Обзор Dune: Spice Wars – 4X-стратегия с щепоткой специи

Кому стоит поиграть в игру, наконец-то вернувшую нас в пески Арракиса

Обзор Dune: Spice Wars – 4X-стратегия с щепоткой специи

Сеттинг «Дюны» для многих из нас является родным. Да что там – для меня Battle for Arrakis на Sega вообще стала первой стратегией, к которой удалось прикоснуться. И след в памяти она оставила такой же глубокий, как борозды гусениц харвестера на песках.

Потом была еще череда более и менее удачных игр по серии. Объединяло их одно – они были стратегиями в реальном времени, которые, как известно, в конце 90-х и начале нулевых были на пике популярности.

Dune: Spice Wars – это не стратегия в реальном времени, а так называемая 4X-стратегия. И по этой причине новая игра про Атрейдесов и Харконненов похожа и не похожа на своих предшественниц одновременно.

Получилось ли передать ту самую атмосферу? Да. Но есть своя СПЕЦифика.

Следы на песке

Чем 4X-стратегии отличаются от других? Если очень вкратце, то геймплейно в них должны быть реализованы четыре принципа - «изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай». Но это просто общие слова, по факту же, когда мы заходим в какую-нибудь 4X-игру, то сразу понимаем, с чем имеем дело – по целому ряду жанровых признаков. Будь то Civilization или Stellaris.

Геймплей в Dune: Spice Wars исключительно глобальный. Никто не будет перемещать нас ни на какие локальные поля боя (как в Total War), не придется «микрить» войсками. Главное – тактика. В начале мы имеем базу, в которой можно делать лишь две вещи – строить солдат и дронов-разведчиков. Первая цель – найти локации с залежами специй. Сделать это нужно как можно быстрее, поскольку счетчик уже «капает» - нужно вовремя заплатить налог империи, иначе можно получить неприятный дебафф. И эта механика, надо сказать, изрядно напоминает темные и светлые века в Civilization VI, и служит одной цели – стимулировать тебя к развитию.

Изучай, покоряй, обогащайся - основные принципы новой Dune
Изучай, покоряй, обогащайся - основные принципы новой Dune

В Dune отличие этой механики в том, что ты можешь в любой момент решить, какой объем добываемого спайса будешь сразу продавать «на сторону» и конвертировать в местную валюту солар. Главное не жадничать – на складах всегда должно быть немного синего ресурса для расчета с Империей.

Dune: Spice Wars, по сути, «склеена» из механик, которые мы уже видели в стратегиях до этого. Очень многое она взяла от Northgard – что совсем неудивительно, учитывая, что обе игры разрабатывала одна и та же студия – Shiro Games. Это, например, деление карты на некие территории. То есть ты захватываешь не конкретные города, а целые локации – со всеми ресурсами, которые в них находятся. Это показатель Гегемонии, который зарабатывается конкретными действиями по развитию своей фракции и повторяет параметры «Славы» из Northgard. Преуспел в Гегемонии – получи уникальные для своей фракции бонусы.

В то же время дипломатия и торговля здесь реализованы образом, очень схожим с Civilization – игроки, которые хорошо знакомы с серией Сида Мейера, очень быстро поймут, что и как делать. Торговля и обмен ресурсов, соглашения, при которых ты тратишь свое влияние взамен на получение очков науки или нечто другое. Регулярные «подколы» со стороны других фракций, которым не нравится, что вы развиваетесь слишком плохо, или слишком хорошо.

Правда, слишком полагаться на дипломатию в Dune: Spice Wars не стоит. Поскольку фракции здесь всего четыре – Атрейдесы, Харконнены, Контрабандисты и Фримены – крепкой дружбы построить тут не получится. И нападут на вас без объявления войны – просто потому что могут.

Воюй или подавляй

Итак, как в Dune: Spice Wars строится развитие. Дроны изучают окружающие главную базу пески и располагающиеся на локациях ресурсы. Сперва ищем специю, затем – необходимый для постройки зданий пласкрит, затем – желательно обзавестись хорошим источником валюты в виде редких комонентов, перерабатываемых на заводе. Также есть области, «баффающие» производство топливных элементов, которые нужны для наращивания количества юнитов.

Сражения в игре выглядят не особо эпично, и играются примерно также. Они здесь явно не самое главное
Сражения в игре выглядят не особо эпично, и играются примерно также. Они здесь явно не самое главное

Но просто так расширяться, захватывая все новые области и города, не получится. Для этого нужны особые ресурсы. Это вода, получаемая из специальных установок – причем их эффективность зависит от силы ветра в конкретной локации (да, есть и такой параметр). Авторитет, без которого не получится присоединить к фракции даже уже захваченный город. И, что логично, чем больше территорий вы уже захватили, тем больше авторитета вам требуется для того, чтобы присоединять новые. И влияние – ресурс, который также важен для дипломатии, включая голосования в Ландсрааде (это такой совет во вселенной «Дюны»).

Ландсраад тоже по сути своей является инкарнацией международного совета из Civilization – нам предлагается на выбор несколько инициатив, которые пойдут на пользу нам, или причинят вред другим. И мы решаем, в какой вариант влить свои очки влияния. Если никто не перебил нашу «цену» - наша взяла. Если проиграли – есть вариант получить неприятный дебафф, например, в виде резкого удорожания стоимости содержания построек.

В Ландсрааде не всем одинаково рады
В Ландсрааде не всем одинаково рады

Система разведки также проста и знакома. Появляется шпион – засылаем его в Ландсраад, торговую федерацию или на сам Арракис, чтобы получить от этого уже упомянутые авторитет, влияние, валюту, либо разведданные.

То же можно сказать и про систему научных исследований – она совсем небольшая, «цивой» здесь и близко не пахнет, но по-своему это дерево прокачки реализовано уместно и хорошо. «Разведка», «Военное дело», «Экономика» и «Дипломатия» - на таких четыре раздела в Dune: Spice Wars можно условно поделить всю научную прокачку. Как, впрочем, и разновидности зданий.

Вся «соль» (или специя?) игры же сводится к тому, что в процессе расширения и развития своего государства на Арракисе, тебе все время чего-то не хватает. Заполучил сразу несколько полей со специей – вроде бы молодец. НО. Вот уже тебе не хватает воды или авторитета, а запасы планскрита уходят в минус, потому что слишком много всего построил. Соблюдать баланс, но при этом не останавливаться в развитии – главный челлендж Dune: Spice Wars.

Вариантов победы пока 3 – военное «Превосходство» (его, кстати, пока нельзя отключить), уже упомянутая «Гегемония», а также «Политика». Так что, используя различные средства, к доминации можно подойти по-разному.

Тьфу на тебя, Атрейдес

Теперь о фракциях. Все они имеют свои довольно сильные стороны, и подходят под разные стили отыгрыша.

Атрейдесы – «имба» для тех, кто не очень хочет в войну. Они единственные могут «покорять» другие поселения без единого выстрела, а только за счет влияния и авторитета. Процесс этот занимает намного больше времени, чем насильственный захват, но, при грамотном управлении, у вас постоянно будет идти процесс присоединения одного-двух городов. Главное – правильно расставить приоритеты по местоположению и ресурсной базе захватываемых земель. Также Атрейдесам свойственно высокое положение в Ландсрааде, и, соответственно, они получают от него максимум пользы.

Фримены хорошо ладят с окружающей средой, и получают от этого мощные бонусы
Фримены хорошо ладят с окружающей средой, и получают от этого мощные бонусы

Харконнены – достаточно сложная в освоении фракция. Потому что они получают мощные бонусы от «подавления» своих поселений, которое нужно хорошо контролировать – иначе можно нарваться на неприятности. Кроме того, сила Харконненов – в военном деле, они получают базовые баффы к силе и скорости вербовки юнитов. Но имеют существенный дебафф к производству.

Контрабандисты – это история про интриги и шпионаж. Они могут возводить особую постройку в городах других фракций (привет, скавены из Total War: Warhammer). Имеют профит от черных рынков Арракиса и т.д. Главный же их минус – ограниченный доступ к Ландсрааду. Этих ребят не очень рады видеть на «высоких» собраниях, что вполне понятно.

Карта легко переключается в глобальный режим и обратно
Карта легко переключается в глобальный режим и обратно

И, наконец, Фримены – аборигенные жители планеты Арракис. Очень своеобразная фракция. Их воины медленнее тратят ресурсы при передвижении по не принадлежащим им локациям (если ресурсы у юнита кончатся – он начинает терять здоровье), а также получают максимум пользы от взаимодействия с нейтральными Ситчами. Их доступ к Ландсрааду также ограничен.

Но самая интересная особенность у Фрименов – возможность передвигаться верхом на червях. Буквально – приманивать их, садить на них свои отряды, и задавать нужное направление передвижения.

Помимо фракций мы также можем выбрать двух из четырех советников. Они неплохо вписаны в реальный лор «Дюны», но фактически вся их роль в игре сводится к пассивкам, усиливающим то или иное направление – например, требуется меньше авторитета на захват поселений, либо появляются новые шпионские операции.

Атмосфера Арракиса

Но как все вышеперечисленные механики работают вместе? Очень хорошо. Геймплейно игра затягивает, хочется продолжать развитие вплоть до завершения карты. Хотя без минусов, конечно же, тоже не обошлось, и касаются они в основном того, как в игре, собственно, реализован мир «Дюны».

Первое, что хочется сказать тем, кто подумывает – играть в новую Dune или нет – это в первую очередь 4X-стратегия. Неторопливая, с активной паузой, без какого-либо экшена, присущего стратегиям в реальном времени. Несмотря на то, что у Dune: Spice Wars и Northgard немало общего, геймплейно это абсолютно разные игры. Dune больше похожа на тот же Stellaris, хотя она и не такая огромная, и игровой процесс в ней все же более динамичный. Так что, если вы в 4X-играх начинаете зевать через полчаса, то будете зевать и в Dune.

Легендарная езда на червяке в игре выглядит как-то так
Легендарная езда на червяке в игре выглядит как-то так

Второе – атрибуты самого Арракиса реализованы в Dune: Spice Wars достаточно спорно. Начнем с червей. Все, что они делают – это периодически появляются под ногами у ваших солдат, или под гусеницами ваших харвестеров. Не успели вовремя отвести – минус юниты и минус харвестер. При этом у харвестеров даже есть функция «автоотвода» - при первых признаках появления червя, их просто забирает с песков авиатехника.

В итоге вся эта механика с червями превращается в какое-то раздражающее рутинное действие. Вот харвестер опять забрали с «полей». Чтобы возобновить добычу специи, необходимо вручную снова направить его на место работы. Кроме того, черви как по часам появляются во время сражений. Причем обязательно – под ногами именно У ВАШИХ юнитов.

Понятно, зачем это сделано – чтобы игрок совсем уж не расслаблялся, и хоть иногда начинал как-то «микрить». Но реализовано это достаточно скучно.

То же самое можно сказать и про остальные атрибуты мира «Дюны». Да, они вроде бы есть, но фактически это просто привычные элементы 4X-жанра, вписанные в сеттинг «Дюны». Все. Мне этого оказалось достаточно, чтобы получить удовольствие от погружения в любимый мир, некогда созданный Френком Гербертом. Кому-то, возможно, такого не хватит.

Местами игра выглядит очень красиво. Хотя разнообразием ландшафтов по понятным причинам не блещет
Местами игра выглядит очень красиво. Хотя разнообразием ландшафтов по понятным причинам не блещет

Так что итог очень прост – если вы давно хотели 4X-стратегию, более «приземленную», чем Stellaris, и более динамичную, чем Civilization, то Dune: Spice Wars с большой долей вероятности вам понравится. Если же запустите ее просто потому, что это игра по «Дюне» - то вас может ждать разочарование.

А еще не стоит забывать, что Dune: Spice Wars пока находится в раннем доступе - там нет ни кампании, ни мультиплеера, только карты с ИИ. Которые, как ни крути, могут довольно быстро наскучить.

Материал на нашем канале в "Дзене":

3535
9 комментариев

Надо бы попробовать.
Дюне как раз 4Х в разы больше подходит, нежели локальные бои в РТС, хотя не буду лукавить, что в сеговскую двойку не без удовольствия поигрываю и сейчас, но учитывая вселенную, лучше всё-таки политика и экономика.

Спасибо за пост

4

Комментарий недоступен

3

Меня это бесило только когда было много проблем на карте и из-за этого терял драгоценные секунды. Сначала играл с активной паузой но на низкой сложности, потом прибавил челленджа и стал играть без пауз, играть стало интереснее в том плане, что проблемы постоянно сыпятся на голову а еще и нужно следить за захватом земель и не давать другим захватывать соседние земли. Играл за Атрейдесов и только одну эпичную битву застал когда атаковал область Харконенов, шла около двух дней битва, очень много спецоперации было вложено и средств, но таки захватил область, так что с битвами в игре всё норм, просто локальные стычки воспринимаются плоховато. Игра отличная получилась, но в ней явно очень не хватает контента.

2

Комментарий недоступен

2

Комментарий недоступен

2

Если вы фанат дюны 2 / 2000 / emperor battle for dune, то лучше не стоит это покупать вы разочаруетесь! Если вы большой фан книг этой вселенной и вам нравится 4х игры, тогда вам определенно может зайти эта игра.

1

только мультяшный графоний совершнно не катит для дюны. выглядит как какая-то мобильная дрочильня