Путь героя в играх. Статья вторая. Отказ от зова
Дисклеймер. Сегодня будут сюжетные спойлеры к этим играм:
- Control;
- The Last of Us;
- Mafia: The City of Lost Heaven;
- Far Cry 4
Начнём.
Отказ от зова
Мы уже разобрались с тем, как устроен “зов странствий”. В жизни героя случается событие, нарушающее привычный порядок вещей, и герой откликается на зов странствий. Но в этой начальной точке путешествия у героя есть и ещё один вариант - отказаться от путешествия.
Главный герой, как правило, продуманный персонаж, самостоятельный, со своим характером и своими интересами в этом мире. А вдруг ему не нужно это путешествие? Вдруг он не хочет в него втягиваться? Чтобы разобраться, почему герой может отказаться от путешествия, нам нужно разобрать один, но очень важный пункт:
- Личные интересы героя.
Конфликт интересов
Каждый герой отправляется в своё приключение по разным причинам. Это могут быть и утраченные воспоминания:
И желаемый объект. Как предмет:
Так и человек:
И многое другое...
Как правило, цель путешествия и цель героя совпадают. Например в Control цель Джесси найти своего брата. Цель путешествия исходит из цели самой Джесси и не противоречит ей. Джесси отправляется в Старейший Дом, встречает друзей, врагов и так далее до нахождения брата.
В серии Uncharted цель Натана Дрейка - получить как можно больше впечатлений, адреналина от поиска сокровищ и древних загадок. И Натан отправляется в очередное приключение.
В Shadow of Mordor цель Талиона - отомстить Чёрной Руке за убийство семьи и за проклятие. И Талион отправляется мстить, начиная своё путешествие.
Как видите, цель героя органично продолжается в его путешествии.
Отказ от зова случается тогда, когда цель героя противоречит или не совпадает цели путешествия.
Вспомним The Last of Us. Джоэл отказывается сопровождать Элли в Вашингтон, поскольку его основная цель - вернуть оружие по сделке и жить дальше. Чувствуете отличие от предыдущих трёх примеров?
Перед Джоэлом зов странствий: из-за неудачной сделки по оружию, Джоэлу необходимо доставить Элли в Вашингтон и вернуться, чтобы в награду получить оружие, ещё и в два раза больше, чем они с Тесс планировали. Джоэл не верит ни в светлое будущее, ни в вакцину. Он - отчаявшийся человек, принявший новые обстоятельства жизни и адаптировавшийся к ним.
Тесс же наоборот, до самой своей смерти, затягивает Джоэла в путешествие и навязывает ему эту “великую цель”. Джоэл не хочет вырываться из привычных обстоятельств - мир снаружи смертельно опасен и не сулит ничего хорошего.
В этом моменте цель героя (вернуться в обыденный мир) не совпадает с целью путешествия (доставить Элли в Вашингтон), и мы видим, как Джоэл сопротивляется путешествию. В этом заключается суть отказа от зова.
Мы не видим слов отказа Джоэла, он не говорит прямо, что не пойдёт, но мы видим явный антагонизм Джоэл и Тесс: он недоволен затеей, Тесс - наоборот склонна к приключению. Джоэл раздражён и пассивен - ему приходится подчиняться условиям, чтобы хоть как-то закончить сделку.
Личный интерес Джоэла - вернуться в обыденный мир, не сопровождать Элли. Джоэлу попросту всё равно, он не верит, что в их новой постапокалиптической реальности может что-то измениться.
Но всё же втягивается в путешествие и соглашается на него. Элли для Джоэла - образ дочери. Воспоминания, помощь девочке, напоминающей его дочь - вот главный мотив Джоэла, появляющийся уже через некоторое время.
Посмотрим на Mafia: The City of Lost Heaven.
Томас Анджело обычный таксист без перспектив. Однажды к нему в машину запрыгивают члены банды Сальери: Поли и Сэм, и просят гнать в бар Сальери. Томас выручает их, получает вознаграждение и предложение работать на мафию.
Но Томас не принимает предложение. Его цель - получить деньги и забыть об этом происшествии.
Сейчас Томасу нет никакой необходимости связываться с мафией. Его цель противоположна цели путешествия, то есть вступления в банду Сальери, и выражается одной мыслью самого Томаса:
Но на Томаса нападают члены банды Морелло, и Томас прячется в баре Сальери. Томасу дают второй шанс - прими предложение и измени свою жизнь.
И только во второй раз, уже после нападения, Томас откликается на зов, поскольку его мнение о прежней жизни изменилось. Его босс в такси не хочет работать с теми, у кого неприятности, а за самим Томасом охотится банда Морелло.
Посмотрим на другой пример - “Prince of Persia (2008)”
Принц бредёт по пескам в поисках своего осла Фары. Ему встречается Элика, убегающая от преследования. И вот Принц неожиданно для себя оказывается втянут в спасение мира. Хочет ли он на самом деле спасать мир?
Конечно, нет. Он говорит об этом прямо:
Здесь мы наглядно видим, что личные интересы героя: ковры, деньги и девушки, гораздо важнее спасения мира от Ахримана. Цель героя вновь выше цели путешествия.
Но так или иначе Принц втягивается в приключение.
В играх редко встречается отказ от зова, после которого герой не втягивается в путешествие и игра заканчивается. Посмотрим на “Pathologic 2: DLC Marble Nest”.
В самом начале мы можем отказаться от путешествия и выбрать смерть:
Или, например, Far Cry 4:
Игрок может не принимать никаких действий и дождаться Пейгана Мина. Аджай, главный герой, не хочет быть втянутым в путешествие, он прибыл в страну только с целью развеять прах матери.
Здесь мы видим, как личные интересы героя настолько сильны, что могут перечеркнуть путешествие.
Ещё один наглядный пример “The Stanley Parable”
В комментариях предлагайте свои варианты. А пока подробнее разберём для чего нужен отказ от зова.
Герой отказывается, но приключение продолжается
Как мы видим из некоторых примеров, несмотря на то, что герой пассивно отказывается от зова, его всё равно втягивают в путешествие.
Цель такого приёма - показать истинную мотивацию героя, его скрытые желания.
- В The Last of Us Джоэлу одиноко, он мучается ночными кошмарами. Элли для него - способ залечить внутреннюю рану от утраты дочери.
- В Prince of Persia(2008) принцу нужна его внутренняя свобода, возможность жить как хочешь и в своё удовольствие.
- В Mafia: The City of Lost Heaven Томас хочет жить ни в чём себе не отказывая, пускай эта богатая жизнь и будет доступна нелегальными способами.
- И так далее…
В этом моменте случается так называемая борьба мотивов. Когда один мотив (доставить Элли в Вашингтон) сталкивается с противоположным (жить свою обыденную жизнь).
Борьба мотивов - один из лучших способов раскрыть характер персонажа и показать его глубину. Я, как игрок, понимаю Томаса Анджело, ведь он не хочет стать боссом семьи Сальери или присоединиться к беспределу, он просто хочет для себя лучшей жизни.
Я, как игрок, понимаю, почему Джоэл хочет помочь Элли, мне не нужны тирады о спасении мира. Я проникаюсь характером Джоэла и его прошлым, мне хочется помочь ему.
Для того, чтобы человек за клавиатурой или геймпадом больше проникся персонажем, нужно показать этого персонажа с самой понятной и легкодоступной стороны. Наделить его такой мотивацией, которая будет понятна практически каждому игроку в мире. Функция отказа от зова, если такой этап есть, как раз и заключается в том, чтобы показать эту мотивацию.
Мы рассмотрели уже два этапа пути героя. Так или иначе после них начинается само путешествие. Первое, что нас в нём ждёт - сверхъестественное покровительство.
О том, каким оно бывает и что из себя представляет, поговорим в следующей статье.
В Far Cry 5 можно закончил игру сразу, если не надеть наручники на Сида
Комментарий недоступен