Manic Street Preachers — «The Holy Bible» (1994)
«The Holy Bible» — третий студийный альбом валлийской альтернативной рок-группы Manic Street Preachers, выпущенный 30 августа 1994 года. Эта работа выделяется своей жёсткостью и бескомпромиссностью в исследовании тем политики, человеческих страданий и личных переживаний. Лирика и общее настроение альбома во многом отражают внутреннюю борьбу ритм-гитариста и автора текстов Ричи Эдвардса с депрессией, травмирующим поведением и анорексией, которые значительно повлияли на содержание пластинки.
Только в том коротком промежутке 90-х, когда музыкальная индустрия пыталась справиться с последствиями массовой популярности альтернативного рока, а бритпоп набирал силу, Manic Street Preachers смогли выпустить столь мрачный и сложный альбом на мейджор-лейбле, добиться его ротации в таких популярных программах, как Top of the Pops и MTV’s Most Wanted, а также выступить на фестивалях в Гластонбери и Рединге. И затем, в одно мгновение, всё закончилось. Ричи Джеймс исчез 1 февраля 1995 года, и с тех пор «The Holy Bible» словно застыл во времени, навсегда став восприниматься как его последнее послание миру — так же, как «In Utero» Нирваны после самоубийства Курта Кобейна в апреле 1994-го стали считать предсмертной запиской.
После исчезновения Джеймса планы по выпуску альбома в США были отменены. Но, оглядываясь назад, можно сказать, что, вероятно, «The Holy Bible» — как и некоторые поздние работы Manics — вряд ли вообще получил бы американский релиз. Для тех, кто знаком с этим альбомом (а это небольшая, но преданная группа поклонников, ведь он не только не вышел в США ещё целое десятилетие, но и продавался хуже предыдущих и последующих релизов группы в Великобритании), пластинку часто сравнивают с «London Calling» группы Clash. Однако это сравнение далеко от истины, несмотря на вдохновение, которое Manics черпали у Clash. «London Calling» — это масштабный и яркий праздник, щедрый и жизнерадостный, настолько грандиозный, что не умещается в рамках одного альбома. «The Holy Bible», напротив, — мрачный, интроспективный и замкнутый альбом, обжигающий своей тьмой.
Это не тот случай, когда альбом специально отталкивает слушателей, но он слишком открыто демонстрирует свою боль и делает это слишком ярко, чтобы стать «лёгким» прослушиванием. Он может быть катарсическим переживанием, но это тот опыт, к которому невозможно обращаться каждый день. Альбом оказался слишком мрачным и слишком «английским» для массовой американской аудитории. Однако годы спустя это перестало иметь значение. В юбилейном издании, выпущенном к десятилетию «The Holy Bible», он, наконец, может восприниматься — и быть услышанным американскими слушателями — как уникальный рок-альбом, не похожий ни на одну пластинку до или после него.