Художник Алексей Боголюбов
Многогранный талант на службе у страны
Биография Алексея Петровича Боголюбова насыщена множеством событий и неожиданных фактов. Внук Александра Радищева, выпускник Морского кадетского корпуса, профессиональный моряк.
При посещении Лондона по долгу службы на него неизгладимое впечатление произвело творчество Уильяма Тёрнера, а в плаваниях Алексею Петровичу посчастливилось повстречать самого Карла Брюллова и получить от него мотивирующую рецензию на свои любительские работы. В результате флот был оставлен, а живопись из побочного увлечения постепенно превратилась в главное дело жизни.
В 1853 Боголюбов с золотой медалью первого достоинства окончил Академию художеств, где в том числе учился знаменитого живописца Максима Воробьёва. После выпуска был назначен художником Главного морского штаба, а позднее за счет полученного пенсионного обеспечения от Академии художеств отправился в семилетнее путешествие по Европе, которое он посвятил обучению и совершенствованию своего мастерства.
В мире с еще примитивной фотосъемкой художник как никто другой мог передать свои впечатления и источники вдохновения. На полотнах из путешествия запечатлена уникальная атмосфера и колорит места, каждому как будто подобрано свое время суток и погодные условия. Сумрачные картины у автора как будто бы приковывают внимание в первую очередь, так как раскрывают его возможности в отношении работы с оттенками и контрастом, в некоторых более поздних работах это будет еще заметнее.
Это стремление увидеть и попробовать разное в некотором смысле подчеркивается и направленностью работ. Помериться силами со знаменитыми венецианскими ведутистами? Почему бы и нет.
По возвращении на родину с созданными за время путешествия картинами Алексей Боголюбов становится действительно значительной фигурой в российской художественной среде. В 1860 году он удостоен званий академика и профессора живописи и начинает получать ряд заказов по своей основной специализации — изображение морских баталии и составление атласов водных объектов. Особо значимым можно считать императорский заказ серии картин, посвященных истории флота Петра Великого.
И тут еще одна характерная черта — Боголюбов это во всех смыслах не Айвазовский, чье творчество наш герой очень уважал и ценил. Работы Алексея Петровича это работы профессионального моряка, чьи познания о море не ограничиваются во многом чем-то умозрительным. Поэтому на них нет чрезмерной эпичности, нет каких-то лишних страстей и надуманных мотивов. Это качественная и строго выверенная работа со всеми плюсами и минусами такого подхода.
Но вот буквально при сходе на берег моряк превращается художника. А художнику позволительно, например, заигрывать с романтизмом, выражать свое мироощущение более субъективно и лично.
При этом нельзя сказать, что буквально все морские полотна у художника получаются "скучными", но надо быть честным: накала страстей и выразительности работ Ивана Айвазовского здесь тоже не найти.
Довольно важна роль картин Алексея Боголюбова и как способа передать характер эпохи, самобытность уклада жизни того времени в Российской империи, что выводит их за рамки сугубо художественной ценности.
В этой связи есть в коллекции художника и несколько городских пейзажей, где буквально бросается в глаза их размах — как будто на широкоугольную камеру снимали.
К числу наиболее удачных произведений можно отнести изображение пасхальной службы в Кремле. Толпа здесь как единое целое, все полотно буквально светится изнутри, но за счет сумрака удается создать уникальную атмосферу, где таинство сочетается с таинственностью.
Не менее удачным получилось и изображение иллюминации Кремля по случаю коронации Александра III в 1883 году. Вообще историческая хроника в массовом сознании обычно воспринимаются как минимум блекло, а то и вообще черно-белой. Полотно же художника противопоставляет этому что-то по-настоящему яркое и живое, где-то даже магическое или сказочное, наполняя при этом ощущением торжественности и эпохальности запечатленного момента. Да, тогда люди могли гулять и праздновать с неменьшим размахом.
Поздние работы подтверждают, что универсализм художника с возрастом никуда не исчез: здесь прослеживается даже определенное влияние импрессионизма и французской школы пейзажей. Это достаточно логично, так как Алексей Петрович по состоянию здоровья много времени проводил во Франции, а к нему в студию частенько захаживал сам Камиль Коро. Однако нельзя и сказать, что на выходе получились картины исключительно во французском стиле — ощутимы здесь и тонкие черты, присущие русским пейзажистам.
В заключении нельзя не коснуться и общественной деятельности художника. Он организовывал выставки работ в пользу вдов и сирота, помогал в попечительстве российских художников в Европе, на его средства были открыты первый в Российской империи общедоступный художественный музей, а также художественное училище, которое, например, окончил Виктор Борисов-Мусатов.
Кстати, так совпало, что как в настоящее время в Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 200-летию с момента рождения Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896). Так что сейчас идеальное время, чтобы ознакомиться с творчеством художника, в том числе воочию.
Прошлые мои статьи про живопись можно найти здесь:
https://dtf.ru/u/455288-dracubik/2183146-putevoditel-po-blogu
Работа с объемным освещением просто на высшем уровне. Великолепные картины. Круто что он не стал фотографом)))
Спасибо)
Очень рад, что удалось привлечь внимание=)
Комментарий недоступен
Большое спасибо за отзыв, мне приятно=)
Неплохой художник, но всё-таки его картинам не хватает глубины композиции и насыщенных цветов.
Отчасти тут проблема разносторонности подхода. Ты пробуешь разное, но в каждом случае уступаешь тем, кто на конкретной теме специализируется.
Но "кремлевские" картины мне очень нравятся у автора без всяких поблажек.