Деревья в японском фольклоре

Деревья в японском фольклоре

Деревья играют важную роль как в японском фольклоре, так и в культуре Японии в целом.

Концепция синрин-йоку, или "купания в лесу" уже стала широко известна далеко за пределами Японии. Это философия погружения в атмосферу леса во время неспешной прогулки. На востоке считается, что подобное времяпрепровождение исцеляет душу.

В синтоизме существует поверье, что весь материальный мир одушевлён, всё в мире от камня до реки имеет душу. Вот почему в японских лесах часто встречаются святыни, а древние деревья особенно почитаются.

Деревья помечаются 注連縄 симэнава (специальными веревками из соломы), которыми отмечают священные места.

Японцы верят, что леса населены ко-дама.

ко-дама в мультипликационном фильме "Принцесса Мононоке" Хаяо Миядзаки
ко-дама в мультипликационном фильме "Принцесса Мононоке" Хаяо Миядзаки

Ко-дама — это духи деревьев, похожие на дриад из греческой мифологии. Хотя они прикреплены к определенным деревьям, они также могут свободно перемещаться по лесам и могут появляться в виде светящихся шаров света. Считается, что они поддерживают баланс природы. Однако, если умирает дерево, умирает и ко-дама, прикрепленный к нему, поскольку одно не может выжить без другого.

Ещё ко-дама очень любят повторять слова за людьми, и оттого в лесах появляется эхо.

Помимо ко-дама, деревья Японии населяют и другие духи.

Например, хоко — духи природы, обитающие на тысячелетних деревьях. Они выглядят как черные собаки без хвоста с человеческим лицом. Есть рассказы о лесорубах, рубящих деревья топором, из которых вытекала кровь из-за живущих внутри хоко.

Но японские деревья населены не только различными духами, сами деревья вполне могут оказаться ёкаями.

Например, дерево с цветами (и плодами) в виде человеческих голов - дзиммэндзю, или ниммэндзю.

Деревья в японском фольклоре
Деревья в японском фольклоре

Если вы посмеетесь над деревом, головы будут смеяться в ответ. Однако, если вы заставите их слишком много смеяться, они увянут и упадут, прежде чем принесут свои плоды в форме лица.

Однако они лишены разума, и довольно безвредны, чего нельзя сказать о деревьях-вампирах, юбокко.

Деревья в японском фольклоре

Юбокко — деревья, растущие на полях сражений в Японии.

Считается, что из-за того, что они впитали кровь убитых тел через свои корни, они превращаются в ёкаев. Затем они хватают прохожих, прокалывают им кожу и высасывают из них всё до последней капли крови.

А столетние баньяны (гадзюмару) острова Окинава, по легендам, облюбовали проказливые духи кидзимуна, или бунгая.

Деревья в японском фольклоре

Кидзимуна плотно вошли в японский фольклор, являясь любимыми персонажи сказок. Одна из излюбленных и, пожалуй, главных шалостей этих ёкаев - улечься на грудь спящего человека, отчего тот не может двигаться или дышать (привет, сонный паралич).

С баньянами разобрались. А что насчет других деревьев?

Банановые деревья острова Окинава населяли басё-но сэй.

Деревья в японском фольклоре

Дух выглядит как человеческое лицо, укрывшееся среди банановых листьев. Обычно басё-но сэй безвредны, и развлекают себя тем, что пугают случайных путников, внезапно появляясь среди листвы дерева.

Хотя есть и истории, в которых эти духи нападали на людей. Поэтому рекомендовалось не отправляться на прогулку без меча. Так, на всякий случай.

7171
1 комментарий

Вспомнилась крипотная серия Мушиши, про-то как духи в виде летающих спор заразили беременную женщину.

1
Ответить