Изучаем матчасть: зачем нужны дизайнеры, когда есть нейросети

Привет! Меня зовут Федя Ноздрин, я креативный директор в AGIMA. В этой статье расскажу, что такое генеративный дизайн и зачем он нужен. Пишу я ее не для профи — они и так всё знают. Я пишу ее для тех, кто задается вопросом: зачем учиться дизайну, когда всё то же самое уже умеют нейросети? На самом деле умеют они не всё и без дизайнера в целом почти бесполезны. Объясняю!

Что такое генеративный дизайн

Генеративный дизайн — это подход к проектированию, который предполагает использование компьютерных алгоритмов и искусственного интеллекта. С его помощью создают художественные, дизайнерские и промышленные элементы. А основан такой дизайн на заданных правилах и параметрах.

Алгоритмы генерируют уникальные результаты, которые применяют в архитектуре, моде, графическом дизайне и даже искусстве.

По сути, генеративный дизайн — это смесь математики и технологий. Математика — это про алгоритмы и визуальные уравнения. А технологии — про софт. Его мы либо создаем сами, либо пользуемся готовым. В итоге получаем удобный инструмент, который помогает дизайнерам выходить за привычные рамки.

Сначала немного об истории, потом — об инструментах.

Таро и советское искусство

Одно из самых простых генеративных (они же порождающие) устройств — калейдоскоп. В нем мелкие цветные детали складывают в уникальный узор при каждом повороте. Пример из совсем уж докомпьютерного прошлого — карты Таро. Суть расклада заключается в том, чтобы найти «решение» какой-то проблемы через случайную комбинацию картинок.

Использование генеративных устройств изначально вообще не было связано с какой-либо технологией. Порождающие устройства встречались даже в древних культурах. Например, в Древней Индии существовала игра в кости, с помощью которой предсказывали будущее. Принцип был тот же: случайная комбинация знаков давала уникальную комбинацию, которую можно было как-то трактовать.

У нас в стране генеративный дизайн начали развивать еще в 20 веке. Называлось оно кибернетическим искусством. Один из интересных примеров визуального искусства — ASCII-арт. Это изображения, созданные с использованием символов, цифр, букв или знаков. Мы и сейчас применяем что-то наподобие в переписках — ¯\_(ツ)_/¯. Но в советские годы изображения были, конечно, сложнее.

Портрет Ленина на обложке журнала «Кибернетика», выполненный ЭВМ, 1970 год. Этот пример иллюстрирует взаимосвязь между искусством, технологией и инновациями того времени. Картинка отсюда
Портрет Ленина на обложке журнала «Кибернетика», выполненный ЭВМ, 1970 год. Этот пример иллюстрирует взаимосвязь между искусством, технологией и инновациями того времени. Картинка отсюда

Генеративное искусство развивалось в визуальной сфере, музыке и поэзии. С помощью ЭВМ в специализированных институтах могли создавать мелодии или разрабатывать аккомпанементы, писать стихи и создавать скульптуры. Правда, занимались им в основном отдельные энтузиасты. Поэтому к моменту распада СССР отечественное кибернетическое искусство начало забываться.

Архитектура и генеративный дизайн

Благодаря генеративному дизайну можно быстро создавать бесконечное количество вариантов. Это стали использовать, например, архитекторы. С помощью нейросетей они исследуют различные концепции и выбирают лучшие. Алгоритмы способны создавать нестандартные, органические или сложные формы, которые невозможно создать традиционными методами. Поэтому генеративный подход постепенно набирает популярность.

Генеративный дизайн оптимизирует проектирование и производство. С его помощью можно разрабатывать прочные материалы и не тратить на этом большие деньги. При этом алгоритм учтет факторы окружающей среды. Поэтому архитектурное решение будет еще и более экологичным и устойчивым.

Например, к помощи генеративного дизайна прибегают ребята из архитектурного бюро MAD Architects. Ниже несколько их работ.

Музей искусства и истории города Ордоса, разработанный MAD Architects
Музей искусства и истории города Ордоса, разработанный MAD Architects
Оперный театр в Харбине, разработанный опять же MAD Architects
Оперный театр в Харбине, разработанный опять же MAD Architects

Генеративный подход используют и в промышленном дизайне. Это помогает сокращать использование синтетических материалов, снижает негативное воздействие на экологию. А еще нейросети синтезируют необычные формы — например, аэродинамичные автомобили. Они выглядят футуристично и развивают высокую скорость.

В медицине генеративный дизайн позволяет создавать индивидуальные медицинские элементы под особенности скелета. В графике его вообще используют уже повсеместно. Многие инструменты на слуху — нейросети Midjourney, DALL-E, Stable Diffusion. С помощью генеративного дизайна визуализируют данные. И вообще он стал уже почти неотъемлемой частью нашей жизни.

Три классных кейса

Покажу несколько примеров, которые, на мой взгляд, показывают, что генеративный дизайн может стать инструментов для создания свежих и ярких идей.

1. Упаковка вина Brute, которая отражает его особенности

Изучаем матчасть: зачем нужны дизайнеры, когда есть нейросети

Команда вина Brute не так давно показала, как можно с помощью генеративного дизайна создавать упаковочные коробки. Причем они будут не просто красивые, но и функциональные. Чтобы разработать их, они сконцентрировались на качестве винограда, из которого делают вино.

Лоза растет в определенных условиях. Условия могут отличаться из года в год. Ветер, дожди, количество солнца и среднесуточная температура — всё влияет на вкус ягод и, следовательно, вина. Команда Brute решила обыграть это и каждый год делать новую упаковку. В дизайне используют параметры, при которых поспел виноград.

В итоге по упаковке каждой новой партии можно предположить, в каких условиях зрел урожай и как это могло сказаться на вкусе и аромате. Удобно, красиво и привлекает внимание к бренду.

2. Lexus + киберспортивной командой 100 Thieves

Изучаем матчасть: зачем нужны дизайнеры, когда есть нейросети

Следующий кейс разработали дизайнеры автомобильной марки Lexus. Они решили сделать коллаборацию с киберспортивной командой 100 Thieves. Ребята проанализировали стратегию и историю 100 Thieves, обратили внимание, как те передвигались по турнирным таблицам на чемпионатах. И в итоге отразили это в дизайне новой модели.

По сути, дизайн этого автомобиля показывает путь игроков к победе. Во-первых, выглядит эффектно, а во-вторых, опять-таки привлекает внимание. И к бренду Lexus, и к самой команде.

3. Айдентика Люксембургской филармонии

Изучаем матчасть: зачем нужны дизайнеры, когда есть нейросети

Генеративный подход используют в том числе для создания айдентики. Классный пример — Люксембургская филармония. Ее логотип меняется в зависимости от того, какую композицию в данный момент играют на ее сцене. Новый логотип — новое восприятие.

В этом случае мы больше узнаем и про репертуар филармонии, и про само учреждение. И даже про музыку.

Как генеративный дизайн влияет на искусство

Пример советского кибернетического искусства показывает, что между творчеством и генеративным подходом давние отношения. Так что в современной арт-индустрии много художников, которые активно им пользуются.

Например, дизайнер Нери Оксман, изобрела свое направление — био-дизайн, основанный на материальной экологии. Она создает большинства своих работ используя естественные процессы, которые не наносят вреда окружающей среде. Например, инсталляция «Шелковый павильон», которую буквально соткали сотни шелкопрядов. Подробнее о ее работах можно узнать из сериала Абстракция: Искусство дизайна.

Проект, разработанный Нери Оксман
Проект, разработанный Нери Оксман

Генеративный дизайн используют и модельеры. Представьте себе одежду, созданную специально под ваши характеристики: учитывающую форму вашего тела или реагирующую на тепло. Это вполне реализуемо и, скорее всего, ждет нас в будущем.

Пример костюмов, разработанных с помощью ИИ
Пример костюмов, разработанных с помощью ИИ

Методология создания такой графики

Генеративный дизайн дает уникальные возможности для творчества и инноваций. Он открывает двери для поиска неожиданных решений и позволяет создавать дизайн, который невозможно было бы создать с использованием традиционных методов. Тут речь не только о цветах и формах, но и о внешних условиях, вычислениях, неожиданных комбинациях.

Другими словами, при генеративном подходе компьютер становится нашим партнером. Этот партнер никогда не заменит человека, поскольку именно человек задает ему параметры и правила. Без структурных ограничений вроде цветовой схемы генеративный дизайн был бы невозможен. Человек в этом случае — креативный руководитель. Он определяет направление для графики.

Затем он либо сам разрабатывает инструменты для генерации, либо обращается к программному обеспечению. Генеративный подход предполагает бесконечное множество вариантов. Важно, чтобы человек после этого отобрал те изображения из этого множества, которые ему больше нравятся.

Поэтому заменить дизайнера нейросетью невозможно.

Инструменты генеративного дизайна

  • В первую очередь, это, конечно же, нейросети, с которыми мы можем взаимодействовать через текстовые запросы или промпты. Я не буду подробно останавливаться на этом, поскольку это уже широко известная и популярная тема. Их великое множество.
  • Нодовое программирование. В нем используются узлы или ноды, каждый из которых представляет определенную функцию. Человек, создающий работу, расставляет ноды в нужном порядке. В результате это дает параметрический вывод. Для знакомства с нодовым программированием отлично подходят такие программы, как Blender или TouchDesigner. Обе бесплатные.
Изучаем матчасть: зачем нужны дизайнеры, когда есть нейросети
  • Еще один вариант — полноценное программирование. Для этого на помощь приходят две библиотеки: Processing или P5.js. Эти инструменты отлично подойдут для дизайнеров, которые хотят изучить визуальное программирование. Processing — это язык программирования, основанный на Java. С его помощью создают различные аудио- и видеоинсталляции, которые мы видим в музеях по всему миру. P5.js — это тот же Processing, но переведенный на классический JavaScript. С его помощью мы можем создавать наши шедевры прямо в окне браузера и использовать в вебе.
Картинка<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fskyl.fr%2Fplay%2F&postId=2472462" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> отсюда</a>
Картинка отсюда

Краткая выжимка статьи

  • Генеративный дизайн — это не только метод. Это новая парадигма в создании искусства и дизайна, но у этой парадигмы крепкие корни в истории человечества.
  • Генеративный дизайн основан на вычислительных алгоритмах и искусственном интеллекте. Он помогает синтезировать художественные и промышленные элементы.
  • Генеративный дизайн открывает новые горизонты для творчества, позволяет думать и действовать по-новому. В этом его сила.
  • Компьютеры при генеративном подходе — это партнеры человека, Именно человек создает для них ограничения. Так что без человека ничего у машины не получится.

Если вам интересно узнать подробнее о каких-то аспектах или есть свой опыт в генеративном дизайне — пишите, обязательно обсудим в комментариях. А заодно подпишитесь на наш телеграм-канал — там мы рассказываем про тренды в дизайне.

Что еще почитать

33
2 комментария

Я так и не понял из поста, где здесь нормальные примеры работ с нейросетями. Как параметры, при которых созревал виноград связаны с нейросетями? Что именно в дизайне Lexus сделано с помощью нейросети? Что сделала нейросеть в дизайне модных курток? Сам концепт? Так это самое лёгкое, любой нормальный дизайнер за 5 минут вручную набросает такой концепт, и при этом сделает это так, что такую куртку реально будет сшить. По факту нейросети сейчас годятся только чтобы генерировать банальные концепты и разве что могут этим сэкономить совсем немного времени. И иногда пригождаются в создании концепт артов и визуализаций. Они до сих пор не могут создать реальный функциональный концепт, который можно было бы воплотить в жизнь без его полной разработки с нуля человеком. Грубо говоря, сейчас нейросети - это скорее продвинутая система референсов для художников, дизайнеров и прочих творческих личностей. То есть максимум что можно сделать - глянуть, что там напридумывала нейросеть, а потом все равно с нуля самому разрабатывать этот концепт уже практически.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить