Арракис! Как много в этом слове для сердца фремена слилось! — обзор в раннем доступе Dune: Spice Wars
Эта статья — обзор на ранний доступ 4x стратегии в реальном времени, действие которой происходит во вселенной «Дюны» Френка Герберта — «Dune: Spice Wars». В ней нам предстоит взять на себя роль главы одной из четырёх, представленных на данный момент в игре, фракций, в попытке возглавить Арракис и захватить контроль над самым ценным веществом во Вселенной — меланжем.
Данную игру разрабатывает французская Shiro Games, уже отметившаяся ранее прекрасной RTS «Northgard» 2018 года выпуска. Среди издателей «Dune: Spice Wars» числятся Funcom и сама Shiro Games.
На данный момент игра собрала 1249 отзывов в Steam, из которых 82% являются положительными. Стоит она 1050 рублей, поэтому по ценовой категории её можно смело отнести к 2A играм. Также, стоит упомянуть, что игра находится в раннем доступе, как говорилось выше.
Сеттинг
Погрузитесь в удивительный мир «Дюны», одного из самых знаменитых произведений в жанре научной фантастики. Приведите свою фракцию к победе вместе с культовыми персонажами, такими как герцог Лето Атрейдес, барон Владимир Харконнен, Эсмар Туек и Льет Кайнз. Но будьте начеку: не только вражеские фракции приложат все силы, чтобы помешать вам, но и сама планета с ее губительными пустынями, бурями и свирепыми песчаными червями.
Мир Дюны — это мир далёкого будущего, где люди уже успели расселиться по самым разным уголкам космоса. В нём люди оставили идеи компьютеров, роботов и других мыслящих машин, на изготовление которых был наложен строжайший запрет, и ушли в сторону развития своих ментальных и интеллектуальных способностей.
Действие происходит в Галактической империи человечества монархическо-аристократического уклада. Она занимает всю известную человеческому роду Вселенную и продолжает расширяться и полниться всё новыми системами.
Но для функционирования столь огромного государства жизненно важным веществом является меланж, позволяющий путешествовать по галактической империи. Проблема заключается в том, что меланж, или пряность, встречается только на планете Дюна, или Арракис, как её называют местные племена — фремены, а также — что Арракис является обиталищем гигантский песчаных червей, которые препятствуют нормальной добыче пряности.
Примечание: на планете наблюдается страшный дефицит воды, поэтому здесь она ценнее даже спайса.
В связи с этим, контроль над планетой является причиной множества войн и разногласий среди Гильдий и Великих домов империи человечества, и в данной игре нам будет дан шанс поставить в этом споре точку, или запятую, приостановив его на некоторое время.
Начало игры
Пустыню невозможно изобразить на карте, потому что она питается как раз составителями карт.
На данный момент в «Dune: Spice Wars» нет компании, но присутствует уже готовый режим перестрелки с ботами за контроль над Арракисом, в которой участвуют до четырёх игроков.
Её можно настроить, выбрав возможные пути победы, настроив размер мира, сложность самой игры, а также событий в ней происходящих, установив количество и состав фракций, участвующих в игре. Поэтому перед началом игры нам также следует выбрать свою фракцию, в роли которой мы примем участие в предстоящем конфликте.
Примечание: каждая фракция имеет свой уникальный набор бонусов и способностей, а также четырёх советников, двух из которых нужно выбрать для дальнейшей игры.
Фракции
За Дюну боролись многие великие дома империи, но в нашем случае их только два, да ещё сверху к ним идут местные племена — фремены и группировка контрабандистов Дюны.
Атрейдесы — один из Великих Домов империи. Он правит водной планетой Каладан. Для него главными ценностями является честь, справедливость и благородство. Цвета Дома Атрейдесов — зелёный и чёрный, а их символ — красный ястреб. В игре дом представлен герцогом Лето Атрейдесом, а также его советниками:
- наложницей Лето — Леди Джессикой;
- послом Дунканом Айдахо;
- ментатом Суфиром Хаватом;
Примечание: ментат — человек, чьи логические способности необычно развиты с помощью специального обучения.
- военачальником Грни Халлеком.
Знать, где ловушка, — это первый шаг к тому, чтобы избежать её.
Харконнены — один из Великих Домов империи. Харконнены — антипод Атрейдесов и их главный противник как на планете Дюна, так и за её пределами. Являются одними из главных интриганов империи. Цвета Дома Харконненов — синий и оранжевый. В игре дом представлен бароном Владимиром Харконненом и его советниками:
- племянником Владимира — Фейд-Раута Харконненомом;
- ментатом Питером де Вризом;
- графом Раббаном Харконненом;
- капитаном гвардии Йакином Нефудом.
Человек без эмоций — вот кого следует опасаться по-настоящему.
Контрабандисты — довольно обычное явление на планете Арракисе. Они занимаются меланжем, продуктами питания, оружием и наркотиками. В игре их представляет Эсмар Туек и его советники:
- сын Эсмара— Стабан Туек;
- водонос Лингар Беут;
- начальница снабжения Дриск;
- начальник безопасности Баннерджи.
Камень тяжёл, и песок весит немало; но гнев глупца ещё тяжелее.
Фремены (Фримэны, Фриманцы, Вольники, Вольнаибы и т. п.) — это племя людей, раньше всех заселившее Дюну и считающееся её коренным народом. В игре их представляет Льет Кайнз и её советники:
- дочь Льет — Чани Кайнз;
- глава ситча Стиглар бен Фрифрави;
Примечание: ситч — подземный город фременов.
- сайядина Мать Рамалло;
Примечание: сайядина — жрица фременов.
- воин-фремен Отейм.
Пустыня до сих пор зовет меня. Этот зов звучит в моей крови как песнь любви.
Спайсовая война начинается
После выбора фракции и преодоления загрузочного экрана нас встречает наша база (в случае Атрейдесов Арракин) и орнитоптер, окружённые взвесями, раскалённого светом безжалостного солнца, песка, после чего начинается первый этап нашей игры — исследование.
Исследование
Карта в игре поделена на регионы, как это было в «Northgard», а также в таких играх, как «Age of Wonders» и «Endless Legend», если говорить о 4x стратегиях. Каждый регион имеет свои характеристики и особенности, поэтому в игре они поделены на четыре типа: столичные, обычные, особые, регионы и глубокие пустыни. Также регионы подразделяются на малые — 1 тайл в составе региона, средние — 2 тайла в составе региона и большие — 3 и более тайлов в составе региона.
Примечание: регионы являются особыми, если на карте они имеются в единственном экземпляре.
Но в начале игры на виден лишь один — столичный регион, изучая который нам и предстоит вести своё исследование и экспансию.
Именно для этого в игре существуют орнитоптеры, которые являют собой юнита-разведчика, используемого для открытия и исследования новых территорий, увеличения производительности харвестеров, обнаружения песчаных червей, а также для банальной слежки за силами противника.
В каждом регионе при его открытии присутствует несколько знаков вопроса, которые могут таить под собой месторождение ресурсов, поселение или находки.
Примечание: находки — объекты, с которыми можно взаимодействовать с помощью агентов или орнитоптеров для получения ресурсов, выполнения квестов или продвижения исследований.
Распространённый тип транспорта, оснащённый реактивным двигателем. Его сочленённые крылья улучшают манёвренность и обеспечивают равновесие. Орнитоптеры главным образом используются для разведки.
Также, в рамках исследования стоит упомянуть о самой карте, на которой имеется 6 переключателей.
Экспансия
Поскольку Дюна — это давно заселённая планета, наша экспансия на ней априори не может протекать мирно за некоторым исключением. Каждый регион, за исключением столичных, изначально контролируется местными жителями, с ополчением из которых нам предстоит сразиться ради получения контроля над регионом и его ресурсами.
Примечание: на звуки боя охотно сползаются песчаные черви, которые не прочь полакомиться вашими юнитами.
Данное исключение работает, если вы играете за Атрейдесов, а, значит, можете присоединять поселения мирным путём, но за повышенную цену и увеличенное время захвата, зато в таком случае местное ополчение в поселении сохраняется.
После нашей победы у нас есть четыре основных пути для взаимодействия с поселениями:
Оккупация — позволяет получить половину производящихся в поселении ресурсов, для её поддержания в поселении должен находится боевой юнит
Аннексия — позволяет нам перехватить контроль над поселением и начать строительство и эксплуатацию ресурсов региона, а также даёт нам нанять гарнизон из местных ополченцев в поселении для предотвращения его последующего захвата, освобождения или разграбления.
Разграбление — даёт нам возможность быстро получить ресурсы, сжечь поселение, чтобы его никто не смог захватить какое-то время и убраться восвояси.
Освобождение — может быть произведено только по отношению к уже захваченному поселению. В результате, поселение возвращается к нейтральному статусу и не становится невозможным для захвата, вся инфраструктура в нём уничтожается.
Примечание: какого-либо ограничения на количество контролируемых территорий в игре нет, но их и, вправду, сложно удерживать.
Также, помимо обычных поселений на Арракисе существуют ситчи — подземные города нейтрально-агрессивных фременов, а также базы фракций фременов и работорговцев.
Нейтральные ситчи посылают на поселения фракций отряды налётчиков для дальнейшего разграбления или освобождения. Эту проблему можно решить мирным или военным путём.
Первый — позволяет через обмен ресурсов ситча на воду зарабатывать очки репутации, после чего с ним становится возможным заключение договора, который прекратит налёт данного ситча на ваши поселения и даст неплохой бонус.
Второй — быстрее, но требует больше сил и не так интересен в долгосрочной перспективе, поскольку предлагает разорение и разграбление ситча, в котором сидит 8 отрядов хорошо вооружённого ополчения.
Эксплуатация и развитие
После того как мы нашли и заняли своё место в мире, стоит позаботиться о нашем экономическом, политическом и технологическом положении в нём.
Всего в игре представлено 15 ресурсов.
Часть из них являются сугубо экономическими: солари, пласкарит, кадры, топливные элементы, вода и пряности. Все они добываются в поселениях с экономическими постройками или могут быть получены в ситчах в обмен на воду (кроме самой воды, естественно) .
Примечание: строительство может производиться только на каменных возвышениях.
Следующим столпом идут ресурсы положения. К ним относятся авторитет и положение в Ландсрааде. Они являются таковыми, поскольку при их накоплении у игрока открываются новые возможности и бонусы. Также, при накоплении 25 000 авторитета игра завершится победой игрока.
Примечание: Ландсраад — главный законодательный и представительский орган Империи.
Далее, нужно сказать о политических ресурсах: авторитете, влиянии и голосах. Они нужны для захвата новых территорий, лоббировании нужных вам решений в Совете Ландсраада, торговли и подписания соглашений между фракциями.
Интересно, что в игре имеются ресурсы агентурной сети: агенты и разведданные. Они нужны для проведения операций в регионах, внедрения в гильдии и фракции для получения ресурсов, подписания мирных договоров с нейтральными ситчами и исследования находок.
И, наконец, стоит обратиться к двум ресурсам одиночкам: знаниям, за счёт которых мы исследуем новые технологии, и очкам командования, которые регулируют возможное количество отрядов нашей фракции.
Добыча того или иного ресурса может производиться только в определённом регионе Дюны, как это, например, происходит с редкими компонентами или меланжем. Если говорить ресурсах, то в такого рода местах они получают львиные бонусы к скорости производства и добычи в зависимости от местности.
Отдельно остановлюсь на добыче Меланжа. Добывается он только в регионах с полями пряности с помощью Харвестеров (Комбайнов) , которые по ходу игры можно неоднократно модифицировать различными путями, ради увеличения эффективности добычи. Далее перерабатывается на очистительных заводах и продаётся гильдиям и имперскому дому по контракту.
В игре можно регулировать соотношение количеств пряности, которая отправляется в запасы для последующей уплаты имперского налога и пряности, идущей непосредственно на продажу.
Примечание: Харвестер — большая (от 40 до 120 метров в длину) спайсодобывающая машина, обычно применяющаяся на богатых спайсовых залежах. Часто называется краулером, гусеницей из-за жукообразного корпуса, посаженного на подвижные гусеницы.
Сражения и уничтожение
Всего на данный момент в игре представлено 34 вида боевых юнитов (у каждой фракции свои юниты плюс бандиты, плюс ополчение, плюс гвардия, плюс повстанцы) , которые разделены на 5 основных типов: пехотинцев, стрелков, подрывников, дронов и наёмников.
Примечание: пехотинцы подразделяются на лёгкую, тяжёлую и гвардейскую пехоту.
Все они работают по принципу «камень-ножницы-бумага-ящерица-спок», причём, буквально, поэтому боевая формула радует разнообразием. А тактика, благодаря двум типам местности: скала и песок (на котором вас могут сожрать черви) , а также тактической паузе, оборонительной инфраструктуре, операциям и сложной системе бонусов, является неотъемлемой частью данной RTS и на голову выше своей товарки из «Nortgard».
Также, стоит отметить важную роль транспорта и оборонительных сооружений в игре. Поскольку в ней нет каких-либо ограничений в количестве занимаемых регионов, нападки на территорию сильно увеличиваются по сравнению с её товарками по жанру.
Получается, что здесь можно пойти двумя путями:
- наращивание обороны в технологическом плане, а также ополчения в подконтрольных вам поселениях, а также найм слабого мобильного контингента для периодического захвата земель и поддержки поселений в особо сложных ситуациях.
- постройка мощных научно-промышленных центров, позволяющих содержать систему аэропортов для транспортировки мощной и дорогой группировки юнитов от поселения к поселению.
Также стоит упомянуть, что юниты разнятся по рангу и походу сражений набирают опыт и уровни, которые наделяют единицу большим количеством здоровья и наносимого урона.
Отдельно отмечу, что смотреть, как армию твоего врага сжирает песчаный червь — отдельное удовольствие.
Итог
Знаешь, ты, наверно, так и не вышел тогда из пустыни.
Подводя итог, могу сказать, что игру есть за что поругать, но это всё обычные болячки раннего доступа. Ну кого, например, удивит хиловатая оптимизация, незавершённость идей некоторых механик и прочее.
Единственно, скажу то, что «Dune: Spice Wars» на данный момент представляет собой отличную базу для построение грандиозной RTS по одной из моих любимых Вселенных.
Лично я рекомендую попробовать игру фанатам жанра, почитателям вселенной «Дюны», а также всем тем, кто следит за творчеством Shiro, поскольку данная игра представляет собой, пусть пока не очень богатенький, но всё-таки «Northgard 2.0».
Примечание: на момент написания обзора автор просидел в игре 31 час.
Также, передаю привет и огромное спасибо всем комментаторам, читателям и патронам.
Дорогие Господа-товарищи, читающие, лайкающие и комментирующие! У автора данной статьи уже есть кружка, ложка и чайник, а небольшой запас чая восполнен.
Но вы, всё равно, можете поддержать его на творческом пути, если имеете желание и возможность. Донаты пойдут на книги для развития стиля автора, игры для статей и чай для поддержания его жизнедеятельности.