Peter Gabriel — «i/o» (2023)
Нигде различия не проявляются так чётко и интересно, как в «Road to Joy», сокровищнице причудливого шума с ликующим припевом. «Яркая версия» — это чистая поп-песня, в духе творчества Гэбриэла 80-х годов: фанк-гитара Дэвида Роудса в центре внимания и мощно звучащие духовые. «Темная версия» Блейка — более странный зверь, в ней духовые лидируют, и бас становится ещё мощнее.
Сильный эмоциональный заглавный трек — «Stuff coming out, stuff going in/ I'm just a part of everything» — также напоминает о временах поп-славы певца, поскольку он неистово бьет по фальцетным нотам, а госпел-хор Соуэто добавляет пышности. В «Dark Side» песне Блейка звучит бушующий ритм, а Стент настраивает струны так, что они становятся похожими на солнечные лучи.
Иногда разница проста: светлая «Olive Tree» более насыщенная и полностью скруглённая; в темной больше воздуха и всё кажется ниже в миксе. В версии «The Court» Стент добавляет дополнительную перкуссию в припеве, что придаёт ей более жёсткий характер, а в версии Блейка больше торжественности. В обоих случаях используется мрачная оркестровая аранжировка, подчеркивающая, по словам Гэбриэла, «борьбу между порядком и хаосом» в системе правосудия.
В «i/o» постоянно звучит тема связи; не просто тоска по ней в мире, а истинная вера в её целительную силу и возможность. Гэбриэл приводит аргументы в пользу того, что мобильный телефон каждого человека может быть свидетелем, в песне «Panopticom», где звучит массивный бас Тони Левина, а космические клавишные Брайана Ино дополнены теплой акустической гитарой Кэти Мэй, особенно в светлой версии. «В воздухе облако дыма принимает свою форму/ Все телефоны делают снимки, пока тепло/ Паноптикум, давайте узнаем, что происходит», - поёт Гэбриэл о том, что он назвал призывом к «созданию бесконечно расширяемого доступного глобуса данных».
Есть и более интимные моменты, такие как «Playing for Time», номер в духе Рэнди Ньюмана, исследующий благословение и проклятие памяти, и суровая, но богатая фортепианная баллада «So Much». 73-летний Гэбриэл поет о старении и смертности и дает понять, что он ещё не закончил: «Так много незаконченных дел/ Все липкие от желания... Как старик, я родился/ Но я вырос, чтобы стать ребенком/ С нимбом и рогом».
© Shelly Ridenour/Qobuz
Награда: Qobuz Album of the Week
Крутой мужик, надо будет послушать. Только сегодня пересматривал телемост 88 года с ним