Kingdom come: Deliverance - отличная игра про Средневековье. Поэтому я не могу её пройти

Kingdom come: Deliverance - отличная игра про Средневековье. Поэтому я не могу её пройти

Принимаю вызов #челленджнеосиляторов и рассказываю об игре, которую люблю, но забросила на середине

Как все началось

Примерно полтора года назад меня настигла болезнь, которой многие геймеры успели переболеть после 2015 года — синдром отмены “Ведьмака”. Я прошла “Дикую охоту”, и в душе у меня образовалась тягостная пустота и тоска по приключениям. Мир больше не был прежним. Краски казались блеклыми, жизнь — скучной. Конечно, я прошла игру еще раз, на другую концовку. Как могла, оттягивала прохождение дополнений. Долго бродила по лесам Велена, собирая собачью петрушку, и портовым улочкам Новиграда, слушая болтовню местных жителей. Открыла почти все вопросики на Скеллиге. Нашла все скрытые квесты. И все-таки пришлось признать: “Ведьмак” закончился и больше не повторится, как первая любовь.

Стремясь чем-то заполнить душевную дыру, я стала искать другие похожие игры, то есть экшн-рпг в открытом мире и (псевдо)средневековом сеттинге — с большой историей, побочными квестами и чтобы можно было выпивать в тавернах. Выбор мой пал не на очевидный Скайрим, а на вариант для ценителей — Kingdom Come: Deliverance. Казалось, у творения Даниэля Вавры было все, чтобы занять в моем сердце место безвременно и безнадежно пройденного “Ведьмака”, так что я радостно бросилась в водоворот жизни простого кузнеца Индржиха в мире средневековой Богемии.

Про Kingdom Come: Deliverance

Жанр: action-RPG от первого лица в открытом мире

Разработчик: Warhorse Studios, Чехия

Год выхода: 2018

Главный геймдизайнер и сценарист: Даниэль Вавра

Сюжет: Главный герой — кузнец по имени Индржих — теряет родителей в ходе половецкого налета и вынужден поступить на службу к богемскому пану Радцигу Кобыле. Теперь Индржиху предстоит освоить военное дело, ходить в разведку, участвовать во взятии замков, расследовать махинации фальшивомонетчиков и выполнять прочие поручения пана Кобылы и других жителей средневековой Богемии. Все это происходит в 1403 году на фоне конфликта между королем Вацлавом IV и его братом Сигизмундом.

Постер, кстати, роскошный, и не в последнюю очередь из-за него я выбрала игру
Постер, кстати, роскошный, и не в последнюю очередь из-за него я выбрала игру

Что-то пошло не так

Сначала все шло неплохо. Мир Kingdom Come достаточно большой и открытый, хоть и включает в себя всего несколько чешских деревень и городков. Квестов — и основных и побочных, более чем достаточно. История вроде бы интересная. Однако, чем дальше я продвигалась по сюжету, тем медленнее становилось прохождение. В игру хотелось возвращаться все реже — мне было банально лень. Скоро я осознала, что хожу туда не ради приключений, а скорее как на работу. Скучноватую, нудную крестьянскую работу. Дров наколи, меч почини, зайцев настреляй, грядки прореди. Ну мечом помахай, но сильно не увлекайся. В итоге, где-то на середине я окончательно застряла и потеряла интерес к игре, забросила ее и не могу вернуться вот уже полгода.

Поразмыслив, я поняла, в чем причина: Kingdom Come слишком уж достоверно отражает средневековую жизнь. А настоящая средневековая жизнь, оказывается… довольно скучная.

Далее раскрою этот тезис подробнее. Возможны незначительные спойлеры.

Слишком достоверная средневековая жизнь

В Kingdom Come: Deliverance нужно играть за простого деревенского парня по имени Индржих, он же Индро. Конечно, потом выяснится, что не такой уж он простой и деревенский, и заниматься ему надо будет не выпасом коров, а войной, разведкой, шпионажем, штурмом замков, в общем, всеми приключениями, какие только может предложить Средневековье. Но все это происходит в рамках основного квеста, причем ключевые квестовые события случаются не так часто. Проходить их одно за другим не получится — для преодоления некоторых сюжетных препятствий нужно прокачивать силу, ловкость и прочие атрибуты, а заодно покупать броню покрепче и оружие побронебойнее. Ну логично, это ж RPG. Однако, все это добывается, главным образом, за счет побочных квестов. Второе — мы все-таки пришли в открытый мир, чтобы в нем жить и проникаться местной атмосферой, а не нестись по сюжету сломя голову.

Разнюхивать и подкарауливать придется действительно много
Разнюхивать и подкарауливать придется действительно много

Так вот, приключения в открытом мире здесь типично средневековые: сбегай за гвоздями, найди коня, настреляй кабанов к ужину, свари лекарство, договорись с корчмарем о поставке пива солдатам, утешь расстроеную жену пана (как умеешь), найди настоятеля монастыря и поговори с ним. Вот чем придется заниматься большую часть времени. Все это выглядит аутентично и, без сомнения, погружает в средневековую жизнь, но черт возьми, заниматься этим просто утомительно. Это ощущается не приключением, а именно тем, чем это и было в реальности — обычными житейскими делами. У вашей бабушки в деревне было больше захватывающих челленджей, когда вы приезжали туда 10-летним, чем здесь.

Видишь зайца? А он есть. А прицела нет.
Видишь зайца? А он есть. А прицела нет.

Кроме того, немалую часть геймплея составляет поддержание собственной жизнедеятельности: вечером клонит в сон, с утра бурчит в животе, одежда рвется и пачкается, меч тупится. В итоге динамичные битвы и захватывающие шпионские задания тонут в бытовухе — беготне по кузнецам, бронникам, корчмарям и лавочникам. На мой взгляд, это очень остроумные механики, заставляющие прочувстовать темп средневековой жизни. И эта жизнь была, увы, скучна.

Навык пьянства прокачивается при каждом ручном сохранении, ведь для этого нужно пить спасительный шнапс, а он алкогольный
Навык пьянства прокачивается при каждом ручном сохранении, ведь для этого нужно пить спасительный шнапс, а он алкогольный

И это мы еще играем за парня, который постоянно перемещается по карте и впутывается во все возможные неприятности. По ходу игры я с тоской думала: если уж его повседневность не слишком динамична, то какой же однообразной была жизнь простого крестьянина или ремесленника той эпохи.

Мир Kingdom Come чересчур реалистичен в том смысле, что тут совсем нет магии — только то, что могло существовать в реальности. Как оказалось, мир без волшебства, заклинаний, файерболов, эльфов, каджитов, утопцев, Древних Пророчеств и прочих атрибутов средневекового фентези… ну… как бы это сказать… слишком прозаичный. Я обожаю средневековье, но лучше один раз съездить на фестиваль исторической реконструкции и там пострелять из лука, поесть из деревянной посуды и поглядеть на людей в точно воссозданных нарядах XV века, чем неделями вариться в том же самом, но через плоский экран монитора.

Мы любим средневековое фентези за атмосферу чудесного — потому что для средневековых людей мир и был чудесным — со всеми его ангелами, демонами, духами, колдовством и загробной жизнью. Однако, Kingdom Come показывает не мировоззрение тех людей, а их настоящую жизнь — обычную и однообразную. Полнейший респект за это авторам, на фоне прочих перенасыщенных магией миров средневековая Богемия смотрится свежо и честно. Но тем грустнее осознавать, что вот таким и был мир — простым и прозаичным.

Слишком натуральный сеттинг

Эта особенность вытекает из описанной выше. В мире Kingdom Come нет магии, а значит, мы не рискуем столкнуться с потусторонним, и это лишает сюжет некоторой доли интриги. Максимум опасностей, что нам светит — разбойники с большой дороги, половцы, браконьеры. Даже волки в окрестных лесах не водятся.

Кто скрывается в этой таинственной пещере? Всего лишь браконьер
Кто скрывается в этой таинственной пещере? Всего лишь браконьер

Пейзажи максимально аутентичны вплоть до того, что все расположенные на карте поселения существовали или существуют в реальности, как например, шахтерский городок Серебряная Скалица, Сазавский монастырь или замок Ратае. Деревни очень натурально средневековые — три хаты, два забора, огород и нужник. Городки именно такие, какие были в Европе до начала Нового времени: одна улочка, замок, храм, дом пекаря, дом гончара, аптека, пивоварня. Если повезет, то еще дом писца и ристалище. Никаких хитроумных закоулков, как в Новиграде, где хочется затеряться, и где тебя подстерегают интриги, опасности и темные дела.

Аутентичность уважаю
Аутентичность уважаю

Вокруг населенных пунктов — живописные, но незамысловатые леса, речки и овраги средней полосы Чехии. Максимум интересного, что можно найти в блужданиях по открытому миру — неизвестная могила, клад или огородик с целебными травами. Ни тебе пещеры с дремлющим в ней оборотнем, ни подземелья с драконами, ни волшебного источника, ни магического камня, ни бездонной пропасти. Из-за этого исследование открытого мира превращается в обычную прогулку по лесу. И опять-таки — лучше уж лишний раз пройтись по настоящему лесу, там хотя бы будет свежий воздух.

Скакание на лошадке как отдельный вид медитации

Также, на контрасте с “Дикой охотой” в Kingdom Come хорошо заметно, насколько важен в игре саундтрек. Одно дело, когда просто убиваешь утопцев. Другое — когда на фоне играет “Oy Lazare Lazare”. Все сразу становится в десять раз эпичнее.

Каждый раз мурашки

Kingdom Come наполнен лишь звуками природы и может похвастать разве что очень ненавязчивой лютней на фоне, да и то изредка. Большую часть сюжета мы проходим в тишине, и это дополнительно “приземляет”. С одной стороны, логично, ведь и средневековые жители не слышали в своей голове непрерывный пафосный саундтрек. И все же, жаль. Мир без пафосной музыки пустоват, даже если в нем есть магия. Попробуйте сейчас поиграть во второго “Ведьмака” — того который “Убийцы королей”, и где тоже почти нет саундтрека. Несмотря на наличие ведьм, эльфов и древних проклятий, все происходящее будет казаться куцым и местечковым.

Слишком реалистичная боевая система

Боевку в третьем “Ведьмаке” многие считают слишком легкой и казуальной, но я считаю, что ее сделали такой намеренно. Главное в игре — сюжет, а играем мы за опытного мечника и убийцу чудовищ. Он и должен раскидывать чудовищ и разбойников направо и налево. Бой за него должен ощущаться красивым и крутым. Если бы Геральту мог напинать любой гуль на каждом перекрестке, это создавало бы, лудо-прости-господи-нарративный диссонанс. Если бы боссы были хардкорными, как в соулслайках, где каждого надо траить по сто раз, игроки бы застревали на них и забывали, куда они вообще шли. Поэтому боевка в “Дикой охоте” легкая и трехкнопочная, челлендж ощущается лишь самую малость, и это правильно.

Как там в Скайриме, пока не знаю, но в Kingdom Come боевка иная. Даниэль Вавра хотел создать максимально реалистичное ощущение боя на мечах и другом холодном оружии. К этому приложено столько усилий, что остается только выразить респект: команда геймдизайнеров изучала настоящее средневековое оружие и трактаты о его использовании, консультировалась с реконструкторами, продумывала все возможные движения, которые можно и нельзя сделать в ходе боя, и в результате создала поистине уникальную боёвку.

Уникальную, достоверную и занудную. Реальный средневековый бой, кто бы мог подумать, совсем не похож на яростный танец с мечами, который нам обычно демонстрируют в кино и сериалах. Это довольно неуклюжее топтание на месте с редкими попытками пырнуть врага в лицо или колено (потому что остальные места закрыты доспехом). Причем при каждом замахе надо целиться в конкретное место, но бить — в другое, иначе враг заметит, куда вы целитесь, и прикроется щитом. Щит, как оказалось, отлично защищает практически от любого холодного оружия, а не разлетается в щепки от наших яростных атак. Кроме того, противники в Kingdom Come умеют уворачиваться и делают это весьма искусно.

Ох уж эта звездочка прицеливания
Ох уж эта звездочка прицеливания

Наконец, никто в этой игре не ведет себя по джентельменски — враги нападают сразу всей толпой, а тактика “один против десятерых” тоже существует только в кино. Если вы натолкнулись на отряд половцев или разбойников в количестве больше двух штук, можно даже не мечтать отбиться. Никаких ультимативных ударов по площади тут нет. За раз можно ударить мечом только одного врага, а ограниченный параметр выносливости не даст махать железякой слишком часто — вы быстро устанете. Зато враги не будут ждать, пока вы отдышитесь, а начнут колоть и резать сразу со всех сторон. Лечиться в ходе боя нельзя, так что смерть наступит очень скоро. Прямо как в жизни.

Носиться по полю боя смертоносным вихрем, нанося раны то одному, то другому противнику, тоже не получится — наш Индро имеет обычные человеческие параметры ловкости и скорости. То есть бегает он медленно, а в доспехах так и совсем. Никаких тебе кувырков и уворотов. Максимум, можно сделать шаг в сторону. Здесь, конечно, есть особые приемы и комбинации ударов, но ими можно только повыпендриваться на рыцарском турнире. В большинстве случаев враги не дадут подумать, какой удар в какой момент времени лучше наносить, а в массовых сражениях единственная рабочая тактика — не отбегать далеко от товарищей и тыкать мечом куда придется — прямо как в жизни.

Как там комбо делается... луч прицела вверх, потом вниз, вправо... нет, влево... а, да к черту
Как там комбо делается... луч прицела вверх, потом вниз, вправо... нет, влево... а, да к черту

Короче говоря, боевка в Kingdom Come действительно дает почувствовать динамику поединка на мечах, топорах или булавах и за счет этого отлично погружает в средневековый контекст. Только жаль, что в жизни это, оказывается, совсем не так зрелищно и чаще всего весьма бесславно.

Слишком жизненные квесты

Квесты — одно из главных украшений третьей части “Ведьмака”. Именно поэтому играть после него в Kingdom Come было ошибкой. “Дикая охота” задала слишком высокую планку ожиданий, и после нее квесты в других играх кажутся какими-то пресными. Почему так?

Дело в том, что квесты “Дикой охоты” — это не просто задания для набива экспы. Они построены на литературных принципах. Каждый квест — это, по сути, маленькая история. С завязкой, интригой, перипетиями и развязкой. Причем развязка почти всегда содержит одну ключевую вещь — новеллистический поворот. Это когда картина событий в конце истории переворачивается с ног на голову. Когда всё оказывается совсем не так, как вы ожидали, но финал по-прежнему остается логичным, оставляя вас с немым восклицанием “черт, как же я сразу об этом не подумал!”.

Вы думали, что спасаете принцессу от чудовища, а оказалось, все это время чудовище пыталось спастись от принцессы. Вы проявили милосердие к разбойнику, а он пошел и вырезал полдеревни; вы думали, что помогаете несчастному духу обрести свободу, а оказалось, пробудили древнее зло. И так далее. Почти каждый квест в “Дикой охоте” приводит к неожиданному финалу, и главная награда за его прохождение — не очки опыта, а удивление, негодование, шок и прочие эмоции, которые вы испытываете, добравшись до развязки.

Что может быть жизненнее, чем искать пиво
Что может быть жизненнее, чем искать пиво

К сожалению, в Kingdom Come квесты продуманы не так хорошо. Всего в нескольких есть что-то похожее на новеллистические повороты, остальные почти никогда не обманывают ожидания, а значит, не удивляют. Если надо пробраться во вражеский лагерь — значит это и есть задача. Если нужно подделать письмо — значит подделываем, никакого подвоха. Роман с дочкой мельника, постройка требушета, участие в турнире рыцарей - все это не сулит неожиданных поворотов.

Второстепенные персонажи не отличаются ни внешним видом, ни манерой речи, и быстро забываются. Добравшись до середины игры, я так и не запомнила, какого пана как зовут — а ведь герой все время находится под их руководством и выполняет их поручения. К сожалению, все персонажи не создают впечатления живых людей и ощущаются теми, кем и являются — NPC. Сам Индро, к слову, тоже ничем не запоминается. Просто хороший парень. Как ты и я.

Итог

Kingdom Come: Deliverance — игра, в каком-то смысле, отрезвляющая. Она показывает, насколько популярные представления о Средневековье, навеянные книгами, фильмами и играми, на самом деле далеки от реальной средневековой повседневности. А она и была — повседневностью. Обычной жизнью, в которой роковые и остросюжетные события случаются не так уж часто, а большинство занятий прозаичны: сходить в магазин за хлебом, отдать кафтан в починку, прогуляться с девушкой вдоль реки, обсудить с аббатом последние новости, заказать писарю документ с печатью. Я нахожу все это очаровательным, и в целом считаю Kingdom Come: Deliverance занятной и самобытной игрой.

Но к сожалению, местная проза жизни меня доконала, потому я уже очень долго не могу собраться с силами и завершить эту игру. Может быть в очередном приступе интереса к средневековью я все-таки сделаю это.

P.S. Я на ДТФ недавно, но у меня, кстати, есть еще один пост. Он про новеллу из "Клуба Романтики", вот.

162162
120 комментариев

К сожалению, в Kingdom Come квесты продуманы не так хорошо.

дочитал до этой фразы и чуть не задохнулся от возмущения. В игре одни из лучших квестов в принципе - и по дизайну, и с точки зрения нарратива.

Внедриться в монастырь? Напугать целую деревню мнимой "мистикой"? Выследить деревенских ведьм? Устроить кутеж со святым отцом? да даже сводить деревенщину к дантисту!

ну, а ведьмак активно эксплуатирует тему "меньшего зла", там ты заранее ждешь, что ничего хорошего не выйдет - это фишка игры, в декорациях Kingdom Come такое бы смотрелось супер депрессивно

20
Ответить

Согласен квесты топ, особенно мне понравилась линия в монастыре, там прям так глубоко всё это сделано типа распорядок и тому подобное

11
Ответить

Прошёл несколько раз и ещё несколько раз пройду. Наоборот понравилась эта неторопливость и какого было разочарование, когда игра закончилась. Хотелось продолжения здесь и сейчас, но игра сказала - всё. Единственное, что прям напрягало - железные кусты... Ууух, съукабля, дай пройти!

19
Ответить

железные кустысейчас прохожу - как же бесит. При том, что много стелса надо и в них и не спрятаться и не пройти.

6
Ответить

мы не рискуем столкнуться с потустороннимА вот я помню был квест в Ужице, там нужно проследить за тремя женщинами, которых местный священник подозревает в колдовстве. По ходу квеста можно обдолбаться галлюциногенами, начать видеть всякое и творить с этими тремя непотребства.

11
Ответить

да, это единственное исключение) хотя это мистика, а не магия, но с натяжкой можно отнести к потустороннему

2
Ответить

Выскажу, наверное, непопулярное мнение: kingdom come на голову выше занудного дерьмака. Почему? Да потому что action'ов в мире дохуя, и две трети из них именно в околосредневековом сеттинге. Именно ведьмака выгодно отличает проработка и компиляция лучшего в жанре. В свою очередь кк - игра почти уникальная, такого больше нет. Кстати, по тем же причинам киберпанк мне нраица больше.
Хочу вторую часть, надеюсь и верю.

9
Ответить