Глаза не на месте, но совесть чиста — о необычном образе в живописи
И о том, что привело к его появлению
Несмотря на забавляющую причудливость образа отдельно от человека глядящих на зрителя глаз, связанные с ним истории в основном достаточно трагичны, восходя к концепции мученичества в христианстве.
До прихода к власти первого христианского императора Константина I (306-337) множество свидетельствовавших о существовании Христа последователей его учения были жестоко замучены и казнены. Кстати, слово "мученик" и происходит от слова "свидетель" из греческого языка — койне. Формально экзекуции обосновывались отказом почитать римских языческих богов и отрицанием божественной сути римских императоров, однако с практической точки зрения это можно рассматривать как средство борьбы с набирающим популярность религиозным движением.
Впоследствии жертвы религиозных гонений стали важной частью христианского учения, так как они демонстрировали высшую степень веры и самопожертвования и задали моральный ориентир для многих верующих. Наиболее же известные истории послужили сюжетами для многих картин.
Одной из таких мучениц стала Луция Сиракузская, жившая на рубеже 3 и 4 веков. Отвергнув сватовство римлянина-язычника ввиду принятого обета безбрачия, она попала под разбирательство, грозившее ей ссылкой в публичный дом. Непринятие подобных мер привело к последовавшей физической расправе над ней: вырыванию глаз в знак того, что этими глазами она обольстила мужчину, и отрубанию головы.
Данная история стала сюжетом для картин ряда известных художников: творцов из эпохи Возрождения Франческо дель Косса и Доменико Беккафуми, а также классика испанской живописи — Франсиско де Сурбарана. Помимо собственно глаз на соответствующих полотнах можно увидеть меч как символ орудия казни, а также что-то похожее на длинное перо — пальмовая ветвь — один из наиболее известных символов мученичества, олицетворяющий победу над смертью.
Еще одной мученицей, которую также пытались женить на себе и отвратить от христианства, является Святая Параскева. По одному из преданий она ослепила, а потом сама же и исцелила императора Антонина Пия (138-161), который в результате принял христианство и отсрочил ее мученическую смерть до прихода ко власти менее терпимого Марка Аврелия. Вообще в ее жизнеописании довольно много таких нерационализируемых историй, однако мотив с излечением как раз и привел к появлению на ее изображениях глаз.
Но есть вариант происхождения подобного сюжета и без трагичного контекста. Святая Одилия Эльзасская (около 660 - около 720) от рождения была слепой, но обрела зрение при крещении, после чего со временем за ней закрепился статус чудотворицы, прежде всего ассоциируемой с излечением глаз. В каноническом образе она предстает с книгой (подразумевается Евангелие), на которой изображены глаза, что символизирует в ее случае и духовное, и физическое прозрение.
Комментарий недоступен
Вера - паразит, приникающий в сознание и отключающий у людей чувство самосохранения.
Вера - такой же инструмент, как и допустим, топор. Один возьмёт топор и построит при его помощи здание да такое, что потомки будут поколения спустя восхищаться. Другой тоже топор возьмёт, но так как по натуре мудак - возьмёт да и зарубит старушку просто так во имя ебанутой идеи. Третий - банально нарубит этим самым топором дров, чтобы согреть замерзающего или приготовить покушать.
Как и многие другие идеи. И в этом их сила