Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Апатия, непонимание, самоистязание, самокопание, безразличие и многое, многое другое – вот какие чувства преследовали Ким Ки Дука на протяжении порядка трех мучительных лет. Виной всему стала трагическая случайность, а именно практически случившаяся трагедия на съемочной площадке фильма «Мечта». Насколько я понял, дело обстояло так: в фильме есть сцена, где, скажем так, один из женских персонажей лезет в петлю.

В киноиндустрии для таких случаев существуют специальные механизмы, позволяющие безопасно и без риска для здоровья актера реализовать подобного рода сцены. В этот раз механизм не сработал и на какое-то короткое время актриса повисла в воздухе на этой самой петле. Ее, естественно, тут же сняли и помогли всем, чем только можно, поэтому и серьезных травм, кроме легкого шока, она не получила.

Но случившееся настолько выбило из колеи режиссера, что тот невольно впал в состояние затяжной депрессии. Из этого положения необходимо было выбираться, и Ким Ки Дук сделал это самым натуральным для себя способом – снял фильм. Третья декада творчества режиссера стартует с полуторачасовой исповеди замученного и страдающего человека, который многое переосмыслил в своей жизни.

Содержание:

«Ариран»

Постер фильма "Ариран"
Постер фильма "Ариран"

Но только ли несчастный случай служил причиной настолько глубокого упадка личности Ким Ки Дука? На этот вопрос режиссер постарался дать ответ в своей «Ариран». «Ариран» – это что-то вроде национальной песни Южной Кореи. Корейцы поют ее тогда, когда им ужасно тоскливо и невероятно тяжело. Молитва ли это? В каком-то смысле да. Так или иначе, сама песня служит своеобразной исповедью – тем, чем ты можешь воспользоваться для облегчения своей души. И Ким Ки Дук использует свою «Ариран» именно для таких целей: он добрых 100 минут рассказывает зрителю о том, как он докатился до жизни в глуши, без каких-либо удобств. А путь этот лежал не только лишь через почти случившуюся трагедию.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Ким Ки Дук, как вы уже могли заметить, режиссер плодовитый – 24 работы с непосредственной режиссурой, а также участие еще в 7 проектах в качестве сценариста, продюсера и т.д. Один фильм в год – это много? Ким Ки Дук так не думает: хотите два, а то и три фильма за один год? Такое огромное количество работы – это много, даже слишком много. Любой, кто увидит подобную ситуацию со стороны, скажет, что такими темпами можно выгореть. И Ким Ки Дук выгорел, да так, что чуть не сгорел полностью. На самом деле, почва для этого выгорания была готова уже довольно давно, оставалось только отдаться воле случая. И вот он настал – по роковому сшибающий и не дающий оправится.

Собственно, сама «Ариран» повествует о типичных днях жизни режиссер в течении этих трех лет. Сам Ким Ки Дук с неподдельной прямотой показывает нам в каком же моральном разложении проходит его жизнь: он постоянно прокручивает в голове свое прошлое, вечно ищет свои ошибки, а сверху заливает это дешевым алкоголем, который уж точно даст забыть самого себя хоть на какое-то время. Целых три года он ничего не снимал, ничего не хотел и ничего не желал. Существуя в пределах такого отвратительного образа жизни, вполне можно было бы уже из него и не выбраться. Но тут режиссеру помог случай. Хотя может и не случай вовсе, а безмерное желание Ким Ки Дука снимать?

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

В общем, режиссер решает заснять свою жизнь на портативную цифровую камеру, и, конечно же, в свойственной для себя манере, ничего не утаивает от зрителя, какими бы мерзкими не были бы подробности. На протяжении всего хронометража, Ким Ки Дук ведет диалог с жесткой версией самого себя, задает себе неудобные вопросы, заставляет себя не увиливать и отвечать честно.

Из этих полупьяных-полуобморочных диалогов можно узнать, например, о том, что ученики режиссера, как он выразился, «предали его путем подписания контракта с большими студиями за его спиной». И, конечно же, мы увидим те безмерные тоску, печаль и сомнения, которые пронес и пережил в себе режиссер. Хотя также стоит отметить и тот факт, что смотреть картину без привязки к прошлому творчеству режиссера практически бесполезно, это определенно точно того не стоит.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Ариран» отдает достаточно отчетливыми вайбами одной из прошлых работ режиссера – реальный вымысел, которая повествовала о величине энергии, скрытой в душах порицаемых и гонимых творческих людей. На самом деле, даже в самой концовке «Ариран» содержится не двусмысленная отсылка на прошлый фильм режиссера. В «Реальном вымысле» главный герой взял в руки оружие и пошел мстить своим обидчикам. В «Ариран» же Ким Ки Дук сделал ровно противоположную вещь (которая, на самом деле, и была заложена в «Реальном вымысле»): он выместил свою злобу, обиду и печаль путем творчества и создания чего-то нового.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Ариран» – это печальная, глубоко личная и до ужаса вымученная исповедь одного отдельно взятого человека, которая позволила режиссеру снова ворваться в мир кинематографа своей босой ногой. А все остальные этому только рады, ведь триумфальное возвращение режиссера позволило ему в недалеком будущем создать, наверно, один из лучших фильмов в его фильмографии.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Понсанская гончая»

Постер фильма "Понсанская гончая"
Постер фильма "Понсанская гончая"

Во второй декаде своего творчества, Ким Ки Дук продолжает свой прошлый опыт. Если быть точнее, то он все также пишет сценарии и продюсирует для фильмов других режиссеров. Более того, в третьей декаде своего творчества, Ким Ки Дук делает это настолько часто, что едва не перекрывает этим свою основную фильмографию.

«Понсанскую гончую» снял Чон Джэ-хон – один из учеников Ким Ки Дука, который какое-то время был ассистентом режиссера, а после и сам начал снимать свои собственные картины. Нам он известен по его картине «Красивая», сценарий к которой также писал Ким Ки Дук. Первый фильм режиссера вышел… скажем так, достаточно слабым, но может со второй попытки выйдет что-нибудь стоящее?

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Понсанская гончая» – это история о людях, завернутая в обертку политической агитки. Он очень похож на один из будущих фильмов Ким Ки Дука «Сеть», который, правда, фокусируется скорее на трагедии отдельно взятого человека. «Гончая» же напротив старается показать мерзость самой системы противостояния Северной и Южной Кореи, с их бесконечными спецслужбистскими интригами и заговорами.

В центре повествования стоит мужчина, род деятельности которого несколько выбивается из стандартного понятия «работа». Если коротко, то он перевозит грузы с одной стороны границы на другую. Таким грузом может оказаться все что угодно: от видеопленки с изображением давно пропавшего родственника, до целого живого человека. Главный герой принципиально работает именно в сфере человеческих эмоций.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Мы видим, как сама ситуация, когда родные друг другу люди не могут воссоединиться друг с другом, беспокоит протагониста и заставляет его совершать невозможные вылазки. Причем эти вылазки в прямом смысле «невозможные», т.к. ему необходимо не только пробираться через колючую проволоку и минные поля, но и проплывать приличные расстояния под водной толщей местного озера. Благо за такую опасную работу платят приличные деньги.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Все так бы и продолжалось в привычным ритме, если бы не один необычный заказ, связанный с перевозом через границу одной девушки. И, конечно же, этот заказ связан с южнокорейскими спецслужбами, которым такой «независимый» и умелый человек не только мозолит глаза, но и откровенно ставит под угрозу их посты и статус. «Гончая» больше сфокусирована именно на проблемах южнокорейских спецcлужб, на их топорности, тщеславии и корысти.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

И это было бы неплохое кино, но примерно после получаса хронометража режиссер решает с головой окунуться в любовную линию и политическое противостояние Севера и Юга, оставляя тему «трагедии одного отдельно взятого человека» на заднем плане. Я был бы не против, будь это подано более грамотно и дозировано, но когда на тебя выливают сразу целое ведро из перечисленных тем, оставляя за рамками главную задумку, то становится некомфортно и ужасно скучно.

В общем, в очередной раз отличная задумка была погребена под ужасной ее реализацией. А жаль, ведь все так хорошо начиналось.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Аминь»

Постер фильма "Аминь"
Постер фильма "Аминь"

«Аминь» – это типичный малобюджетный фильм. Проявляется это в наличии цифровой камеры, двух актеров и немногословности. В центре повествования находится молодая девушка, которая путешествует по европейским городам в поисках своего спутника (а как потом оказывается и отца ее ребенка). Попутно героиню также преследует какого-то странного вида мужчина в противогазе, который то ставит палки в колеса, то помогает девушке.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Это странное путешествие имеет одну бесспорную особенность – отчетливое ощущение одиночества и пустоты человека в большом незнакомом ему городе. Проходя через все эти многочисленные улочки, местечковые достопримечательности и толпы незнакомых людей, ты вместе с героиней утопаешь в этом потоке отрешенности городских пейзажей. Это, пожалуй, единственное, ради чего вообще можно посмотреть «Аминь».

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

В данном случае, именно что сама задумка и ее исполнение не предполагает в себе вообще ничего интересного. Посудите сами: одна камера, два человека и молчащая пустота улиц. Я имею ввиду, из такого вполне можно было бы сделать короткометражку, но целый фильм – это уж слишком.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Повествование полностью утопает в тягучести, однообразности и самоповторе. Тебе просто не интересно следить за повествованием, ведь оно из раза в раз идет по уже знакомой схеме. В таких ситуациях довольно часто спасает уникальная задумка или тематика картины, как, например, было все у того же Ким Ки Дука в «Реальном вымысле», но, к сожалению, задумка «Аминь» таким похвастаться не может.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Для описания «Аминь» даже нет подходящих слов. Это даже не проходняк или откровенно слабый фильм – это «ничто», которое достаточно сильно любят крутить на различных фестивалях. Знакомство рекомендуется исключительно в ознакомительных целях.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Пьета»

Постер фильма "Пьета"
Постер фильма "Пьета"

«Пьета» – это вершина третий декады творчества Ким Ки Дука, а возможно и вообще всей его фильмографии. Все дело в том, что «Пьета» смогла объединить и смешать весь прошлый накопленный опыт режиссера и выплеснуть его в бескомпромиссной, безжалостной, но невероятно красивой форме. Место действие довольно стандартно для первой декады творчества режиссера – это городские трущобы Южной Кореи. В таких местах, как известно, довольно жестокие и суровые порядки.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Так и в этом случае, центральном персонажем картины является Ли Кан До – молодой мужчина, работа которого сводится к ростовщичеству, а если быть точнее к непосредственному изыманию долгов своих клиентов. Проценты по выданным деньгам, конечно же, конские, поэтому зачастую люди просто не могут скопить нужную сумму для откупа. В таких ситуациях протагонист прибегает к достаточно жестоким методам, а точнее буквально к пыткам.

Видите ли, не знаю на самом ли деле все обстоит именно так, но за полученные травмы в Южной Кореи платят компенсацию. Поэтому довольно часто бывает так, что клиенты Ли Кан До дробят себе пальцы молотком, спрыгивают с пятого этажа, давят ступни в тисках и все такое прочее, но обязательно остаются живи, иначе заветных денег им не видать. За такие жестокие методы Ли Кан До прозвали «Дьяволом».

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Казалось бы, такого отбитого упыря навряд ли можно как-то исправить или усмирить, кроме как банально уничтожив. Но Ким Ки Дук решает поэкспериментировать с этой изуродованной личностью и добавить во всю эту схему одну деталь. Видите ли, протагониста бросила мать, когда он еще был ребенком, в результате чего он даже не помнит ее лица. И тут, откуда не возьмись, спустя пару десятков лет на пороге его дома появляется неизвестная женщина и заявляет, что она его мать. После этого и закручивается весь этот маховик событий, который держит зрителя за горло на протяжении всего хронометража. Нет, я серьезно, во время просмотра «Пьеты» меня постоянное не покидало ощущение не комфортности, жути и напряжения.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Вообще «Пьета» – это полноценный фильм о мести, причем без экшена, без хитросплетений и многоходовочек, без крови и мяса: только прямое давление и погружение в пучину ужаса. Фирменный стиль Ким Ки Дука, перемешанный с пережитой депрессией и некоторыми воспоминаниями из прошлого, дали невероятный эффект – один из самых удачных фильмов режиссера. А снято все это всего лишь за какие-то 100000 долларов.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Ким Ки Дук ворвался в третью декаду своего творчества с ноги, предлагая зрителю пронзительную историю одного ублюдка, который получил за свои грехи сполна. Если обращаться к прошлым работам режиссёра, то отчётливо видно влияние криминальных драм («Крокодил», «Дикие Животные», «Плохой парень») и социального подтекста безысходности («Адрес неизвестен»).

В целом, рекомендую, но смотрится очень тяжело и гнетуще. После просмотра в голове крутилось только одно слово: «ебать».

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Мёбиус»

Постер фильма "Мёбиус"
Постер фильма "Мёбиус"

Тут могла бы быть аналитика, абзацев этак на пять, про то, какой «Мёбиус» гениальный фильм, как он мастерски играет на излишней жестокости, как он смакует показанные страдания, и, в конце концов, как все завязано на фаллическом символе, проходящим красной нитью через все повествование. Да, наверно получился бы неплохой текст. Но, к счастью, я осилил лишь где-то 15 минут от хронометража фильма, после чего благополучно его дропнул. Почему? Как я уже и говорил в прошлом – Ким Ки Дук пересек черту.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Возвращаемся немного назад во времени, к фильму «Остров». В нем режиссер ходил по лезвию ножа, где на одной стороне была эстетика, а на другой банальная мерзость. Для меня Ким Ки Дук немного перешагнул эту черту в сторону мерзости. В «Мебиусе» он не просто перешагнул, а как следует разогнался и прыгнул в эту пучину мерзости. Я имею ввиду, когда в первые 15 минут фильма одному из персонажей отгрызают половой орган – это для меня слишком. Возможно «Мебиус» просто великолепное кино с невероятным количеством подтекстов и аллюзий, но я не хочу его смотреть, просто банально потому, что мне противно. Вот и все.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Грубая игра»

Постер фильма "Грубая игра"
Постер фильма "Грубая игра"

«Грубая игра» примыкает к череде типичных корейских фильмов уже начала десятых годов. Ну знаете, все эти бесконечные картины о жизни актеров и артистов, как в их бизнесе царит грязь и беззаконие, как необходимо добиваться успеха и держаться на плаву. «Грубая игра» – это история именно о том, как очередной мечтатель, грезевший «большим кино», попусту растрачивает свою индивидуальность и талант.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Главный герой начинает как обычный начинающий актер, с горящими глазами и непомерным желанием играть. Одна случайная встреча – и он уже стал местечковой знаменитостью. От такого резкого взлета у него знатно сносит крышу, он начинает творить плохие вещи и все меньше времени уделять собственным способностям. Закономерный итог всего этого – падение на тот же уровень, на котором он когда-то начинал. Но теперь это уже другой человек, который многое пережил и многое понял.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Пожалуй, единственное, что можно отметить как положительный момент – это актерская игра протагониста. Актеру, исполняющему роль, удалось достаточно интересно передать столь стремительную перемену характера зазнавшегося юнца. Остальная же часть «Грубой игры» – это сплошная тягомотина и отсутствие индивидуальности. Первая половина фильма смотрится еще более-менее бодро, но вторая вводит в сюжет пару-другую персонажей, которых ты видишь впервые, а закручивает все это дело невнятным смакованием общей «ублюдочности» главного героя.

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

«Грубая игра» отбила у меня желание смотреть сторонние фильмы Ким Ки Дука, где он исполнял обязанности только сценариста или продюсера. Слишком мало в таких работах я находил хорошего, и слишком много плохого. В результате этого, например, я не смотрел и не собираюсь смотреть «Красную семью», «Сделано в Китае» и «Экскаватор».

Вспыхнуть и сгореть | Ким Ки Дук - Фильмография и творческий путь (Часть 5)

Продолжение в следующей части, выход которой, я надеюсь, не задержится на такой длительный срок.

Предыдущие части: первая, вторая, третья и четвертая.

1616
4 комментария

«Мёбиус» Но, к счастью, я осилил лишь где-то 15 минут от хронометража фильма, после чего благополучно его дропнул. Эхх, это должно быть кульминацией всего цикла, как же так( там столько веселья после 15 стартовых минут
«Грубая игра» отбила у меня желание смотреть сторонние фильмы Ким Ки Дука, где он исполнял обязанности только сценариста или продюсера.Здравое решение, которое ещё раньше надо было принять) Несмонтированный фильм единственное адекватное, что получилось из сторонних его проектов

2

Вот да - "Несмантированный фильм" просто отличный (правда, там и от самого Ким Ки Дука практически ничего не ощущается, но все же). А на счет "Мёбиуса" я, конечно, все понимаю, но сцена поедания матерью члена своего собственного сына - это для меня слишком. Пусть лучше я буду "быдлом, которое не выкупает", чем смотреть через силу эту мерзость.

1

не поняла всеобщего шока от "Пьеты", будто люди никогда не сталкивались с драмой и катарсисом, живя в розовом пузыре беззаботности.
трилогия Пак Чхан Ука вызвала куда больше эмоций и мыслей, нежели история недолюбленного мальчика, узнавшего о муках совести и любви