Субъективные 10/10: Баракамон
С этого текста начнется цикл, который я назвал «Субъективные 10/10». Вопрос того, как вообще правильно оценивать аниме (да и на самом деле любого объекта искусства), стоял в сообществе всегда. В моем понимании, практически всегда эта оценка сведется к противостоянию оценки критиков и оценки зрителей, пресыщенная экспертиза против восторженного потребления легко усваиваемого продукта.
К экспертам я себя не отношу, поскольку мне ни знаний, ни насмотренности все-таки не хватит, но и расхождения с общим мнением у меня тоже имеются. Это не означает, что тут будут аниме, которым на МАЛе ставят 5/10, вовсе нет. Это будут, скорее всего, общепризнанно хорошие тайтлы, к тому же еще и влюбившие меня в себя
А сегодня мы начнем с «Баракамона».
Жанры: Повседневность, Комедия, 2014 г.
И встречает нас он нас вопросом в лоб, первой строчкой опеннинга: «Что значит «быть собой»? На этот и другие вопросы мы, дорогие зрители, и наш главный герой, каллиграф Ханда Сейсю, будем пытаться ответить внутри себя за эти двенадцать серий.
А начинаем мы с «падения в овраг». Директор выставки упрекает Ханду в конформизме и «тетрадном» стиле его каллиграфии, на что тот выходит из себя и бьет пожилого человека с тростью по лицу. А ведь посыл слов директора даже для зрителя не выглядит стремлением оскорбить молодого каллиграфа, скорее, подтолкнуть его к изменениям, поиску чего-то нового.
Из-за этого инцидента отец молодого каллиграфа ссылает его на дальний остров Фукуэ, проветрить голову, поскольку он «недостоин быть человеком, не говоря уже о профессии каллиграфа». Там Ханда (и зритель) начнет переосмыслять свою жизнь. В первой серии мы познакомимся с общей атмосферой, царящей на острове, и главным спутником каллиграфа на протяжении всего сериала - Нару, семилетней веселой и беззаботной девочкой.
И это очень насыщенная серия встречает нас обилием простых истин, которые, в общем-то, сразу и говорят тебе - живи проще. Не выдумывай себе, что море не кажется красивым из-за того что на душе тяжело. Море это море. Просто его заволокло тучами, вот и вид не очень. А так морем и надо любоваться, когда на душе тяжело.
Если тебе кажется, что ты огорчил чем-то человека - извинись. Даже если ничего подобного не произошло, легче станет вам обоим. И эту истину Ханда попытается применить практически сразу, но все-таки через посредника, что выглядит для меня реалистично, вряд ли такой упрямец как он смог бы сразу сделать шаг навстречу.
Ну и наконец, банальное - не узнаешь, пока не попробуешь. Легкий путь, выбранный нашим героем в каллиграфии, не дает ему забраться в гору, ведь она покрыта облаками, а риск упасть велик. Но пока не залезем - не узнаем. И рассвет встречает наших героев, забравшихся по веревочной лестнице на волнолом.
Далее я окунулся в воспоминания из девяностых, когда в трудные времена люди тянулись друг к другу, и взаимопомощь была обыденной вещью. Так и все жители деревни после рабочего дня собрались помочь Ханде с переездом.
И заканчивается первая серия потрясающим эндингом, в котором (в контексте аниме) поется о том, как непоседа (на диалекте Гото - «баракамон») Нару становится своеобразной музой для Ханды. Иногда тем, кто ведет тебя, становится человек, доверяющий тебе свою руку и улыбку, помните об этом.
Далее мы немного размышляем о том, что же такое талант. Хироши Кидо, сын старосты деревни, несмотря на все свои старания, учится на тройки и ощущает себя заурядностью. Не самое приятное чувство, хотя его родители относятся к этому легко. И из-за этого он с некоторым предубеждением относится к Ханде, поскольку талант, как кажется Хироши, это когда кто-то делает что-то, не слишком напрягаясь. А в то же время ему, обычному заурядному человеку, требуется приложить кратно больше усилий для достижения того же результата.
А затем Нару показывает ему другую комнату.
После этого Хироши понимает, что усилия, которые он прикладывал, только казались ему титаническими, а на самом деле делает он все наспех. Так он переосмысливает для себя талант.
И тут же поверивший в себя Ханда испытывает свой талант на прочность, отправляя свои новые работы на конкурс. И… проигрывает восемнадцатилетнему новичку, отчего впадает в меланхолию и даже размышляет, не стоит ли бросить все. Но сериал как всегда предлагает отнестись к этому проще.
Но легко сказать да тяжело сделать. И первый шаг дается сэнсею тяжело, ведь сомнения одолевают его. Но Нару и тут своей непосредственностью находит для него стимул, после которого Ханда сразу забывает о сомнениях.
Кроме того, самопознание не останавливается на одном лишь внутреннем мире Ханды. Как деревенские обитатели заботятся о нем, так и он искренне тревожится за них, что тоже нетипичного для старого Ханды.
Правилен ли путь не по проторенной, общепризнанной дорожке, а свой, по тропинке, ведущей через овраг? Ведет ли этот путь к звездам? Сомнения будут преследовать Ханду на протяжении всего сериала, и его конкурент в каллиграфии, Канзаки Коске, старается убедить его вернуться к тому, в чем он был хорош и любим другими. Но Ханда хочет измениться, невзирая на то, что он не знает, правильный ли это путь.
В то же время сам Коске является отражением Ханды, который старательно придерживался основ, которые заложил в нем отец. А Коске подражает в свою очередь Ханде. Что характерно, со слов его друга и арт-директора, Кавафудзи, отец Ханды утверждает, что роль молодых - выйти на новый уровень, не опасаясь неудачи.
А вот новый уровень рыбалки от Нару. Хоть хисан-иво и сорвалась, но на обычный крючок она и не клевала.
Эта история сопровождается веселой и очень доброй комедией, состоящей из детских шалостей Нару и ее сверстников, страданий фудзёси Тамы, подтруниваний над мелкотней Мивы. И конечно же «нет ничего приятнее, чем смотреть на позор красавца» Ханды, то совершающего глупые импульсивные поступки, то говорящего фразами чунибьё-восьмиклассника, то просто пытающегося не показать себя глупым и от этого еще больше садясь в лужу. Кроме того, если вам захочется еще больше комедии, то есть приквел «Ханда-кун», но там другое настроение, ближе к обычной школьной комедии.
«Плоть! Кровь! Внутренности! Уничтожение праведников! Злой главный герой!»: слова этой начинающей мангаки ничего из прошлого сезона вам не напоминают?
Моя любовь к «Баракамону» в первую очередь построена на том, как мне легко соотнести себя с главным героем. Его поступок отвратителен, безусловно, он сам не имеет никаких оправданий внутри себя по этому поводу. Однако… себялюбивый я так же вначале с негодованием отрицает любую критику того, что я делал, искренне вкладывая душу (или убеждая себя в этом). Ханда - добрый человек, но с неразвитыми социальными навыками, вспыльчивый, раздражительный, склонный совершать глупости в стрессовых ситуациях. И он не изменит это в себе за 12 серий, да и на выставке не победит. Но молодой каллиграф открывает для себя новые жизненные ценности и строит свою «Каменную стену» из друзей.
Чего я желаю и всем вам. Посмотрите «Баракамон», от всей души рекомендую.