Почему мы читаем темное фэнтези?

Чем так привлекательно зло

Почему мы читаем темное фэнтези?

Любой жанр неизбежно эволюционирует, и фэнтези – не исключение. В конце прошлого столетия на смену воодушевляющим сказкам о похождениях храбрых героев пришли более приземленные и менее вдохновляющие сюжеты о персонажах в лучшем случае неоднозначных, в худшем – отталкивающих. В классическом фэнтези, традиции которого были заложены еще во времена Толкина, фабула строилась вокруг борьбы добра со злом. Авторы, набравшиеся смелости привнести в жанр нечто новое, решили играть по-крупному и сходу погрузили читателей во вселенную, где тьма уже одержала победу над светом.

Казалось бы, в чем удовольствие читать о мирах, где силы добра заведомо потерпели поражение? Где нет места надежде, где всем заправляют отъявленные подлецы и негодяи? Пускай найти ответ на этот вопрос отнюдь не просто, разгадка, очевидно, быть должна. Ибо необычайная популярность темного фэнтези – не маркетинговая уловка, а широко известный факт. Жанр активно развивается по сей день, что наглядно иллюстрирует огромное количество новинок, заполняющих полки книжных магазинов год от года. Разбираемся, в чем же заключается феномен современного темного фэнтези.

Раздвигает границы обыденного

Путешествие в далекие миры, наполненные магией и фантастическими существами, это, конечно, здорово. Но даже такой увлекательный вояж может к прочтению десятого по счету романа поднадоесть. Классическое фэнтези приедается, волшебное становится обыденным. Душа требует чего-то из ряда вон. Чего-то за гранью привычного и даже нормального, как бы многие ни стеснялись в этом признаться. В данном ключе показательны примеры успеха всем известных циклов Джорджа Мартина («Песнь льда и огня») и Анджея Сапковского («Ведьмак»). На страницах их произведений можно встретить то, от чего у привыкшего к фэнтези старой школы Толкина глаза полезут из орбит. Лежащие далеко за границей нормы, аморальные и бесчеловечные по мнению современного общества поступки для персонажей темного фэнтези – повседневная рутина.

Чтобы заглянуть за границу табуированного, не обязательно в который раз перечитывать вышеупомянутые циклы, ведь у именитых авторов немало достойных последователей. Так, например, Гурав Моханти с его «Сынами Тьмы» мечтает однажды лично поблагодарить Мартина за вдохновение. В его дебютном романе, сочетающем черты индийского эпоса и поистине мрачного фэнтези, кровь льется рекой, а способы убийства с каждой главой выглядят все более изощренно. Дальше Моханти зашел разве что Замиль Ахтар. Его «Стальные боги» (вместе с продолжениями под названием «Кровь завоевателя» и «Эпоха Древних») – квинтэссенция гримдарка. Что проявляется далеко не только в изобретательном кровопролитии, но и в других, порой более противоестественных и шокирующих вещах.

Почему мы читаем темное фэнтези?

Поскольку многое уже было написано до них, современные авторы будто бы соревнуются в том, кто сильнее удивит читателя. В числе критериев не только расчлененка и прочая чернуха, но и оригинальные сеттинги. Прообразом мира «Сынов Тьмы» стала Индия, «Стальных богов» – Ближний Восток. Все в противовес устоявшемуся фэнтези, основанному на избитом европейском фольклоре. Что еще удивительнее, творцы в жанре темного фэнтези не стесняются порой смотреть в сторону мотивов из фэнтези обыкновенного. В мрачных мирах «Сынов Тьмы» и «Стальных богов» зло уже торжествует? Не беда! Выпускайте еще более могущественное зло, способное поставить весь мир на колени. Вот и получается, что технически протагонисты темного фэнтези все так же, как и в произведениях классиков, противостоят вселенской угрозе. Разница лишь в том, что здесь со злом борются такие же злодеи, но чаще все-таки антигерои.

Почему мы читаем темное фэнтези?

По той же схеме, к слову, строится повествование в новинке «Терновый Король» Грега Киза: пестрая компания, на первый взгляд не способная даже на самый простенький подвиг, становится чуть ли не единственным щитом человечества перед силами зла. Это, кстати, интересная черта современного темного фэнтези. Какими бы низменными ни были стремления и потребности людей, зло человеческое – ничто в сравнении со злом сверхчеловеческим. А потому на фоне чудовищных темных богов за гранью людского понимания условные бандиты или даже тираны – вполне себе герои.

Почему мы читаем темное фэнтези?

Веселит и пугает

Злодеи, спасающие мир от зла, все чаще встречаются на страницах темного фэнтези. Собственно, вся «Мерзкая семерка» Кэмерона Джонстона строится на этой простой и вместе с тем притягательной идее. Причем писатель любопытно обыгрывает характер каждого злодея, вынужденного стать героем, приправляя сюжет черным юмором. Да, при всей своей мрачности темное фэнтези может (и любит!) развлекать. У зла того же Джонстона есть абсурдная сторона, придающая кусачей тьме особое очарование.

Почему мы читаем темное фэнтези?

Смешение жанров вообще довольно характерно для фэнтези, и в этом плане темное фэнтези, выросшее из мистических хорроров, подчас пугает столь же успешно, сколь и развлекает. В последнее время на поприще леденящих душу историй особенно преуспели отечественные авторы. Это и Михаил Жарчев с его триллером «Электрический бал», рассказывающим о кровавых сделках с нечистью в декорациях Российской империи, и Мария Понизовская с «Паучьим княжеством» – шокирующей историей юных узников опасного сиротского приюта. Любопытно, что вымышленный мир Понизовской также базируется на элементах антуража Российской империи. Отечественный сеттинг сейчас в тренде как у авторов классического фэнтези, так и среди писателей, для которых вызвать у читателя мурашки и холодный пот – высшая награда за труды.

Почему мы читаем темное фэнтези?

По итогу шокировать читателя, устроить ему контрастный душ из эмоций новых впечатлений – все еще рабочая стратегия для невероятно креативных, изобретательных и смелых авторов темного фэнтези. Они готовы раздвигать границы дозволенного и заимствовать из других жанров самые разные элементы, если сделает их историю лучше. Чем сильнее эмоциональный отклик аудитории, чем ярче ощущения от прочтения, тем успешнее книга. Это применимо ко многим жанрам, и темное фэнтези – один из наиболее показательных примеров.

Почему мы читаем темное фэнтези?
55
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Зря

Ответить

Ну... Я бы не сказал, что это темное фэнтези) Вот Князь пустоты или Малазанская книга павших - это да

Ответить