[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Все базовые наборы и дополнения, а также домашние правила, которые я использую, чтобы баланс не трещал по швам.

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Zombicide (он же Зомбицид) — это серия кооперативных настольных игр про зомбиапокалипсис в трех разных сеттингах: современности, фентези и sci-fi. В этом тексте я рассматриваю только фентезийный сеттинг, зато полностью.

Игроки берут на себя роль немногочисленных выживших людей, гномов, орков и некоторых других фентезийных рас. Они ищут снаряжение, сражаются с зомби, пытаются обхитрить орду зомби-орков, гонятся за некромантами, кидаются драконьей желчью в массивных отродий, прячутся от зомби-тролля, пытаются убежать от зомби-оборотня и иногда уворачиваются от приземляющегося на их голову некродракона.

Оглавление

Об игре

Все наборы Зомбицида разработаны компанией Guillotine Games и издаются компанией CMON (в прошлом CoolMiniOrNot) по одной и той же схеме — через кампанию на Kickstarter. Первая игра в серии вышла в 2012 году, собрала $781,597 и была посвящена выживанию на улицах современного города в условиях зомбиапокалипсиса.

Игра была успешной, поэтому довольно быстро — в 2013 году — на Kickstarter появилась кампания по сбору денег на выпуск второго сезона, включающего новый базовый набор и дополнение ($2,255,018). А потом и на третий сезон в 2015 году ($2,849,064).

В том же 2015 году начался сбор денег на Black Plague — четвертую игру в серии, но уже в другом сеттинге. На смену дробовикам и бензопилам пришли мечи и магия, а из супермаркетов и тюрем действие переместилось в средневековые города и храмы. Игра собрала $4,079,204, что было рекордом для настольных игр на Kickstarter на тот момент.

В 2018 году по аналогичной схеме вышел Green Horde — новый набор в фентезийном сеттинге, который стал еще более успешным: $5,004,614.

На этом разработчики не остановились. В 2019 году появилась Zombicide: Invader в научно-фантастическом сеттинге ($3,352,208), а в 2020 Зомбицид вернулся в современность с игрой Zombicide: 2nd Edition ($3,410,084).

На текущий день франшиза включает 7 базовых наборов в 3 разных сеттингах и 9 крупных наборов-расширений. Это не считая наборов поменьше и бесчисленного количества kickstarter-эксклюзивов.

Все игры серии являются типичными представителями америтреша с Kickstarter: яркие, с большим количеством токенов, тайлов с локациями, карточками снаряжения и самое главное — с большим количеством миниатюр. В Black Plague, например, их 71.

Правила

Прежде чем мы сможем решить, какие наборы хороши, а какие — не очень, нужно разобраться, как в это играть.

Подготовка

Все события игры происходят на игровом поле. Оно составляется из тайлов, на каждом из которых нарисовано 9 зон: городские улицы, здания, реки, огороды и замки.

В книге правил описаны разные игровые сценарии-квесты: из каких тайлов состоит игровое поле и где расположены двери, токены миссий и точки появления зомби. Иногда они добавляют особые правила: например, какая-то дверь открывается только после того, как будет найден ключ. Еще можно придумывать свои сценарии или брать их с сайта игры.

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Почти все сценарии сбалансированы на 6 персонажей, но при этом сама игра рассчитана на 1-6 игроков. Можно играть одному и управлять всеми персонажами, можно вдвоем по 3 персонажа у каждого, а можно собрать компанию из 5-6 друзей.

Ход игроков

Игра разделена на две фазы: ход игроков и ход зомби.

В свой ход каждый персонаж может совершать определенные действия.

  • Персонаж может перейти в соседнюю зону на игровом поле.
  • Если игрок находится в здании, то можно поискать снаряжение — вытянуть карту из соответствующей колоды. Там может оказаться новое оружие, броня, заклинания, специальные предметы, а если не повезло, то зомби.
  • Открыть дверь. Если это первая открытая дверь какого-то здания, то в каждой из его комнат могут появиться зомби. Как работает колода противников, я объясню чуть далее по тексту.
  • Можно просто постоять на месте и пошуметь. Зомби идут туда, где шумнее всего, поэтому иногда нужно просто хорошенько пошуметь.
  • Разные ситуативные действия: подобрать токен для какого-то квеста, выстрелить из осадного орудия или вызвать драконий огонь с помощью драконьей желчи и факела.
  • Атаковать зомби каким-то оружием.

На этом действии остановимся подробнее. Атака бывает рукопашная (в той же зоне), дальнобойная (на дистанции) и магическая (как дальнобойная, но шумнее).

От снаряжения зависит дальность атаки, сколько кубиков нужно кинуть и какое значение должно быть на кубике для попадания. Некоторое оружие дает мало кубиков, но более высокую точность, а некоторое, наоборот, — ведро кубиков, из которых только 1-2 попадает в цель.

У каждого игрока есть планшет для отслеживания жизней, опыта и инвентаря.
У каждого игрока есть планшет для отслеживания жизней, опыта и инвентаря.

Еще одним параметром снаряжения — возможно, самым важным — является его урон. К сожалению, термин «урон» (в оригинале damage) сбивает с толку. Я бы назвал его «силой» (power). Все зомби в игре умирают с одного попадания, поэтому «урон» просто не имеет смысла. Но вот не всех зомби можно убить любым оружием. У каждого противника есть параметр «минимальный урон для уничтожения» (min damage to destroy).

Например, для обычных зомби этот параметр равен 1 — их можно убить любым оружием. Для зомби потолще нужен урон 2, поэтому сначала нужно поискать снаряжение получше. У самых страшных противников — отродий (abominations) — минимальный урон для уничтожения равен 3. Такое оружие очень редкое, поэтому эти монстры очень опасны. К счастью, помимо обычных атак есть и другие способы справиться с ними.

При рукопашной атаке можно выбирать, какого зомби ты хочешь убить, а при использовании дальнего боя или магии игрок выбирает не противника, а зону для атаки. В кого эта атака попадет, зависит от таблицы приоритета.

Например, если в зоне есть обычные ходячие, то сначала уничтожаются они. Если их не осталось, то затем убираются противники со следующим приоритетом. И так далее, пока в зоне не останется ни одного противника. Поэтому, если нужно срочно убить кого-то конкретного, то часто бывает удобнее прийти в его зону и атаковать в рукопашную.

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Каждый персонаж может выполнять определенное количество действий каждый ход — в начале игры их 3, но потом становится больше. Например, можно за один ход открыть дверь, войти в комнату и поискать снаряжение. Или пройти 3 зоны на игровом поле. Или подойти к зомби и 2 раза атаковать. Все действия могут выполняться в любом порядке и в любых комбинациях.

Убивая зомби и выполняя задания персонажи получают опыт. При достижении определенного количества опыта, персонаж может выбрать новую способность или перк. Они могу добавлять дополнительные очки действия определенного типа (дополнительная атака или движение), изменять количественные параметры (больше кубиков при атаке, +1 к урону) или добавлять новые способности: прыжок, спринт, берсерк, выталкивание зомби в другую зону и многие другие.

Уровни определяются не числами, а «уровнями тревоги»: синий, желтый, оранжевый и красный. После красного идет ультракрасный режим: у персонажа остаются все способности, но его опыт обнуляется и он прокачивается заново, чтобы получить еще больше перков.

Ход зомби

После всех игроков ходят зомби.

  • Если зомби в одной зоне с персонажами, то они атакуют. Количество урона зависит от типа зомби.
  • Если зомби видят персонажей в какой-то зоне, то они идут туда по кратчайшему пути.
  • Если зомби видят игроков в разных зонах, то они идут в ту, которая шумнее. Каждый персонаж является источником шума сам по себе, и определенные действия оставляют в зоне токены шума: например, взлом двери топором или чтение заклинания со свитка.
  • Если зомби не видят игроков, то идут в самую шумную зону на игровом поле.

Этот набор простых правил имитирует логику толпы кровожадных, но довольно глупых монстров, а механика шума дает простор для тактических решений. Например, можно приманить зомби к какой-то зоне и спрятаться в здании.

Появление новых зомби

На игровом поле есть точки появления зомби (spawn zones), их расположение зависит от выбранного сценария. В конце каждого ходя для каждой такой точки вытягивается карта из стопки карт противников. На карте написано, сколько миниатюр и какого типа нужно добавить на поле в этом месте.

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Количество и тип противников зависит от уровня самого прокачанного персонажа. Так игра балансирует угрозы под прогресс игроков.

Если персонаж открывает первую дверь в здании, то для каждой его комнаты вытягивается карта, и туда добавляются соответствующие противники. Поэтому наиболее крупные здания лучше оставлять закрытыми, пока персонажи не станут достаточно сильными.

Ход за ходом поле наполняется разными видами зомби. В какой-то момент на карте могут появиться зомби-отродья (abomination). Это большие уникальные миниатюры со своими особыми правилами. Их очень сложно убить, так как нужно либо оружие с силой 3, либо найти драконью желчь и факел, чтобы сжечь их.

Еще один особый тип противников — некроманты. В отличие от зомби они идут не к игрокам, а наоборот, хотят убежать с игрового поля. Они просто приходят из одного места на игровом поле и идут в другое, игнорируя всех. Кроме того, они создают еще одну временную точку появления зомби, которая становится постоянной, если им удается сбежать.

Базовые наборы

Black Plague

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Первый набор в фентезийном сеттинге. По сюжету некроманты в поисках власти и бессмертия вызвали зомбиапокалипсис. Оставшиеся выжившие вынуждены странствовать в поисках нового дома, постоянно отбиваясь от толп зомби на полуразрушенных улицах города.

Что есть в наборе

  • 6 персонажей: 1 маг, 1 лучник и 4 воина с упором на рукопашный бой. Такой состав по моему мнению является оптимальным для всех игр, так как рукопашного оружия в игре много, а вот хорошие заклинания и луки/арбалеты нужно еще поискать.
  • 35 обычных зомби (standard walkers). Самые базовые противники: перемещаются на 1 зону за ход, наносят 1 единицу урона, требуют оружие с силой 1 для уничтожения. Но их сила в количестве.
  • 14 бегунов (standard runners). В отличие от обычных зомби бегуны имеют 2 активации на ход. Т.е. они могут, например, пройти две зоны, или пройти одну зону, а затем атаковать. Одни из самых опасных противников, так как быстро добегают до персонажей и могут нанести 2 раны за ход.
  • 14 толстяков (standard fatties). Большие и толстые зомби. Для их уничтожения требуется оружие с силой 2, а в остальном они идентичны обычным зомби. Больше всего проблем они создают не столько из-за того, что их сложнее уничтожить, а из-за того, что они расположены довольно высоко в таблице приоритетов для дальнего боя. Если у персонажа дальнобойное оружие с силой 1, то все его выстрелы будут попадать в толстяка, которому на них плевать, а более уязвимые цели расположенные дальше в таблице приоритетов будут прятаться за его спиной.
  • 1 некромант (standard necromancer). Самый базовый некромант, никаких дополнительных механик. Просто бежит из точки А в точку Б.
  • 1 отродье (standard abomination). Самое базовое отродье, никаких дополнительных механик. Просто идет за игроками, и его очень сложно убить.
  • 2 карты элитного оружия (vault weapon). Это оружие, которое сильнее обычного, но которое нельзя найти в колоде снаряжения. В Black Plague его можно найти в сокровищницах, поэтому оно и называется vault weapon. К сожалению, я не знаю, как его красиво назвать по-русски, поэтому просто называю элитным, премиумным или синим (по цвету карт). В официальном российском переводе на таких картах написано «Хранилище». В итальянском наборе там написано «Cripta» — крипто-оружие звучит уже поинтереснее.
  • Тайлы для игрового поля содержат улицы и здания. Все сценарии проходят в городе, никаких дополнительных механик нет.

Особые механики

Так как это первая игра в сеттинге, то она просто реализует базовые правила. Из особых механик, которые есть только в этом наборе, можно выделить сокровищницы. Это такие тайлы, которые лежат отдельно от основного игрового поля, но в которые можно попасть, если в нужном месте открыть люк.

В сокровищницах можно найти элитное оружие, и из них всегда есть два выхода. То есть, можно попасть в сокровищницу через люк в одном углу игрового поля, а выйти — в другом.

Как играется

Цель каждой игры зависит от выбранного сценария, но основное развитие событий всегда примерно одинаковое. Игроки открывают здания, ищут там снаряжение и собирают токены для квеста. Ход за ходом поле наполняется разными видами зомби. Со временем пробиваться через орды становится все сложнее, поэтому иногда приходится искать обходные маршруты.

Когда приходит некромант, от большого отряда персонажей отделяется отряд поменьше, чтобы догнать и убить его до того, как он убежит с поля. Остальные в это время продолжают выполнять квест.

В какой-то момент на карте появляется отродье. В этом наборе очень сложно получить силу 3 для оружия (но можно), поэтому подразумевается, что отродье появляется на поле, преследует персонажей подобно Мистеру X или Немезиде из Resident Evil и создает напряжение, пока игроки не найдут нужные предметы, чтобы сжечь его.

Green Horde

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Второй базовый набор посвящен зомби-оркам. Они и до зомбиапокалипсиса были проблемой, а теперь эта зеленая орда совсем обнаглела.

Что есть в наборе

  • 6 персонажей: 1 маг, 1 лучник и 4 воина с упором на рукопашный бой. По силе они такие же, как в Black Plague, но более интересные в тактическом плане. У каждого персонажа есть стартовая способность, которая не просто увеличивает параметры, а дает новые действия и делает его более ценным. Кто-то умеет приманивать зомби, кто-то — выталкивать, а один персонаж может преобразовывать ненужные предметы в инвентаре в что-то другое.
  • 35 орков-зомби (orc walker). Аналог обычных зомби, но сильнее — наносят 2 раны за атаку.
  • 14 орков-бегунов (orc runners). Аналог бегуна из Black Plague, параметры те же.
  • 14 орков-толстяков (orc fatties). Аналог толстяков из Black Plague, но сильнее. Наносят 3 раны за атаку, т.е. ваншотят персонажа, если все раны приходятся в него.
  • 1 орк-некромант (orc necromancer). Аналог обычного некроманта, но сильнее (2 раны за атаку) и добавляет орков в орду (об этой механике будет чуть позже).
  • 1 орк-отродье (orc abomination). Аналог отродья из Black Plague, но наносит 3 раны.
  • 1 требушет. Полноценное осадное орудие. Обычно стоит где-то на игровом поле (зависит от сценария) и любой персонаж может им воспользоваться.
  • 6 карт элитного оружия.
  • Тайлы для игрового поля включают улицы, затопленные улицы, дома, огороды и реки. Меньше комнат, чтобы искать снаряжение, но ландшафт разнообразнее и есть дополнительные механики, которые влияют на область видимости и перемещение.

Особы механики

Было бы странно, если бы второй базовый набор просто полностью повторил предыдущий, но с новыми миниатюрами и перерисованными картами. Тематика набора сменилась: теперь мы сражаемся не в бывшими горожанами в их же городе, а выходим в пригород, на природу и сражаемся с настоящей ордой. Новые игровые механики отлично подкрепляют эту тему.

  • Орда. Пожалуй, самая интересная механика, которую добавили в Green Horde. Каждый раз когда мы добавляем на игровое поле миниатюры зомби с механикой орды (у всех орков она есть), мы откладываем одну дополнительную миниатюру того же типа куда-нибудь в сторону. Когда мы вытягиваем карту орды из колоды, вся эта накопившаяся толпа выходит на поле. Механика очень рандомная, может выйти как один зомби, так и тридцать. Создает напряжение посильнее отродья.
  • Требушет. Осадное орудие, которое стоит где-нибудь на карте. В зависимости от сценария оно может либо быть доступно сразу, либо нужно до него добраться. Любой персонаж, находящийся в одной зоне с ним, может потратить несколько своих очков действия, чтобы либо переместить его, либо выстрелить. У каждого осадного орудия свои правила. В Green Horde есть только требушет — он может стрелять в любую точку игрового поля и даже за его пределы (в орду) разными видами снарядов — от них зависит количество кубиков, точность и урон.
  • Новые виды ландшафта. Есть реки и затопленные улицы, которые замедляют игрков и иногда не проходимы для зомби. Есть высокие кусты, через которые можно проходить, но через которые зомби не видят игроков и нельзя стрелять. Есть баррикады, через которые можно стрелять, но нельзя пройти. Больше тактических возможностей.

Как играется

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

В целом, суть игры не поменялась по сравнению с Black Plague: мы все так же носимся по комнатам, ищем снаряжение, собираем токены для квестов, ловим некромантов и боимся отродий. Но теперь мы боимся не только отродий, но и орды.

С каждой картой орков, вытянутой из колоды противников, добавляется одна миниатюра в орду (а с карты орка-некроманта целых 3). И вот ты смотришь на эту толпу, собирающуюся где-то вдалеке, видишь как она растет и ждешь, когда же это все выйдет на поле и где. Иногда получаются смешные ситуации, когда орда вываливается на тебя из маленькой комнаты.

Ответов на угрозы тоже стало больше. Теперь отродье можно убить не только драконьим огнем, но и выстрелом из требушета. Или можно использовать способности персонажей, чтобы приманивать или отталкивать противников и управлять их перемещением. Можно, например, столкнуть зомби с крутого берега, на который они не могут забраться и будут вынуждены искать обход. Или использовать живые изгороди, через которые зомби слышат игроков, но не могут увидеть.

Сокровищниц тут нет, поэтому для элитного оружия нужно выполняя задания, описанные в сценариях. Такого снаряжения при этом стало больше: 6 карт вместо 2. Это, казалось бы, не очень важно, но полезно иметь на будущее, так как в одном из наборов-дополнений появляются спектральные зомби, неуязвимые для простого оружия.

Наборы-расширения

Из описания правил игры видно, что игра легко расширяется. Игровое поле может состоять из тайлов из разных наборов, а новые противники и новое снаряжение просто добавляются в соответствующие колоды. Вытянул карту орков-зомби — достал миниатюры орков из Green Horde и добавил на поле. Вытянул спектральных зомби — достал миниатюры из другой коробки.

Благодаря этому все наборы в рамках одного сеттинга полностью совместимы друг с другом (с некоторыми нюансами, о которых позже). Можно даже объединить два базовых набора, и на поле будут бегать обычные зомби вперемешку с орками.

Wolfsburg

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Дополнение для Black Plague, посвященное теме зомби-волков.

Что есть в наборе

  • 4 новых персонажа: 1 маг, 1 лучник, 2 воина. Ничем особо не примечательны.
  • 21 зомби-волк (zombie wolfz). Похожи на бегунов, но с 3 активациями. Т.е. они могут пробежать еще больше зон и сделать еще больше атак за один свой ход.
  • 1 Wolfbomination. Не то оборотень-зомби, не то сильно мутировавший альфа-волк. По параметрам похож на обычное отродье, но с 3 активациями.
  • 22 новых карты снаряжения, включая 10 карт магического оружия. Магическое оружие — это как элитное оружие, но только лежит в колоде со всем остальным снаряжением и его можно найти обычным поиском.
  • 2 тайла для игрового поля. Новый тип ладшафта — башни и крепости. Они дают тактическое преимущество — с них, как с возвышенности, можно стрелять через здания.
  • Новые сценарии, которые используют новые тайлы с башнями и тайлы из Black Plague. Именно поэтому я выше писал, что наборы совместимы друг с другом с «нюансами». Т.е. если у вас Green Horde в качестве базового набора и Wolfsburg как дополнение, то в новые сценарии поиграть не получится.

Как играется

Волки — это те же бегуны, просто с еще одной дополнительной активацией. Они опаснее, нужно держать дистанцию и атаковать осторожно, но набор не добавляет ничего принципиально нового в игру.

Он не создает новых интересных игровых ситуаций, если не считать появление Wolfbomination в начале игры, который в три раза быстрее и опаснее обычного отродья. Скорее всего, игра будет обречена, потому что в отличие от обычного отродья он добавляет в игру не напряжение, а счетчик — у вас есть несколько ходов, чтобы найти ответ — убежать от него нельзя.

Самое хорошее, что есть в наборе — это магическое оружие. 10 карт отличного снаряжения, которое пригодится в любой ситуации. Особенно, против спектральных зомби, про которых я уже вскользь упоминал.

А еще мне очень не нравится миниатюра Wolfbomination. Очень странная поза, не чувствуется ни динамики, ни угрозы.
А еще мне очень не нравится миниатюра Wolfbomination. Очень странная поза, не чувствуется ни динамики, ни угрозы.

Friends and Foes

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Дополнение для Black Plague и Green Horde.

Что есть в наборе

  • 4 новых персонажа: 1 маг, 1 универсал, 2 воина. Очень сильные и интересные персонажи.
  • 18 токсичных зомби (tainted walkers). Орки, которые из-за инфекции стали опасны просто сами по себе, даже не атакуя. Любой, кто убивает их в ближнем бою, получает болезненный заряд кислотой в лицо. По всем параметрам идентичны обычным оркам. Механика орды на них тоже работает.
  • 1 токсичное отродье (tainted abomination). По всем параметрам похож на орка-отродье, но помимо этого может еще окатить кислотой, если кто-то убивает его в ближнем бою.
  • 13 новых карт снаряжения. Довольно неплохие.
  • 6 миниатюр животных-компаньонов. Каждому животному соответствует карта в колоде снаряжения. Если кто-то находит такого компаньона (вытягивает нужную карту), то на игровое поле добавляется его миниатюра. У них особые правила: они обычно ходят за персонажем-владельцем и дают ему разные бонусы, но так же могут действовать самостоятельно: двигаться, атаковать и искать предметы. Могут погибнуть в бою.
  • 5 новых тайлов. Ландшафты те же, что в Green Horde: затопленные улицы и огороды.
  • 10 новых сценариев: 5 для Black Plague, 5 для Green Horde.

Как играется

Новый вид зомби заставляет пересмотреть привычные тактики, так как в рукопашном бою к ним лучше не лезть. Маги и лучники становятся более ценными персонажами, да и рукопашникам не помешает иметь запасное дальнобойное оружие в инвентаре.

Животные-компаньоны дают новые тактические возможности. В простейшем случае они просто дают 1 или 2 дополнительных кубика для атаки, но некоторые виды компаньонов увеличивают дальность стрельбы и позволяют стрелять через здания, выступая наводчиками. Еще они быстро бегают сами по себе, поэтому можно отправить его в определенную зону, чтобы, например, догнать убегающего некроманта.

Мне очень нравятся новые персонажи из этого набора. Они либо сильные сами по себе, либо усиливают других. Katelyn дает бонусный кубик для атаки всем, кто находится в одной зоне с ней. Северянка Solveig может давать дополнительное действие любому другом персонажу. Орк Kabral умеет выталкивать зомби, а на определенном уровне становится берсерком и может при атаке кидать количество кубиков, равное количеству противников в его зоне. Пришла орда из 20 орков? Можешь кинуть ведерко из 20 кубиков, а если кто-то выжил, то вытолкать их и убежать. Маг Doran тоже не отстает.

No Rest for the Wicked

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Зомби-чума добралась до природы, а темные ритуалы некромантов породили практически неуязвимых зомби.

Что есть в наборе

  • 18 спектральных зомби (spectral walkers). По параметрам похожи на обычных ходячих (не орков), но неуязвимы для обычного оружия. Их можно убить только магией, элитным оружием, магическим оружием (из Wolfsburg) или осадным орудием.
  • 15 стай крыс (swarms of ratz). Стаи зомби-крыс, которые двигаются на две зоны за раз. Т.е. не как бегуны с двумя активациями, а с одной активацией, но перемещением на две зоны. Игнорируют все ландшафтные ограничения кроме стен и дверей: могут пробегать через барьеры и выбираться из воды на крутой берег. И самое опасное: если на игровом поле появляются новые крысы, то все существующие крысы получают дополнительную активацию.
  • 1 некродракон (necromantic dragon). Огромный дракон с полностью новыми правилами. Летает между тайлами и порождает новых зомби, выплевывая их на персонажей.
  • 1 баллиста. Новое осадное орудие. Если требушет может стрелять в любую точку на поле, то баллиста только по прямой, но пробивает все клетки на пути выстрела.

Как играется

Этот набор добавляет несколько типов противников, каждый из которых может напрячь и заставить задуматься.

Крысы очень рандомны, так как быстро бегают и получают много дополнительных активаций. Они несколько раз были причиной не очень честной смерти персонажей, так как за один ход появились на карте, добежали до цели и атаковали. Из-за этого я часто игнорирую правило с дополнительными активациями всех крыс на поле.

Спектральные зомби опасны, так как в начале игры их может убить только маг. После того, как у отряда появляется магическое или элитное оружие, они уже не так страшны. Если у крыс я игнорирую одно из правил, то спектральным зомби я его, наоборот, добавил — они игнорирую стены и могут ходить через любое препятствие, как настоящие приведения (подсмотрел на реддите).

Ну и самое интересное, что есть в наборе — дракон. Каждый раз, когда он появляется, игроки тянут карту из особой колоды, чтобы узнать, к чему он уязвим. Это может быть рукопашное оружие, дальнобойное, магия или магическое/элитное оружие. Иногда это значит, что персонажа, который может убить дракона, нужно вести на другой конец карты или, наоборот, приманивать дракона к нему. А иногда такого оружия ни у кого нет и нужно его искать.

Дракон создает угрозу посильнее отродья, так как гораздо быстрее перемещается по полю и выплевывает зомби прямо на головы персонажам (в том числе и отродий). Еще он является источником смешных ситуаций, так как при приземлении уничтожает всех зомби под собой и иногда выплевывает на игроков некроманта или целую орду.

Наборы с новыми противниками и персонажами

Помимо крупных коробок с базовыми наборами или расширениями, есть и более мелкие.

Zombie Bosses

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Добавляет 3 новых отродья со своими особенностями и игровыми механиками.

Ablobination

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Раздувшийся зомби, который атакует все соседние зоны сразу. Описание и правила не уточняют, как именно это происходит: то ли размахивает своей огромной клешней, то ли плюется во все стороны кислотой. Но выглядит он так, будто может делать и то, и другое.

Abominatroll

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Огромный зомби-тролль. По базовым параметрам идентичен обычному отродью, но если в начале своего хода видит кого-то из персонажей, то впадает в ярость и получает три активации, вместо одной. Заставляется прятаться и избегать прямой видимости с ним.

Еще в правилах сказано, что его можно убить только с помощью драконьего огня, но я обычно игнорирую это ограничение.

Abominotaur

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Зомби-минотавр. Самое крутое, что есть в наборе, как по внешнему виду, так и по механикам. По параметрам он чуть сильнее обычного отродья (и чуть слабее отродья-орка), но это не главное. Если кратчайший путь ведет через здание, то он просто идет прямо и ломает двери и стены. Ему просто плевать на все, он тут альфа. Сначала он сломает дверь, потом сломает лицо твоему гному, варвару или магичке — ему не важно.

Через появившиеся в стенах проломы могут ходить и персонажи, и зомби. Если здание было закрыто до этого, то в нем появляются зомби. Самое смешное — это когда abominotaur делает дыру в здании, для которого еще не найден ключ и в которое нужно было попасть по квесту.

Hero-box 1

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

5 новых персонажей. Не все из них одинаково интересны, но в целом набор хороший.

Также в коробке лежит 2 новых игровых планшета, чтобы в игру могли играть еще 2 человека. Правда, 8 человек — это уже толпа, и игра может стать скучнее, так как придется дольше ждать своего хода.

Hero-box 2 не существует, если что.

Special Guest Box'ы

Особые наборы с новыми персонажами и иногда новыми некромантами. Называются по имени художника, который отвечает за дизайн конкретного набора. Всего таких гостевых коробок 16 штук. У меня есть только 4 из них, поэтому могу прокомментировать только их.

Special Guest Box: Naïade

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

В наборе 4 персонажа, один из которых — Ostokar the Pale — может использоваться как некромант. У него есть особое правило: когда он получает дополнительную активацию, то все зомби в его клетке получают дополнительную активацию.

Персонажи, в целом, неплохие, но ценен набор в основном из-за некроманта.

Special Guest Box: Sean A. Murray

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Еще один гостевой набор с некромантом — Grand Inquisitor Innsmouth. Его особое правило — нельзя выбирать его зону в качестве цели для дальнобойной атаки. Особо опасен, если ходит с токсичными зомби: их опасно атаковать в ближнем бою, а некромант запрещает в них стрелять.

Остальные персонажи неплохи, как миниатюры, но не очень интересны в игровом плане.

Special Guest Box: Paul Bonner

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Набор с 4 сильными персонажами. Возможно, даже слишком сильными. Например, один из них — огр — при полной прокачке является берсерком (кидает количество кубиков по количеству целей), имеет силу 3 с любым оружием и лечит все ранения за один ход. У него даже база 40мм, а не 25мм, как у остальных персонажей.

Special Guest Box: Marc Simonetti

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Персонажи с интересным дизайном и довольно сильные. Палач Redcap Rodney — немножко имба, так как может иметь силу 3 уже в начале игры со стартовым оружием. Лучница Cadence — хороший снайпер, который умеет выбирать цели для дальнего боя, игнорируя таблицу приоритетов.

Lady Grimm — неплохой воин, который умеет выталкивать противников из своей зоны. Все персонажи, которые могут толкаться, начиная с первого уровня, — сильные персонажи.

Разве что ведьма Antha не очень — она просто хорошо обыскивает комнаты.

Непротестированные наборы

Если считать все мелкие дополнения, то у меня не полная коллекция и я играл не во все. Как минимум есть еще 12 разных Special Guest Box'ов, про которые я ничего не знаю. Они содержат новых персонажей, поэтому нет смысла писать про них, если не играл. Но помимо них есть еще наборы с новыми противниками — про них уже можно что-то написать и подумать, могут ли они быть интересными и стоит ли их покупать.

Rat King & Swamp Troll

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Два новых противника: крысиный король и болотный тролль. Крысиный король — это некромант, который приводит с собой крыс. Возможно, хорошо работает вместе с No Rest for the Wicked, так как там используются такие же миниатюры. Или количество дополнительных активаций у крыс станет еще более невыносимым — сложно предсказать, не играя.

Болотный тролль — это отродье, которое появляется в ближайшей затопленной зоне к персонажам. Если они находятся на затопленной улице или реке, то он появился прям перед ними. Звучит угрожающе, придется остерегаться зон с водой.

Deadeye Walkers

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Зомби-лучники. По всем параметрам идентичны обычным зомби, но умеют стрелять. Нужно избегать прямой видимости, искать обходной путь и атаковать их из-за угла. Звучит интересно, так как ломает привычные тактики и заставляет искать новые решения.

Murder of Crowz

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Стаи агрессивных птиц в духе Хичкока. Похожи на крыс, только быстрее: двигаются на 3 зоны за активацию, игнорируя все препятствия кроме стен. Разве что не получают дополнительные активации. Возможно, есть смысл купить Murder of Crowz, если нет No Rest for the Wicked, но я бы не стал.

NPC-1 и NPC-2 (Notorious Plagued Characters)

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Зомби, которые выделяются среди простой толпы: монахи, шуты, богатые купцы, гномы, барды и другие. По всем параметрам похожи на обычных зомби (standard walker). Если игрок убивает такого особого зомби, то он откладывает его себе. Когда у него накопится 5 NPC разных типов, он может получить элитное оружие за них — в каждой коробке есть по три карты нового оружия.

Пока не знаю, стоит оно того или нет. В этих наборах меня больше привлекают карты с новым оружием, чем зомби с дополнительной механикой. Да и сами карты тоже не очень, если честно. Наверное, есть смысл купить эти наборы, если нет Wolfsburg с его магическим оружием.

В каком порядке собирать коллекцию

Из описания наборов видно, что не все они одинаково хороши. В этой главе мы разберемся, с чего стоит начинать, и как стоит продолжать, если понравилось.

Очевидно, начинать стоит с какого-то из двух базовых наборов. Я могу уверенно заявить, что лучше брать Green Horde. Он разнообразнее: в нем есть отличная механика орды, осадное орудие, персонажи интереснее и даже у ландшафта есть свои механики. Да даже миниатюры зомби, некроманта и отродья там выглядят гораздо круче (хотя это вкусовщина).

При этом, если какие-то дополнительные механики кажутся сложными в начале игры, то можно их игнорировать: не играть ордой, дать оркам силу 1, игнорировать штрафы на передвижение в воде. В этом случае игра просто станет идентична Black Plague, разве что без сокровищниц (небольшая потеря).

Если активно играть, то в какой-то момент игра начнет надоедать. Первое, что наскучивает — это видеть одних и тех же персонажей в каждой партии. Потом начинают надоедать орки, а потом уже сама игра — все партии становятся похожими друг на друга. Если не хочется бросать игру, то стоит задуматься о дополнениях.

Лучшим первым набором-расширением я считаю Friends and Foes: новый вид противников, который заставляет немного пересмотреть привычные тактики, новые сильные персонажи, новое снаряжение, новые сценарии (5 штук для Green Horde и еще 5 пока не доступны без Black Plague) и новая игровая механика — животные-компаньоны.

Затем можно купить No Rest for the Wicked, который добавит крыс, спектральных зомби и офигенного дракона. Ну и баллисту, правда я довольно быстро перестал ей играть, так как она сильно упрощает игру.

Дракон реально офигенный
Дракон реально офигенный

С наборами персонажей (Hero-box и Special Guest Box'ы) можно поначалу не спешить, так как их легко проксить. Для каждого персонажа нужно всего две вещи: миниатюра и карточка со способностями. В качестве миниатюры можно использовать любую прокси — например, другого персонажа или даже пробку от пива. А вот карточку можно напечатать на принтере — они все есть на официальном сайте: из основных наборов, из Special Guest Box'ов и из Kickstarter-эксклюзивов.

А вот с противниками сложнее, так как для них нужны карты в колоду противников. Их уже сложно напечатать на принтере так, чтобы они не выделялись. С одним базовым набором и двумя наборами расширения в колоде противников будет 6 видов зомби (если разные виды орков считать отдельно), 1 некромант, 2 отродья и 1 дракон.

Чувствуется, что не хватает некромантов и отродий, поэтому при выборе следующих наборов лучше сконцентрироваться на них. Однозначно советую Zombie Bosses, и мне кажется, что хорошо зайдет Rat King & Swamp Troll — там есть и некромант, и отродье. Также стоит поискать Special Guest Box'ы с некромантами — там сразу и новые противники, и новые персонажи.

Вообще говоря, противников тоже можно проксить, если для колоды использовать не реальные карты, а официальное приложение-компаньон. Я не любитель официальных приложений-компаньонов, потому что если там что-то не так, то это не исправить. Например, в приложении для Зомбицида по какой-то причине нет некроманта Ostokar the Pale.

Дальше, если не захочется останавливаться, можно будет уже прикупить второй базовый набор Black Plague и дополнение к нему — Wolfsburg. Остальные мелкие наборы (Deadeye Walkers, Murder of Crowz, NPC 1 & 2) — в любой момент по вкусу.

Но важно помнить, что чем больше наборов, тем дольше времени уходит на подготовку игры и уборку всего обратно в коробки после нее.
Но важно помнить, что чем больше наборов, тем дольше времени уходит на подготовку игры и уборку всего обратно в коробки после нее.

Домашние правила

Этот раздел будет полезен тем, кто уже играет в Зомбицид, или тем, кто захочет его купить после этого поста. Я использую домашние правила не для того, чтобы сделать что-то интереснее, если стало скучно, а для того, чтобы решить какую-то проблему в игре.

А проблем в игре хватает. Я уже описывал, как выглядит типичная партия: игроки бегают по комнатам, ищут предметы, выполняют квест и иногда срочно ищут ответы на появившуюся угрозу в лице некроманта или отродья. Но если добавить к базовому набору несколько дополнений, то оригинальный баланс очень сильно ломается. Его мы и будем чинить.

Отродья, оружие с силой 3 и сломанный баланс

Если на игровом поле появляется отродье, то это обычно напрягает и нужно срочно искать драконью желчь и факел, чтобы его сжечь. А теперь представьте, что в игре не одно стандартное отродье, а штуки 4 (добавили Zombie Bosses, например). На всех огнем не запасешься, а значит нужны еще какие-то ответы. Кстати, именно по этой причине я игнорирую особое правило у Abominatroll, из-за которого он уязвим только к огню.

Можно использовать осадные орудия, но они ломают темп игры, так как какой-то из персонажей должен постоянно стоять у требушета. Если это единственный персонаж у какого-то игрока, то ему будет скучно.

Значит, нужно собирать оружие с силой 3. Я уже писал, что такого очень мало, поэтому нужны персонажи, у которых есть бонус +1 к силе. В отряде должен быть как минимум один такой персонаж, а лучше несколько — без них вся партия обречена. Получается, сама игра создает ограничения и не позволяет играть любым набором персонажей.

Если ни у кого нет оружия с силой 3, то все боятся отродий, но как только кто-то такое найдет, то отродья больше не являются угрозой. Совсем. Кто бы ни пришел — будь то огромный минотавр или раздувшийся кислотный зомби — из-за особенностей местной боевой системы ему достаточно будет одного удара.

[Настолки] Обзор всех наборов Zombicide в фентезийном сеттинге

Чем больше дополнений используется в игре, тем заметнее проявляется проблема с балансом. Нужно его исправлять.

Для начала, можно подкорректировать вероятности. Для драконьего огня нужно найти драконью желчь и факел. В каждом базовом наборе есть 4 карты с желчью и 4 карты с факелом. Если у вас несколько дополнений, которые добавляют новые карты в колоду с предметами, то вероятность найти все компоненты для огня уменьшается.

При этом факел полезен сам по себе, так как персонажи с факелом в руке тянут 2 карты из колоды с предметами, а вот драконья желчь без факела — это просто мусор в инвентаре, который еще и выкинуть жалко. Одно из решений (довольно логичное) — это разрешить зажигать драконью желчь любым источником огня — например, огненными мечами или фаерболами.

Другой вариант — это переделать отродий. Я сделал так, что для их уничтожения нужно оружие с силой 2, но у них есть несколько очков жизней (обычно 5). С такими правилами отродье все еще опасно в начале игры, так как нанести 5 ударов начальным снаряжением — это сложно.

Если несколько игроков найдут оружие с силой 2, то, объединившись, они могут победить отродье даже на ранних этапах. Оружие с силой 3 наносит 2 раны — им проще убить отродье, но оно не становится слишком сильным, как при обычных правилах.

Количество очков жизней у отродий можно менять в зависимости от уровня персонажей и от типа отродья — накинуть, например, дополнительных жизней минотавру и троллю, так как они большие и живучие. Можно даже придумывать дополнительные механики, чтобы добавить еще больше уникальности отродьями. Например, дать троллю регенерацию.

Персонажи прокачиваются неравномерно

Если кто-то из персонажей быстро находит хорошее снаряжение, то он начинает уничтожать много зомби и быстро прокачиваться. А если кто-то не может найти снаряжение, то он вынужден избегать прямого боя и остается позади.

При этом количество прибывающих зомби зависит от уровня самого прокаченного персонажа. Прокачался кто-то один с лучшим оружием, а всем остальным со стартовыми короткими мечами придется страдать.

Еще сильнее усугубляет проблему то, что за убийство отродий и взятие токенов для квеста персонаж получает 5 единиц опыта, а за обычного зомби дают 1. Представьте, что у вас в отряде есть персонаж, у которого сила 3, и он теперь убивает всех отродий, которых видит. Ему будет весело, он быстро прокачается и убежит вперед, а остальным игрокам будет скучно.

Я исправил это тем, что при убийстве отродий и выполнении квестов дается не 5 опыта, а 3, но всем персонажам. Если кто-то выкашивает зомби десятками, то он все равно быстро прокачается и всех обгонит. Зато пары выполненных квестов будет достаточно, чтобы все игроки получили новый уровень и стали сильнее, даже если у них не получилось убить ни одного зомби.

Игроки долго ищут снаряжение

Игра не запрещает каждый ход искать предметы в одной и той же комнате, поэтому что делают игроки? Правильно, сидят много ходов в одной комнате и ищут себе снаряжение.

Особо смешно получается, если кто-то найдет факел — если взять его в руку, то можно брать две карты из колоды с предметами, а не одну. И вот уже сидят 6 персонажей в одной комнате, передают друг другу факел по кругу и пытаются найти себе достойный меч или арбалет. И так ходов 5 минимум.

Исправление 1: если в комнате есть кто-то с факелом, то все персонажи там могут брать по 2 карты. Это ускоряет рутинный поиск, и не нужно страдать фигней, передавая факел туда-сюда.

Исправление 2: добавить ограничение на количество предметов в одной комнате. Перерыл все и не нашел ничего интересного? Иди в другое здание и выкручивайся тем, что есть. В зависимости от ограничений может сильно усложнить игру.

Исправление 3: я обычно довольно щедро раздаю всем элитное оружие. Если кто-то подбирает токен для квеста, то он сразу же вытягивает карту из соответствующей колоды, даже если такого правила нет в сценарии.

Чем быстрее игроки закончат с рутиной, найдут хорошее снаряжение и перейдут к веселью, тем лучше.

Бесполезные предметы

Яблоки, вода и вяленое мясо — они просто дают 1 очко опыта. Это очень мало и несерьезно, никто не любит находить еду. В колоде с предметами можно вытянуть карту с зомби — даже они не так раздражают, как яблоки.

Решение — повысить ценность еды. Например, сделать так, чтобы они лечили 1 жизнь.

Странные правила в оригинальной игре

Есть несколько правил, которые мне не нравятся и которые я считаю странными. Я либо всегда их игнорирую, либо выборочно забиваю в зависимости от состояния на игровом поле.

Разделение зомби на группы

Зомби всегда идут в самую шумную точку. Если до этой точки если несколько путей, то они разделяются. Было 6 зомби: 3 пошли налево, 3 — направо. Но если было нечетное количество зомби, то новые отряды дополняются так, чтобы они стали одинаковыми. Было 5 зомби, они разделились на группы из 2 и 3 зомби, а потом в первую добавился еще один, чтобы они стали одинаковыми — стало 6 зомби.

Это правило просто противоречит здравому смыслу, и не понятно, почему зомби появляются из воздуха.

Дополнительная активация, если закончились миниатюры

Если нужно добавить на игровое поле новых зомби какого-то типа, а в коробке закончились миниатюры для них, то все зомби этого типа получают дополнительную активацию. Довольно опасное правило, так как очень часто дополнительная активация — это просто быстрая смерть для одного или нескольких персонажей. И редко дело ограничивается одной дополнительной активацией — скорее всего они теперь каждый ход будут так делать.

Я обычно слежу за состоянием в игре. Если дополнительная активация никого не убьет, то все хорошо, можно и сделать. Можно модифицировать правило — сказать, что дополнительные активации, полученные таким способом, могут использоваться только для движения, а не для атаки. Подошедшая вплотную толпа зомби — это уже довольно страшно само по себе, но при этом у игроков хотя бы остается их ход, чтобы как-то выкрутиться.

Точно так же можно модифицировать крыс. Они получают дополнительную активацию, когда на поле появляются другие крысы. Если эти активации использовать только для движения, то крысы становятся более честными.

Темный ритуал у некромантов

Обычно некромант бежит из одной точки в другую и пытается сбежать с игрового поля. Если в игре есть несколько некромантов, то появляется дополнительное правило: если два некроманта встречаются друг с другом, то они проводят темный ритуал и мгновенно исчезают, даже если встретились где-то в центре поля. Я обычно играю 4мя некромантами и иногда они появляются в одной точке. Если при этом они сразу же сбегут, не дав игрокам шанса ответить, то это слишком нечестно.

Заключение

Я считаю, что Зомбицид — это хорошая игра, для которой нужно докупить несколько дополнений, чтобы она стала отличной. Он не отличается большой глубиной геймплея и в нем не нужно продумывать стратегию на несколько ходов вперед из-за большого количества рандома.

Но он прекрасно подходит для вечера настольных игр с друзьями, так как он кооперативный и создает большое количество интересных и даже смешных ситуаций, которые потом вспоминаешь с улыбкой. В основном из-за того же рандома и сломанного баланса.

Вот ты убегаешь от огромного зомби-тролля, а на следующий ход на него приземляется дракон и выплевывает на тебя некроманта.

Или, например, всю игру у тебя копится и все не выходит орда орков-зомби, ты открываешь единственное оставшееся здание с одной комнатой, чтобы забрать последний токен для квеста, и вся орда оказывается там — примерно 25 орков.

Еще у нас есть мемный персонаж Tucker, которого мы зовем Лаки Таки Сякер. На одном из уровней он может получить перк Lucky, который позволяет перебрасывать все кубики, но до этого уровня он только и делает, что косячит.

Один раз у нас получился маг, который для каждой атаки кидал 5 кубиков и на 5+ зажигал драконий огонь в атакуемой зоне. Еще и с перебросом. Он просто выжигал все, что видит, и дважды прокачался до максимального уровня.

А однажды у нас на второй ход вышли все 4 некроманта и мы не смогли с ними справиться. Всякое бывает. К счастью, это можно исправить домашними правилами и вольным интерпретированием правил на ходу — в этом, по моему мнению, одно из главных преимуществ настольных игр — ты сам себе дизайнер и ты сам отвечаешь за то, чтобы вечер был интересным.

Это мой первый большой пост в блоге про настолки, и я надеюсь, что не последний — мне еще есть, что рассказать на эту тему. Подписывайтесь на блог (если еще не), чтобы не пропустить.

130130
33 комментария
300 ₽

Бэлдеж давно пора делать и по настолкам лог посты!

4

@Блогосфера
Мне кажется лонг норм. Репостните к себе или в настолки)

6

В блогосфере он уже есть. Осталось дождаться настолок)

1

Прочитал пока только блок с домашними правилами ибо серьезно интересен только он. Про саму игру в курсе.
Про абоминэйшен с 2брони на 5 жизни - хорошее решение. Приму на вооружение. Я правда чаще любил устраивать шоу бенни хилла. Появление твари становится чем-то в духе мистера х из обители зло. Нечто что заставляет двигаться постоянно и запрещает долго стоять на месте. Именно так я его и использовал.
Плюс он помогает спровоцировать усложняющую ситуацию, когда игрокам приходится разделиться на героически умирающий отряд и тех, кто сможет сбежать.
К вашему варианту я бы добавил, что 5 "пробитий" надо нанести за 1 ход. Иначе абоминейшн регенится обратно в начале своего хода до фулл хп.

Исправление 2: добавить ограничение на количество предметов в одной комнате. Перерыл все и не нашел ничего интересного? Иди в другое здание и выкручивайся тем, что есть. В зависимости от ограничений может сильно усложнить игруЭто правило я сам использую.
В зависимости от времени подготовки - иногда нумерую комнаты и заранее составляю список что в них лежит. Или кладу карты на само игровое поле (но это часто неулобно). Как правило я просто рассчитываю количество предметов (количество комнат х2) и отбираю ровно нужное количество карт, куда тасую несколько прямо мощных пушек (кроме сокровищных) и в обызательном порядке тасую факелы и масло. Но чаще я люблю сюжетно выбирать две комнаты и говорю что по сюжету например драконью желч можно найти в здании "старого маяка" или в "алхимической мастерской". И заранее приписываю желч в одно из этих помещений.

2

Появление твари становится чем-то в духе мистера х из обители зло.Именно это сравнение я и использовал в обзоре) К сожалению, такой подход перестает работать, если на карте 2, 3 или даже больше таких тварей. Ну и в целом мне не очень нравится, что все игры начинают сводиться к поиску масла и факела.

спровоцировать усложняющую ситуацию, когда игрокам приходится разделиться на героически умирающий отряд и тех, кто сможет сбежатьЯ как гейм-мастер обычно гораздо добрее. Я не люблю, когда кто-то из персонажей умирает, потому что, если игроку больше некем играть, то он выбывает из игры и скучает. Иногда доходит до того, что я разрешаю откатить ход. Потому что главное - это не честно победить, а чтобы всем было весело.

1

Спасибо, хороший обзор.

P.S. Посоветуйте интересную рпг/стратегию дою людей, не погруженных. Хочется чего-то серьёзней колонизаторов, но и не такого сложного, как Цива.

1

Я, к сожалению, по рпг/стратегиям не очень, я обычно в кооперативные настолки играю без глобального управления ресурсами.

1