(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

На сегодняшний день для фанатов космоса есть огромный выбор из жанров и сеттингов. Каждый может найти что-то под свои запросы, но по большей части космос используется просто как сеттинг. То есть максимум где он применяется — внешний вид игры и в целом, если очень пофантазировать, то большинство таких игр можно спокойно завернуть в совсем другой облик и единственное, что возможно придется подправить — некоторые сюжетные нюансы. Поэтому я хочу поделиться с вами списком игр, где космос — это активный участник сюжета и геймплея и посмотреть на то, как разные игры взаимодействуют с ним.

Outer Wilds

Космос — очень недружелюбное пространство. В нем крайне холодно, много радиации и огромные пустые пространства, которые наполнены массивными камнями с залежами льда и металлов, однако в нем можно наткнуться на уникальные редчайшие объекты, которые нам даже трудно представить. Разработчики Outer Wilds подошли очень необычным способом к созданию своего космоса — они убрали из него все вышеописанные сложности и наполнили его исключительно необычными космическими объектами и аномалиями.

Управление кораблем максимально интуитивное и простое, а добраться до других планет помогает автопилот
Управление кораблем максимально интуитивное и простое, а добраться до других планет помогает автопилот

По сюжету мы играем за участника космической миссии по изучению предтечей. Для этого у нас есть космический корабль, сканер и пушка, стреляющая камерами, которые умеют делать снимки на 360 градусов. И вот, пройдя подготовку к полету, вам дают коды запуска для ракеты и здесь начинается все самое интересное. Взлетая с родной планеты вам открывается для изучения вся солнечная система — можно полететь куда захочешь. Не смотря на то, что ты летаешь на консервной банке, собранной с помощью скотча, а планеты по размеры сравнимы лишь с астероидами, чувство первооткрывателя поглощает с головой и действительно веришь, что ты исследуешь новые миры, которые работают совсем по-другому.

Планеты по размеру, будто сошли со страниц Маленького Принца, что идет игре на пользу, позволяя разработчикам проработать каждый сантиметр поверхности и не утомлять игрока километровыми марафонами
Планеты по размеру, будто сошли со страниц Маленького Принца, что идет игре на пользу, позволяя разработчикам проработать каждый сантиметр поверхности и не утомлять игрока километровыми марафонами

Ключевая продающая фишка игры — это подробная симуляция цикла солнечной системы. Куда не глянь — везде что-то происходит или уже произошло. Это очень насыщенный событиями игровой мир. Но добились такой проработки ценой того, что жизнь эта ограничена примерно 25 минутами, после чего Солнце взрывается сверхновой, а мы начинаем все сначала, сохранив всю информацию, которую успели собрать. Очевидна проблема, к которой все это приводит — начинать заново очень быстро устаешь. В целом концепция временной петли меня очень даже устраивает, но тебе приходится просматривать доооолгую анимацию перемотки времени назад каждый раз, когда умираешь. Я искренне не понимаю, почему в игру не добавить быстрое сохранение. Лично я сдался, когда потратил десяток попыток пройти планету, которая проваливается саму в себя, потому что стоит тебе оступиться — начинай сначала, а это не чувствуется чем-то справедливым или «хардкорным», это просто душит.

Апокалипсис апокалипсисом, но никто не мешает вам остановиться, перевести дух и насладиться красивейшим закатом этого мира под умиротворяющую музыку
Апокалипсис апокалипсисом, но никто не мешает вам остановиться, перевести дух и насладиться красивейшим закатом этого мира под умиротворяющую музыку

Но не смотря на мое возмущение это действительно единственная серьезная проблема данной игры. А больше мне и не о чем рассказывать, ведь каждое слово, сказанное об Outer Wilds забирает у вас главное удовольствие от игрового процесса — дух первооткрывателя.
Заключение: Outer Wilds — это уникальный игровой опыт, который запомнится надолго, потрясающий дизайн и саундтрек создают неповторимую атмосферу уютного места, где тебе всегда рады. Хоть я и не прошел ее, я с нетерпением жду момента, когда хорошенько забуду сюжет игры, чтобы вернуться и пройти ее с дополнением.

KSP — Kerbal Space Program

KSP — симулятор ракетостроения и пилотирования. Когда я запускал эту игру впервые, по воспоминаниям с первых билдов я думал, что это аркадная забава, по типу «создай свою ракету и попробуй взлететь как можно выше», но какое же было мое удивление, когда я получил «симулятор NASA», где без гайдов и пары вечеров обучения разобраться ну совсем нереально. Однако, если же уделить игре время, достаточное для освоения, то в ответ она вас вознаградит эмоциями, которые вы ни в какой другой игре не получите.

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

В игре представлено четыре режима — песочница, карьера, научный и сценарии. С песочницей все более менее понятно — вам доступен весь контент игры сразу, создавайте любые ракеты из любых деталей, вы ни в чем не ограничены. Никакой прогрессии в этом режиме нет, вы просто летаете и строите в свое удовольствие. Режим карьеры уже намного интереснее, в нем нужно заниматься развитием базы, изучать новые детали, проводить менеджмент команды, брать и выполнять контракты. Лично я не рекомендую начинать играть с этого режима, так как на вас вываливается огромное количество информации, за которой просто не успеваешь следить и не понимаешь, в каком направлении развиваться дальше. А вот научный режим я считаю идеальным для старта в игре (после обучения, конечно же), в нем не нужно забивать себе голову менеджментом базы и количеством денег, единственное, в чем вы ограничены — это научный прогресс. То есть изначально у вас минимальный набор деталей, но выполняя разные открытия, будь то первый выход на орбиту, первая посадка на другую планету, данные с датчиков, спутников и роверов вы будете получать очки науки, на которые можно открывать новые детали. По итогу вы сконцентрированы только на ракетостроении и полетах, а ограничение в виде постепенного открытия новых деталей для ракет дает вам прогрессию и глобальную цель — посетить все планеты. Ну и последний режим, который появился в DLC — миссии. Идеально подходит для тех, кто не любит придумывать себе задачи, в них вам дается определенная цель, и ограниченное количество деталей для ее реализации. В игре есть два набора миссий — воссоздание космической гонки от советского Спутника, до Аполона 13 и воссоздание космических программ, которые происходят сейчас. Однако в игру вместе с миссиями завезли очень продвинутый редактор для них, так что никто вам не мешает скачивать компании, созданные сообществом.

На построение такой станции у вас уйдет с десяток часов при условии, что вы уже владеете всеми навыками и деталями
На построение такой станции у вас уйдет с десяток часов при условии, что вы уже владеете всеми навыками и деталями

У KSP так же хватает и проблем, но по большей части это проблемы технического исполнения. Пожалуй, главная беда игры состоит в том, что она наращивала контент на протяжении 10ти лет, а это привело к тому, что даже будучи установленной на SSD, загрузки в игре утомляют. К этому добавляется ненасытность к ресурсам компьютера, но эта проблема связана скорее всего со странной физикой игры. Собранная вами ракета не является одним целым объектом — физика для каждой детали просчитывается отдельно, это приводит к тому, что при движении ракета будет нагружать процессор пропорционально количеству деталей в ней. И еще все части корабля будто связаны между собой болтами, которые решили не закручивать до конца, из-за чего массивная конструкция «плавает», как будто состоит из желатина. Так же иногда шуточный характер игры не позволяет вам понять, для чего нужна деталь, так как в описании будет написано «нашли на мусорке, использовать на свой страх и риск». Ну и нельзя пройти мимо высоченного порога вхождения, перед комфортным стартом игры придется поглотить большое количество информации и терминов, которые все равно сразу запомнить не получится и на практике некоторые вещи придется проверять методом тыка.

Первая самостоятельная посадка на Муну — это незабываемо!
Первая самостоятельная посадка на Муну — это незабываемо!

Заключение: Kerbal Space Program гарантированно поменяет ваше представление о ракетостроении и космических полетах. После нескольких удачных полетов вы станете воспринимать новости о новых успешных запусках и испытаниях с гораздо большим энтузиазмом, чем раньше. Игра способна подарить уникальный спектр эмоций: напряженная сосредоточенность при запуске ракеты, умиротворение при выходе на орбиту, концентрация при планировании и совершении маневров, паника при нештатных ситуациях, страх и адреналин при посадке на другую планету, восторг и триумф после посадки. Такие эмоциональные качели не даст вам ни одна игра. Большое количество контента позволит зависнуть в ней на несколько сотен часов, а если этого не хватит, то вам дорога к фанатским модам, но в таком случае счетчик часов будет измеряться в тысячах. Если не жалко уделить игре пару вечеров на обучение, то она вас вознаградит уникальным игровым опытом и прокачает ваши познания о космосе.

Deliver Us The Moon

Действие игры происходит в недалеком будущем, в котором люди исчерпали ресурсы Земли и испортили экологию, что привело планету в состояние пустоши. В попытках решить проблему недостатка ресурсов была создана Международное Космическое Агентство, чтобы найти источник энергии в космосе. План был таков — создать на Луне базу по добыче Гелия-3 и наладить бесперебойную передачу большого количества энергии обратно на Землю. И этот план удался. Луна стала главным генератором электричества для всей планеты. Стоит отметить, что такой сценарий очень реалистичен и точно с такой же затравкой был снят отличный фильм Луна 2112. Однако спустя 20 лет передача энергии мгновенно прекратилась и Земля, привыкшая жить за счет энергетической пуповины Луны, была совсем не готова к такому исходу, что привело к мгновенному мировому блэкауту. Международное Космическое Агентство закрылось, а Земля была обречена навеки остаться во тьме, если бы не дочь одного из основателей Лунной колонии. Она нашла таких же энтузиастов и на заброшенном космодроме начала готовить миссию по возвращению электричества Земле. Спустя 4 года была построена ракета, способная долететь до Луны и все было готово к запуску, с этого момента и начинается игра.

Дизайнеры отлично справились с демонстрацией технологий будущего в стиле "Nasapunk", еще до того, как его придумала Bethesda<br />
Дизайнеры отлично справились с демонстрацией технологий будущего в стиле "Nasapunk", еще до того, как его придумала Bethesda

Нашей главной задачей является долететь до Луны и восстановить подачу энергии, но параллельно с этим мы будем постепенно узнавать, что же все-таки произошло на базе и почему связь с ней прекратилась. Звучит как-то, что все самое интересное произошло до нас и мы как всегда довольствуемся записками, но спешу вас заверить, что разработчики выложились на полную, чтобы изучать происшествие было максимально интересно. В игре приличное количество способов рассказать о произошедшем — диалоги, детально проработанное окружение, аудио логи, переписки работников, сканирование объектов, голограммы, ну и конечно же, записки, хоть их в игре не больше 5ти штук. Вообще, что касается меры, то тут разработчикам можно пожать руку, информации в игре выдается ровно столько, сколько нужно для понимания происходящего и окружающего мира в целом. Здесь вообще нет филлерного текста, каждая переписка, каждый аудиофайл дает тебе больше возможностей понять произошедшие события и расширяет твое понимание игровой вселенной. Так же ко всему многообразию способов повествования добавляется тот факт, что вы расследуете две сюжетные линии параллельно — одна рассказывает о виновниках блэкаута, а вторая о работниках космической станции на орбите, которые спустились на луну уже после блэкаута, чтобы узнать у коллег, что не так и когда дадут свет. Все вышеописанное заставило меня с головой погрузиться в происходящие события и когда я видел за запертой дверью аудиолог или голограмму, я старался как можно быстрее разобраться, как мне туда попасть, чтобы откусить новый кусок истории. И так до самого финала.

Голограммы и проработанный звук помогают в подробностях представить, как все происходило
Голограммы и проработанный звук помогают в подробностях представить, как все происходило

Сюжет в Deliver Us The Moon одна из сильнейших сторон игры. Не хочу завышать ваших ожиданий, здесь нет сложных многослойных откровений, не мне искренне понравилось то, о чем и как игра рассказывает. В добавок к этому здесь довольно честно проработанный мир, который Sci-Fi’ем язык не повернется назвать. Это больше походит на научно-фантастическое порно. Здесь не будет никакой технологической магии, супер изобретений, пришельцев или ИИ, восставшего против людей. Все выглядит максимально правдоподобно и ты веришь, что если не все, то большая часть технологий в игре воплотима в обозримом будущем. Даже больше — множество ключевых задумок игровой вселенной уже существуют на бумаге и ждут своего часа, будь то добыча Гелия-3 на луне, космический лифт от поверхности до орбиты Луны, автономная колония или отправка энергии без проводов по принципу микроволнового излучения.

На данный момент - это лучшая репрезентация Луны в играх
На данный момент - это лучшая репрезентация Луны в играх

До того, как начать играть я думал, что это просто красивый симулятор ходьбы по Луне. После прохождения я могу сказать, что это самый комплексный симулятор ходьбы, что я видел, если такое прилагательное к этому «жанру» применимо. В первую половину игры вам неспешно презентуют различные механики игры, по началу это выглядит так, что игра перед тобой хвастается, мол «посмотри, у меня можно лазером замки резать, а еще можно управлять дроном, а еще можно переключать энергию в отсеках» и тд, но каково было мое удивление, когда ко второй половине игра не забыла, что у нее есть эти механики и начала их комбинировать в разных вариациях. По итогу, когда вы получаете все геймплейные инструменты взаимодействия с игровым миром, попадая на новую локацию вы начинаете оглядывать все стенки, полы и потолки на наличие ситуаций, где можно применить свои инструменты. Такой подход хоть и не заставляет много думать, но зато создает очень иммерсивный опыт вкупе с красивой картинкой и приятным звучанием. Вообще, что касается времени, то игра очень уважительно относится ко времени игрока, я уже рассказывал про отсутствие графомании, к этому добавляется то, что после выполнения задачи в конце локации, обычно всегда рядом открывается шорткат, чтобы можно было сразу продвинуться дальше и не наматывать уже пройденный путь. С динамикой у игры тоже все в порядке, за 4-5 часов прохождения, вы успеете побывать на всей территории Лунной колонии и даже покататься по поверхности. Окружающие декорации меняются каждые 15-20 минут, при этом в игре есть парочка экшен эпизодов, которые на контрасте с неспешностью основного геймплея заставляют напрячься и с облегчением вздохнуть, когда все устаканится.

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

Вердикт: Deliver Us The Moon великолепно справляется со своей задачей — погрузить игрока в чувство одиночества и обреченности с просветом надежды на будущее. Здесь хорошо все — интересная история, из-за которой не хочется отходить от игры, разнообразие локаций и ситуаций, геймплей не дает заскучать, аудио-визуальная часть заставит поверить в происходящее и почувствовать себя на Луне. Игра сделана компетентными людьми, которые горят своей идеей и если вас не пугает, что игра довольно бюджетная и вас хоть чуть-чуть интересует космос, то это определенно маст хэв!

Elite Dangerous

Элита — это феномен игровой индустрии. Еще с 80-х годов эта серия придерживается определенных принципов и имеет одно из самых преданных сообществ среди космосимов, которое прошло сквозь несколько десятилетий и все еще активно. Эта серия существует вопреки всем законам индустрии, иначе она бы просто так осталась интересным экспериментом, созданным энтузиастами для энтузиастов. С самой первой части мы имеем виртуальную галактику, воссозданную в 1:1 масштабе и мир, который занят своими делами и которому по большей части на тебя наплевать.

Иногда просто хочется остановиться и наслаждаться видами
Иногда просто хочется остановиться и наслаждаться видами

Об Elite Dangerous сложись устойчивое мнение, что игра ну прям для супер задротов и отчасти это правда. В свое время игра оттолкнула свежую аудиторию тем, что еще не освоившись в управлении вас заставляют вручную взлетать и садиться на станции, а это одно из самых сложных действий в контексте пилотирования. Благо разработчики сжалились и отныне в игре есть автопилот, который сам сядет и сам взлетит со станции, а также помощь в FSD без которой вы будете на первых порах пролетать мимо ваших целей на огромных скоростях. Все это заметно понижает порог вхождения, однако он все еще остается очень высоким. Но не дайте себя обмануть, игру язык не повернется назвать сложной, проблема заключается в том, что она ОЧЕНЬ комплексная и вам с самого начала доступны почти все виды деятельности из-за чего сфокусироваться на чем-то одном трудно и кажется, что весь тот поток информации, что вываливается на игрока обязательно нужно усваивать и использовать.

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

Если попытаться в двух словах описать о чем игра, то я бы сказал, что она о космической романтике. Вы появляетесь в этом мире на культовом Sisewinder’e и вольны делать, что захотите, а именно — исследовать, гулять по планетам, торговать, заниматься космотуризмом, крошить астероиды, грабить кораваны, охотиться на пиратов, охотиться на таргоидов, спасать людей из горящих станций, помогать игрокам, застрявшим на краю галактики без топлива, участвовать в глобальных событиях, ну или просто стать Элитой и оставить игру в покое. Особенно хочется подчеркнуть, что бой здесь это лишь опция, а это значит, что вы можете наслаждаться космосом, не сделав ни одного выстрела, если вам это не интересно.

"Пузырь" - участок галактики, заселенный людьми
"Пузырь" - участок галактики, заселенный людьми
А вот его размер в масштабах всей остальной галактики
А вот его размер в масштабах всей остальной галактики

Отдельно стоит рассказать об устройстве здешнего мира. Его особенность в том, что он живой и события в нем происходят относительного реального времени. То есть у игры есть сюжет, но размазан он тонким слоем по всем годам, что игра существует, а значит — он происходит здесь и сейчас, а самое главное, что игроки напрямую способны влиять на этот мир. Сейчас же началась новая глава в истории Elite Dangerous — после попытки избавиться от всех таргоидов с помощью супер оружия что-то пошло не так и люди мало того, что никого не поранили этим, так еще и очень сильно разозлили их, тем самым развили конфликт от редких стычек, до полномасштабной войны. Отныне места, которые раньше считались безопасными теперь таковыми не являются и прямо сейчас таргоиды активно отвоевывают у людей системы и, разумеется, от игроков очень сильно зависит то, как будет развиваться этот конфликт.

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

Ну и пожалуй главное достижение этой игры — Млечный Путь в масштабе 1:1. Можно возразить, мол это всего лишь куча сгеренированных однотипных миров и с этим трудно поспорить, ведь я и сам всегда предпочитаю больше вручную сделанные миры в противовес процедурной генерации, НО в данном случае это действительно очень сложная и комплексная генерация, которая использует огромное количество параметров и такое же количество математических расчетов. Для генерации были использованы все имеющиеся на данный момент данные о галактике, а значит у вас есть возможность побывать на всех объектах, которые видны на нашем звездном небе и во всех туманностях. Разумеется, такой уровень реализма приводит к тому, что по большей части плотность действительно уникальных и интересных мест крайне мала, а место, где сконцентрирована большая часть активности, именуемое Пузырем, занимает меньше 1% галактики. Все эти нюансы дают по-настоящему высокую ценность уникальным находкам и когда у тебя получается их встретить, то это окупается на все 100%.

(Лонгрид) Какими бывают игры про космос

Рассказывать об Элите еще можно очень долго, но данный пост не только о ней. Все, что я могу еще добавить, так это то, что если вам нравится медитативность и умиротворение, которое можно получить от космоса, то я вам настоятельно рекомендую попробовать поиграть в Elite Dangerous. Но если вы все-таки решитесь, то очень советую не брезговать искать гайды по каждому вопросу и пользоваться инструментами сообщества, коих предостаточно для каждого вида деятельности, а это вам сэкономит десятки часов.

Star Citizen

Ну и в качестве бонуса немного расскажу о своих первых впечатлениях об «игре мечты» Star Citizen. Я знаю, какая у игры репутация и сам имею много вопросов к приоритетам в разработке игры. Но этих многих лет ожидания хватило, чтобы мы могли пощупать что-то весомое, что можно назвать игрой.

На выставке кораблей можно бесплатно опробовать игру и самые топовые корабли<br />
На выставке кораблей можно бесплатно опробовать игру и самые топовые корабли

Star Citizen во многих аспектах схожа с Элитой, но игровому персонажу уделено больше деталей, так как большая часть игры происходит не в кресле пилота, а на своих двоих, где бы они не были. Второе крупное отличие - вручную сделанный мир, правда на данный момент всего одна система, но я считаю, что процедурная генерация сильно переоценена в космосимах и думаю, что должны быть игры в противовес с ручными мирами. Перемещение между планетами происходит проще, чем в элите - вы просто летите по прямой, а значит активности вдали от планет и спутников почти нет.

Гиперпрыжок делается напрямую из точки А в точку Б. Но время это все равно занимает прилично, поэтому можно спокойно пойти гулять по кораблю, главное не выглядывать в окно (я серьезно)
Гиперпрыжок делается напрямую из точки А в точку Б. Но время это все равно занимает прилично, поэтому можно спокойно пойти гулять по кораблю, главное не выглядывать в окно (я серьезно)

Теперь о самом интересном — кораблях. Я с самого начала считал, что все это взаимодействие с кораблем — просто прикольная фишка, не более. Но я очень недооценил, насколько сильно эта особенность влияет на погружение. Благодаря ней мир чувствуется максимально целостным и реальным. Когда в Элите ты спускаешься покататься на транспорте, ты просто терепортируешься в машинку, а если хочешь выйти, то рядом с машинкой спавнится твой персонаж и это ощущается именно так, как я описал, особенно, после звездного гражданина, где ты сначала встаешь из-за кресла пилота, идешь в грузовой отсек, опускаешь трап, открываешь дверь транспорта и садишься в него. Такого уровня бесшовности нигде не встретишь. И этим интерактивность корабля не ограничивается, внутри него куча кнопочек и выключателей, с которыми можно взаимодействовать. Все это позволяет очень хорошо прочувствовать свой корабль и ты гораздо больше его ценишь.

Масштабы некоторых кораблей настолько огромные, что в них можно не на шутку заблудиться
Масштабы некоторых кораблей настолько огромные, что в них можно не на шутку заблудиться

Еще одна вещь, которая меня порадовала — это то, что в игре корабли разделены по специальности, из-за чего твой корабль не просто набор слотов под абсолютно любые модули. Благодаря этому они выглядят очень разнообразно, да и в целом парк кораблей даже сейчас очень богатый. Разумеется, не все так радужно, технически игра в очень плохом состоянии, да и одна система для игры про космос звучит как-то несерьезно, но я уже вижу базу для игры, которой вряд ли когда-нибудь будут аналоги. Да и не смотря на текущее положение народ в игре уже проводит сотни часов и я к ним обязательно присоединюсь, когда-нибудь лет через 5)

242242
135 комментариев

А ну лучшую космическую игру - доминаторы ты не не назвал, ну и "лонги" пошли.

25

Нет любимой игры - все плохо? Я же не топ составил, а просто рассказал о том как космос может быть репрезентован по разному в играх

15

Комментарий недоступен

8

Стимулятор торговли, 1С в мире космосимов - серия "Х3" обойдён стороной

15

Нет никакой серии "X3". Есть серия игр "X". Ну и "X4: Foundations" - всё-таки наиболее актуальная игра серии (особенно, с учётом огромного количества модов)

3

Чем космос X3 принципиально отличается от той же элиты?