«Эпоха безумия». Почему я считаю эту трилогию самой худшей работой Аберкромби

Что ж, пора вновь окунуться в мир Земного Круга. На этот раз речь пойдёт о трилогии «Эпоха безумия», которая является прямым продолжением «Первого Закона». Спойлеров не будет. Приятного чтения!

Лор

Итак, со времён событий «Первого Закона» прошло около 30 лет. Мир Земного Круга сильно изменился. Снедаемая междоусобицей Стирия превратилась в единое королевство. Железной хватки Таллинской змеи Монцы Меркатто избежали только Сипани и Вестпорт. Стирия превратилась в одно из сильнейших держав Земного Круга.

«Эпоха безумия». Почему я считаю эту трилогию самой худшей работой Аберкромби

Старая империя в кои-то веки живёт в мире. Новый император не без помощи мага Захариуса смог объединить искалеченные войной земли. Империя настолько окрепла, что с плотоядным интересом поглядывает на Старикланд, который когда-то был её частью.

Север долгое время жил в мире. Но время Ищейки и Чёрного Кальдера на исходе. Новое поколение молодых и амбициозных северян решают взять судьбу сурового края в свои руки.

Союз всё ещё самая могущественная держава Земного Круга, а Адуя – её центр. Однако стирийские войны, крестьянские восстания и дурное управление сильно ослабили страну. Союз похож на огромный, величественный фрегат с проеденным червями днищем, который едва держится на плаву.

Герои

Изменился Земной Круг, изменились и старые герои, знакомые читателям по трилогии «Первый Закон». Многие из них умерли, постарели или просто сошли со сцены. Зато живы и здравствуют их дети, которые творят историю Земного Круга.

Сюжет вновь условно делится на северную и южную ветки.

Северная ветка главным образом представлена дочерью Ищейки Рикке, хитроумным воином Йонасом Клевером и отчасти Лео Дан Броком. По моему скромному мнению, ветка получилась очень-очень слабой... Вы не найдёте здесь ни чёрного юмора Кальдера, ни мрачного очарования Коула Трясучки, ни сурового обаяния Логена Девятипалого. По сути, весь сюжет крутится вокруг взбалмошной тинейджерки Рикке. Большую часть трилогии она беспрестанно блюёт, матерится, курит местную травку, сношается с мужиками и ведёт душещипательные беседы со своей товаркой Изерн-и-Фейл.

Рикке.
Рикке.

Ещё у Рикке есть дар предвиденья. Благодаря этой «суперсиле» она всё знает наперёд, что позволяет ей облапошивать хитрых, опытных врагов. Естественно, Абекромби не ставит читателей в известность, что там выдумала хитрющая Рикке, и что увидел её волшебный глаз. Поэтому не стоит удивляться роялям в кустах, которые так обильно сыплются на читателей, что того и гляди зашибут насмерть.

Рикке – одна из «баботерминаторов», которая раз за разом оставляет не у дел глупых, маскулинных мужиков-женоненавистников. Ещё в трилогии есть несчастные мигранты, левацкие закосы и чуточку ЛГБТ. В общем, Аберкромби, как говорится, постарался быть в тренде.

Отчасти северную ветку спасает Йонас Клевер. Всё вроде в нём хорошо – цельный, обаятельный персонаж со своеобразным чувством юмора. Однако неправдоподобные перипетии его судьбы так сильно смазывают общее впечатление о нём, что просто перестаёшь воспринимать этого героя всерьёз. Лично я некоторые главы с Йонасом просто пропускал.

Южная ветка гораздо шире и интересней. Но и у её героев есть серьёзные изъяны.

Савин Дан Глокта. Блистательная дама с амбициями высотой в Башню Делателя. Персонаж интересный, хоть и «баботерминатор». Но не то Савин перебрала алмазной пыли, не то ею перебрал сам Аберкромби, но в определённый момент действия персонажа перестают поддаваться хоть какой-то логике…

Лео Дан Брок. Отпрыск Гарода Брока и Финрэ Крой. Молодой, обаятельный, воинственный красавец, настоящий Молодой лев.

«Эпоха безумия». Почему я считаю эту трилогию самой худшей работой Аберкромби

Персонаж простой, даже примитивный. В определённый момент Аберкромби разом занюхал алмазную пыль и дым от шелухи, и действия молодого Брока потеряли всякую убедительность.

Виктория Дан Тойфель. Ещё одна «баботерминатор». Но в отличие от остальных «баботерминаторов», да и большинства других героев, это цельный, правдоподобный персонаж. Однако есть как минимум один момент, когда Аберкромби было страсть как необходимо, чтобы «ружжо» на стене обязательно стрельнуло. Это самое «ружжо» у всех висело на виду. Даже доверчивые, лишённые воображения читатели не могли его не заметить. В итоге выстрел вышел не выстрелом, а каким-то постыдным хлопком детской хлопушки у самого носа неизумлённой публики. Это авторское недоразумение несколько смазало образ Виктории.

Броуд. Могучий детина, ветеран Стирийских войн, ежечасно борющийся со своими внутренними демонами. Броуд серьёзный мужчина, обладающий «суперсилой» а-ля «берсерк под мухоморами» и беспрерывно сыплющий суровой философией. Этакая реинкарнация Логена Девятипалого. Такая точная, что это похоже на какой-то самоплагиат…

Орсо. Сын короля Джезаля I. Сперва это изнеженный, развращённый молодой сибарит, о распутстве которого ходят легенды. Но по ходу трилогии он мужает, матереет и принимает реалии жестокого мира, не теряя при этом изысканного чувства юмора и не умаляя благородство своего сердца.

Так себе иллюстрация. Но другие ещё хуже.
Так себе иллюстрация. Но другие ещё хуже.

Скажу как на духу, без всякой тени сарказма. Это самый цельный и правдоподобный персонаж, к которому чисто по-человечески испытываешь симпатию. Настоящая жемчужина всей трилогии. Нет, серьёзно… Лично я где-то уже на середине трилогии, устав от сюжетных конвульсий, не забросил книги только из-за Орсо и шуточек его друга капрала Танни.

Сюжет

Сюжет «Эпохи безумия» развивается по большей части на территории Союза. Самая могущественная держава Земного Круга находится в шатком состоянии: казна пуста, авторитет власти ниже плинтуса, народ ропщет, лорды интригуют, в воздухе пахнет революционной грозой.

<p>А ещё громко в дверь стучится гражданская война.</p>

А ещё громко в дверь стучится гражданская война.

Но ещё большую сумятицу вносит прогресс. Союз вступил в эпоху промышленной революции. Повсеместно внедряются машины, люди остаются без средств к существованию. Ломается привычный уклад жизни, что влечёт слом устоявшихся общественных институтов.

Вроде бы это повод порадоваться оригинальности мира, придуманного Аберкромби. Всё же подавляющая часть фэнтезийных миров статична, а тут станки, паровые машины, прогресс. Однако промышленная революция Земного Круга выглядит... неубедительной. Изобретатели придумали пушки, паровой двигатель, а один даже обмолвился о гидроэлектростанциях. Но при всём при этом солдаты Союза воюют в железных латах с мечами и арбалетами. WTF?!

В трилогии очень много аллюзий на реальные исторические события. Великая Перемена – Великая французская революция, ломатели – луддиты, «эпоха прогресса» – промышленная революция в Англии.

Реальные луддиты в Англии.
Реальные луддиты в Англии.

Аберкромби не стеснятся даже заимствовать отдельные слова типа «комиссар» и символы вроде красных бантов. Всё это делает «Эпоху безумия» больше похожей на приключенческий исторический роман не лучшего пошиба.

Герои трилогии воюют, интригуют, пускаются в опасные путешествия – этого добра хватает. Как и хватает и натуралистических сцен войны: кишки, разбрызганные мозги, фонтаны крови. В общем, если кому-то подобное нравится, то в этом смысле старина Аберкромби не подвёл.

К сожалению, складывается впечатление, что писатель слишком уж буквально воспринимает фразу «лихо закрученный сюжет». Чтобы держать читателя постоянном в напряжении (скорее уж изумлении), Аберкромби злоупотребляет резкими сюжетными поворотами, роялями в кустах и чеховскими ружьями. Под конец трилогии несчастный читатель оказывается под градом роялей вместе с кустами, которые падают на него под залпы разом упавших со стены чеховских ружей. Так и хочется мысленно (и не только) крикнуть:

«Эпоха безумия». Почему я считаю эту трилогию самой худшей работой Аберкромби

Поэтому не удивительно, что персонажи трилогии получились какими-то дёрганными, неуравновешенными. Этакие пациенты психотерапевтов, лишённые тяжёлых антидепрессантов. А какими они могут быть иначе, если писатель постоянно их дёргает за верёвочки, заставляя персонажей совершать бесконечные личностные метаморфозы?!

Ну и куда же без «суровой правды жизни», без всей этой незатейливой философии «не мы плохие – а жизнь такая», которая является фабулой всех без исключения романов Аберкромби. Но здесь эта чернуха поднята на новый уровень. Плохие всегда побеждают, добрые проигрывают. Убийцы садятся на трон, невинные гниют в канаве. Автор сперва создаёт героев, к которым проникаешься симпатией, а потом этих же героев смачно вдавливает в грязь, как Баяз давил сапогом губы короля Джезаля. Этот приём, который направлен исключительно на эмоциональную реакцию читателя, нельзя назвать честным...

В обзоре трилогии «Первый Закон» я написал так:

В какой-то момент незатейливая философия, немудрящие житейско-бытовые премудрости в духе «не мы плохие – а жизнь такая» превращается в белый шум, вроде как звук дрели в квартире напротив – шумит неприятно, но не громко, жить не мешает.

А вот в этой трилогии мешает. Потому что слишком нарочито, а оттого неправдоподобно. Так и хочется мягко положить руку на плечо автора и проникновенно сказать:

– Чувак… мы в курсе, что жизнь сложная штука. Однако вовсе не обязательно беспрестанно об этом нудить. Выдохни. Успокойся. Потрогай траву. Читатели не такие тупые снежинки, как ты думаешь.

Что сказать в заключение… Как и многие читатели я взялся за чтение трилогии «Эпоха безумия», находясь под впечатлением от «Первого Закона».

Трёхкнижие «Первый Закон», которое прославило Аберкромби.
Трёхкнижие «Первый Закон», которое прославило Аберкромби.

Трилогия по большей части разочаровала. Да, признаю, от нескольких сюжетных поворотов и того, как автор поступил с некоторыми героями, у меня произошло знатное бомбалейло. Поэтому этот обзор отчасти предвзят и я вымещаю обиду на Аберкромби путём критики…

Каюсь. Всё так. Но есть и объективные причины, которые я перечислил, почему я не могу назвать эту трилогию хорошей. Она определённо хуже «Первого Закона». Она даже хуже отдельных романов вроде «Героев».

Что касается читать/не читать? Тут всё очень просто.

Если вы осилили первую трилогию и тем более отдельные романы, а это в общей сложности 6 книг, то вы, очевидно, большой поклонник Аберкромби. Ну а коли вы такой большой поклонник, то вам не составит труда прочитать ещё три книги 🙂

«Эпоха безумия». Почему я считаю эту трилогию самой худшей работой Аберкромби

Однако если вы никогда не читали романы цикла «Земной Круг», случайно наткнулись на мой обзор и теперь думаете, стоит ли начинать чтение, то однозначно – НЕТ. Во-первых, не очень правильно начинать знакомиться с книжным циклом с самого конца. Во-вторых, «Эпоха безумия», как по мне, это самая слабая часть серии романов о мире Земного Круга.

Можете ознакомиться с трилогией «Первый Закон», ссылка на обзор тут. В принципе, это законченное произведение, дальше читать не обязательно. Но если мир Земного Круга затянет, то читайте другие романы. Можете сразу перепрыгнуть на «Эпоху безумия». Или прочитать все отдельные книги, события которых происходят между эти двумя трилогиями. Если затянет, читайте «Эпоху безумия».

Что ж, на этом я заканчиваю небольшой цикл обзоров романов о Земном Круге. Было желание написать обзор «Героев» – лучший, по моему скромному мнению, роман всей книжной серии. Аудиокнигу я прослушал в августе 2023 года. Пока писал обзор «Первого Закона», пока разбирался с текущими делами, впечатления как-то выветрились, поэтому писать мне не о чем. Собственно, даже этот обзор я начал ваять в октябре 2023 года, а дописываю только сейчас.

На этом всё. Всем пока. До скорых встреч. Следующая статья будет посвящёна моему… хмм… «каминг-ауту» 🧐

3 октября 2023 – 21 февраля 2024

22
3 комментария

Первые три книги залпом.
Промежуточные книги местами залетели, местами помучали.
Последние 3 книги тяжко идут. Последнюю книгу всё никак не добью.

Возможно, не стоит добивать, может сильно разочаровать.

Да, мне тоже в итоге эта трилогия не оч зашла. То же Море Осколков, которое хоть и типа под тинейджеров писалось, мне зашло много больше.