Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix
Авторитаризм, расстрелы, любовь и народная религия
Четыре года назад молодая студия Red Candle Games выпустила инди-хоррор Detention, который предложил игрокам не просто байку про школу и призраков, а полноценную историческую трагедию. За игрой последовала экранизация, сериал от Netflix и мировая популярность. Рассказываем, почему на эту серию стоит обратить внимание и вам.
Кто бы мог подумать, что дебютный инди-хоррор про трагедию одной гордой, но маленькой страны через несколько лет после релиза станет франшизой со своей экранизацией и сериалом? Хотя предпосылки были: после релиза игра моментально забралась на первое место по продажам в тайваньском Steam и на третье — в мировом.
Шесть разработчиков из студии Red Candle Games, которые вместе писали сценарий, сделали невероятную смесь. Тут и личная трагедия, и семейная драма, и религиозные мотивы, и чудовищный период в истории целой страны. В общем, сюжет Detention — её главная изюминка, поэтому сразу предупреждаем:
В этом материале есть спойлеры, которые мы убрали под соответствующую кнопку. Если вы ещё не играли или не смотрели Detention — постарайтесь её не нажимать: рискуете загубить себе половину удовольствия от потрясающего произведения.
Итак. Чтобы понять всю красоту и ужас Detention, нужно сперва погрузиться в историю Тайваня, а именно в период Белого Террора, который продолжался 40 лет, с 1947 по 1987 год. Тайванем тогда безраздельно правил Гоминьдан (или КНП — Китайская национальная партия), который боролся с влиянием коммунизма, настойчиво пробирающегося из материкового Китая.
Эта борьба характеризовалась народными восстаниями, их жёстким подавлением, военным положением, доносами, казнями. Из-за чтения запрещённых книг пропадали целые семьи, за высказывания против режима можно было загреметь на «Зелёный остров» Люйдао (эдакий местный Алькатрас) откуда потом редко кто-то возвращался. Кё Юаньфэн, шеф гоминьданской полиции, описывал подход режима так:
Мы лучше по ошибке расстреляем 99 ни в чём не повинных граждан, чем упустим одного виновного.
Эти времена застали бабушки и дедушки разработчиков из небольшой студии Red Candle Games, и их рассказы послужили вдохновением для дебютной игры команды — Detention, которая вышла в 2017 году.
Игра рассказывала историю Вэй Чунтина и Фан Рэйсинь — учеников вымышленной средней школы Гринвуд, в которой в 1962 году, в самый разгар Белого Террора, произошли странные события. Началась страшная гроза, дороги смыло кровавой рекой, из школы пропали все учителя и ученики (кроме главных героев), а вместо них появились жуткие призраки.
Зачин банальный, да и геймплей поначалу не кажется особенным: прятки с монстрами, головоломки, поиск предметов на локациях — всё это игроки уже видели, например, в Silent Hill и Lone Survivor, которыми вдохновлялись разработчики. Но на середине прохождения игра меняется: почти пропадают монстры в привычном понимании, загадок становится меньше, скримеры пугают реже.
Зато ярче становится повествование, вдохновлённое инцидентом 1947 года, который произошёл в средней школе Цзилуна — портового города на северо-востоке Тайваня. Тогда десятки учеников попались на создании подпольного кружка, распространявшего коммунистическую литературу. Многие из них надолго оказались в тюрьме, а их учителя казнили.
Вторая половины игры раскрывает истинную историю, которая произошла в школе. Гринвуд не заброшен — да и вообще это не реальный мир, а персональный ад Фан Рэйсинь, в который девушка загремела по двум причинам: за то, что сдала с потрохами местный подпольный книжный клуб, в котором ученики и пара преподавателей изучали запрещённые произведения, и за прыжок с крыши — Рэйсинь не смогла принять последствия своего поступка.
Слоняющиеся по школе призраки — воспоминания об учениках, состоявших в книжном клубе, — во второй половине игры сменяются на одно вполне конкретное чудовище: образ инспектора Бая, который следил за соблюдением гоминьданских порядков в школе. А вся история оказывается интерпретацией реальных, страшных событий.
Благодаря Detention студия оказалась на слуху — про неё говорили все тайваньские медиа, а профессоры истории в местных университетах приводили игру в пример на своих лекциях. Разработчики тут же взялись за следующий проект — Devotion, ещё один хоррор про историю и социальные проблемы Тайваня, — а параллельно с этим продали права на полнометражную экранизацию первой игры.
К выходу фильма слава об оригинальной игре разлетелась настолько, что «Снова в школу» (так игра и экранизация называются в оригинале) моментально стал в Тайване одной из самых кассовых картин, что когда-либо снимались в стране. За пределы азиатского проката фильм так и не добрался, но попал на несколько кинофестивалей, на которых собрал 13 наград. Больше всего критики хвалили адаптированный сценарий, актёрскую игру и режиссуру Джона Сюя, для которого Detention стал дебютным полнометражным фильмом.
Сюжет экранизации почти полностью повторяет игру, разве что в фильме два главных героя почти всё время ходят в месте, тогда как в игре разделяются ещё во вступлении. Такое изменение оправданно — история в Detention довольно неспешная, и если в оригинале игрок развлекался прятками и чтением записок, то в фильме ритм спасают диалоги между персонажами. А сюжетным темам находка не повредила: в центре повествования всё те же Белый Террор и доносы, вина и искупление.
После выхода фильма Red Candle Games вместе с PTS (Общественным телевидением Тайваня) начала разработку сериала, а вскоре проектом заинтересовался и Netflix, выкупивший права на международный релиз.
Сериал Detention — это сиквел и игры, и фильма. Сюжет, который помогали прорабатывать разработчики оригинала, прокручивает историю на 30 лет вперёд. Тайвань к этому моменту уже избавился от бесчинства Китайской национальной партии и уверенно шёл по пути процветающей демократии, так что тема Белого Террора стала менее актуальной. Поэтому авторы сериала рассказали другую историю про других героев (хотя без участия Чунтина с Рэйсинь тоже не обошлось), и акцентировали другую важную тему Detention — чувство вины.
Чувство вины довело Фан Рэйсинь до попытки свести счёты с жизнью, но отрицание ответственности не позволило ей спокойно покинуть этот мир. Ведь из-за неё, из-за ревнивой девочки, которая просто пыталась добиться увольнения ненавистной учительницы, десятки учеников были казнены, как и учитель Чэнь Миньхуэй, в которого Рэйсинь по неосторожности влюбилась.
Так мало того: девушку, согласно законам того времени, объявляют героем школы, чествуют как истинную патриотку, которая спасла других учеников от тлетворного влияния. Прыжок с крыши в этой ситуации становится способом сбежать не только от своего поступка, но и от конфликта личных переживаний и общественного восхваления. Сбежать не получается — пока Рэйсинь не смирится со своим прошлым, она обречена скитаться по своему чистилищу, и раз за разом в вечных муках проходить один и тот же путь, который всегда заканчивается на крыше школы.
В фильме переживания Рэйсинь показаны примерно так же, как в игре, а вот сериал обыгрывает их иначе, причём отталкивается от плохой концовки — той, в которой девушка застряла в цикле чистилища. За 30 лет душа Рэйсинь вспомнила события 1962 года, но так и не смирилась со своей виной, потому ожесточилась.
Теперь она винит в своём поступке других людей — инспектора Бая, которому девушка когда-то донесла на книжный клуб, и Шэнь Цзина — директора школы, пообещавшего, что в результате расследования никого не казнят. Бесконечные смерти в чистилище привили Рэйсинь мрачную привычку — доводить до такого же прыжка с крыши других учениц, в которых призрак пытался вселиться, но по разным причинам не мог.
В обоих временных промежутках дух Рэйсинь постоянно истязает себя — проходит через знакомые события, места, воспоминания, эмоции. Эти же эмоции переживает и игрок, ну или зритель: история устраивает эмоциональные качели для психики аудитории, особенно когда та приходит к озарению — одновременно с героиней. Конечно, вы не начинаете чувствовать себя виноватым в смерти учеников, но все страдания Рэйсинь понимаете сполна.
Даже если бы Detention обсуждала только чувство вины и период Белого Террора, игра всё равно осталась мощным произведением. Но авторы пошли дальше и расширили историю с помощью других тем.
Например, тут есть проблемы в семье — родители Рэйсинь постоянно ссорятся, отец изменяет матери и по любому поводу бьёт её. Из-за этого родительской любви девушка не чувствует, дом становится для неё агрессивной средой, а в школе она находит утешение на уроках Чэня Миньхуэя, в которого в итоге и влюбляется. Но отношения между учителем и ученицей — тоже запретная тема. Рэйсинь не может никому про них рассказать, прячет эмоции и даже невинный поступок со стороны Миньхуэя воспринимает чуть ли не как предложение руки и сердца.
Сериал расширяет эту тему, вводя в сюжет новую главную героиню — Лю Юньсян, которая только-только перевелась из столичной школы в Гринвуд. Да, после ужасного инцидента учебное заведение все ещё работает, правда порядки в нём не сильно изменились.
Персонажи регулярно обсуждают строгие, чуть ли не военные правила, досмотр учеников и рукоприкладство со стороны учителей. Даже инспектор Бай сохранил должность. Вот только старый корпус, где разворачивались события игры и фильма, стоит заброшенный на огороженной территории. Учеников туда не пускают — по слухам, в здании завелись призраки.
Судьба Лю Юньсян во многом повторяет историю Фан Рэйсинь. У девушки тоже проблемы в семье, в её классе тоже появляется добрый, а главное красивый и молодой учитель, молодое сердце тоже не сдерживает чувств… Но дальше всё развивается по-другому.
Проблемы в семье Юньсян, хоть и связаны с изменой отца, но начинаются задолго до рождения героини. Добрый учитель Шен Хуа оказывается таким только на первый взгляд, а на самом деле он — прогнивший и жестокий человек. Если любитель запрещённой литературы Миньхуэй бережно относился к чувствам ученицы и старался не давать ей ложных надежд, Шен Хуа пользуется этой влюблённостью, упивается ею и в итоге пытается изнасиловать девушку, зная, что уйдёт безнаказанным — ведь он сын директора. Наконец, главное различие: в обеих историях переломным моментом становится предательство, но одна героиня предала сама, после чего ожесточилась, а другая, наоборот, стала жертвой предательства, и теперь считает, что из-за неё у всех происходят беды.
Наконец, последняя из важных тем Detention — это фольклор, обычаи и народная религия. Буддийская и даосская философия занимала огромное место в сюжете ещё оригинальной игры, в экранизации ей уделено меньше внимания, а в сериале она снова оказывается в центре истории. Один из режиссёров шоу Йи Лю признавался, что авторы намеренно акцентировали местные традиции — даже те, которые разработчики игры упоминали только вскользь.
Чтобы как следует раскрыть обряды, в сюжет ввели ещё одного персонажа — Ченг Вэньляна: одноклассника Юньсян, эдакого школьного оболтуса, которому поначалу глубоко плевать и на образование, и на религию. Но когда в Гринвуд возвращается паранормальщина, Вэньлян понимает, что все эти даосские сказки — совсем не сказки, и начинает относиться к семейному жреческому ремеслу серьёзнее.
Религиозными мотивами объясняется и то, почему Рэйсинь попала в своё чистилище. Тут мы отходим от даосской традиции и обращаемся к конфуцианству: согласно учению Конфуция, праведный человек должен следовать «вечным Ли» — традициям, среди которых есть и подчинение старшим, руководителям и правителям. Но в этом подчинении должна быть обоюдная справедливость, о которой во времена Белого Террора никто и не вспоминал. Поэтому, хотя формально Рэйсинь и следовала законам Конфуция, когда сдала книжный клуб руководству школы, на самом деле она их нарушила — потому что оказалась слишком слепа и не увидела, насколько эта система несправедлива.
Неудивительно, что серия Detention так популярна в Тайване — людям интересно как рассказывать о своей истории, так и по-новому знакомиться с ней. Но и популярность франшизы за пределами Тайваня тоже можно понять: трагедия конкретной страны, личные переживания героинь, даже школьный сеттинг — всё это делает историю доступнее и понятнее для любого человека, который что-то слышал про авторитаризм, когда-либо влюблялся и ходил в школу.
И тут пора бы обсудить, в каком виде лучше знакомиться с Detention, но… Правильный ответ, как нам кажется, тут один: в полноценном виде, то есть сначала игра, потом фильм, потом сериал. Благо, игра проходится на одном дыхании за два часа, фильм просматривается так же быстро. С сериалом посложнее — шоу довольно долго разгоняется, знакомит зрителя со своим маленьким городком, с его жителями и проблемами. Но через пару серий действие становится настолько стремительным, что оторваться уже не выйдет.
Все три итерации одного произведения вышли отличными, без просадок по качеству. Все три дают разный взгляд на одну историю, дополняют её деталями, задают новые вопросы. Фильм и сериал ещё и радуют актёрской игрой, а серия в целом поражает музыкой — печальными, но прекрасными композициями, в которых акцент сделан на траурном звучании тайваньских похоронных инструментов.
Ещё интересно, как в разных интерпретациях меняются настроение и жанр произведения. Игра — философский постхоррор, фильм склоняется в сторону драмы. А сериал вообще получился психологическим триллером. Правда, как классический «ужастик» со скримерами Detention вряд ли кого-то удивит. Это произведение — нарочито повествовательный хоррор, который пугает не выпрыгивающими призраками, а сюжетными поворотами, после которых история становится ещё мрачнее и тяжелее.
Отрадно видеть, что оригинальный сюжет со временем расширился, оброс персонажами, местами и мотивами. Из локальной, пусть и важной, основанной на реальных событиях истории про сельскую школу, рождается целая сага о чувстве вины. И самое интересное: кажется, эта сага ещё не закончилась — в сериале есть сцена после титров, которая допускает появление второго сезона.
P.S. Red Candle Games уже работает над новой игрой, в которой, судя по тизеру, будет меньше хоррора и больше фольклора. Студия регулярно подвергается нападкам со стороны китайских игроков, поэтому их последнюю игру — Devotion — не найти на площадках Steam и GOG. За творчеством разработчиков можно следить на их официальном сайте.