Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Время и место каждого подвига определяется Судьбой. Но если не придет Герой, не будет и подвига. - Цурин Арктус.

Любой набор слов можно сложить в удобоваримый текст. Был бы талант. Таланта нет, щито поделать. - Автор

Всегда считал, что способ бегства от реальности, как одна из форм гедонизма, должен кардинально отличаться от этой самой реальности. И желательно в лучшую сторону. Хотя понимаю: это сугубо индивидуально. Мне вот, скажем, не зашла писанина Аберкромби (типа с кучей преданных поклонников), потому что персонажей с похожим кредо я в жизни вижу каждый божий день. Они кругом, стоит выйти из дома и открыть рот либо глаза. Посему я мучался и меня тошнило все три книги “Земного круга”. Ощущение было, будто я начитался Салтыкова-Щедрина в фэнтезийных декорациях. Буээ.

Однако каждый развлекается, как ему приятней. Кого-то заводит благоустройство карьеры, кто-то не видит ничего зазорного в коллекционировании марок, а есть люди, вышивающие крестиком. Все ради одной цели — получения удовольствия. И здесь мы подходим к главному, то бишь к моему способу эскапизма - увлечению играми. Ему, слава богу, уже больше 30 лет. И если началось все достаточно обычно для советского ребенка: шахматы, домино, карты, простейшие настолки, то с появлением дома первого компьютера (им был какой-то аналог ZX Spectrum 48К) открылась новая глава в моей жизни – компьютерные игры. Сколько их было всего, я естественно не помню. Лишь основные игровые вехи еще теплятся в памяти далекими звездами, отраженными на поверхности пруда.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Elite для ZX Spectrum. Кто-то скажет, что пройти ее невозможно, и будет почти прав. Почти... Действительно никакого финального Грааля в игре нет. Однако здесь любые цели формирует сам игрок, будь то достижение высшего боевого ранга или накопление миллиона кредов, или получение самого навороченного боевого крейсера, или исследование всех восьми галактик. Я не достиг ничего из вышеперечисленного, хоть и наиграл множество часов. По тем временам это было отличное приключение, в котором ты сам становился автором и главным героем: торговал, убивал, убегал, внедрялся внутрь станции (по другому этот процесс не назовешь). Чего еще желать? Меня завораживала геометрия точек и линий, складывавшихся в примитивный полицейский вайпер или строгую красоту додекаэдров станций и кристаллы кораблей Таргоидов, шумные туннели гиперперехода, писклявый скрежет лазеров о щиты. И все это посреди гигантских просторов космоса, звездных скоплений, каждое из которых требует, чтобы пытливый исследователь достиг его, раскрыл его тайну. Может быть там, за очередным гиперпереходом, таится она - желанная Ракксла. Через много лет те же ощущения я испытал, проходя космических рейнджеров. Свобода, приключение, внезапная потеря ощущения времени в игре, когда кажется, что сидишь лишь 30 минут, а пролетело полдня. И лучший космический саунд эвер. В недавнем прошлом, будучи уже взрослым дядей, я налетал 150 часов в Elite Dangerous. И поверьте, это все та же Элита из детства, только засиявшая новыми красками. К сожалению и бичь ее тот же – однообразие и пустота в активностях спустя энное количество часов. Будь как дома, развлеки себя сам, Коммандер.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Pirates of the Dark Water. Сколько мы с другом задротили в нее на Сеге, совершенно не понимая языка и, соответственно, не особо вкуривая сюжет. Однако визуал, музыка и геймплей искупали все это непонимание. У игры была своя неповторимая атмосфера приключения, пропитанная пиратской романтикой как в книгах Рафаэля Сабатини, но лучше. Бесстрашная троица мореплавателей, сражающихся с пиратами и прочими приспешниками зла навсегда запала в мое сердце. И эта постоянная угроза в виде Темной воды, маячащая на горизонте всю игру и раскрывающаяся на финальном уровне, который я к сожалению так и не прошел, и вряд ли когда-нибудь закрою этот гештальт. Кстати, не очень давно тут на сайте в ретрогейминге был замечательный обзор по игре. Рекомендую всем ностальгирующим. А просто любителям хорошей старой мультипликации рекомендую анимационный сериал 1991 года.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Half Life 2. Вторая полужизнь застала меня прямо после первого дальнего плача, который я, в целом не большой любитель FPS, прошел взахлеб. Игра была еще и с русской озвучкой (как сейчас помню вопли противников “глаз на жопу натяну”), с обалденной по тем временам графикой, которую кое-как переваривала моя видеокарта, с полетами на дельтаплане и перебежками по тропическим красотам, с оружием, которое ощущалось как оружие, а не как игрушечная ракетница из Unreal Tournament. И с душными мутантскими уровнями напоследок. Помню, я искал чем бы таким занять пустоту, образовавшуюся в моем игровом расписании. И тут на первом канале в новостях ведущие такие: «Вышла революционная компьютерная игра с крутой физикой Half Life 2 от фирмы Валв». Ну как тут было не поверить? Я даже купил лицензию на 4 дисках при отсутствии интернета дома. Так что пришлось в итоге играть на пиратке. Нужно сказать, что с играми от первого лица у меня всегда была одна проблемка. А именно вестибулярный аппарат. При долгой игре и интенсивном мотании камерой в разные стороны меня начинало укачивать. До блевоты не доходило, но тошнило сильно. Причем иногда это случалось с первых минут, а иногда и пара часов игры данной реакции не вызывала. И если в фаркрае мне относительно везло, и приступы тошноты были редки, то халфа оторвалась на мне по полной. В итоге было несколько забегов. Игра мне нравилась, нравилось оружие, нравилось взаимодействие с миром, нравились герои, нравились враги. Но превалирующий серый цвет, гнетущее одиночество и постоянное укачивание в итоге меня сломали. Через несколько лет я все-таки запустил игру с лицензионного диска, но дальше первой главы дело опять не пошло. А жаль.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Аллоды II. Не помню когда, но играл я в нее точно после HalfLife. К тому времени уже был исследован вдоль и поперек Nox, опробована Dark Stone и Диабло. То бишь опыт в аРПГ у меня был. Но первая часть как-то прошла мимо. Хотя в свое время одноклассники в школе много про нее говорили и носились с переписанными дискетами с игрой. Однако время прошло, и мне на глаза попался диск со второй частью. И вот я засел за нее основательно на несколько десятков часов. Сначала быстро побежал вперед, но непрокачанные персонажи скорехонько уперлись в стену отставания от врагов по уровню. В итоге я занялся любимым делом – сорри фо май френч – мободрочем. Я бил мало-мальски крупных мобов или группы врагов, пока не заканчивались мои хитпойнты, и отходил. Затем повторял по нескольку раз, пока враги не начинали падать с одного удара моих подросших персонажей. Однако к середине игры я столкнулся с дальнобойными магами. И тут моя тактика начала давать сбой, потому как маги выносили моих персов на подходе, соответственно, я даже ударить пару раз по ним не успевал. Уровень с магическими башнями стал завершающим, потому что просто надоело. Но игра мне нравилась все равно, и как минимум пару раз я в нее возвращался. До сих пор помню квест, где персонажи поработали на главу местного лесного преступного синдиката. Практически готовый сюжет для песен КиШа. К сожалению, исход оставался тем же – дроп.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Homeplanet. Люблю я, знаете ли, игры в космической тематике. Началось все с Элиты, затем попался Freelancer, а потом кажется в ЛКИ я прочитал про игру от российских разработчиков из Revolt Games с говорящим названием Родная планета. Там еще как раз была реклама навороченных джойстиков от Сайтек. Игру я купил, но играть вышло на клавомыши, что, как дальше оказалось, наверняка было к лучшему. Объективно игра представляла собой космосим в самой что ни на есть бюджетной обертке. Роликов как таковых не было. Перед каждым заданием краткий текстовый брифинг, зачитываемый монотонным дикторским голосом, ну и внутри миссии иногда короткие сценки на движке. Сюжет, как водится, про далекое будущее и нелегкие будни бороздящих просторы космоса пилотов. Человечество в силу своей неуживчивости вновь разделено – в этот раз на несколько воинствующих космических кланов. Мы оказываемся в шкуре пилота-новичка одной из враждующих фракций (клан Тройден) как раз в начале очередного военного конфликта. Наш клан успешно изгоняется из мест своего обитания, и теперь основная наша задача - помочь с поиском нового мира, пригодного для заселения, попутно пресекая попытки враждебных кланов нас окончательно уничтожить. Из интересного – пресловутый нейроконтроль (у каждого пилота встроенный чип дистанционного управления кораблем, который отключается в начале миссии). Используется вероятно чтобы синхронизировать действия больших бригад и упростить процедуру рутинного полета, не требующего участия человека. Говорят, что с этой фишкой разработчики планировали также выпуск НФ-шутера, но не срослось. Также в игре своеобычный физический движок. Достаточно интересно реализовано ускорение и торможение объектов в условиях космоса. Однако в самой игре это скорее представляет проблему для управления судном, хотя несомненно опыт таких полетов весьма познавателен. Особенно это касается стрельбы и маневров при ракетном обстреле со стороны противника. Оба этих процесса требуют от игрока филигранного владения органами управления кораблем. Достаточно сказать, что после пары недель полетов в Homeplanet я мог ставить хедшоты в любом шутере вообще не напрягаясь. В целом игра мне весьма зашла. Особенно порадовал саунтрек, который я с удовольствием переслушиваю по сей день и в общем-то считаю одним из лучших эмбиент-саундтреков в космосимах (а то и вообще в пройденных мною играх) наравне с саундом из КР и Freelancer. До поры до времени я с поросячьим визгом превозмогал каждую миссию, пока не получил свинью от разрабов в виде критического бага. Случилось это в задании «Подсадная утка». Как обычно в начале миссии работал нейроконтроль, но вместо того, чтобы отключиться после брифинга, он продолжал управлять моим кораблем. В итоге судно просто летало по траектории и все… На энтузиазме и чувстве обиды меня хватило еще на два захода с начала игры до миссии с багом. Однако все было тщетно. Игра была закинута. И только спустя лет семь, когда у меня появился интернет, я узнал и о том, что это был баг, и о том, что был выпущен патч, его исправляющий. Однако поздно.

Вот они - звуки космоса
Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Отношения с хоррорами у меня неоднозначные. С одной стороны после просмотра Чужих в возрасте лет этак семи при попустительстве родителей я получил тяжелую психическую травму (кошмары, страх темноты и одиночества, любых фильмов с паранормальным сюжетом и т.д.), с другой стороны, преодолев первые три части во взрослом возрасте, я вполне их оценил как шедевр кинематографа, да еще и смотивировал себя посмотреть карпентеровское Нечто, о чем ни разу не пожалел, и наскоком опробовал первого мертвого деда (неуспешно). На Ктулху я в общем тоже попал не случайно. До этого успел поиграть в квестовый «Некрономикон» и бегло поинтересовался, кем был автор вселенной Спящих Кошмарных Сущностей. Так что когда в очередном номере ЛКИ появился обзор на CoC, и я увидел игру на прилавке ближайшего ларька, то купил нераздумывая. И тут началось. Я прошел пролог и понял, что ненавижу эту игру. Отвращение, неприятие, страх, брезгливость, буквально осязаемый запах сумасшествия и разложения разума – все это обрушилось на меня с ходу, как те твари, которых увидел бедный Джек Уолтерс в подвале дома культистов. А еще было вызывающее тошноту главное меню с ужасным шепотом волн кислотно-коричневой гаммы и кваканьем ТЕХ КТО ПРЯЧЕТСЯ ВО ТЬМЕ. Игру я забросил. Ненадолго. Что-то звало меня из глубины. Этот зов я не мог проигнорировать, как не смог не вернуться в лабиринт серо-грязных улочек Инсмута с его неприветливыми жителями, в пульсирующий ужас фабрики Маршей, в смутные видения коридоров психиатрической лечебницы, затопляемых потоками крови, на обреченный корабль. И там, на корабле, я погиб по-настоящему, разорванный тварями из бездны вместе с бедными матросами и солдатами. Приключение завершилось трагически, но не так как планировали создатели. К игре я больше не вернулся и даже не смог досмотреть прохождение на ютьюбе, хотя и пытался. Но иногда, когда мне тоскливо, холодно и одиноко, я снова слышу безмовный Зов. Он идет из глубины. Из самый древних и темных уголков Земли.

Прерванная любовь или игры, которые я не смог пройти, несмотря на их потенциал

Bravely Default. Как говорили мудрейшие: все течет, все меняется. В какой-то момент мой игровой опыт начал пополняться jRPG. После Свитков, Дивинити, Драгон Эйджа, Столпов Вечности это было... странно. Хоть с японским мировоззрением я познакомился достаточно давно на фоне прихода в нашу страну японской попкультуры в виде аниме, манги и опусов Харуки Мураками в нулевых, японские компьютерные игры всегда казались мне чем-то загадочно-недостижимым. Возможно потому что играл я преимущественно на пк, куда представители страны восходящего солнца практически не выкладывали свои проекты. А имея когда-то сегу, наталкивался лишь на пару непереведенных на английский тайтлов с нечитаемыми иероглифами вместо букв. И тут вдруг появился свитч. И понеслось. Ну, на самом деле не очень и понеслось, так как на свиче множество игр акромя jRPG. Но толчок был знатный. Так я познакомился с серией Dragon Quest, финалками, ксеноблейдами (из которых пока пройдена только 2я и в процессе X на Wii U), тремя домами из Fire Emblem. А в один прекрасный день я поставил citra на пк и погрузился в мир Храбрых по умолчанию. И вновь я нашел игру, которая захватила меня целиком. Я играл практически каждый день. С удовольствием переводил диалоги, помогая себе словарем в особо сложных моментах, благо герои тут совсем живые, хоть и достаточно архетипичны: весь такой правильный но с чувством вины гг, вся в себе и жутко тормознутая гг, совершенно потерявший память бабник-гг и неунывающая цундере с комплексом черного и белого гг. Занятная боевая система с множеством проф и плюшками от каждой не позволяла заскучать в битвах (по крайней мере с боссами). Красивая музыка и великолепный дизайн костюмов персонажей – японские дизайнеры и композиторы на этом собаку съели. Все это в целом сделало игру для меня чудесно увлекательной. Но как и многие до меня, я наткнулся на гринд. Хочешь пройти босса – гринди мобов. Хочешь получить новую профу – гринди мобов. Хочешь прокачать новую профу – гринди мобов. В итоге первый раз игра была брошена на входе в Этернию. Через пару лет я купил 2DS на Али и дал игре второй шанс. Честно, играть мне было даже интересней чем в первый заход. В портативе игра выглядела как чудесная кукольная диорама со взрослым сюжетом и сказочными персонажами. Однако несмотря на то, что в этот раз я гриндил только в данжах, поставив рендомэнкаунтеры на максимальное количество, время все равно сжиралось безбожно, и дожидаться продолжения сюжета приходилось мучительно долго. Наконец, я снова сломался, но теперь уже после Этернии, на дополнительном квесте с драконами и вампиром. Чтобы его пройти, нужен определенный состав пати, то бишь необходимо с нуля качнуть несколько профессий. А это море времени. Конечно можно было плюнуть и идти по сюжету. Но я так не могу. В итоге вновь игра отложена до лучших времен. Простите распрекрасные Рингабел и Эдея Ли, Тиз Арриор и Агнес Облидж… Зато я недавно зачем-то купил коллекционное издание. Наверное это знак, что игра меня еще не отпустила, что рано или поздно я пройду ее злополучную середину и таки доковыляю до финала. Там правда обещают ужасно страшного босса, но разве это повод останавливаться?

Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно...
13
11 комментариев

Pirates of the Dark Water.Да, неплохая была игра, но мультфильм лучше

2
Ответить

Жаль что не до конца снят

Ответить

Как человек, что облетал все галактики в PС-версии Элиты (и Элите Плюс) рекомендую вторую и третью Элиту. То есть Frontier: Elite 2 и First Encounters.
Ньютоновская физика очень меняла стиль игры, уже так не полетаешь от станции к звезде, собирая груз/пиратствуя/прибивая пиратов, но при этом кучу всего интересного добавляла. Да и куча прикольных миссий была. Особенно в First Encounters был классный мейнквест на корабль таргоидов!

1
Ответить

Спасибо за рекомендации. Не уверен, что когда-нибудь доберутся руки попробовать, но все возможно)

1
Ответить

Последней игрой заинтриговал, а пиратов ещё на сеге проходил, тож ниче не понял, как эту кучу грязи забить в конце

1
Ответить