Феномен P.T. Кодзимы. Review

Феномен P.T. Кодзимы. Review

Забавно, что Кодзиму повсеместно называют гением. Это касается и тех, кто с его творчеством даже не знаком. Безусловно, он является творцом определённого количества креативных решений и, в каком-то смысле, его можно было бы назвать артхаусным разработчиком от мира игровой индустрии - но всё же его слава как "Кодзимы-гения" стала, по моему мнению, укореняться в массовом сознании интернет-сообщества именно посредством постов, которые прямо-таки впечатывают определённые паттерны мышления. То же самое касается харизмы Дефо, с которым, в общем и целом, знакомы только благодаря трилогии о Человеке-пауке (спасибо ещё Валерию Кухарешину), и милоты Гарфилда, к которому вернули любовь сборки из его интервью под названием «Милый Гарфилд».

Но вернёмся к лирике. Как насчёт того, чтобы представь, что Кодзима не гений, а чёртов дьявол? И предположить, что в P.T., разобранной уже чуть ли не каждым уфологом, затаилось ещё одно ранее не описанное средство выразительности. Да, да, не хотелось бы вам сегодня поговорить о тараканах?

Феномен P.T. Кодзимы. Review

Playable Teaser или полноценная игра?

На различных источниках P.T. значится под жанром психологического хоррора, исследующем внутренние переживания героя. Но какого именно? Точно ли играбельного персонажа?

Каждый раз, когда разработчики не говорят игрокам прямо, они предоставляют целый простор для интерпретаций. Мы же ограничимся двумя версиями:

1. Протагонист-детектив

Условный, конечно же, хотя необязательно. Происходят какие-то странные вещи? Город страдает от череды бытовых убийств? Пахнет дьявольщиной? Надо бы разведать, любопытно ведь. И раз уж задействованы потусторонние силы, от которых иммунитет, возможно, не выработан (всё-таки, не Джоном Константином играем), то только жди, когда диктор заговорит с тобой по радио. Но до этого ещё предстоит пройти, а пока не удивляемся, что просыпаемся в подвале, из которого дверь ведёт в зацикленный коридор.

<i>Сказали бы с добром утром, но уже ночь</i>
Сказали бы с добром утром, но уже ночь

А приветствуют нас сцепившееся тараканы. За психологическую сторону сего я оставлю место в комментариях Фрейду, а сам замечу, что тараканы могут быть здесь не просто так. И так как я сейчас буду выстраивать гипотезу, то откажусь впоследствии от слов «могут» и «может» в пользу утвердительных предложений. Так вот, тараканы - это: а) посланники (сторонники добра); б) вещатели (сторонники зла). Вставлю к слову, что слово «ангел» с греческого переводится как посланник или вестник. А так как, у нас события затрагивают дела загробные, то им и место вполне себе можно было бы и выделить. Правда, вряд ли вы представляли себе ангелов именно такими.

Поэтому, это посланники Сатаны!!! Кстати, его бесы (буду называть их бесами, а не чертями, для удобства) — это бывшие ангелы, то есть посланники (ну всё, всё).

Как бы то ни было, я ввожу подобные роли для того, чтобы определить их мотивы, ибо они, лично мне, не кажутся лишь элементами антуража. Впрочем, если что, можете намотать на ус и приписать своим тараканам подобные роли.

Что ж, для чего же они нам? Действуя по принципу «Show, Don't Tell» («Показывай, не рассказывай»), Кодзима с Дель Торо (кстати, он ведь тоже к проекту руку прикладывал) олицетворяют развивающееся безумие посредством тараканов. И в зависимости от того, являются тараканы наши ангелами или бесами, определяется роль нашего играбельного персонажа - детектив он или... скажу потом.

Пока что мы занимаемся расследованиями, а помогут нам в этом тараканы. Вообще, тараканы то направляют героя, то призрак не растворяется, а рассыпается на них - как по мне, они восстанавливают эпизоды произошедшего (тыкайте на фотографии, чтобы увидеть их описания):

<i>Здесь ведут к ванной (дверь дрожит, кстати)</i>
Здесь ведут к ванной (дверь дрожит, кстати)
<i>Здесь указывают на местоположение жертвы</i>
Здесь указывают на местоположение жертвы
<i>Здесь олицетворяют желание спастись (а может указывают, что жертва пряталась)</i>
Здесь олицетворяют желание спастись (а может указывают, что жертва пряталась)
<i>Здесь указывают на потустороннее влияние</i>
Здесь указывают на потустороннее влияние

Тогда и эта петля из коридора - сцены из пьесы, в которой тараканы действуют лишь до наступления второго акта - того момента, когда преступление совершено, и будь то наш персонаж или истинный убийца сокрушаются в раскаянии. А уже поздно.

Феномен P.T. Кодзимы. Review

Таков и внутренний мир убийцы - клетка, в которую он был заключён неосознанно, учитывая, что проговариваемая им мантра из последовательности цифр возможно оказывало какое-то негативное влияние (следуя логике повествования). И почему клетка? Потому что коридор, в котором убийца наворачивает круги - цикличное повторение того, что пришлось однажды пережить, иначе говоря, руминация. Для него это тюрьма (потому и клетка, ведь это синонимы) и ад, безусловно.

Для него, убийцы, не детектива. Но и детективу приходится не сладко, коль скоро приходится всё это переживать то ли в грёзах, то ли наяву. Какой психологический отпечаток мог бы остаться после такого?

Поэтому, в какой-то степени, выход из петли равноценен уходу с места преступления, (точку не ставим, ещё разовьём эту мысль)

Но что, если мы играем за убийцу?

2. Протагонист-убийца

Может быть, тараканы помогают всё вспомнить (эх, проговорился, но молчу на сей раз до конца), или же нам, игрокам, уже сами события показывают, что происходило «до»?

Зловещая мантра «204863» звучит и во время прохождения (по коридору, тизера - без разницы), способствующая схождению с ума и совершению преступления. Какова же роль тараканов-бесов в данном случае?

Возможно, у убийц сидел сам дьявол на левом плече, остаётся только догадываться. А, возможно, им в этом помогали как раз-таки его посланники - тараканы. В каком-то смысле их можно было бы даже назвать рукой, направляющей будущих злодеев. На это лишь указывает один вырвиглазный момент - не стану его описывать.

Очевидно, что с призраком девушки, которая была до этого девушкой непризраком, поступили соответствующе. Но кто поступили? А вдруг...

В этом и вся загадка. Тараканы пропадают в условном втором акте по той причине, что их роль попросту исчерпалась. То ли они подвели к убийству, то ли рассказали о нём - из-за нехватки деталей точно не скажешь, но их посредническая роль, на мой взгляд, безусловна. А да, не загадка, а часть загадки.

Что за шепчущий голос? Какова роль призрака? Мщение ли только? И если играбельный персонаж действительно антагонист, то каков его финал? Разве он должен был всё-таки выйти из дома?

Что ж, теперь о том, о чём я собирался договорить. А что, если условный детектив и убийца — это один и тот же человек?

Слишком банальный сюжет на сегодняшний день. Но как замысловато подан... К тому же нечто подобное уже было в одной из частей серии.

Если вообще всё то, что я написал, имеет место, то в подтверждение последней мысли приведу один эпизод, который примечателен тем, что в нём разговаривает пакет.

Феномен P.T. Кодзимы. Review

Конечно, суть не в том, что он говорит, а в том, что именно он говорит. А говорит он следующее:

I walked. I could do nothing but walk. And then, I saw me walking in front of myself. But it wasn't really me. Watch out. The gap in the door... it's a separate reality. The only me is me. Are you sure the only you is you?

Может быть их двое? Или же после убийства героя посетила амнезия? Ведь и пакета этого в начале тизера не было. Он лишь появляется, когда тизер начинает глючить.

Возможно, это говорит о возобновлении цикла, вместе с которым и наш герой из антагониста превращается в забывшегося протагониста. А возможно... короче, перечислю все мои идеи, а вы можете что-нибудь подворовать себе:

1) протагонист забывает, что он антагонист;

2) подобно событиям в третьем сезоне Твин Пикса, на свободу выбирается доппельгангер протагониста;

3) какие-то внешние силы пытаются внушить протагонисту, что он антагонист (притянуто за уши, но звучит интересно);

4) протагонист сам норовит превратиться в антагониста (возможно, когда звонит телефон, и кто-то сообщает «You've been chosen», подразумевается тёмная сторона силы)

В довершение к четвёртой версии: кто может быть убережён от пассивного эффекта зловещей мантры? Даже Айзек Кларк не смог защититься от пагубного влияния Обелиска.

Но обо всём подробнее мы узнаем в Silent Hills... если её всё-таки выпустят.

А как самому сочинить нечто подобное?

На самом деле, подобное построение сюжета довольно незамысловато.

Помните ролик, где взрослый пытается выяснить у двух мальчиков, кто испортил воздух? Теперь представьте, что дети ему отвечают: "На самом деле это сделал ТЫ," - и музыка из Секретных материалов сопровождает неожиданную развязку.

По сути, это такой же детектив, в котором проказником мог быть кто угодно. И причину, по которой, как оказалось, это сделал сам детектив, можно было бы объяснить уже потом - собственно, как это и происходит во всех фильмах. К слову, если попробовать разобраться в структуре и поменять некоторые её ключевые переменные, так можно и к чему-то новому прийти.

А Кодзима-дьявол (или Бог, как подсказывает поисковая строка в Яндексе) с нами на этом прощается. По мне так, логичнее, конечно, что играбельный персонаж - протагонист, хотя и в качестве подводки, можно было бы предположить, что мы играем за антагониста (вспомните демо-версии Resident Evil 7 и 8, где мы играли за стороннего персонажа). Тем не менее, поблагодарим его за незабываемый игровой опыт и вдохновение и попрощаемся.

Феномен P.T. Кодзимы. Review
22
Начать дискуссию