🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)
Ещё один год, ещё один King's Field. Отличается ли KF3 от предыдущей игры, или же у FromSoftware всё как обычно?
По большей части, всё осталось по-прежнему, но многие недостатки KF2 исправили или хотя бы попытались.
Наконец-то разобрались с хитбоксами противников. Ура! Если противник не точно в центре экрана, то можно и промахнуться, несмотря на явное визуальное попадание замахом. Но пока держите его по центру, всё будет в порядке.
Есть описание предметов! Да, можно нажать кнопку и узнать о предназначении любого предмета! Совсем как в любой нормальной игре лет за 10 до KF3.
Есть вменяемая автокарта! Но появляется она далеко не сразу. Для начала вам придётся пройти пару уровней на ощупь и получить карту, которая выглядит вот так:
Но это карта всей игры. На ней показано лишь, в каком уровне вы находитесь. Да и то, иногда метки игрока на ней нет, а словами обозначены только деревни. Нужно самому высматривать, что из этих коричневых пикселей похоже на лес, а что на озеро. Автокарта же становится доступна в конце следующем уровне, который вдобавок является лабиринтом с открывающимися и закрывающимися путями.
Структура уровней отличается от King's Field 2. Их больше, но они стали меньше. Они перестали быть переплетением запутанных коридоров и лабиринтов — по большей части — и стали более реалистичными. Поля с домиками и ручьями, деревья, тропинки между домиками. Но внутри дома устроены хуже, чем в KF2, и не выглядят чем-то, в чём живут люди. Скажем, просто стол и табуретка в пустой избе. Уровни потеряли этажность и стали думоподобными. Ну, зато не заблудишься. Возвращаться в ранее пройденные места придётся редко. Даже если уровень лабиринтообразен, то или побывать в нём придётся только раз, или в его конце можно открыть короткий путь в начало, дарксоулс-стайл.
Обычно из каждого уровня идут дороги в два уровня, и игрок может выбрать любой. Строгого порядка прохождения нет. Более того — некоторые ключи встречаются в двух экземплярах, чтобы совсем уж не ограничивать выбор. Игрока не остановят внезапно неубиваемым боссом и не отправят качаться — уже этим King's Field 3 лучше элден ринга. Зачастую на уровне нужно не просто пройти от старта до финиша, а пораскинуть мозгами и решить какую-нибудь головоломку.
Правда, где-то в последней трети игра начинает сдуваться и всё же скатывается в однотипные квадратные лабиринты со множеством ловушек и секретных дверей в стенах. Приходится ощупывать стены на каждом шагу и надеяться, что получите не копьё в морду. Под конец всё отчётливо тянет первым кингсфилдом, даже телепорты появляются вместо нормальных переходов ногами. Возможно, это было сделано специально — кое-где встречаются знакомые места и противники оттуда и даже место битвы с финальным боссом. Но всё равно обидно, что хорошие и интересные уровни сменяются скучными и банальными с пустыми комнатами-коробками, и реализмом даже не пахнет. Даже цветовая гамма в них однообразная. Вот, к примеру, одна из таких коробок оказалось непустой, и в ней внезапно оказались стол и два стула — судя по текстурам, каменные:
А вот здесь попробуйте заметить двух врагов:
Ядовитая пещера тоже есть, а как иначе. Коридоры, залитые ядовитой отравляющей жижей, есть не только в не, но и в других местах. Иллюзорная стена — одна на всю игру. В последних уровнях проявляется этот странный японский геймдизайн, когда находишь секретную комнату, в ней сундук, открывающийся самым ценным ключом, а в нём пусто.
Остались одинаковые ключи, которые надо вставлять для открытия дверей и убирать. В отличие от KF2, на каждую дверь нужен только один ключ, и можно проходить в обоих направлениях. Недостатка в этих ключах нет, возиться с перестановкой не заставляют. Большая часть таких дверей находится в частях уровней, куда возвращаться не придётся.
Есть пара дверей, для которых требуются другие ключи, но принцип тот же. Причём одну дверь можно и не открывать, а найти секретный проход в длинном-длинном коридоре. Сомневаюсь, что это возможно без изучения руководств в интернете. Кстати, опять же в отличие от KF2, на GameFAQs есть подробные карты всех уровней с указанием всех предметов и дверей. Не без ошибок, но ничего фатального.
Но есть и третий тип таких ключей: кнопки, которые вставляются, а вытащить их уже нельзя. Разьёмы для них встречаются намного раньше, чем сами эти кнопки, и нужно не забыть вернуться к ним, когда найдёте. Ну или купить у специального торговца заранее штук 5-6, всё равно деньги девать некуда. Разве что покупать фляги для «эстуса», хотя их и так хватает. Крафтить их нельзя, только находить.
Так сразу и не сказать, стала ли третья часть King's Field легче или сложнее. С одной стороны, враги стали сильнее и агрессивнее, имеют несколько атак и часто накладывают вредные статусы. Особенно на первых порах доставляют неприятности скелеты, делающие выпады вперёд с оружием. А в конце игры полно мощных противников, бьющих магией так, что избежать урона невозможно, и попадаются они по несколько за раз. Лечебная магия стала дороже в очках маны. С другой стороны, фонтаны с водой, в том числе и золотой, встречаются раньше и чаще, первую флягу тоже дают быстро. Даже есть гостиницы, в которых, как в жрпг, можно переночевать за деньги и восстановить здоровье и ману. Вот только в начале игры денег на это не хватает, а потом быстрее и дешевле добраться до фонтанов.
Пожалуй, KF3 всё-таки полегче второй части, но вот на первых уровнях кажется иначе. В самом начале среди простых растений растут грибы, которые пускают ядовитое облако при приближении к ним на расстояние удара. Даже с быстрыми сохранениями придётся потратить немало времени, чтобы приноровиться к ним, а уж без них честный игрок умрёт столько раз, что и дарк соулсы позавидуют.
Главный герой может автоматически перебираться через невысокие стены вроде тех, что на картинке с грибами. А вот в воде тонет моментально. В KF2 хотя бы мелководье было. С разбега можно перепрыгивать ямы, и это часто используется.
Лук остался, и к нему добавился ещё один — стреляющий особыми лёгкими стрелами. Обычные стрелы наконец-то можно купить. Только воспользовался я луком всего раз за всю игру — в тюрьме есть двери, которые открываются выстрелом через окно в них.
Производительность игры не просто низкая, а ужасно низкая. Разработчики зачем-то сделали частоту кадров фиксированной, и разгон процессора в эмуляторе не имеет смысла. Вся игра идёт на кинематографичных 15 фпс или около того.
Инвентарь всё так же представляет собой одну кучу, в которой намешаны вообще все предметы. Зато есть хранилище, куда можно скинуть ненужное, чтобы не мешалось при прокрутке вещей в инвентаре. Или забрать оттуда обратно. Вот бы ещё знать, что понадобится, а что уже нет. Это хранилище — просто строчка в меню, и доступно оно в любой момент. Не перестаю удивляться, как первые соулсы игнорируют хорошие идеи из кингсфилдов и возвращают неудобства для игрока, а в поздние игры добавляется то, что было придумано уже давно.
Параметры магической силы — это не одно число, а сразу пять, для каждого типа магии. Прокачивается, соответственно, то, чем пользуешься. Метаешь фаерболы — повышается магия огня.
Как ни странно, всю игру можно пройти со стартовым мечом. Большинство оружия тяжелее и медленнее, а этот меч машет быстро. Особенность в том, что он дважды повышает свой уровень, когда главгерой получает определённое количество опыта — примерно 13 и 26 тысяч. Пока меч на первом уровне, ещё есть смысл искать оружие посильнее, но уже на втором он становится лучше всего, что у вас есть, а на третьем и подавно. Потом можно будет найти мечи ещё лучше, но без руководств есть шанс их пропустить. Довольно интересная фишка: обычно в играх вам в начале дают худшее оружие и шмот и отправляют спасать мир, и вам приходится искать что-то получше и уже в скором времени избавляться от стартовых предметов. А здесь вы начинаете игру с чем-то и правда полезным.
После бега выносливость восстанавливается долго и с большой задержкой, что очень раздражает. Можно это исправить специальными ботинками и перчатками. Кое-где встречаются куски материала, из которого кузнец-дварф делает шмот с хорошей физической защитой. Отдаёте один кусок, выбираете, что сделать, и возвращаетесь позже. Вот только к финалу игры важнее иметь защиту от магии, для чего есть другой набор шмота.
Ну, и ещё есть набор, защищающий от всего. Встречаете безголового скелета, находите его череп, он даст. Но доспехи с магической защитой я всё же оставил, так как они уполовинивают затраты маны, да ещё и с округлением в меньшую сторону. Самые слабые заклинания обычно требуют 3 очка маны, а с доспехами — всего одно.
Сундуки, как и прежде, открываются разными ключами, и нужно выбирать верный из инвентаря. Но они выглядят по-разному, и можно запомнить, что вот этот деревянный открывается серебряным ключом, а вон тот зелёный — ключом волшебника. Игра запоминает место, на котором вы остановились в инвентаре, и теперь куда удобнее перебирать ключи или наливать воду в десяток фляг.
Есть журнал всех разговоров с персонажами! Они подробно объясняют, куда идти и что делать, а не как в этом вашем элден ринге. Правда, я играл, глядя на карты из прохождений, а не вчитываясь в длинные речи NPC, и сразу не разобрался кое в чём важном.
Магический удар особым оружием устроен не так, как в предыдущих играх. Прокачать параметры тоже придётся — пишут, что до 50, хотя я не уверен, нужны ли все типы магии или только та, которой пользуется меч. Но этого недостаточно — потребуется сделать кое-что ещё, чтобы овладеть стандартным приёмом, а потом выполнить ещё один квест для второго типа удара.
В одной деревне в своём доме у окна стоит окаменевший чел. Нужно применить на нём специальную штуку, лечащую окаменение. Эта штука применяется всего дважды за всю игру, и зачем она часто встречается, да ещё и продаётся в магазине — для меня загадка.
Ну так вот. Оказывается, мало поговорить с ним после этого. Нужно поговорить с ним ЕЩЁ раз, и вот тогда он научит магической атаке. Я заподозрил неладное, когда продвинулся по сюжету намного дальше и уже должен был получить обе атаки.
В королевсте Вердайт опять неспокойно. Как оказалось, члены королевской семьи — русские. Потому что ценный меч лунного света после событий первой части King's Field они умудрились потерять, а после второй — сломать. И вот, очередной принц отправляется на поиски обломка меча и синей изоленты. Действие происходит через какое-то количество лет после KF2, не очень большое, и знакомые персонажи остались. Прежде всего — эльф Леон, любитель поливать цветочки и делать мечи. Он и отправляет главного героя на задание и вооружает его мечом.
Телепорты устроены иначе, чем в KF2. В игре есть три золотых фонтана и три квестовых предмета, каждый из которых переносит вас к конкретному фонтану. Расположены фонтаны так, что добежать до нужного места от ближайшего фонтана будет быстро, если промежуточные уровни уже пройдены. Но когда у вас прокаченный меч и все три предмета, требуется вернуться в самое начало игры к Леону.
Он у вас всё это заберёт и скажет подождать, пока он кое-что не скрафтит. Так как телепортироваться больше нельзя, придётся топать по округе пешком. Ходите-ходите, возвращаетесь…
Ничего не поделать, ходите ещё, и когда-нибудь он свою работу доделает.
Три куска он собрал в одно целое, и этот предмет позволит перемещаться между любыми фонтанами выбором уровня с ними на карте. В том числе и обычными с синей водой, которые есть почти на каждом уровне, кроме подземелий.
Вот только меч зачем-то обнулит свой уровень, и придётся качать его заново. Но если вы к этому времени смогли найти хорошо запрятанный королевский ключ, им можно открыть секретный сундук в самой первой локации и вытащить оттуда меч с тремя лезвиями из KF1. Он заметно лучше вашего старого.
Я прочитал, что меч лунного света можно не искать и не чинить, и это повлияет на финального босса. Но если уж всё проходить полностью, то все условия для этого выполнятся. И высокий урон от этого меча очень пригодится на финальных уровнях и боссах.
В общем, подбираете сломанный меч и сворачиваете с основного пути на королевское кладбище, где убиваете босса и восстанавливаете меч.
На последнем уровне побеждаете босса, и он даёт вам ещё один меч, тоже утерянный ранее, а также усиливает лунный. Сразу после этого появляется финальный босс, побеждаете и его, конец.
Из трёх игр King's Field 3 самая играбельная. Если ищете, во что бы такое поиграть на PS1, и ваши глаза могут вынести низкую частоту кадров, то рекомендую попробовать. Интересно бродить по уровням и искать что-то новое. Хороший баланс между нелинейностью и очевидностью, куда идти дальше. В случае чего можно найти подробные руководства в интернете. Разве что под конец игра заставляет сначала бежать назад по пройденным местам, а потом долго плутать в скучных катакомбах. Проходится она быстрее KF2 из-за меньшей запутанности, а не недостатка в содержании. Всё надеюсь, что когда-нибудь разработчики эмуляторов или ромхацкеры найдут способ разблокировать частоту кадров в тормозных играх PS1.