Минутка саморазвития

Когда вы утверждаете, что сюжет некоего фильма/игры/книги "говно" или "банален", вспомните, как Борхес (Хорхе Луис) рассказывал всего о четырех существующих историях/сюжетах. Четырех! И описал он их в очень кратком эссе ("Четыре Цикла"), которое я без труда размещаю ниже. Прочитайте и предложите опровержение его мысли, если не согласны.

Минутка саморазвития

"Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века привнесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borgh brittened and brent to brandes and askes». Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с богом, принявшим образ лебедя.

Вторая история, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Минутка саморазвития

Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего Бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять ночей вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде." © Перевод, В.Кулагина-Ярцева

Минутка саморазвития

И в чем он не прав?

4747
46 комментариев

Клевая пикча

13
Ответить

Это же рассуждение об упрощении. Борхес просто обнаружил знакомые элементы во всем разнообразии историй и расплывчато уместил их в эти четыре описания. Но пойдите дальше: "Всё человеческие истории суть одно и то же, созданное набором букв и звуков, о ком-то, чем бы оно не было, и это что-то кой-чо делает, умышленно, мысленно или нет".

10
Ответить

1. «Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения от плохого к хорошему.
2. «Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет.

7
Ответить

Кэмпбелл с его идеей мономифа: 4? Хули так много?

4
Ответить

А с чего ты решил что он не подходит под эти 4 истории?

1
Ответить

Я тебе могу сказать, что историй вообще всего две: история Пути (к успеху/к себе/к реке/домой/итд) и история Отношений (с м-ж/родичами-детичами/обществом/итп), причём они обычно переплетаются. Редчайший сюжет о РКНе Воображаемого Друга и интересен-то единицам с избытком серого вещества.

Смысл-то не столько в _ядре_ истории, сколько в обрамляющих её финтифлюшках и том, как она рассказана. Байки в духе "выпили три топора с одной дурой и поебалися" можно от кого угодно услышать (причём не факт, что от мужика даже, кекеке), они интереса не вызывают - а вот Титаник таки цепляет, уж больно красиво снято.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить