Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!
Вероятно, самая сложная ачивка в моей жизни. 200 часов кайфа и страданий.
Я в своей жизни проходил много как старых, так и новых изометрических РПГ: Baldur's gate 1-2, Fallout 1-2, Neverwinter Nights 1-2, Tyranny, Divinity OS 1-2, Wasteland 2-3, серию Shadowrun… И это только то, что мне приходит на ум и что я не забыл за многие годы, проведённые в играх…
Единственная максимальная сложность, хоть как-то приближенная к нечестной сложности в обеих играх Pathfinder — это Legacy of Bhaal в BG, повышающая здоровье врагов до безумных величин. Но там есть вариантики, да и это создатели ремастеров в очередной раз накосячили.
Я сумел пройти Pathfinder: Wrath of the righteous на нечестной сложности.
И кем это было сделано?
Смотря (не) многочисленные видео по этой теме я пришёл к выводу, что есть два способа как-то осилить игру на нечестной:
1) Убивать врагов так быстро, что они ничего не успевают сделать;
2) Танковать врагов так долго, что ни ты ничего не можешь сделать, ни враги (полчаса промахов по друг другу) .
Я выбрал второй вариант. Логичный вопрос будет "почему?", ведь первый звучит гораздо лучше.
Всё дело в том, что при первом варианте неизбежно использование наёмников (дефолтные сопартийцы идут нафиг короче), которые будут аннигилировать врагов вместе с главным героем. А я почему-то… этого просто не захотел. Возможно, потому что с наёмниками совсем другие ощущения от игры? Но на нечестной о таких вещах мне задумываться не стоило.
Класс-то какой?
Монах. Классика для сложных прохождений Pathfinder, обладающая, вероятно, самым большим потенциалом для того, чтобы стать неуязвимой машиной. В принципе так и оказалось, но далеко НЕ СРАЗУ.
Как можно заметить по скриншоту, всё ушло в защиту. В бою потенциал немного возрастает.
Но даже под конец игры возможны всякие казусы. Наверняка большинство знающих игроков в курсе, что ролл 20 на кубике атаки у врага равен попаданию. Пусть у тебя там хоть 300 защиты, одна атака исподтишка на 500 урона или критическая со стрелы и ты труп. Как решать подобные проблемы танку?
Решение ко мне пришло далеко не сразу. Где-то в конце 2 главы я приметил у Камелии прекрасно подходящий заговор, который накладывается на союзников и с тех пор она была моим самым незаменимым напарником (несмотря на все свои... «личностные» недостатки).
Неуязвимая машина, которая может пасть только под натиском особо мощных заклинаний, которыми к слову последний босс и обладает. Если бы не возможность пропустить вторую фазу, я бы никогда его не победил и пришлось бы дропать. Это действительно самый сильный противник в игре.
И как бить подобных врагов?
Опять же решение пришло далеко не сразу. Долгое время единственным, у кого хватало атаки попадать по врагам, был лучник Ланн. Но его хватило до 4 акта — там он стал абсолютно бессильным.
Знатоки сразу решат, что нужно использовать атаки, которые не требуют никаких подобных проверок. И, конечно же, они будут правы. На выручку приходит вот такая способность:
Представьте себе 10 атак за раунд, каждой из которых вы промахиваетесь. Бонус силы составляет +16.
16x10=160 урона за раунд.
Не особо внушительно, не так ли? Согласен. Тут мне приходит на помощь второй незаменимый напарник — Сиила. Паладины идеально подходят для поднятия разрушительной силы.
Вместо 16 урона уже будет 36 (+20 от уровня). 360 урона за один раунд уже звучит не так плохо, да? А если ещё и чудом ролльнёшь 20 на кубике… Соболезную бедным демонам.
Учитывая, что у боссов в конце игры где-то 2000 хп, а последний в первой фазе ещё и восстанавливает здоровье раза 3… В общем, с первого раза я его не прошёл.
А сложности-то были?
До 3 акта ничего, кроме них, не было. Никакой жёсткой имбы не было! Почти каждая встреча с врагами — это Ад и Израиль. 2 акт — самое сложное испытание в игре. Я бы отметил как минимум 3 встречи с врагами, которые выбесили меня до того, что я просто дропнул игру почти на год.
Кладбище мученика Закариуса
Вот представьте себе, когда вы наконец-то заканчиваете первый акт, обретаете какие-то крутые силы... и в первой же локации второго акта вам ясным образом дают понять, что ваши силы — кал, а любой враг-лучник покарает вас так, что мама не горюй.
Укреплённый лагерь
Первая встреча с лучшим напарником игры (Региллом) проходит… не в очень приятной обстановке.
Хотя тут и баффы не помогут. Возможно, многие не в курсе, но сложность меняет не только статы противников, но и их количество. В этой ситуации подобное сильно сказывается на сложности этого боя. 2 горгульи в первой волне, 6 горгулий во второй, а потом ещё штук 5 в компании с жрецами, атаки которых нельзя задоджить (костотряс и волна энергии).
Я очень долго траил этот бой… Безуспешно. На помощь мне пришёл неожиданный баг-абуз. Под невидимостью можно выйти из боя, пройти проверку на навык подвижности и оказаться в месте, где враги не могут тебя достать, а наш гном по скрипту не является уязвимым и через 10 минут разбирается со всеми врагами.
Это было бы самая сложная битва в игре, если бы не существовало следующей.
Улыбка прокажённого
Когда доходишь до здешнего босса, понимаешь, что ты унижен, уничтожен, никчёмен и вообще иди начинай заново игру. Ей плевать на то, кто ты, зачем пришёл и чего тебе надо. Внимание, самый сложный босс игры!
Зачем нужна защита, если она перекач, который существует, чтобы разрушить твою жизнь? Зачем нужна жизнь, если ты всего лишь песчинка в глазах этого создания, которую он может стереть силой мысли?
Никто в этой игре меня так не унижал. Никто не вызывал во мне столько гнева и ярости как это чудище. Огромная летающая тварь, которая сожрёт и выплюнет тебя. По которой нельзя попасть, а от одного её вида вся ваша партия впадает в безумие.
Я долго и упорно пытался найти нужное средство, чтобы покончить с ней. Я прекрасно знаю и понимаю, как фигово Совокоты внедрили в эти игры пошаговый режим боя.
И я воспользовался этим.
Спасибо за баги, Owlcat Games!
Я не очень в восторге от реализации пошагового режима в этих двух играх. Он багованный, серьёзно упрощает игру, рассчитан на привлечение игроков-фанатов новых Divinity и т. п. Но, к сожалению, я должен признать, что без него осилить эту сложность мне возможным не представлялось.
После нескольких часов страданий я начал экспериментировать.
Большинство игроков наверняка знают про то, что противников можно застигать врасплох. Ну вот повезло вам, походили вы раньше врага, ударили по нему и защиты у него гораздо меньше, чем в обычных ситуациях. Как правило это происходит только в начале боя. Но переход посреди сражения в пошаговый режим Совокоты тоже сочли началом боя.
То есть в абсолютно любой момент времени при ходе любого персонажа вы можете сменить режим и сражение как будто начнётся заново. И вы можете заставать любого врага врасплох, когда захотите. Есть у этого бага, конечно, свои изъяны (например, следующий ход будет кривым и враг часто ходит сразу) , но в этой ситуации он оказался незаменим.
Я победил эту летающую тварь, чтобы страдать и кайфовать дальше.
Какие-то ещё сложности были?
Да, и очень часто. Например, столкновение с драконом в 3 главе, чёрная вода в ней же, обычные демоны деракни, которые явно не подходят для второй главы и многое другое…
Есть однако ещё одна категория противников, на которых я хотел бы заострить внимание.
Атаки исподтишка. Любое попадание по вам этого существа на самых высоких уровнях сложности — мгновенная смерть. Да и в принципе любого существа, у которых есть эти атаки...
Урон запредельный: С лёгкостью под 200 уже в первом акте. Всегда приходилось валить этих созданий на бок и ломать им хребет В первую очередь. Ну и танковать их тоже бывает трудно, когда они выходят из стелса и застают врасплох.
Теперь-то всё?
Конечно нет! Если кто-то думает, что вся игра пробегается танком впереди, на которого аггрятся все окружающие, он глубоко заблуждается. Это не данж в мморпг. Есть определённые категории противников, которые почти сразу же бегут рвать лучников и магов.
К счастью, в начале игры таких не очень много, но при появлении вот таких вот калавакусов проблема сразу становится осязаемой. И что делать?
Бежать, ловчиться, идти одному, убивать таких сразу… Приходилось решать по ситуации, но нервы мне такие существа изрядно потрепали.
Почему ангел?
Один из двух сильнейших мификов (наряду с личем), который при этом даёт мне бонусы к защите и попаданиям. Ну и по мировоззрению подходит — монахи ограничены законопослушностью, а Эон... как был самым никчёмным мификом в плане геймплея, так им и остался.
А ещё очень вкусные спеллы-баффы.
Кого романсил?
Я романсил Зосиэля, потому что рассчитывал на то, что он поможет хоть как-то остудить моему герою попу в ходе прохождения игры.
Да, именно поэтому. Никакой иной причины у меня для этого нет.
P. S. Ладно, ещё я хотел поиздеваться над человеком, ником которого я назвал своего персонажа. Скидывать ему диалоги с Зосиэлем было очень смешно.
Что в игре пришлось пропустить?
Некоторых сложных мобов в первом акте. Опциональный одный элементаль, которого многие игроки так сильно ненавидят, тоже оказался мне непосилен. Были ещё некоторые моменты в Кенабресе, которые вызвали у меня порывы ударить по экрану кулаком. Их я тоже был вынужден скипнуть.
Но весь контент игры, начиная со 2 акта, я вылизал полностью и убил всё, что можно. Даже этот убогий данж с загадками в 5 акте, о котором всем хотелось бы забыть… Даже этот мерзкий ДЛС-рогалик с максимально однообразным контентом (когда они уже научатся…).
Зачем ты это всё написал?
Просто на меня нахлынул внезапный порыв. Я понимаю, что для многих и на нормале эта игра невероятно сложная, но это лишь на первый взгляд. Спустя несколько часов игроки даже на автоатаке без каких-либо усилий могут вырезать 99% мобов.
И это прекрасно! Игра даёт невероятный разнообразный опыт. Можете потеть сильно, можете потеть немножечко, а можно вообще не потеть и наслаждаться общением с сопартийцами или сюжетом с вариативностью. Я люблю эту игру, и во многих отношениях она для меня является эталоном жанра. Я люблю её вариативность, люблю напарников (не всех), люблю демонов, показанных в игре, люблю сюжет и некоторых персонажей… Но при этом прекрасно осознаю, что игра даже в нарративном плане далека до идеала и 5-6 главы можно было бы сделать и получше.
И я жду первую в мире РПГ по Вархаммеру от этих разрабов, потому что удивлять они явно умеют, и в плане сюжета. и в плане геймплея.
А ещё я хочу сказать… Не проходите эту игру на максимальной сложности. Не мучайте себя. Если вы думаете, что нечестная сложность хоть как-то сравнима с макс сложностью в современных ААА-играх (да и большинстве других), вы уже заблуждаетесь.
Здесь это несбалансированный непротестированный ад для тех, кто знает об игре всё. И даже такие люди будут страдать.
А есть ещё такие игры?
Если у кого-то есть ещё подобные игры на примете, где сложность настолько дизбалансна, что игру почти невозможно пройти. Где пропасть между максимальной сложностью и предыдущей настолько велика, что вы будете испытывать невероятные страдания от одной только попытки сыграть на ней…
Прошу мне о такой игре рассказать, чтобы я обходил её за несколько километров стороной. В общем, какой был самый сложный экспириенс в вашей жизни?
И напоследок:
Для знатоков (если такие найдутся)
Пожалуйста, не стыдите меня за то, что я прошёл за монаха. Да, выбрал лёгкий путь, с кем не бывает? Не смог я придумать нечто нестандартное! Ну, не хотел я за кинетика! Не люблю я их да и не понимаю, как играть… Простите!
P. S. Впервые решил что-то бряхнуть на DTF. Сори, если не в курсе местных порядков.