Как творчество помогает вам справиться с ментальными проблемами, и почему для этого не нужно образование – Моя история

Привет. Сегодня я поделюсь своим опытом сублимации эмоций в творчество, и расскажу о том, как такой процесс способен спасти вам жизнь, если конечно мы с вами похожи. Перед прочтением, пожалуйста, прослушайте саундтрек ниже. К нему мы ещё вернемся.

И начну я с небольшой предыстории: 2 года назад я едва не свёл счеты с жизнью, потеряв практически всё, что у меня на тот момент было: семью, девушку и образование. Планы на жизнь оказались полностью уничтожены всего за пару дней, и мне как патологическому ипохондрику, самый радикальный выход казался самым уместным. Спасла меня собственная музыка. Как? Будем разбираться.

Дело в том, что я композитор оркестровой и электронной музыки, а позднее и писатель художественной литературы. Изначально, я начинал заниматься всем этим, только что бы впечатлить друзей, и немного потешить эго. Творчество ради результата – не самая благородная причина, согласен. Однако многие начинают свой путь именно так, рассчитывая на славу, деньги и признание.

И вот что интересно: в определенный момент несмотря на корыстную мотивацию, мне начал нравиться сам процесс. Я долго искал ответ на вопрос: почему? И в итоге наконец нашел его.

Всё потому что изначально, занимаясь творчеством, вы не способны входить в состояние потока, и свободно выражать в творчестве то, что вы чувствуете. Будь то написание музыки, художественное искусство или написание книг – для вас сам процесс будет постоянным решением сложных задач, и безостановочным обучением, что не слишком то нравится мозгу. Вы не можете "отвести душу" или реализовать задуманный концепт в виду отсутствия опыта.

Возьмем в пример пианистов: на начальной стадии обучения им с трудом может даваться и самая обычная пьеса для детей. О каком выражении чувств может идти речь, если ты мажешь по клавишам? Нет синхронизации между телом и действием, ведь нет опыта.

Но подождите вы пару лет, упорно занимаясь на инструменте, как всё изменится: расположение клавиш и их порядок больше не будут для вас особой проблемой, ведь ваше тело привыкло. Вместо этого, вы сосредоточитесь на чувствах которые вкладываете в игру: на темпе, силе нажатия клавиш, особых ритмических ходах и даже собственных правках в оригинал.

Это и есть то, ради чего стоит иметь "хобби". Говорю по себе и некоторым знакомым: придя домой после ужасного дня, злой и разбитый, вы не возьмете в руку бутылку пива, ведь у вас есть альтернатива. Вы сядете за рояль, и выместите всю злость в музыке. Это и называют "сублимацией чувств".

Далее, я скажу нечто для многих кощунственное: в творчестве работает такой же подход. Да, многие люди консервативных взглядов воспринимают творчество как математику – набор строгих рамок, и правил, которые вы обязаны знать и соблюдать для создания хорошей композиции.

Например: для написания сценариев вы "обязаны" прочитать "Историю на миллион" от Р. Макки, а для написания музыки "обязаны" обладать знаниями теории музыки, гармонии и композиции.

В реальности, ничто из этого вам не нужно для занятия творчеством. Более того, думать что вы недостойны творчества потому что чего-то не знаете или у вас нет образования – пагубный для вашей психики процесс. Разберу два примера в которых уверен: музыку и книги.

Музыка: Если вы однажды обнаружили, что вам нравится писать музыку, – пишите и не останавливайтесь. Даже если у вас нет слуха, чувства гармонии и ритма, – с этим вам помогут современные инструменты. Ощущение счастья от созидания намного важнее итогового результата, ведь именно этого счастья в нашем мире очень трудно достичь. Со временем, уверяю, вы станете лучше в этом деле, особенно если будете подмечать собственные ошибки.

Скажу по себе: я пришел в музыку 3 года назад, без теоретической базы, и без опыта игры на инструментах, за год до этого бросив музыкальную школу. Однажды просто забавы ради я открыл DAW и написал что пришло в голову. Потом ещё, и ещё. Было очень много практики, и со временем музыка становилась всё лучше.

Именно на этой стадии, когда вам уже нравится собственная музыка и она возможно имеет коммерческий успех, к вам может прийти одна пугающая и навязчивая мысль: "Всё это не серьезно. Ты не композитор, ведь у тебя нет образования. Ты даже на рояле играть не умеешь."

Лично меня эта проблема так сильно гложила, что несколько раз я едва не бросал музыку, уже выпускаясь на лейблах и продавая диски с кассетами. Потратив тысячи часов на практику, я всё ещё считал свои заслуги лишь случайностью. В психологии такой феномен известен как "Синдром самозванца", и вы должны стараться всеми силами избегать его.

Правда в другом: образование не научит вас писать музыку. Вас учат правилам и рекомендациям, следуя которым вы можете написать правильный саундтрек, но всё это не имеет ничего общего с реальным написанием музыки. По этой причине многие выпускники консерваторий никогда ничего не писали: при наличии огромной теоретической базы, у них совершенно нет практического опыта.

Можно возразить цитатой Р. Макки: "Если вы захотите стать композитором, то сначала отправитесь в музыкальную школу, чтобы изучить теорию и практику, уделяя основное внимание жанру симфонии. После долгих лет усердных занятий вы постараетесь объединить полученные знания и собственные творческие способности".

Данная цитата отчасти верна, но так же "рационально-цинична". Действительно, желая писать симфонии, посещение для вас консерватории будет самым простым методом, но не единственным. Консерватория лишь даст вам понимание того, как устроена симфония. Невероятно, но это понимание можно обрести и самостоятельно, просто наблюдая за структурой произведения, в попытке повторить его. В конечном счете вся музыкальная теория – набор условных обозначений. Вы можете знать половину теории музыки просто практикуясь дома, и даже не догадываться об этом, называя все эти приемы и мелизмы собственным именами.

О чем Макки не говорит в своей книге и в этой цитате, так это о том, что куда важнее получать удовольствие от творчества, нежели создавать хорошее творчество. Без удовольствия от процесса долго вы продолжать не сможете.

Создание искусства – зачастую процесс эгоистичный, направленный в первую очередь на самореализацию. Даже если вы считаете, что несете в себе "великую общественную идею", в первую очередь вы всё ещё делаете это для себя, и это важно помнить.

Согласно Макки, вы на самом деле не имеете морального права создавать что либо, скрупулёзно не изучив теоретическую базу. Подобный подход, увы, плодит вторичное творчество, ведь далеко не каждый человек способен усвоив информацию из чужих уст, уникально реализовать её. Может быть для такого человека лучше попытаться сначала найти свой подход?

Это схоже с мышлением ребенка: дети иногда могут выдать "мудрую фразу", даже не осознавая её контекстуального смысла, ведь у них ещё нет опыта ограничивающего их рамками взглядов. Так же и вы, начиная с ноля и создавая только то что вам нравится, в конечном счете найдете свой уникальный путь. Даже если в процессе у вас не возникнет желания изучить теорию, это всё ещё будет лучше, – чем знать теорию, но ничего не создавать, или же плодить вторичные сущности.

В конечном счете, так ваша музыка хотя бы будет существовать физически, а не абстрактно, и вы будете счастливы занимаясь этим делом.

Книги: Вопрос с книгами обстоит сложнее. Многие люди убеждены, что стать писателем раньше 30ти лет невозможно, и от части они правы – нужен жизненный опыт, и осознанное отношение к разным аспектам книги. Сам опыт не обязательно должен быть вашим, но вы должны осознать его и применить к реальности. Недостаточно прочитать сотни книг, что бы стать писателем, ведь это совершенно разный опыт. Однако как и в случае с музыкой, лишь при помощи наблюдения и практики, вы спокойно можете вычленить нужные правила и закономерности для себя.

Вот взять например, создание книжного персонажа. Многие люди по началу пишут их с себя, и потому характеры получаются одинаковыми, а динамика в отношениях отсутствует. Много ли нужно для решения этой проблемы? Может быть, прочесть тысячу книг по драматургии?

Вообще то, нет. Всё что вам в таком случае нужно: осознание реальности вашего персонажа как человека, и понимание самих людей. Это звучит сложно, но у вас получится.

Из создателя своего мира, вы должны превратиться в наблюдателя, следящего за настоящим человеком в вашей голове. В таком случае вопросы вроде: "Ради чего он сражается?" "Что для него важно?" "Что он дает и что получает?" – отпадут сами собой, найдя ответ. По началу у вас конечно не будет такого осознанного отношения к персонажам, ведь нужна практика как социальная, так и творческая.

Вместо этого вы можете брать в качестве прототипов персонажей, личности своих друзей или родных. Вы хорошо знаете этих людей, так почему бы не представить кого-то похожего в своей голове, и описать его? Я знавал писателей, которые подолгу сидели в кафе и других общественных местах, слушая разговоры людей, а после превращая эту информацию в истории и персонажей. Нет ничего зазорного в том, что бы жизнь предварить в фантазию. Напротив – так ваша фантазия оживет.

И вот неужели для всего этого вам нужно прочесть тысячу книг, и учиться 5 лет на сценариста? Большую часть информации из такого обучения вы даже не усвоите, в то время как собственные ошибки учат лучше любого учебника. Самое важное – их увидеть и решить.

Как в музыке, так и в книгах, просто занимаясь нарциссизмом вы никогда не станете лучше. Необходимо найти баланс между самокритикой, обучением и творчеством. Это сложно, но это стоит того, ведь в конечном счете это может спасти вам жизнь, и подарить её смысл.

Итог.

Два года назад, я пережил худший день в своей жизни: умирала мать, бросила девушка после 6ти лет отношений, и из Колледжа собирались выбросить за то, что я не купил папку для диплома. Все маленькие и большие радости, ради которых я жил, медленно исчезали. Я не видел выходов, и выход сам меня нашел: музыка.

Тогда у меня на ПК была только одна игра: Ender Lilies. Это духовный наследник Hollow Knight, где вы играете за маленькую девочку бродящую по разрушенному чумному королевству. Я запустил игру машинально, всё ещё колеблясь с "решением".

А теперь послушайте саундтрек игры, который встретил меня в тот день:

Сложно передать то состояние словами. Я рыдал как сучка с первого аккорда. Больше не вставая, я за сутки написал инструментальный альбом в 10 треков, точно поняв, что мне нужно. У меня и раньше была мечта: стать композитором для видеоигр. Она всё ещё и близко не сбылась, но в тот день, я отбросил все сомнения, и просто написал саундтрек для игры, которая существовала лишь в моей голове. Один из треков вы можете послушать в самом начале поста. И ведь я тогда вообще ничего не знал о теории музыки: это было написано на эмоциях, на слух, и руководствовался я только упорной практикой.

С того момента я понял, что так же как и композитор саундтрека к Ender Lilies, я хочу помочь кому-то своей музыкой. Вызывать у людей эмоции, создавать контекст и рассказывать истории. Мотивировать, помогать справляться с трудностями и давать надежду.

И нет, я не стал всесильным. Мне только 22 исполнилось, и всё впереди. С того момента я ещё много раз сомневался в себе, писал посты на разные форумы композиторов, прикладывая свою музыку.

Раз за разом я получал один и тот же ответ: "что бы ни случилось, не останавливайся. Как и ты, многие композиторы не знают музыкальной теории, и не умеют ни на чём играть, но продолжают радовать людей своим творчеством."

Этот пост существует, только что бы мотивировать вас. Поздно говорить об этом, но я не хочу давать вам ложных надежд: вы не излечитесь от клинической депрессии, шизофрении и других расстройств, просто занимаясь творчеством. Если у вас есть такие проблемы – обратитесь к специалисту. Вы так же не станете лучшим композитором или писателем в мире, просто создавая всё на слух. Это невероятная редкость, которая требует чудовищных усилий, на которые большинство людей едва-ли способны. Но вам это и не нужно, что бы быть счастливыми. Всё что вам нужно, – найти свой путь, и не сходить с него до конца.

Помните – согласно исследованиям, перед смертью люди чаще жалеют о том, что они не сделали, чем о том, что сделали. Лучше уж быть плохим музыкантом и радоваться этому, чем быть никем и ненавидеть себя за это.
UPD: Забыл добавить, что саундтрек из начала поста так же является саундтреком к моему книжному LitRpg циклу: "Бездна Онлайн". Это книги как раз по той игре, которую я придумал в голове ещё давно.

177177
53 комментария

Наличие некоторой теоретической базы и умение обращаться с инструментом, неважно ручкой ли, гитарой, облегчают процесс выуживания из себя идей и претворения их в жизнь. Очень часто в голове возникает какая-та мелодия или художественный образ, но я не могу это воплотить в надлежащем виде из-за отсутствия элементарных навыков. А потом всё забывается.

27
Ответить

Я помню смотрел влог диджея/исполнителя, который в топ 10 спотифая. Дак вот , он всегда когда ему мелодия приходит на ум, тут же все брасает и напевает её на диктофон. А так же он постоянно слушает огромную базу треков, чтобы быть на волне с аудиторией. То есть нету такого, написал за месяц альбом и поехал на чиле выступать с ним. Постоянно работа, круглосуточно можно сказать

5
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Хорошая статья. Для меня проблема творчества всегда болезненна в виду того, что я постоянно разрываюсь между тем, что привык делать - потреблять (играть, кино смотреть и т.д.) и тем, чтобы созидать нечто новое, своё. Онажды услышал такую фразу, мол, творческий человек не может не заниматься творчеством - это то, что им движет. Я могу не заниматься, долгое время, но потом это наваливается на меня большим грузом, ворохом нериализованных идей, чувством бездарно потраченного времени, а мог бы столько всего интересного сделать. Творчество — это навернге всегда напряжение, но оно может быть в удовольствие, когда ты радуешься самому процессу, хоть порой и однообразному, а может сопровождаться кучей неприятных эмоций, боязнью белого листа, перфекционизмом, которые скорее давят и отваживают от всякого желания продолжать заниматься. Трудно, когда созидание становится работой, с какими-то сроками, но для которого это хороший стимул подняться с дивана и начать, наконец.

6
Ответить

Без стабильной работы над своим творчеством не будет практики, а без практики и навыка. Таков посыл поста. Главное делать как получается, и обязательно куда-то придешь. Многие люди по 10 лет играют гаммы на фортепиано, но так и не начинают играть нормальные произведения.

4
Ответить

В моем случае - это всегда качели. Я буквально прошлый год ежедневно, каждое утро по 3-4 часа делал музыку. Это было похоже на безумие и я реально находился будто в другом мире, застыл во времени.
Сделал два альбома и еще хуеву тучу демок, каких то набросков, каких то треков. До сих пор пускаю их в дело.
Сейчас де я чувствую себя максимально бездарным уебаном. Все что я делаю, это потребляю. И от этого факта мне сложнее всего, так как я чувствую нужду в творчестве. Но пока не могу ничего из себя извлечь, потому что творчество это всегда движение вперед.
А я пока стою на месте, и все эти качели длятся уже 10 лет)

1
Ответить

У меня нет ментальных проблем.

5
Ответить