🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

6 (четыре).
6 (четыре).

Ещё один год, ещё один King's Field. Отличается ли KF3 от предыдущей игры, или же у FromSoftware всё как обычно?

По большей части, всё осталось по-прежнему, но многие недостатки KF2 исправили или хотя бы попытались.

Наконец-то разобрались с хитбоксами противников. Ура! Если противник не точно в центре экрана, то можно и промахнуться, несмотря на явное визуальное попадание замахом. Но пока держите его по центру, всё будет в порядке.

За исключением вот этих сколопендр. По ним попасть сложно.
За исключением вот этих сколопендр. По ним попасть сложно.

Есть описание предметов! Да, можно нажать кнопку и узнать о предназначении любого предмета! Совсем как в любой нормальной игре лет за 10 до KF3.

Есть вменяемая автокарта! Но появляется она далеко не сразу. Для начала вам придётся пройти пару уровней на ощупь и получить карту, которая выглядит вот так:

Ну офигеть как полезно.
Ну офигеть как полезно.

Но это карта всей игры. На ней показано лишь, в каком уровне вы находитесь. Да и то, иногда метки игрока на ней нет, а словами обозначены только деревни. Нужно самому высматривать, что из этих коричневых пикселей похоже на лес, а что на озеро. Автокарта же становится доступна в конце следующем уровне, который вдобавок является лабиринтом с открывающимися и закрывающимися путями.

Структура уровней отличается от King's Field 2. Их больше, но они стали меньше. Они перестали быть переплетением запутанных коридоров и лабиринтов — по большей части — и стали более реалистичными. Поля с домиками и ручьями, деревья, тропинки между домиками. Но внутри дома устроены хуже, чем в KF2, и не выглядят чем-то, в чём живут люди. Скажем, просто стол и табуретка в пустой избе. Уровни потеряли этажность и стали думоподобными. Ну, зато не заблудишься. Возвращаться в ранее пройденные места придётся редко. Даже если уровень лабиринтообразен, то или побывать в нём придётся только раз, или в его конце можно открыть короткий путь в начало, дарксоулс-стайл.

Почему-то вдруг захотелось купить скайрим.
Почему-то вдруг захотелось купить скайрим.

Обычно из каждого уровня идут дороги в два уровня, и игрок может выбрать любой. Строгого порядка прохождения нет. Более того — некоторые ключи встречаются в двух экземплярах, чтобы совсем уж не ограничивать выбор. Игрока не остановят внезапно неубиваемым боссом и не отправят качаться — уже этим King's Field 3 лучше элден ринга. Зачастую на уровне нужно не просто пройти от старта до финиша, а пораскинуть мозгами и решить какую-нибудь головоломку.

Например, переключать мостики на озере, которые ещё и видны только в специальных ботинках.
Например, переключать мостики на озере, которые ещё и видны только в специальных ботинках.

Правда, где-то в последней трети игра начинает сдуваться и всё же скатывается в однотипные квадратные лабиринты со множеством ловушек и секретных дверей в стенах. Приходится ощупывать стены на каждом шагу и надеяться, что получите не копьё в морду. Под конец всё отчётливо тянет первым кингсфилдом, даже телепорты появляются вместо нормальных переходов ногами. Возможно, это было сделано специально — кое-где встречаются знакомые места и противники оттуда и даже место битвы с финальным боссом. Но всё равно обидно, что хорошие и интересные уровни сменяются скучными и банальными с пустыми комнатами-коробками, и реализмом даже не пахнет. Даже цветовая гамма в них однообразная. Вот, к примеру, одна из таких коробок оказалось непустой, и в ней внезапно оказались стол и два стула — судя по текстурам, каменные:

Зато текстуры теперь хорошо стыкуются на краях, а не как в KF2.
Зато текстуры теперь хорошо стыкуются на краях, а не как в KF2.

А вот здесь попробуйте заметить двух врагов:

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Ядовитая пещера тоже есть, а как иначе. Коридоры, залитые ядовитой отравляющей жижей, есть не только в не, но и в других местах. Иллюзорная стена — одна на всю игру. В последних уровнях проявляется этот странный японский геймдизайн, когда находишь секретную комнату, в ней сундук, открывающийся самым ценным ключом, а в нём пусто.

Вот бы их всегда было так видно.
Вот бы их всегда было так видно.

Остались одинаковые ключи, которые надо вставлять для открытия дверей и убирать. В отличие от KF2, на каждую дверь нужен только один ключ, и можно проходить в обоих направлениях. Недостатка в этих ключах нет, возиться с перестановкой не заставляют. Большая часть таких дверей находится в частях уровней, куда возвращаться не придётся.

Есть пара дверей, для которых требуются другие ключи, но принцип тот же. Причём одну дверь можно и не открывать, а найти секретный проход в длинном-длинном коридоре. Сомневаюсь, что это возможно без изучения руководств в интернете. Кстати, опять же в отличие от KF2, на GameFAQs есть подробные карты всех уровней с указанием всех предметов и дверей. Не без ошибок, но ничего фатального.

Но есть и третий тип таких ключей: кнопки, которые вставляются, а вытащить их уже нельзя. Разьёмы для них встречаются намного раньше, чем сами эти кнопки, и нужно не забыть вернуться к ним, когда найдёте. Ну или купить у специального торговца заранее штук 5-6, всё равно деньги девать некуда. Разве что покупать фляги для «эстуса», хотя их и так хватает. Крафтить их нельзя, только находить.

Поток лавы непроходим, пока не убьёте вон ту штуку на стене.
Поток лавы непроходим, пока не убьёте вон ту штуку на стене.

Так сразу и не сказать, стала ли третья часть King's Field легче или сложнее. С одной стороны, враги стали сильнее и агрессивнее, имеют несколько атак и часто накладывают вредные статусы. Особенно на первых порах доставляют неприятности скелеты, делающие выпады вперёд с оружием. А в конце игры полно мощных противников, бьющих магией так, что избежать урона невозможно, и попадаются они по несколько за раз. Лечебная магия стала дороже в очках маны. С другой стороны, фонтаны с водой, в том числе и золотой, встречаются раньше и чаще, первую флягу тоже дают быстро. Даже есть гостиницы, в которых, как в жрпг, можно переночевать за деньги и восстановить здоровье и ману. Вот только в начале игры денег на это не хватает, а потом быстрее и дешевле добраться до фонтанов.

Фонтан.
Фонтан.

Пожалуй, KF3 всё-таки полегче второй части, но вот на первых уровнях кажется иначе. В самом начале среди простых растений растут грибы, которые пускают ядовитое облако при приближении к ним на расстояние удара. Даже с быстрыми сохранениями придётся потратить немало времени, чтобы приноровиться к ним, а уж без них честный игрок умрёт столько раз, что и дарк соулсы позавидуют.

Напоминают грибы из дарк соулса.
Напоминают грибы из дарк соулса.

Главный герой может автоматически перебираться через невысокие стены вроде тех, что на картинке с грибами. А вот в воде тонет моментально. В KF2 хотя бы мелководье было. С разбега можно перепрыгивать ямы, и это часто используется.

Лук остался, и к нему добавился ещё один — стреляющий особыми лёгкими стрелами. Обычные стрелы наконец-то можно купить. Только воспользовался я луком всего раз за всю игру — в тюрьме есть двери, которые открываются выстрелом через окно в них.

Впрочем, даже это делать необязательно.
Впрочем, даже это делать необязательно.

Производительность игры не просто низкая, а ужасно низкая. Разработчики зачем-то сделали частоту кадров фиксированной, и разгон процессора в эмуляторе не имеет смысла. Вся игра идёт на кинематографичных 15 фпс или около того.

Умер от низкого фепеса.
Умер от низкого фепеса.

Инвентарь всё так же представляет собой одну кучу, в которой намешаны вообще все предметы. Зато есть хранилище, куда можно скинуть ненужное, чтобы не мешалось при прокрутке вещей в инвентаре. Или забрать оттуда обратно. Вот бы ещё знать, что понадобится, а что уже нет. Это хранилище — просто строчка в меню, и доступно оно в любой момент. Не перестаю удивляться, как первые соулсы игнорируют хорошие идеи из кингсфилдов и возвращают неудобства для игрока, а в поздние игры добавляется то, что было придумано уже давно.

Параметры магической силы — это не одно число, а сразу пять, для каждого типа магии. Прокачивается, соответственно, то, чем пользуешься. Метаешь фаерболы — повышается магия огня.

Страж древа Эрд.
Страж древа Эрд.

Как ни странно, всю игру можно пройти со стартовым мечом. Большинство оружия тяжелее и медленнее, а этот меч машет быстро. Особенность в том, что он дважды повышает свой уровень, когда главгерой получает определённое количество опыта — примерно 13 и 26 тысяч. Пока меч на первом уровне, ещё есть смысл искать оружие посильнее, но уже на втором он становится лучше всего, что у вас есть, а на третьем и подавно. Потом можно будет найти мечи ещё лучше, но без руководств есть шанс их пропустить. Довольно интересная фишка: обычно в играх вам в начале дают худшее оружие и шмот и отправляют спасать мир, и вам приходится искать что-то получше и уже в скором времени избавляться от стартовых предметов. А здесь вы начинаете игру с чем-то и правда полезным.

Меч… подрос?
Меч… подрос?

После бега выносливость восстанавливается долго и с большой задержкой, что очень раздражает. Можно это исправить специальными ботинками и перчатками. Кое-где встречаются куски материала, из которого кузнец-дварф делает шмот с хорошей физической защитой. Отдаёте один кусок, выбираете, что сделать, и возвращаетесь позже. Вот только к финалу игры важнее иметь защиту от магии, для чего есть другой набор шмота.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Ну, и ещё есть набор, защищающий от всего. Встречаете безголового скелета, находите его череп, он даст. Но доспехи с магической защитой я всё же оставил, так как они уполовинивают затраты маны, да ещё и с округлением в меньшую сторону. Самые слабые заклинания обычно требуют 3 очка маны, а с доспехами — всего одно.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Сундуки, как и прежде, открываются разными ключами, и нужно выбирать верный из инвентаря. Но они выглядят по-разному, и можно запомнить, что вот этот деревянный открывается серебряным ключом, а вон тот зелёный — ключом волшебника. Игра запоминает место, на котором вы остановились в инвентаре, и теперь куда удобнее перебирать ключи или наливать воду в десяток фляг.

Мега-гриб.
Мега-гриб.

Есть журнал всех разговоров с персонажами! Они подробно объясняют, куда идти и что делать, а не как в этом вашем элден ринге. Правда, я играл, глядя на карты из прохождений, а не вчитываясь в длинные речи NPC, и сразу не разобрался кое в чём важном.

Озеро.
Озеро.

Магический удар особым оружием устроен не так, как в предыдущих играх. Прокачать параметры тоже придётся — пишут, что до 50, хотя я не уверен, нужны ли все типы магии или только та, которой пользуется меч. Но этого недостаточно — потребуется сделать кое-что ещё, чтобы овладеть стандартным приёмом, а потом выполнить ещё один квест для второго типа удара.

В одной деревне в своём доме у окна стоит окаменевший чел. Нужно применить на нём специальную штуку, лечащую окаменение. Эта штука применяется всего дважды за всю игру, и зачем она часто встречается, да ещё и продаётся в магазине — для меня загадка.

Что после излечения будет делать человек, которому, окаменев, приходилось стоять у окна и смотреть, как чудища убивают все вокруг? Стоять и смотреть дальше, конечно!
Что после излечения будет делать человек, которому, окаменев, приходилось стоять у окна и смотреть, как чудища убивают все вокруг? Стоять и смотреть дальше, конечно!

Ну так вот. Оказывается, мало поговорить с ним после этого. Нужно поговорить с ним ЕЩЁ раз, и вот тогда он научит магической атаке. Я заподозрил неладное, когда продвинулся по сюжету намного дальше и уже должен был получить обе атаки.

Просто черепаха.
Просто черепаха.

В королевсте Вердайт опять неспокойно. Как оказалось, члены королевской семьи — русские. Потому что ценный меч лунного света после событий первой части King's Field они умудрились потерять, а после второй — сломать. И вот, очередной принц отправляется на поиски обломка меча и синей изоленты. Действие происходит через какое-то количество лет после KF2, не очень большое, и знакомые персонажи остались. Прежде всего — эльф Леон, любитель поливать цветочки и делать мечи. Он и отправляет главного героя на задание и вооружает его мечом.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Телепорты устроены иначе, чем в KF2. В игре есть три золотых фонтана и три квестовых предмета, каждый из которых переносит вас к конкретному фонтану. Расположены фонтаны так, что добежать до нужного места от ближайшего фонтана будет быстро, если промежуточные уровни уже пройдены. Но когда у вас прокаченный меч и все три предмета, требуется вернуться в самое начало игры к Леону.

Который опять поливает цветы.
Который опять поливает цветы.

Он у вас всё это заберёт и скажет подождать, пока он кое-что не скрафтит. Так как телепортироваться больше нельзя, придётся топать по округе пешком. Ходите-ходите, возвращаетесь…

А он ещё не закончил.
А он ещё не закончил.

Ничего не поделать, ходите ещё, и когда-нибудь он свою работу доделает.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Три куска он собрал в одно целое, и этот предмет позволит перемещаться между любыми фонтанами выбором уровня с ними на карте. В том числе и обычными с синей водой, которые есть почти на каждом уровне, кроме подземелий.

Вот только меч зачем-то обнулит свой уровень, и придётся качать его заново. Но если вы к этому времени смогли найти хорошо запрятанный королевский ключ, им можно открыть секретный сундук в самой первой локации и вытащить оттуда меч с тремя лезвиями из KF1. Он заметно лучше вашего старого.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

Я прочитал, что меч лунного света можно не искать и не чинить, и это повлияет на финального босса. Но если уж всё проходить полностью, то все условия для этого выполнятся. И высокий урон от этого меча очень пригодится на финальных уровнях и боссах.

Эльфийская вайфу, которая поможет в поисках.
Эльфийская вайфу, которая поможет в поисках.

В общем, подбираете сломанный меч и сворачиваете с основного пути на королевское кладбище, где убиваете босса и восстанавливаете меч.

🎮 Обзор игры King's Field 3 (PS1, 1996)

На последнем уровне побеждаете босса, и он даёт вам ещё один меч, тоже утерянный ранее, а также усиливает лунный. Сразу после этого появляется финальный босс, побеждаете и его, конец.

Подозреваю, что в конце King's Field 4 будут четыре меча.
Подозреваю, что в конце King's Field 4 будут четыре меча.

Из трёх игр King's Field 3 самая играбельная. Если ищете, во что бы такое поиграть на PS1, и ваши глаза могут вынести низкую частоту кадров, то рекомендую попробовать. Интересно бродить по уровням и искать что-то новое. Хороший баланс между нелинейностью и очевидностью, куда идти дальше. В случае чего можно найти подробные руководства в интернете. Разве что под конец игра заставляет сначала бежать назад по пройденным местам, а потом долго плутать в скучных катакомбах. Проходится она быстрее KF2 из-за меньшей запутанности, а не недостатка в содержании. Всё надеюсь, что когда-нибудь разработчики эмуляторов или ромхацкеры найдут способ разблокировать частоту кадров в тормозных играх PS1.

88
5 комментариев

Ну вот, а где обзор на King's Field: Pilot Style? Фанаты же давно перевели на английский :) Там игры всего на 40 минут - но как ни крути, это таки кусок третьей части, эдакий пролог оной со своим микросюжетом.

2
Ответить

Не слышал про такое. Надо будет посмотреть.

Ответить

Переходим в новое поколение?

Ответить