То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

На свете есть 3 вещи за которыми можно наблюдать вечно: как горит огонь, как течёт вода и как Никита поёт дифирамбы одной из своих любимых игр. Лонгрид про Prey. Почему бы и нет?

Есть видеоигры, которые иногда хочется взять и перепройти. К их числу относится и Prey, тем более, что недавний Weird West обострил, так сказать, аппетит.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

На всякий случай, если вы вдруг не в курсе. Prey — игра 2017 года, разработанная студией Arkane Austin с Рафаэлем Колантонио во главе. Иммерсив-сим от первого лица, повествующий о событиях альтернативного будущего, в котором Кеннеди не был убит, в котором СССР не развалился и в котором человечество обнаружило, что оно не одно во вселенной. Была найдена странная форма жизни, которую назвали Тифонами, такие бесформенные чёрные кляксы.

Коммуникации добиться от Тифонов не удалось, но зато, в ходе экспериментов на космической станции Талос-1, корпорацией Транстар были изобретены нейромоды. Устройства, которые вживляются пациенту в мозг и позволяющие моментально овладеть любым навыком, в том числе и паранормально-инопланетным— телекинезом, пирокинезом, мимикрией под любой предмет, и прочая, прочая.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

Играем мы за младшего брата директора Транстар Моргана Ю (или за Морган Ю, пол можно выбрать, влияет это примерно ни на что, кроме отождествления себя с). На нём ставятся эксперименты по внедрению нейромодов в голову, и его жизнь похожа на временную петлю. Каждый день он просыпается у себя дома, будильник сообщает, что "сегодня 15 марта 2035 года", брат звонит и говорит, прилетай скорее на работу (на частном вертолёте, красиво жить не запретишь), где Моргана гоняют по различным тестам, выясняя пределы возможностей нейромодов. После чего молодому человеку стирают память и перезапускают день.

Но однажды рутина нарушается, на глазах Моргана гибнет учёный и новое утро "15 марта 2035 года" отличается от сотен предыдущих. До боли знакомый голос по рации представляется Январём, убеждает, что это всё не сон и предлагает бежать, так как Морган в опасности. Мы, значит, берём гаечный ключ, херачим по стеклу балкона, за котором залитый солнцем мегаполис... А вместо мегаполиса за стеклом тесные помещения Талоса-1, Тифоны на свободе и постепенно заполняют станцию, большая часть сотрудников мертвы и нужно что-то решать.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

Почему я столько трачу на описание завязки, которую вы и так знаете, скорее всего? Да потому что так я это всё люблю, просто пиздец. Фантастический триллер, действие которого разворачивается на огромной космической станции с уродами-чужими. Да эту игру делали специально для меня, я ради неё перешёл на новое поколение консолей в своё время.

Самая соль в том, что этот фантастический триллер каждый раз генерирует разные кинематографичные сцены. Не с такой свободой, как в условном Left4Dead, конечно. Всё-таки Prey — игра с сюжетом, с цельной историей, с, простите, идеей. Но в рамках этой истории и этой идеи позволяет игроку намного больше, чем принято в видеоиграх.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

Самый грубый пример, излюбленный вопрос всех игрожуров — можно ли убить всех в деревне? Ответ: да, можно, вообще всех нпс, включая сюжетных (за это есть ачивка даже), включая брата главного героя и игра не сломается. Другое дело, что нельзя в самом начале пойти и убить всех, какие-то персонажи прячутся вплоть до последнего акта. Да и в принципе в самом начале не получится облазить всю станцию, первую треть игры тебя мягко ведут по Талосу-1, ты открываешь новые и новые сегменты станции, набираешь сайд-квесты и т.д. Чем ближе к финалу, тем свободнее становится структура игры, при этом нарастают объёмы пиздеца на станции.

Нельзя сказать, что первая половина игры скучная, но она более исследовательская. Вторая же половина превращается в какой-то нескончаемый эндшпиль любого фантастического боевика, который вы можете вспомнить. Где-то пожар, где-то нет кислорода, нет гравитации, любой кофейник может оказаться замаскированным тифоном, то бежишь, то крадёшься, то отстреливаешься, импровизируешь на ходу.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

А самое интересное, что в игре, в которой есть куча способностей (те самые нейромоды), от бытовых типа хакерства и стелса до инопланетных типа телекинеза и мимикрии под кружечку, есть возможность от всего этого отказаться.

Именно таким образом я и перепрошёл Prey на прошлых выходных, за два плотных вечера. И что самое крутое, игра не сколько становится сложнее или чаще заставляет тебя загружаться, она в большей степени заставляет тебя играть в себя по-другому.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

Там, где раньше ты взламывал дверь или кружечкой вкатывался через окошко (дешёвые абилки, можно было очень быстро их получить), теперь есть возможность сконструировать арбалет, стреляющий мягкими снарядами, и выстрелить в кнопку через окно. Там где раньше была возможность выбежать в центр комнаты, и принять бой, теперь ты находишь кучу разных способов пробраться мимо этой комнаты. Иногда находишь такие места, куда в жизни бы не полез играя с нейромодами.

И при этом нельзя сказать, что ты многое упускаешь, играя в таком режиме. Казалось бы, меньше сообщений на компьютерах прочитаешь, меньше дверей и сейфов откроешь. А с другой стороны, вот тебе нужно восстановить подачу кислорода в отсеке. Для этого нужно починить специальную деталь и вставить её в паз, и деталь эта лежит сломанная на полу. Но ты не можешь её починить, нет у тебя навыка, ты решил не вкускать в себя инопланетяную заразу (или просто побоялся укола В ГЛАЗ). Поэтому тебе придётся куда-то пойти, найти чертёж, найти рабочий тридэ-принтер, распечатать там её, добыв нужное количество ресурсов. Целое отдельное приключение, в котором можно десять раз вляпаться в неприятности, получить травму (нововведение добавление в игру с выходом аддона Mooncrash), найти комнату, где никогда не был, получить там припасов и кусочек лора, и прочая, прочая, прочая.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

А ещё можно вообще это всё пропустить, никуда не ходить, ничего не искать, пробежать наскоком, написать на сайте "супер-геймер-зоун-дотан точка ру", что дескать "топорный шутер" и поставить 7.5. Можно и так. Prey, как и многие игры в этом жанре, ждёт от игрока любопытства, интереса, энтузиазма, желания разобраться, без этого она не работает.

Но уж получив от игрока инвестиции, воздаёт она сторицей. И я не знаю другую игру, в которой был бы настолько выгодный курс обмена. Даже сейчас, спустя пять чёртовых лет (ещё не исполнилось, пятого мая будет пять лет, ну простите, не дотерпел).

P.S. Если захотите сейчас приобщиться, и у вас консоль Xbox X/S, то вам повезло. Помимо того, что игра есть в геймпассе, она поддерживает технологию автоматического увеличения кадров в секунду, что вкупе с ускоренными загрузками совершенно преступным образом улучшает игровой опыт по сравнению с тем, что было в 2017.

То ли жертва, то ли молитва: к юбилею великой игры

Послушать наш подкаст:

Телеграм Никиты, где ещё больше лонгридов: https://t.me/lampfuck

2929
14 комментариев

Prey — игра 2017 годаА вот мой prey был в 2006. И меня до сих пор корёжит от того, что беседка отдала название. Ведь можно же было придумать своё.
Но это всё же никак не мешает ей быть отличной игрой.

6

Кстати, в прошлом году переигрывал в старенький прей и визуально она хорошо сохранилась, но ближе к серединке что-то наскучила неимоверно =(

Хотя тогда, 15 лет назад я от неё просто тащился

шикарная проклятая игра

Это что-то типа "Космическая братва" только от мира игр)

Классный арт

5

Я дважды перепроходил на максимальной сложности и без нейромодов. Если честно - как забуду о происходящем, то хочу пройти ещё раз. Уникальный опыт.

Уникальный ещё тем, что отказом от нейромодов ты действительно не отсекаешь наполнение игры, просто начинаешь смотреть на мир совершенно по-другому. И при этом бОльшая часть всего остаётся доступным - по ощущениям, таким образом попасть можно за 95% закрытых дверей, лишь считанные единицы останутся гарантированно недоступными. Невероятная степень свободы. Схожее ощущал в Dishonored 2, когда проходил без метки, но тут всё же абсолютно честный открытый мир, а не закрытые уровни.

Жаль только, что в последние пару часов геймдизайн немного разваливается. Но за вычетом этого, Прей почти идеальная игра.

4

А это разве лонгрид?) Или он такой на фоне щитпостинга?) С какого количества символов он таковым считается? Тут наверное уместнее назваться мид или даже шортридом.

1