Расцвет и забвение советской архитектурной монументальности
Кажется, что любая игра, так или иначе напрямую затрагивающая СССР, во многом передаёт атмосферу и самобытность этого государства в первую очередь через специфическую архитектуру. Начиная с Red Alert и заканчивая вступлением Atomic Heart. При этом мало просто продемонстрировать, например, типовую застройку. Тот же City-17, хотя и навевает мысли о советском наследии, всё же может быть обычным восточноевропейским городком. Нет, чтобы приём сработал безотказно, разработчики используют максимально узнаваемые образы, основанные на принципах монументальности и величественности, преобладавших в советской архитектуре в середине прошлого века. Но откуда взялись такие идеи и почему про них со временем забыли? Что ж, пост именно об этом.
Итак, перенесёмся в 20-е годы прошлого столетия на руины Российской Империи, где только закончилась Гражданская война и начало существование советское социалистическое государство. И чтобы понять, какую роль в его становлении играла архитектура, надо признать, что СССР был первым в своём роде цивилизационным экспериментом, призванным не только привести к мировой революции, но и едва ли не вывести новый вид homo. Естественно, что подобный подход требовал перекройки абсолютно всех сфер жизни, не говоря уже об искусстве. И если уж в ход пошли, например, кинематограф и литература, то, разумеется, архитекторы просто не могли остаться в стороне. Новому государству требовалась новая инфраструктура, подчинённая новым идеологическим требованиям.
Одним из первых веяний стало появление так называемых Домов/Дворцов Культуры. Кому как больше нравится. Своим рождением ДК обязаны ноябрьскому декрету Совнаркома от 1920 года об образовании Главполитпросвета. С этого момента в ДК начали переориентировать ещё имперские так называемые Народные дома, в своё время выполнявшие схожие просветительные функции. Однако, уже через несколько лет для этих целей возводятся новые здания, выполненные в стиле конструктивизма.
Как не сложно заметить все эти здания примерно объединяют схожие черты - строгие линии и подчёркнутая геометричность. Как я и упомянул выше, эти здания являются образцом конструктивизма, направления в искусстве, зародившегося в первые годы существования советского государства. Мало того, можно сказать, что конструктивизм являл собой идеальный образец именно пролетарского искусства. Видите ли, перед советским гражданином лежала тяжёлая задача осуществления мировой революции и построения коммунистического общества, у него просто не было ни времени, ни ресурсов на создание чего-либо, не несущего прямой, функциональной роли для общего дела. Ещё раз: в ход шло всё. Без исключений. Если какой-либо образец искусства не нёс практической пользы, на него просто не тратилось времени. И с такой точки зрения, конструктивизм был логичным порождением своей эпохи. Главная его формула: максимальное слияние функциональных и идеологических принципов.
Впрочем, советская архитектура так и осталась бы нагромождением кубов, если бы не влияние ещё одного стиля - рационализма. Без всякого сомнения, по количеству реализованных проектов, рационализм безнадёжно проигрывал конструктивизму, хотя и основывался на схожих принципах. Однако, этот стиль начал формироваться ещё в 18-м веке, а значит мало соответствовал духу передового государства. К тому же, рационалисты всё же уступали конструктивистам в готовности бросить абсолютно всё на алтарь функциональности. Впрочем, у них было одно преимущество - ориентация на психологическое восприятие пространства. Т.е. именно то, что остаётся в памяти, после взгляда на образцы советского монументализма. Да-да, что-то неуловимое, захватывающее дух в, казалось бы, обыкновенном нагромождении геометрических фигур - это и есть искорка рационализма, в которой всё-таки нуждалось советское государство, ищущее идеологическую основу для оправдания своего превосходства.
И если уж речь зашла об идеологическом превсходстве, нельзя обойти стороной такой эпохальный проект, как Дом Советов. Лучше всего его охарактеризует предложение Кирова:
О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберём всё, чем богаты советские страны, вложим всё наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились.
Очевидно, возведение такого сооружения не могло быть чем-то заурядным. И не смотря на авангардные решения в проектировании прочих объектов, Дворец Советов стал прорывным и ознаменовал собой переход к той самой советской монументальности, какой мы её знаем.
Как видно, Дворец Советов резко контрастировал с утилитарными кубическими проектами конструктивистов. Здесь преобладала ребристость поверхностей и выраженная ярусность. Позже, решения, использованные при его проектировании лягут в формирование сталинского ампира, что хорошо заметно по внешнему виду некоторых высоток.
По стечению обстоятельств, Дворец Советов так и не был возведён. Изначательно стрительство планировалось на месте снесённого храма Христа Спасителя. Взведение фундамента закончили к 1939 году, а дальше началась война, фактически поставившая крест на этом проекте. На его месте в 1958 году сначала открыли бассейн "Москва", а после закрытия оного, построили храм Христа Спасителя, внешне идентичный уничтоженному.
Впрочем, строительство и архитектурное развитие не были поставлены на паузу во время попыток воздвигнуть Дворец Советов. Разобравшись с первоочередными задачами по запуску основного государственного функционала, СССР перешёл к следующему этапу, заключавшемуся в проведении индустриализации, что в свою очередь привело к массовому строительству населённых пунктов, расположенных вокруг промышленных предприятий. В дальнейшем подобные образования получили название соцгородов.
В архитектурном плане продолжали доминировать конструктивисты. Они воплотили в жизнь ещё несколько проектов, таких как библиотека им. В.И. Ленина и Дом Совета труда и обороны (нынешнее здание Госдумы). Как видно, оба здания стилистически перекликаются с итоговым проектом Дворца Советов и сложно отрицать взаимное архитектурное влияние.
Постепенно конкуренцию конструктивизму начинает составлять традиционализм, постепенно возвращающий в обиход старые решения, такие как повсеместное использование колоннад. Чего, кстати, не смогла избежать и вышеупомянутая библиотека им. В.И. Ленина. Также, нельзя не отметить дом на Моховой (в том числе известный как Интурист), спроектированный Иваном Жолтовским.
Отличительной особенностью этого здания является то, что оно выполнено в классическом конструктивизме, но имеет абсолютно бессмысленный и вычурный фасад, более характерный для дореволюционных проектов. Так или иначе, этот дом можно считать одним из первых фактов слияния конструктивизма с другими архитектурными течениями.
После 1945 года СССР, наконец, обрёл своё безоговорочное право на идеологическое превосходство по праву одной из стран-победителей во Второй Мировой войне. Естественно, что это не могло не отразиться на архитектуре, которая усилила разворот, заданный традиционализмом и привела в итоге к сталинскому ампиру, основанному на принципах монументализма, величественности, восхваления героических подвигов и возрождения огромной страны из пепла войны. Собственно это как раз именно то, что нам и демонстрируют в большинстве случаев, желая отразить культуру СССР 50-х годов.
Таким образом, советская архитектура прошла путь от невзрачного кубизма до неоготических дворцов. Конец этому процессу был положен постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1955 году. Дальнейший курс предполагал массовую типовую застройку с одной стороны, и высокотехнологичные и минималистичные проекты с другой.
Монументальность же осталась памятником одной империи, построенной на руинах другой.
Товарищ, партия выдать вам кондитерское изделие с дырка внутри
Я не совкодрочер, но когда я вижу огромную статую Ленина на вершине ебучево дворца императора вселенной, то мне становится жалко, что его не построили.
грунты говно
любитель гигантизма? не компенсируешь ли часом чего?
Комментарий недоступен
А ещё есть такое чудо из того же периода - Дворец культуры и науки в Варшаве
Комментарий недоступен