Тихий Апокалипсис

Пугающая красота необратимого конца света.

Тихий Апокалипсис

В последнее время я всё чаще стал ловить себя на том, что меня непонятным образом привлекают произведения, в которых мир постепенно приходит в упадок. Не важно случается это из-за природных катаклизмов или техногенных катастроф. Главное, чтобы окружающая главных героев цивилизация либо медленно увядала, либо уже находилась в разрухе.

Однако, одного только элемента упадка всё-таки мало. Необходимыми факторами ещё являются: медлительное повествование и будто оторванные от реальности главные герои. Сделав для себя определённый вывод, я полез гуглить.

Я отчаянно искал как можно охарактеризовать то, что дарят мне эти произведения. Чем они так захватывают и в чём заключается их фишка. По итогу я пришёл к выводу, что всё вышеописанное можно обозначить одним ёмким словосочетанием — тихий апокалипсис. Так что я бы хотел поделиться с вами своими мыслями.

Последние мгновения гибнущего мира

Тихий Апокалипсис

Впервые с тихим апокалипсисом я встретился прочитав мангу «Поездка в Иокогаму за покупками» Хитоси Асинано. В ней автор демонстрирует нам мир, уже переживший катастрофу. Уровень воды на Земле поднялся, из-за чего большая часть суши оказалась затоплена, а люди оказались вынуждены пересилиться в более возвышенные места.

Главная героиня — робот Альфа — присматривает за небольшой, находящейся на отшибе, кофейней. Все пять томов она, по сути, только и занимается тем, что заводит новые знакомства, ездит в крупные города за кофейными зёрнами и порой перестраивает своё заведение из-за разрушительного шторма.

Однако здесь не столько важен сюжет, сколько происходящие на его фоне события. Автор зачастую упоминает их совсем мельком, лишь иногда пробрасывая в диалогах персонажей фразы по типу: «кажется, с годами вода поднимается всё выше». Сначала это кажется просто небольшой строчкой, чья единственная цель — это лучше проработать лор произведения. Впрочем, ближе к концу становится ясно, что все эти словесные якоря разбросаны не просто так.

Тихий Апокалипсис

Неосознанно считываемые мной намёки прослеживались не только в якобы случайно брошенных фразах, но и в общем мироустройстве манги. Самолёты стали редкостью, молодое поколение активно перебирается из прибрежных поселений в горные районы, а доставать кофейные зёрна Альфе со временем становится только сложнее.

В последней главе заключительного тома уже почти нет действующих лиц. Всё место на фреймах манги автор отдаёт природе. Улицы, по которым ранее так часто на своём верном мопеде разъезжала Альфа поросли высокой травой. Там, где раньше шоссе вело по возвышенностям к городу теперь безграничная гладь воды. Вместо ставшего родным старика на заправке отныне простая вывеска с ценами на бензин.

Через всё этой буйство природы мы можем догадаться, что большая часть важных сюжетных мест манги давно уничтожена. Сдалась под неумолимым натиском природы. Парадокс же заключается в том, что несмотря на всё это, я, как читатель, прекрасно понимал, что может люди и погибли, но Альфа осталась жить в своём небольшом кафе. Она ведь робот.

Тихий Апокалипсис

Это осознание изначальной необратимости произошедшего, на которое нам всё время намекал автор, приносит так мною любимое чувство светлой меланхолии. То, что начиналось как типичный процедурал о повседневной жизни закончилось историей незаметного конца света.

В противовес «Поездкам в Иокогаму за покупками» выступает манга «Последнее Путешествие Девочек». Наши главные героини путешествуют по безграничным просторам давно умершего города. Причём сразу очевидно, что город не простой. В нём множество сложных построек и в целом он напичкан разными высокотехнологичными штуковинами.

Другое дело, что на протяжение всей истории мы наблюдаем его уже мёртвым. Лишь изредка путешествующие девушки находят буквально куски давно ушедшей истории. Например, выброшенную на берег подводную лодку с ядерными боеголовками или робота, бездумно утилизирующего один блок города за другим.

Тихий Апокалипсис

Мир «Последнего Путешествия Девочек» давно погиб и мы вынуждены наблюдать за, как бы забавно это не звучало, последним путешествием последних живых людей. Конечно, на пути им пару раз встречаются другие действующие лица, но по итогу мы так и не узнаем выжили они или нет.

Глава за главой героини пытаются добраться на вершину города. Не забывая при этом искать воду и еду, заботиться о своём верном Кеттенкраде и просто иногда дурачась. Бить по живому манга начинает также ближе к концу, когда казалось бы вот, цель уже так близка и на вершине ждёт долгожданное откровение.

По пути на эту самую вершину сначала ломается Кеттенкрад, становится холоднее, а затем постепенно кончается еда. По итогу в конце своего пути две подруги находят лишь огромные пустые просторы «крыши» города и им ничего не остаётся, кроме как лёжа смотреть на небо, уснуть и больше никогда не проснуться.

Тихий Апокалипсис

Если «Поездка в Иокогаму за покупками» рассказывала скорее об апокалипсисе мировом, то «Последнее путешествие девочек» повествует об апокалипсисе личностном. Обе подруги прекрасно понимают, что на вершине их может ждать пустота, но продолжают упорный подъём наверх. Подъём этот тих и безмятежен. Он позволяет созерцать оставшиеся от мира руины, молчаливо возвышающиеся над двумя мелкими фигурами. Он не задаёт вопросов, а просто констатирует факт: мир давно мёртв, а ты наблюдаешь последние мгновения его последних же путешественниц.

Самое важное — это запечатлеть момент

Путешествие по погибшим мирам всегда завораживает меня по-особенному, но ещё больше я рад, когда описанные выше чувства получается уловить в играх. В самом начале 23-го года мне на глаза попалась SEASON: A Letter to The Future, игра, в которой нам нужно только и делать, что каталогизировать подходящий к своей гибели мир.

Для этого у нас есть верный велосипед, фотоаппарат, диктофон и журнал. На его страницах можно раскладывать в удобном порядке сделанные фотографии, собственные рисунки и записанные звуки. Под каждую локацию выделен отдельный разворот, внести в него всё самое интересное не получится. Придётся скрупулёзно отделять зёрна от плевел, чтобы по итогу на бумаге осталось действительно самое важное.

SEASON: A Letter to The Future — одна из немногих игр, в которых мне удалось поймать то самое вечно ускользающее чувство обречённого покоя. Мы не просто свидетель заката цивилизации, а её главный архивариус. Можно всю страницу посвятить разрушенному велопрокату, а можно природным пейзажам его окружающим.

В определённый момент во время прохождения я поймал себя на мысли, что давно перестал следить за тем, чтобы заполнять журнал свидетельствами человеческой работы. Всё больше меня интересовали затерявшиеся в разрошейся растительности отголоски простых эмоций: глупое граффити, чья-то брошенная стоянка, разбросанные по мостовой посылки, которые никогда не дойдут до адресата.

Ближе к финалу мой журнал не был скучным библиотечным альманахом о том, как люди жили и что делали. Наоброт, он был полон страхами, переживаниями, ни с чем не связанными природными явлениями. И честно вам скажу, что такой результат меня удовлетворил куда больше, чем если бы я как умалишённый пытался составить полный каталог жизни человечества до катастрофы.

Этим текстом я не пытаюсь в глубокий анализ указанных выше произведений и не претендую на экспертное мнение. Просто тематика «тихого апокалипсиса» давно не оставляет меня в покое и я решил перевести свои внутренние рассуждения в текстовый формат.

Спасибо большое, что дочитали! Делиться искренними мыслями всегдя тяжело.

2525
7 комментариев

хуйс

1
Ответить

Да-да, я

1
Ответить

Тут нет Blame! :(

1
Ответить

Прост для меня Blame! о другом совсем(

1
Ответить

Типичный лор Дарксоулса.

1
Ответить

Я хотел было начать спор, но понял, что не могу спорить с фактами

Ответить