Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

Данная заметка имеет сюжетные спойлеры к Wo Long: Fallen Dynasty, а так же прошлым играм Team Ninja. Во многих моментах этот текст является субъективной точкой зрения автора и не претендует на истину в последней инстанции, зачастую ввиду недостатка деталей на момент написания.

Итак, ввиду обозначенного дисклеймера выше, будем считать данную заметку на полях, не более чем размышлением (опираясь естественно на некую логику\детали, факты и прочее) и поскольку я не работаю в Team Ninja, мои доводы - фанатские теории и домыслы. И тем не менее. По - хорошему, данный текст стоило бы писать после прохождения готовящегося перезапуска Ninja Gaiden\Dead Or Alive - чтоб уж наверняка, но я обещал миддл\лонг по Wo Long - извольте потреблять. Да, ещё одна мелочь - данный анализ фактически продолжает мою серию статей по вскрытию игр Team Ninja. Много повторяться по тезисам я не хочу, но куда надо - направлю, если что. Итак, приступим.

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

С чего бы нам начать, а то а ж теряюсь. Начнём, пожалуй, издалека. Как мы знаем, все игры вселенной Team Ninja стоят на двух опорах: это боевые искусства (возьми ты хоть Ninja Gaiden\DOA; хоть Nioh\Wo Long) и магия. Хотя, в контексте нашего дискурса я бы заменил этот термин на духовно - религиозные практики. Которые, если мы подумаем, составляют с боевыми искусствами одно целое, связанное тугими узлами исторического развития на протяжении веков. Технологии во вселенной Team Ninja представлены не очень комплексно на мой взгляд и являются этакой ступенью развития и одновременно мостиком от той самой магии. Наиболее чёткий пример подобного перехода мы можем видеть в серии Ninja Gaiden\и отчасти DOA. Хорошим образцом, тут может служить история наших ниндзя из феодальной деревни Муген Тэнсин, которые по итогу становятся орудием в руках злодейской корпорации и жертвой технологий будущего, вроде того же клонирования, итд… (Касуми - альфы и всякие Райдо машут нам ручкой).

 Ну или Ninja Gaiden, где в одном котле удачно сочетаются элементы феодальной Японии, современности и будущего со всеми этими корпорациями и супер технологиями. Ах да, это ж одна вселенная с DOA, запамятовал. Культ ниндзя - алхимиков - отличный пример тому.
 Ну или Ninja Gaiden, где в одном котле удачно сочетаются элементы феодальной Японии, современности и будущего со всеми этими корпорациями и супер технологиями. Ах да, это ж одна вселенная с DOA, запамятовал. Культ ниндзя - алхимиков - отличный пример тому.

Но я скорее обозначаю проблематику, ибо сферу технологии мы трогать сегодня не будем, поскольку до неё нам ещё много веков пережить придётся. А религиозные практики и боевые искусства мы сегодня рассмотрим (и не только их).

Писал сюжет игры Масаказу Хираяма, до этого работавший в арт отделе над Dissidia Final Fantasy NT (2015) и занимался дизайном Dead Or Alive 5: Last Round (2015), а так же Marvel Ultimate Alliance 3: The Black Order (2019), которую TN разрабатывали совместно с давними коллегами из Nintendo. Он же побыл и директором Wo Long. О сценарных работах Хираямы, я информации не нашёл - видимо это был его первый проект на данной должности.

История игры основана, как минимум на двух источниках: историческом романе «Троецарствие», Ло Гуаньчжуна, якобы основанного на записях древнего историка - Чэня Шоу и написанного предположительно в 14 - м веке. Из «Троецарствия» в игру попали все основные события и персонажи (включая созданных специально для книги, помимо десятков исторических персон). В ряде моментов разработчики дали волю воображению и намеренно изменили события книги, а так же добавили своих собственных героев, я просто отмечу этот момент.

2 -й источник - «Книга гор и морей» (Шань хай цзин - 山海经) - древний трактат о географии и мифологии древнего Китая. Оттуда до Wo Long долетели всяческие мифические существа и монстры, которых мы рубим на салат по ходу прохождения. Написан Шань Хай Цзин в первые века нашей эры (как раз династия "Хань", о которой идёт речь в игре).

Taotie (饕餮) например. Одно из 4 - х классических чудовищ китайской фольклорной традиции. 4 чудовища - противники 4 - х священных защитников, которые так же восходят к даосизму: белый западный тигр; восточный водный дракон; северный дракон  и южный феникс.
Taotie (饕餮) например. Одно из 4 - х классических чудовищ китайской фольклорной традиции. 4 чудовища - противники 4 - х священных защитников, которые так же восходят к даосизму: белый западный тигр; восточный водный дракон; северный дракон  и южный феникс.

Но не только о ней, посмею заметить. И давайте сразу обозначим временные рамки игры.

Основные события происходят во времена династии «Хань» (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Собственно, Fallen Dynasty - это и есть династия "Хань".

Основной сюжет - это восстание "жёлтых повязок" (184 - 204 г.), по итогу которого началась междоусобная война между Цао Цао и Дун Чжо, которая и привела к падению империи. События игры затрагивают период поздней восточной "Хань".
Основной сюжет - это восстание "жёлтых повязок" (184 - 204 г.), по итогу которого началась междоусобная война между Цао Цао и Дун Чжо, которая и привела к падению империи. События игры затрагивают период поздней восточной "Хань".

Сразу отмечу, что особенностью данного исторического периода в контексте развития китайского государства является не только его самая долгая продолжительность, но и фактически становление основы государственности и культуры Китая, на которую страна опирается до сих пор (например, этические догматы конфуцианства). Примерно таким же огромным по значению, для Японии будет являться период Хэйан (794 - 1185 г), когда сформировалась основа высокой японской культуры, по итогу закончившаяся приходом к власти сёгунов и установлением военного политического курса. Период Хэйан Team Ninja затрагивали в дилогии Nioh, я напомню.

события DLC к Nioh 2 разворачивались с 797 по 1189 - й год, как раз и затрагивая период Хэйан - Камакура. 
события DLC к Nioh 2 разворачивались с 797 по 1189 - й год, как раз и затрагивая период Хэйан - Камакура. 

Вернёмся к Китаю.

Вторым историческим периодом, который скорее всего уйдёт от глаз большинства игроков - династия "Цинь" (не путать с династиями "Цин" и "Цзинь").

Империя "Цинь" (秦朝) - первая империя в истории Китая (221 г. до н.э. - 206 г. до н.э.). В этот период правил великий император Цинь Шихуанди, он же является основателем династии. Знаменит он был не только своими завоеваниями, но и непомерными аппетитами. Именно по его указу началось строительство «Великой китайской стены», гробницы с терракотовой армией и огромного дворца «Элан», постройка которого так и не была завершена, поскольку в определенный момент началось падение циньской империи и народные восстания. Как вы понимаете великие стройки одиозного правителя, явились причиной сотен тысяч смертей, учитывая и полнейший тоталитаризм в управлении государством. Не будем забывать и о любви данного персонажа к жертвоприношениям во славу богов и процветания им же созданной империи. Где же он прячется в игре Team Ninja ? Да прямо в прологе.

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

Да, именно о нём упоминается, когда нам рассказывают о безумном императоре, который искал источники бессмертия и был одержим мифическим эликсиром, который и является краеугольным камнем сюжета Wo Long: Fallen Dynasty. Был у Циня один невероятный страх - это смерть, и естественно это вело его к одержимости поисками эликсира бессмертия, за которым согласно некоторым источникам он отправлял экспедицию к берегам Японии. Но, как вы понимаете, источник бессмертия найден не был и вскоре Шихуанди столкнулся со своим страхом лицом к лицу. (умер то бишь). По сюжету игры, Цинь умер, в ходе одержимости эликсиром бессмертия, который к тому же привёл к падению династии Цинь (как в дальнейшем и «Хань», по сути. Сюда же мы добавим все конфликты и распри, которые случились по ходу сюжета дилогии Nioh - из - за родственной эликсиру амриты ).

Вы вероятно заметили, что эликсир бессмертия из Wo Long: Fallen Dynasty и амрита из Nioh - как - то слишком родственны, и дескать поэтому в Team Ninja работают ленивые дебилы. А вот и не угадали. Но к этому, я вернусь чуть позже. Да, кстати. Амрита (अमत - «бессмертие»). Какова вероятность того, что это одно и то же, только за века, прошедшие между Wo Long и Nioh, сменившее прописку и наименование. Или скажем так, эликсир из Wo Long - основа амриты, из которой позже начнут создавать всякие предметы великого искусства, вроде меча Сохаямару\Сохая Но Цуруки ? Может ли такое быть ? По - моему, запросто. Ну да ладно, это один из тех моментов, который будет более явно освещён в последующих играх Team Ninja, я полагаю. Я подожду Ninja Gaiden, ибо корни то видны невооружённым глазом. (а родство между Сохая но цуруки и мечом тёмного дракона, я уже однажды отмечал).

Раз уж мы потревожили мечи и души драконов там живущих, давайте к ним и обратимся.

Как мы знаем, Китай - страна дракона, а китайцы - потомки дракона. Китайский дракон - он же водный лун (龍). Японский дракон - огненный Рю (龍). Как две полярности. Wo Long (卧龙) - «затаившейся дракон». Как отмечал, глава Team Ninja - Фумихико Ясуда, относится к главному герою игры, который по ходу прохождения и становится подобен дракону (по величию, как я понимаю). Однако я бы это толкование расширил до всех персонажей, которые обладают духом дракона. Например, к таковым духам относится Yinglong (應龍) - «отзывчивый дракон», описанный как раз в трактате Шань хай цзин.

Вот собственно и он.
Вот собственно и он.

Помимо главного героя, им обладали: слепой, безымянный парень и Чжан Бао - «Генерал земли». Один из предводителей группировки «жёлтых повязок», с восстанием которых пересекается сюжет игры (184 - 204 г.).

Как мы с вами помним, драконы есть неотъемлемый элемент игр Team Ninja: мифология Ninja Gaiden так же стартовала с драконов

Предки клана Хаябуса сражаются с великим тёмным драконом - Ninja Gaiden: Dragon Sword (2008). 
Предки клана Хаябуса сражаются с великим тёмным драконом - Ninja Gaiden: Dragon Sword (2008). 

драконы по китайской линии присутствуют и в Dead Or Alive.

Они же частично связаны с Сохаямару - одним из главных объектов сюжета Nioh.

Дух великого дракона, живущий внутри меча сохаямару. 
Дух великого дракона, живущий внутри меча сохаямару. 

Если в эту формулу добавить факт появления японской культуры из китайской, а так же их тесное взаимодействие - можно считать Wo Long логическим приквелом к событиям и Nioh, и Ninja Gaiden, и Rise Of Ronin - то есть всей японской ветки.

А через взаимосвязь запада, которая просматривается там же, мы выйдем, опять же на Ninja Gaiden, Nioh, Rise Of Ronin и свяжется это всё в Dead Or Alive (вместе с Wo Long и Китаем), на торчащие лапы которого Team Ninja уже намекала на релизе Wo Long.

В связи с этим, затронем религию и боевые искусства. (наконец, мы пришли к тому, к чему я вас изначально и подводил - сейчас всё и сложим).

Империя «Хань» важна не только каким - то государственным или технологическим прорывом для китайской цивилизации, но и становлением даосизма, как полноценной китайской религии.

До этого даосизм - это магическая практика, фактически не имеющая под собой прочной религиозной основы. Однако с наступлением «Хань», картина меняется.

Что такое даосизм - это мистическое учение, которое ставит во главу угла личность (т.е. отдельного индвида) и этим является противопоставлением, как более древнему религиозному китайскому культу, так и тому же конфуцианству (которое религией называть вообще не корректно, я бы отметил).

Даос в чёрном - это и есть представитель того самого мистического, "тёмного" даосизма. Настоящее имя - Юй Джи (Ган джи). Личность его основана на книжном варианте, где он выступает, как тёмный маг. В реальности был безобидным лекарем. Главный Bad guy.
Даос в чёрном - это и есть представитель того самого мистического, "тёмного" даосизма. Настоящее имя - Юй Джи (Ган джи). Личность его основана на книжном варианте, где он выступает, как тёмный маг. В реальности был безобидным лекарем. Главный Bad guy.

Даосизм - религия спасения, которая задавалась поиском бессмертия человека и по - своему его находила. Важно отметить, что применительно к даосизму не идёт речи о каком - то отдельном духовном бессмертии, как например в христианстве. Для даоса есть бессмертие здесь и сейчас, а тело и душа (точнее души) - есть единое целое. Т.е. путь к бессмертию начинался с тела. Собственно, Дао, как некое космологическое понятие - это путь единства материи и духа, но никак не отдельных элементов. Немножко деталей самого даосизма, чтобы вы понимали, как оно отражается на сюжете игры.

По даосизму в человеке существует несколько групп душ. 3 высших группы - Хунь и 5 низших - По. Существуют они в некоем хаосе внутри человека и изначально слабы, т.е. их надо укреплять по ходу жизни. Отделение душ в момент смерти, так же происходит отдельно. Теперь мы понимаем, откуда идут духи с божественными животными, которых мы получаем, убивая боссов игры. (передаём привет и Nioh, где работает похожая система с духами стихий).

Один из божественных духов зверей, которые мы получаем от поверженных боссов. В данном случае Kunpeng - гигантская рыба, которая может трансформироваться в птицу. Мифы о ней, опять же отходят к даосам.
Один из божественных духов зверей, которые мы получаем от поверженных боссов. В данном случае Kunpeng - гигантская рыба, которая может трансформироваться в птицу. Мифы о ней, опять же отходят к даосам.

Раз основным проводником к бессмертию является бренное тело, стало быть, его надо улучшать, посредством строгих диет, упражнений, дыхательных практик, итд… поскольку это религия - сюда же включается духовный аспект - некая система грехов и воздаяний за этически праведную жизнь. В нашем случае, ещё важно отношение даосов к телу, в котором якобы существует разделение по уровням и в котором циркулирует энергия, и живут боги. Главный дух, управляющий человеком, является результатом соединения пневмы и некоей эссенции в процессе дыхания, а всё это дело происходит в области живота - «киноварном поле». Всё тело и разделяется на 3 киноварных поля: голова и руки, грудь, живот и ноги. Киноварь - важнейший элемент эликсира бессмертия даосов, поэтому всё так. Все пути к бессмертию проложены внутри человека и ведут к 3 - м важнейшим органам: мозгу, сердцу и точке ниже пупка. Как там всё устраивается и управляется, я описывать не буду - длинная и очень смешная история.

Уровни в киноварных шахтах тоже есть. 
Уровни в киноварных шахтах тоже есть. 

Как вы, наверное поняли, мы подходим к китайским боевым искусствам, ибо именно даосы раскрутили всю эту тему. (ну, по одному из путей).

Был у них путь даоинь - практика медитаций и упражнений для образования внутренней эссенции и совершенствования энергии ци. По сути, путь даоинь - предшественник цигун, а так же считается, что от него идут многие «мягкие» стили ушу, как например, тай чи. Первый же виток популярности кунг фу приходится именно на династию «Хань».

Не зря Ясуда делал такой упор в интервью на обсуждении китайских боевых искусств, не зря.

Итак, к чему нас ведут. Раз даосы связаны с формированием кунг фу, а «Хань» - первый период его популярности, причём тут Nioh? Да всё очень просто: буддизм и возникновение школ "Сингон" и "Тэндай", которые связаны с некоторыми личностями, засветившимися в обеих частях: Тэнкай и Фуку - школа эзотерического буддизма - «Тэндай».

Nioh. Вот они. Мантра ниндзюцу перед вами. 
Nioh. Вот они. Мантра ниндзюцу перед вами. 

Монах Кукай - школа «Сингон». От этих ребят идёт движение ямабуси и сохаев - воинов - монахов.

Nioh 2 - Кукай. 
Nioh 2 - Кукай. 

Горных отшельников, часть из которых станет исповедовать путь Сюгэндо (修験道) - «Путь тренировок и испытаний». Весь этот процесс переварит в себе кучу всяких эзотерических верований и анимизм, наряду с синтоизмом - священной религией японцев. В дальнейшем, всё приведёт к образованию ниндзюцу. (передаём привет Аяне - по линии позднего буддизма и эпохи расцвета самурайства\ниндзюцу,

Я подробно разбирал её отношение к тёмному буддизму и эпохам "Камакура" и "Муромати" (1185 - 1333; 1336 - 1573), которым предшествовала эпоха "Хэйан". (младшая же сестрёнка Касуми). 
Я подробно разбирал её отношение к тёмному буддизму и эпохам "Камакура" и "Муромати" (1185 - 1333; 1336 - 1573), которым предшествовала эпоха "Хэйан". (младшая же сестрёнка Касуми). 

и Касуми - по ветке синтоизма и ранних сюгэндо, т.е. предков тех самых Синоби).

Её отношение к синтоизму, ямабуси, сюгэндо, тэнгу и эпохе "Хэйан" (794 - 1185) я тоже подробно разбирал.  Старшая сестра Аяне.  
Её отношение к синтоизму, ямабуси, сюгэндо, тэнгу и эпохе "Хэйан" (794 - 1185) я тоже подробно разбирал.  Старшая сестра Аяне.  

Отголоски всей этой структуры мы могли видеть ещё в Nioh. Не забываем, что с позиции мифов, боевые искусства были «подарены» японцам такими ребятами, как тэнгу, которые тоже засветились, как в Nioh, так и в DOA.

Если заглянуть, в чуть более поздние периоды (Сэнгоку, например - Nioh 2). Мы увидим там укрепление позиций самурайства и развитие будзюцу - традиционных японских боевых искусств, которые и идут от самураев и их школ: дзюдзюцу, кендзюцу, ниндзюцу, айкидзюцу...

А что там дальше ? А дальше, у нас 19 - й век (Rise Of Ronin) - распространение будо, образование многочисленных школ рю и говорим привет современным боевым искусствам по древу будо: каратэ, дзюдо, айкидо и прочее до....

Таким образом, с культурологической точки зрения Team Ninja охватывают не только запад, Китай и Японию, но и идут по пути развития боевых искусств, хронологически начиная с даосов и китайского кунг фу, затем уходя в ранний буддизм и синтоизм, самурайство, адептов сюгэндо, ранних ямабуси и ниндзюцу (напоминаю, что Nioh рассматривает историю Японии с 797 по 1616 - й год). Rise Of Ronin (середина 19 - го века) - распространение будо, как дальнейшего пути слияния идей самурайского будзюцу и китайских систем дао. Соединяет эти все направления (и закругляет их одновременно), 20 - й век - Ninja Gaiden и DOA, которые ждут нас в будущем. (но выводы я бы не торопился делать пока. Rise Of Ronin может показать нам многое, как и спрогнозировать дальнейшее направление мысли разработчиков - очень ждём).

В Rise Of Ronin просто обязаны быть множество школ того же фехтования, ибо стилей рю было под 2000, согласно некоторым источникам. Я надеюсь, что там можно будет выбрать школу и прокачаться по полной.
В Rise Of Ronin просто обязаны быть множество школ того же фехтования, ибо стилей рю было под 2000, согласно некоторым источникам. Я надеюсь, что там можно будет выбрать школу и прокачаться по полной.

Так же, я не могу не отметить линию с духами божественных животных, а именно хотелось бы рассмотреть 4 из них: водного восточного дракона, западного белого тигра ветра, южную огненную птицу - феникс и северного чёрного дракона\черепаху. Дело в том, что эта четвёрка есть в каждой игре Team Ninja (ладно, минус Ninja Gaiden).

В DOA у нас такая ситуация: Элиот - британец, защитник запада, соответственно западный белый тигр - Byakko.

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

Чжэн Ли - китайский восточный дракон.

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали

Хитоми - Suzaku, южный феникс.

Такая вот история, ребята. А уж то, что символы - животные напрямую относятся к персонажам Dead Or Alive\Ninja Gaiden и их отражают, я десятки раз писал. Рю Хаябуса, который любит обращаться соколом - соврать не даст.

Ждём Rise Of Ronin и надеемся, что всё будет красиво и интересно.

Спасибо за внимание. С уважением, Ikken Hissatsu.

Дао Дракона - разбираем сюжет Wo Long: Fallen Dynasty на детали
2626
Начать дискуссию