«Хроники Амбера» (пятикнижие Мерлина). Обзор олдскульного фэнтези, о котором вряд ли знают зумеры
Пятикнижие Мерлина – второй том знаменитой фэнтезийной книжной серии «Хроники Амбера». Обзор первого том�� я написал. Теперь настала очередь второго!
Лор
В пятикнижии Мерлина фэнтезийная вселенная значительно расширяется. Кроме Амбера и тени Земля нам предстают зловещие Дворы Хаоса, загадочные тени и некая пограничная реальность между мирами порядка и хаоса.
В пятикнижии очень много магии. Волшебные существа, предметы, говорящие животные, чародеи и даже целые магические расы. Клинок здесь редкий гость. Гораздо чаще можно увидеть всполох магического файербола, нежели блеск доброй стали (Бенедикт явно не одобряет 🙂).
Главный герой серии – Мерлин. Он сын амберского принца Корвина и принцессы Дары из Дворов Хаоса. Мерлин чародей и «компутерщик», живущий в тени Земля. Юный маг вполне себе счастлив. Ему нравится Земля, и у него есть увлекательная работа.
Одно лишь омрачает жизнь Мерлина – ежегодные покушения. Каждый год 30 апреля его пытается кто-то убить. Мерлин, в общем-то, уже привык к безуспешным покушениям на свою персону. Но однажды при весьма странных обстоятельствах погибает его близкая подруга. Это сбивает Мерлина с привычной жизненной колеи. Он понимает, что обязан распутать клубок опасных тайн...
В общем, снова герой без страха и упрёка, и снова приключения, путешествия по теням, интриги и запретные тайны. И тут невольно начинаешь сравнивать пятикнижие Корвина со вторым томом.
Однажды лет 6 назад, когда один приятель в ВК попросил порекомендовать хорошую книгу, я посоветовал ему «Хроники Амбера». Он остался очень доволен первыми пятью романами и попросил дать оценку пятикнижию Мерлина. Я написал небольшой обзор. Процитирую его с небольшими купюрами.
«Начало вяловатое и не очень убедительное, хотя и есть интрига. Складывается ощущение, что читаешь какой-то заурядный детектив. В «Девяти принцах Амбера» начало тоже было детективным. Но книга цепляла с первых же строк благодаря резвости сюжета: Корвин встал с больничной койки, тюкнул по башке санитара, ограбил главврача, сбежал из больницы, угнал машину. Наконец, глубоко затянулся крепкой сигаретой, обдумывая своё положение. Левый карман его брюк приятно оттягивал пистолет, отобранный у главврача... В общем, невольно влюбляешься в этого вероломного интригана.
В Картах Судьбы предстаёт более степенный герой. Есть крепкие сигареты*, но нет сбитых в кровь костяшек пальцев; есть брутальный подбородок, но нет потрёпанных сапог, на которых лежит пыль бесчисленных теней; есть острый, недюжинный ум, но нет смекалки и воли, способные прочертить новые линии в Лабиринте и собрать гигантскую армию со всех миров, чтобы отомстить Эрику. Вообще, складывается ощущение, что Мерлин быстрее разберёт компьютер, чем вытащит меч из ножен. У него нет отцовской харизмы и авантюристического склада характера.
Читается скучно... до 4-ой главы. Пока герой не встречается с Сфинксом. На несколько мгновений я как бы снова погрузился в пятикнижие Корвина: тот же тонкий чёрный юморок, обаятельный цинизм и неожиданные сюжетные повороты. Но длится это недолго. После сцены со Сфинксом автор вновь погружает читателя в историю одного офисного клерка, пусть и необычную.
Возможно, я слишком зациклен на Корвине. В конце концов, Мерлин не обязан быть Корвином. Это всего лишь его сын. У него другая судьба, иной характер и устремления. Но я влюблён в Корвина: ковбоя с хорошими манерами, который с одинаковым успехом фехтует мечом, пишет изысканные стихи ручкой Parker, плетёт дворцовые интриги и спорит на высокие темы с разумным вороном-демагогом. Мерлин другой фрукт».
Что же изменилось в моём восприятии спустя 6 лет, когда я всё таки осилил всё пятикнижие Мерлина?
Признаю, шесть лет назад я был слишком категоричен. Пенталогия Мерлина, конечно же, уступает серии Корвина в художественном смысле. Но, в общем и в целом, она тоже достойная. Пятикнижие написано вполне себе в духе предыдущих книг. Во всяком случае я не жалею потраченного на него времени. Здесь есть вполне себе добротный герой и не менее добротная, лихо закрученная история. Однако есть и неоднозначные моменты...
Первый момент – Мерлин, конечно же, не Корвин. У него нет отцовского обаяния и харизмы. Он слишком правильный, что ли. У Корвина есть червоточинки, которые делают его образ неоднозначным, а оттого более интересным и живым. Когда Корвин свернул шею ворону Хуги, чтобы подкрепиться перед начертанием нового Образа, или убил нечестным приёмом напыщенного индюка Бореля, потому что у него не было времени на благородный поединок, перед тобой предстаёт обаятельный, вероломный авантюрист, которому хочется сопереживать.
Мерлин же никогда бы не съел ворон��, скорее вступил бы с ним в вежливую полемику и в конце поблагодарил бы его за разговор, а с Борелем же просто не стал бы связываться. Такой идеальный «сын маминой подруги».
Второй момент – у Мерлина есть «суперсила». Вот он взмахнул правой рукой, и его враги рассыпались на молекулы, вот он взмахнул левой – и перед ним великолепный, не знающий усталости конь! Эта «суперсила» в определённый момент начинает утомлять. Не должно главному герою всё доставаться так легко, буквально по мановению волшебной палочки. Это сильно диссонирует с Корвином, который получает желаемое благодаря хитрости, авантюристическому складу характера и мечу в крепких руках.
Третий момент – пенталогия Мерлина написана в своеобразном жанре, что-то на стыке фэнтези, детектива, технофэнтези с изрядной долей, я бы так сказал, хмм... психоделии Рыцари здесь соседствуют с преисполненной сыновьих чувств разумной машиной, ЛСД, говорящей удавкой, автоматическим оружием, сумасшедшими обитателями кроличьей норы из Страны Чудес.
Кого-то такой пёстрый антураж может отпугнуть. Это НЕ недостаток. Просто имейте в виду, что история Мерлина написана в необычном жанре, который очень далёк от современного, устоявшегося фэнтези.
Четвёртый момент – неоднозначный сюжет. Вернее – его зубодробительные колдобины в финальной части.
Сюжет в 1 – 4 книгах довольно ровный, логически выверенный. Однако в последнем романе он начинает спотыкаться как путник на ночной дороге. Как грибы появляются новые таинственные герои. Из кустов выползают рояли, которых никто туда не ставил. Стреляют чеховские ружья и в этот же момент подвешиваются новые. События как-то неправдоподобно убыстряются. Герои-злодеи и герои-протагонисты меняются ролями, причём некоторые из них это делают по нескольку раз. Весь сюжет превращается в какую-то одну сплошную сумятицу, суетливую беготню, замысловатый фарс, словно автор писал-писал роман, а затем ему взбрело в голову, не заканчивая прежней работы, начать писать новую историю, причём начать это делать прямо на страницах текущего романа.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что читаешь заурядное коммерческое фэнтези, какое-то поделие Пехова, Никитина или позднего Перумова.
Невольно становится обидно за уникальный, хорошо выстроенный мир, за его прекрасно выверенных героев, за интересную, нетривиальную историю – за всё то лучшее, что было в пенталогии Корвина. Видно, что автор жаждет продолжения, третьего пятикнижия «Хроник Амбера», поэтому и появляются все эти зацепки, сучья, крючья, по которым будет карабкаться верх новая серия.
А если сюда присовокупить ещё дополнительные рассказы**, которые вроде как выполняют роль дополнительных глав, то начинается сущий бедлам... Осторожно, дальше будут небольшие спойлеры.
Вот только Мерлин получил трон, и все конкуренты погибли, а потом ты открываешь главу-рассказ, а шоу-то, оказывается, продолжается! Как чирьи на причинном месте вылезли ещё девять крайне могущественных претендентов, один из которых пришёл из потайного мира, который знает только один древний почти вымерший народ… Но отвлекаться некогда, за Мерлином гонится невосприимчивый к магии чудо-червь. Ержан, просыпайся!
За все выверты автора отдувается несчастный Мерлин, который вынужден подрываться из одной локации в другую, попадать из полымя да в полымя, перепрыгивать с корабля на бал и обратно.
Дальше – больше. Только-только наш герой справился с кознями Образа и Логруса, а вдруг оказывается, что есть ещё одна суперсила, причём она о себе даёт знать в самом конце. Поэтому Мерлин, сбив пыльную пену с крупа, устремляется навстречу новым приключениям.
В итоге концовка пятикнижия выходит очень смазанной, какой-то разболтанной и недосказанной. Большая часть романа «Рыцарь Теней» посвящена злоключениям Мерлина в «междумирье», где он разговаривает с призраками и ведёт теософические диспуты с говорящей удавкой. На это автору не жалко почти целую книгу. Но долгожданная встреча с отцом, которую на протяжении всех романов так жаждал Мерлин и приложил для этого много усилий, описана буквально в нескольких абзацах…
В пенталогии бы убавить магию, но добавить взмахов крепкого клинка. Не размениваться на мелочные события а-ля «приключения ради приключений», а сосредоточиться на действительно важных моментах. И сюжетной тропинке вовсе не обязательно так суетливо вилять и изобиловать ухабами. Её можно сделать гораздо ровней, что сделает фабулу пятикнижия Мерлина более цельной.
Не могу осуждать Роджера Желязны за все эти сюжетные ухабы. Писателя не стало 14 июня 1995 года. Возможно, когда он дописывал «Хроники Амбера» и отдельные рассказы, он уже был тяжело болен.
Видимо, Желязны до последнего жил своим миром, не желал заканчивать историю, расставаться с Амбером, Хаосом, созданными персонажами и причудливыми тенями. Мира тебе, о великий писатель, надеюсь Образ и Логрус не оставили тебя своим вниманием!
Что касается рекомендации читать или не читать… Шесть лет назад в переписке с приятелем я ответил так:
«В целом, если рекомендовать тебе/или не рекомендовать... Я отвечу так: если ты поклонник серии книг о вселенной Амбера, то я бы тебе рекомендовал. Возможно, тебе понравится. Но есть и серьёзный шанс разочароваться. Я же не нашёл в себе силы продолжить чтение. Возможно, я слишком предвзят и придирчив».
Ну а теперь более развёрнутый ответ.
Пятикнижие Корвина можно считать законченным произведением. Каких-то глобальных вопросов, требующих ответа, не осталось. История Корвина закончена. Поставлены все точки над «i». Рефлексировать не над чем.
Если вы боитесь, что целостная картина мира Желязны будет нарушена, боитесь, что разочаруетесь в пятикнижии Мерлина, и это разочарование испортит общее впечатление о «Хрониках Амбера», то НЕ читайте.
Но если вы прониклись миром Желязны, хотите вновь прогуляться по лабиринту Образа, увидеть старину Корвина и блеск его Грейсвандира, узнать о новых внебрачных детях Оберона, познако��иться с Дворами Хаоса и его обитателями, пронестись по знакомым теням, услышать небольшой рок-концерт в исполнении Рэндома и Мартина, выяснить, куда делся Дворкин и отрастил ли новую руку Бенедикт, то, конечно же, ДА, читайте.
Можете прочитать и рассказы. Но если у вас начнётся ожидаемое бомбалейло, просто мысленно представьте, что это часть не пятикнижия Мерлина, а фрагменты ненаписанного третьего тома «Хроник Амбера»
Вот такой получился небольшой обзор второго тома. Обзор первых пяти романов «Хроник Амбера» – пенталогии Корвина – вы можете прочитать здесь.
*Мартин вообще не курит. Одним словом – идеальный сын маминой подруги
**Рассказы можно прочитать тут.
12 – 18 февраля 2024 г.