🎮 Обзор игры Super Mario Land (GameBoy, 1989)
Марио залез в ваш карман.
Ну или, может, лучше такая картинка:
На большом экране чёрно-белые игры с геймбоя всё-таки плохо смотрятся. Можно включить какую-нибудь раскраску возможностями цветного геймбоя, но цвета не всегда будут хорошо сочетаться с тем, что ими красится, и возможна, например, красная вода.
Но, как оказалось, для многих популярных игр есть хаки, где их вручную адаптируют для GameBoy Color. Если хотите поиграть во что-нибудь с геймбоя и сделать это стильно, в первую очередь зайдите на ромхацкинг.нет и поищите там хаки с улучшением. Обычно у них в названии есть приписка «DX» (не знаю, что это значит. Deluxe?). Цветные версии есть у всех марио-варио-зельд-метроидов. Не забудьте только после пропатчивания поменять расширение файла на .gbc. И читайте инструкцию внимательно, чтобы не пропатчить ROM не той версии.
Подобный хак на Super Mario Land появился совсем недавно — по крайней мере, его версия 2.0. В нём не просто раскрашены спрайты хорошо подобранными цветами, они ещё и изменены, чтобы выглядеть покрасивее. Более того, на стартовом экране можно выбрать между оригинальными спрайтами и изменёнными.
Вот так выглядит монохромный оригинал:
Вот так — перекрашенный:
А это — с новой графикой:
Но и это ещё не всё! Помимо графики, в хаке появились возможность играть за Луиджи (с изменённой физикой движения, которая мне не понравилась) и усложнённый режим (не включал).
Геймбой, как-никак, примитивная платформа даже по меркам фамикома, и дело не только в палитре. Например, разрешение экрана меньше, и при попытке сделать карманную версию большой игры или картинка будет казаться сильно обрезанной, если сохранить размер тайлов оригинала, или все тайлы придётся уменьшить, что ухудшит внешний вид игры. Авторы Super Mario Land пошли вторым путём, и потому даже в сравнении с Super Mario Bros 1 игра выглядит неважно. Даже монетки не крутятся, а статично висят!
Уровней тоже заметно меньше, чем в SMB. Там было 8 миров с 4 уровнями в каждом, здесь — всего 4 мира по 3 уровня. Итого 12 уровней против 32. Проходится игра быстро, минут в 45 запросто можно уложиться.
Игровой процесс очень похож на SMB1, но не идентичен. Огонёк (здесь он выглядит, как шарик), который Марио пускает после взятия цветка, вылетает один, отскакивает от стен, на экране находится долго, и вы не можете выстрелить снова, пока он не исчез. Неудобно.
Если раздавить черепаху, вместо панциря из неё выпадает бомба, которая в скором времени взрывается. Поднять её нельзя, использовать против врагов или для уничтожения блоков нельзя. Сокращение возможностей игрока в сравнении с SMB1.
На уровнях попадаются трубы, по которым можно попасть в место со множеством монеток, как и в SMB1, но нет лиан, ведущих наверх, и нет возможности пропустить уровни. Во всяком случае, я за два прохождения ничего такого не нашёл. Зато на самих уровнях часто встречаются места, где лежат монетки, но непонятен способ их взять, и можно подумать над тем, как это сделать. Поискать невидимый блок в воздухе, например. Но особой мотивации тратить на это время нет, разве что если хотите набрать побольше очков и поставить рекорд после прохождения игры. Существуют ли люди, которым интересно заполнять таблицу рекордов в платформерах?
В конце уровня без босса (*-1 и *-2) вас ждут сразу две двери. Нижняя ведёт непосредственно в следующий уровень, верхняя же, путь к которой обычно идёт по падающим платформам, открывает бонусную мини-игру.
Там между дорожками быстро перемещаются Марио и лестница, и по нажатию кнопки Марио бежит вперёд к призу — цветку или дополнительным жизням. Если на пути встречается лестница, Марио лезет по ней на соседнюю дорожку.
А в уровнях *-3 в конце ждёт босс. В первом мире это совсем уж неприкрытая копия битвы с Баузером. И тоже сказываются ограничения платформы — если нажмёте кнопку, мост не исчезает, а просто босс дохнет. Выглядит странно.
За боссом, как обычно, ждёт принцесса. Только не Пич, а Дейзи (а в чём разница?)
Которая во что-нибудь превращается и убегает. Тоже выглядит странно.
«Нинтендо» обожает во всех играх использовать узнаваемые звуки и музыку, и в любом метроиде, зельде или марево вы постоянно будете слышать одни и те же звуки залезания в трубу, подбирания предмета, старта уровня и т. п., а также аранжировки музыки. Мне такое паразитирование на былых заслугах не нравится, и потому вдвойне хочется похвалить SML за то, что здесь все звуковые эффекты новые, музыка не напоминает таковую из SMB1, и, вообще, мелодии звучат приятно и подходят обстановке на уровне.
У каждого мира своя тематика, первые два уровня в нём похожи, последний отличается. Так, первый мир сначала напоминает SMB1, но уровень с боссом внезапно переносит нас внутрь египетской пирамиды. Становится понятно, что треугольники на фоне в начале игры — это не холмы, а пирамиды на заднем плане, пальмы там же тоже намекают на место действия, и вот мы до них дошли, наконец. Графический хак здесь опять помогает, потому что в оригинале пирамида на фоне — это просто две диагональных линии, а хак их раскрашивает более понятным образом — вернитесь к картинкам вверху статьи и убедитесь. Но все равно есть вопросы к тому, откуда внутри пирамид столько водопроводных труб.
Всякие гумбы и купы-трупы встречаются по всей игре, но на каких-то уровнях есть и уникальные для них враги, вроде сфинксов в пирамиде.
А во втором мире внезапно попадаются роботы. Не припомню, были ли где-то ещё в играх с Марио роботы.
Уровень 2-3 — подводный, но не как в SMB1, Марио здесь плавает на батискафе, и уровень похож на шмап.
Соответственно, босс просто расстреливается.
Затем, судя по статуям голов на фоне, Марио попадает на острова Пасхи или что-то в этом роде.
Самый сложный уровень, много прыжков, но хуже всего валуны, по которым нужно перебираться через пропасти с шипами. На них трудно запрыгнуть, но иногда получается встать на них автоматически, если стоять на правом краю площадки перед пропастью. Валун подскачет, и Марио окажется на нём, если повезёт.
Последний мир — Япония, с бамбуком на фоне и ниндзями в качестве противников. А последний уровень в нём — опять шмап, но в этот раз Марио летит на самолёте среди облаков.
Здесь вас ждут аж сразу два босса, один за другим. Первый — это, конечно же, облачко, которое кидает в вас птицами (удержаться от шутки про грибы становится всё сложнее и сложнее).
Ну и финальный босс — какой-то пришелец. Что ж, не с одним лишь Баузером воевать в каждой игре.
Спасаем принцессу.
И летим с ней тусить.
Если игровой процесс первого Супер Марио вам не кажется устаревшим, можете сыграть и в Super Mario Land. Много времени это не займёт. На момент выхода игра, наверное впечатляла — такой же Марио, как дома, только можно носить с собой! Как-никак, это стартовая игра для геймбоя, вышла вместе с ним. Википедия пишет, что по продажам она обошла даже Super Mario Bros 3! Это ж получается, что есть очень много людей, которые играли в Super Mario Land, но не играли в SMB 3. Бывает же такое.
В принципе, все вполне детально расписано. Да, сюжет странный, геймплей - тем более. Да только действие игры происходит не в ГРИБНОМ КОРОЛЕВСТВЕ, а в некоем САРАСАЛЕНДЕ, где Марио и освобождает ту самую Дейзи (почерпнуто из Википедии). Поэтому и объясняется хотя бы, почему локации не похожи ни на одну из тех, что были в классической линейке игр про Марио на NES.