе расследования вы узнаете много личной информации о некоторых жителях города, которую они хотели бы сохранить в тайне. И если придать её огласке, то отношения с ними испортятся настолько, что в дальнейшем будет бесполезно просить их о помощи.
Друзья и родственники обвинённого вам тоже потом спасибо не скажут. В первом акте я, например, обвинил в убийстве одну девушку. Когда потом я обратился за помощью к парню, с которым у неё был роман, он вежливо послал меня.
Про ролевую составляющую и вариативность
В игре довольно неплохая RPG-составляющая, но ожидать чего-то уровня Disco Elysium не стоит.
В начале вы выбираете свою биографию и образование. Это влияет на процесс убеждения и фразы, которые вы будете говорить. С некоторыми персонажами вам будет легче находить общий язык. В первом акте, например, знания оккультизма могут помочь вывести на чистую воду одного священника. А иногда знания, которые вы выбрали, помогут в решении некоторых головоломок.
Игра довольно вариативна в первых двух актах. Даже если не брать в расчёт тот факт, что вы решаете, кого именно судья казнит, вы можете по-разному достигать своих целей. Можно пытаться лгать, можно просить о помощи горожан, можно пытаться идти честным путём и не вытворять ничего незаконного. Приятно, что многие такие выборы игра запомнит. И напомнит она вам о них в самый неподходящий момент.
Но на большинство ключевых событий влиять нельзя. Если кому-то суждено умереть по сюжету, то его уже не спасти. Каких-то действительно масштабных выборов в игре нет.
В третьем акте вместо детективного расследования происходит скорее какое-то повествование. Действительно важных выборов там минимум. Третий акт я проходил через силу, пока не дошёл до финала, который снова вернул меня в игру и заставил с интересом следить за происходящим.
Про геймплей
Большую часть времени вы читаете диалоги и участвуете в рассуждениях о религии. Религии в этой игре очень много. Фактически вся игра строится вокруг неё. В самом начале вам довольно подробно расскажут три библейских истории, по мере прохождения вы довольно часто будете блуждать по церкви, а почти каждый диалог заканчивается фразой "Храни вас Господь".
На каждое расследование вам даётся по 1-2 дня. За это время вы должны успеть опросить как можно больше подозреваемых и собрать как можно больше фактов. Но ваше время в течение дня ограничено. И каждый такой опрос двигает время вперёд. Плюс время от времени вам придётся заходить поесть к жителям города, так что тратить весь день на расследование не получится. Поэтому опросить всех скорее всего не удастся.
Во время прохождения вам будут встречаться простенькие мини-игры. Сами разработчики говорили, что они нужны не для разнообразия геймплея, а для более глубокого погружения в атмосферу того времени, поэтому ждать от них чего-то особенного не стоит.
Однажды вам предложат сыграть в карты. И это довольно интересно на фоне остальных мини-игр. Сыграть, к сожалению, можно только один раз.
Атмосфера, музыка и графика
Атмосфера и контекст игры довольно специфические. Если вы не фанат истории или истории религии, то вам вполне может быть скучно. Мне понравились эти постоянные религиозные разговоры, но в паре мест даже я задушился.
Визуал в игре потрясающий. Разработчики делали упор именно на него. Полноценно он раскрывается при прохождении на английском языке, так как там явно больше сил потратили на шрифты. Но и русский шрифт выглядит неплохо.
Видно, что и над игровым меню старались.
Во время диалога все новые и потенциально сложные слова для игрока выделяются. Их значение можно узнать, не открывая основной словарь для терминов.
Музыкальное сообщение в игре почти отсутствует. Да, почти везде есть фоновые звуки (звуки пера при трении о пергамент, звуки травы и пр.), но полноценных музыкальных тем для локаций нет. Какая-то музыка в игре звучит только во время важных событий.
Одно из приятных исключений - пение монаха в аббатстве.
В любом случае советую послушать саундтрек игры. Он идеально подходит для игры, хоть и звучит крайне редко.
Минусы игры
Очень не хочу заспойлерить игру, но не могу не сказать, что её детективная составляющая сделана немного странно. Не плохо, а именно странно. Эти самые особенности вы полноценно поймёте только в конце игры. Но некоторые почуют неладное уже в конце первого акта. Меня это не сильно расстроило, но для многих это может оказаться важным.
Ну и введение может показаться затянутым.
Заключение
Мне игра очень понравилась. И долгое введение, и финал, и неплохая вариативность, и персонажи, и атмосфера - все эти составляющие прям попали в меня. Но третий акт хочется выкинуть из своих воспоминаний. Буквально худшая часть игры.
Если хочется узнать больше деталей про шрифты в игре, то советую эту статью:
UPD
Немного дополню статью.
@Le Cringe откопал тропы сюжета, где можно в том числе почитать про альтернативные ветки прохождения - https://posmotreli.su/index.php/Pentiment
@Greydr поделился ссылкой на мод, который меняет стандартные шрифты на стилистические - https://www.zoneofgames.ru/news/73554-krasivye-russkie-shrifty-dlya-pentiment.html
Вообще-то есть мод на аутентичные шрифты для русификатора. Рекомендую поставить всем, кто будет играть, а то автор обзора играл с фигней из ворда.
НИХУЯСИБЕ!
Серьёзно, отличная работа, без этих шрифтов игра теряет часть очарования. Ещё бы перевод поправили, там есть ляпы.
Шрифты, конечно, не точно такие, просто подобрали похожие - но хотя бы так, всё равно лучше, чем ничего.
Ты под русификатором имеешь в виду официальную локализацию или ещё какой-то мод?
Дневник с ними выглядит так, к примеру. Ну и все диалоги расцветают
а на пиратку накатывается? скажите пожалуйста
Про слитый третий акт уже не раз писал в комментах, если бы тупо с открытой концовкой закончили на втором, было бы лучше.
А по поводу детективной составляющей, игрок понимать должен во время второго акта, когда буквально тупо должен дать хоть какую-то версию, хотя сам в нее не верит. На самом деле это прикольно, далеко не все дела раскрываются и перед тобой выбор как лучше поступить.
если бы тупо с открытой концовкой закончили на втором, было бы лучше
Я реально думал, что вот и всё, такой вот финал, и я не против. А оно дальше пошло.
На самом деле это прикольно, далеко не все дела раскрываются и перед тобой выбор как лучше поступить.
Согласен. Это даже не столько детектив, а чистая драма про муки выбора, ценность правды и всё такое.