"Дремлющая бездна" Питера Гамильтона. Эмоции вместо мнения

Я прочёл один из множества талмудов цикла и просто вываливаю свои мысли в какой-никакой организованной форме.

"Дремлющая бездна" Питера Гамильтона. Эмоции вместо мнения

По обложке уже можно понять, что речь пойдёт про нф.

Сразу с наболевшего: я понял, что, фактически, ненавижу такое вот чтиво. Нет, не фантастику, а такое где тебе подана даже не сама история, а клиффхенгеры и рассчитанное – однако со знанием дела рассчитанное – затягивание, сдабривание сюжетными поворотами и подробностями, которых ты не просил (да, ведь они, почему-то, тебя как будто отдаляют, а не приближают к центру основной интриги). Архетипичные персонажи и их действия и успехи, какие-то любовные линии. И где-то затерявшаяся песчинка основной идеи описанной истории. То есть подана (или продана, хорошо что не мне) действительно не история о чём-то конкретном, а коммерчески грамотная история о всём, но не о главном.

Я осознал, что мне пофиг почти на все происходящие в сюжете события, интриги и прочие вещи, по сути ведь это и есть то, из-за чего вообще читаешь художественную литературу. Главное же для меня – описание основных сюжетных загадок, масштаба тайн и концепций. В какой-то мере это было, определённые идеи и их обоснование показались любопытными, но очень быстро сперва логичные технологии со своими ограничениями переместились в разряд квантовой магии и чудес прогресса. То есть вот оно просто есть потому что будущее и развитие.
Местами я почти стиснув зубы продирался через описываемые события, так ещё и сдобренные огромным количеством подробностей. Хотя ладно, некоторые моменты автор подал очень хорошо, где-то я реально ощутил переживания. Самыми прекрасными были описания грандиозных видов космических просторов или же панорам ландшафтов планет. Правда, такого тут тоже немного.

Суть кратко: выяснилось, что в центре нашей галактики находится не чёрная дыра, а некая Бездна – непонятная эфемерная область почти с тем же эффектом чёрной дыры, но в которой официально по слухам находится мир со своими обитателями, причём почти обычными людьми. Сны этих жителей стал видеть один из персонажей, попутно транслируя их всем, кто обладает одной внедрённой технологией – это что-то вроде интернета в голове. И те, кто «установил» себе такую штуку могут принимать чужие эмоции и в том числе сны, и не просто их видеть, а ощущать. Возник религиозный культ, последователи которого хотят отправиться в бездну, а остальная часть населения галактики (видимо, большая часть) боится этого. Ведь бездна угрожает неконтролируемо расшириться и поглотить галактику целиком. Смело, необычно, размашисто. Могло бы быть, но по факту куда-то не в ту сторону.

Книгу непросто начинать читать банально из-за долгого вступления: вместо новой главы, движущей сюжет дальше автор представляет нового персонажа со своей экспозицией, после третьего уже трудно удерживать в голове у кого там что было и какие имена с ним связаны. Это было сложно также из-за того, что сюжет каждого персонажа сдобрен либо описаниями быта и попутно пояснениями подробностей мироустройства, либо упоминанием новой технологии будто ты уже с ней знаком, либо напичкан отсылками на две предыдущие книги цикла. Я надеялся что всё это закрутится и сольётся в финале и всё было неспроста, но какой-то я наивный, это же начало трилогии. Оно не закрутилось, оно оборвалось, продолжившись в следующих томах. Маркетинг впереди сюжета, дорогой читатель.

Стартовый набор всей этой графомании.
Стартовый набор всей этой графомании.

Вспомню «Мошку в зенице господней» для сравнения. Много писанины, не лучший перевод, не самые интересные персонажи, местами провисающий сюжет но при всём этом эпический размах, основополагающие сюжетные события и открытия, глобальная история взлётов и падений инопланетной цивилизации и объяснение её стагнирующего состояния, срыв покровов к финале и пугающая кульминация с заделом на продолжение. Всё в одной книге, которая тоже является частью гигантского цикла. И многие огрехи я оправдывал мыслями «да, это сложновато, но это монументально».

"Дремлющая бездна" Питера Гамильтона. Эмоции вместо мнения

С космическими расами тоже всё странновато. При описанном обилии их толком не задействовали, а те, что в сюжете появлялись какие-то слишком «мультяшные» для подобного размаха идеи и мира. Автоматически ждёшь чего-то более продуманного и менее стандартного. А в итоге весь тон повествования попросту проседает, масштаб и значимость угроз становятся не такими серьёзными, когда одна из рас при появлении в сюжете описана смешными ворчливыми слизнями с глазами на палочках. Первые намёки на дальнейшие сомнения закрались ещё в прологе, во время описания станции на безымянной планете, где проживали сразу несколько межзвёздных видов. Возникло впечатление, будто книга в том же духе что и «Тайна третьей планеты». Нет, «Тайна» замечательная, однако она для другого возраста читателей и тон у неё соответствующий. А здесь, повторюсь, предвкушаешь нечто более серьёзное. Это как ожидать второй масс эффект а получить андромеду. С такими же никакущими инопланетянами.

Но ладно, Млечный путь в «Дремлющей бездне» всё равно в миллионы раз интереснее Андромеды из тухлейшей «Андромеды».

Ну и сильфены. Космические, блэт, эльфы верхом на мохнатых пурпурных четырёхрогих эээ… слонах, но без хобота. В космосе. Всё-таки я глянул начало следующей книги цикла, поскольку описание оттуда. В первой книге про них сказано вскользь и у меня даже возникло желание-таки заценить две предыдущих, в которых описаны события с их участием чтобы подробнее изучить их роль в этом мире, но описание меня наоборот отвадило. Это уж совсем как будто мимо кассы.

У Адама Робертса в «Стеклянном Джеке», при всей экстравагантности миропостроения стиль был гораздо выдержаннее. У Аластера Рейнольдса со своими огрехами тон также не настолько проседал (кроме "Бездны искупления", любят они всякие бездны), а у Гамильтона, помимо аспекта инопланетян добрая половина книги вместо жёсткой НФ уходит в какую-то космическую эзотерику, которая ведь подкреплена самой историей. Я про те самые сны. Это даже не сторона психологизма и тонкостей восприятия, это просто сказочные видения и магия. Ну блин. Это не выглядит таинственно, непонятно, пугающе. Это выглядит маркетологически-коммерчески пресно. Какие-то общие представления с поверхности.

В итоге история ощущается где-то пафосно, где-то шаблонно, где-то китчево, где-то просто скучно. Я готов поверить что это не работа писателя и его редактора, не молоко или сыр из деревни а прям намеренно собранный продукт, молочный или сырный. Собранный командой маркетологов, даже не автором; опирающийся на определённые архетипы, которые попадут в тренд, а не подарят нам пусть местами странный, но авторский взгляд.

В общем, очень смешанные впечатления, пусть такой вот формат на сериал и телевизионность мыльных опер (а вовсе не космических) присущ и тому же Рейнольдсу, и Джеймсу Кори. Может, это просто одна такая книга – хотя на фантлабе отзывы на две предыдущих ещё хуже – но что-то подсказывает что продираться через графоманию остальных особо и не хочется.

Всё, вывалил.

77
14 комментариев

Так и не добрался в свое время. Видимо, не зря.

1
Ответить

Хотел купить эту книгу со скидкой и тоже хорошо что не купил. Это не прям кошмар если в общем говорить, но фокуса на фантастической составляющей как чём-то цельном тут нет, запросто можно это менять на всякие магические штуки и делать какое-то городское фентези с почти теми же сюжетными линиями.

1
Ответить

Помню, что читал Звезду Пандоры и Иуду Освобожденного. Но вообще не помню, про что они.

1
Ответить

Как я понял ключевые детали из них были обрисованы в дремлющей бездне. Разве во время чтения я должен был как-то загораться, когда начиналась очередная отсылка на эти книги. Поначалу я даже думал что всё это автор полноценно затронет дальше по сюжету, когда ещё не знал что это, по факту, середина цикла, а не начало.

1
Ответить

Вне темы: нет ощущения что современные обложки к НФ какие-то однотипные, по большей части? Или это общая тенденция для современной литературы?

Ответить

Да, тоже заметил. Но зависит от издательства. Классика это поместить на облогу какой-нибудь космический корабль и на этом всё. В какой-то момент эксмо и фанзон стали лепить 3д-рендеры подобных кораблей в космосе и это выглядело очень безвкусно и скучно. Хоть на Азимова, хоть на современных авторов. Потом азбука подхватила тендецию но иллюстрации были посочнее и видно что с художественным оформлением. И вот только-только в эту пару лет пошло разнообразие и всякие эксперименты с дизайном или же брались вообще оригинальные обложки иностранных изданий, они как правило интереснее. Азбука так брала оформление серии от британского Gollancz для книг Аластера Рейнольдса и там выглядело всё как-то органично (хотя по факту те же самые звёздные суда в космосе, но там всегда композа была схожая и выстраивалась цельная линейка).
Вот что мне отдельно нравится, так это серия "Звёзды новой фантастики" от АСТ, там своё оформление и оригинальные иллюстрации от нанятых художников.
Слушай, я прям мог бы отдельный пост с примерами и более подробным анализом накатать, раз тема пошла.

1
Ответить

Кстати, если обратишь внимание на обложки "Пандоры" и "Иуды", то там иллюстрации отдельного художника, которые он рисовал где-то в 80-х. А в готовящемся переиздании "Иуды" уже обычный косморендер.

1
Ответить