Ты не понимаешь Мегатен!

Ты не понимаешь Мегатен!

[Этот огрызок я выкину мысли в каком-нибудь тематическом Соо, потому не буду утруждать себя экспозицией термина "Мегатен" и всего с ним связанного] После нескольких дискуссий(и в свете написания мной в будущем тематических статей по Персоне и СМТ) я вижу необходимость в освещении и структурировании важного вопроса для понимания основных произведений Мегатена, их символики и посыла. Этим обзором я намереваюсь сразу закрыть эту тему через последовательность вопросов "Что понимать?", "Зачем/кому это нужно?" и "Каким образом это делать?". Видимо в анализе Р3 я недостаточно точно выразился для кого и был написан весь тот материал, потому с целью избежать подобного вновь, я буду добавлять "Для кого и каким образом будет полезно", чтобы избавить вас от мук неведения и разочарования.

"Что понимать?"

Если меня просят визуализировать представление о произведениях Мегатена, то я изображу Айсберг с 4-мя точками:

[Нарратив

Сюжетный символизм

Тематический символизм

Месседж]

× На вершине нарратив, который представляет из себя лишь базисную структуру, с которой все знакомятся в первую очередь. Как правило, с ее пониманием проблем быть не должно (если это, конечно, не SMT 3), а оценка в большей степени зависит от индивидуальных особенностей и опыта самого зрителя. Но т. к. сюжет это не самоцель, а средство, то и останавливаться на нём я не стану.

× Взаимосвязующим пунктом будет символизм как сюжетный, так и тематический. Если вы никогда до этого не сталкивались с этим, в большей степени, литературным термином, то ключевое его отличие от классического метода - это подача через те или иные знаки и символы, а не абзацы текста. Подобный метод подразумевает наличие у зрителя эрудиции и способности к интерпретации, потому произведения такого жанра называют элитарными, т. к. они рассчитаны на более нишевые потребности пользователей. Сам символизм я разделяю на сюжетный, тот, который предполагает понимание определенных аспектов сюжета, и на тематический, тот, через который раскрывается посыл самого автора. Их отличие в том, что для символизма тематического используется не только знание, но и глубокое понимание и способность мыслить.

× Под месседжом я подразумеваю определенные идеи, которые автор хочет донести зрителю, а таковых у Мегатена в избытке. Хотя авторы не раскрывают все источники вдохновения и продукты своей мудрости, они дают достаточно деталей в основных сюжетах, чтобы по окончанию можно было самостоятельно собрать пазл. А если вы все же не смогли самостоятельно дойти до них, то можно прочесть интервью авторов или эссе различных интернет-деятелей.

"Зачем/кому это нужно?"

Во-первых, тем, кто действительно желает проникнуться(или уже проникнулся) историей и оценить все её аспекты, т. е. массовый зритель. Благо идеи любой МТ, Персоны или любого другой продукта Atlus(по типу Катерины и другие примеры) можно уместить в пару комплексных предложений(подобными акциями занимается JasonTheBlend, если хотите чтобы вам всё разжевали). Во-вторых, тем, кто хочет почерпнуть глубокие мысли, расширить кругозор, а возможно даже поменять парадигму. Интернет полнится историями тех, кому определённая игра этой серии изменила жизнь, поменяв мировосприятие, позволив увидеть старые вещи в новой перспективе или попросту сделать глоток чистой мотивации. Очень важным отличием этой прослойки комьюнити является то, что игра или её идеи смогли войти с человеком в резонанс, оказав на него сильное эмоциональное влияние. Даже не важно, из-за менталитета ли или удачно совпало время и место, но подобные случайности не распространяются на всех и каждого. Потому если вы видите, что кто-то живёт и дышит какой-то определенной игрой, то значит конкретно он нашёл в ней что-то свое, а в вас она просто не возымела отклика. Ну и, в-третьих, кому до лампочки на всю эту философию и кто хочет просто поиграть в готовый продукт. Если вас заинтересовал геймплей или мир, то вам в перспективе может помочь знание правил, на которых зиждется мир этой конкретной игры. Это к аспекту символизма сюжетного, когда во время прохождения могут возникнуть очевидные вопросы от "Что это такое, как работает и что значит эта концовка?" и до более нишевых "Что такое ангелы, демоны, персоны и тени?" или "Почему в разных частях серии метод призыва отличается?" Те, кого я знакомил с сериями МТ и Р задавали вопросы именно такого рода, что не удивительно. Потому как, хотя, к примеру, серия Персоны даёт краткий ликбез по основной терминологии и структуре(а в Р4G даже целую лекцию провели по аналитической психологии) — она не вдаётся в полное описание происходящего, подразумевая, что зритель это и так знает или сможет заняться личным изучением, чтобы самому всё узнать и понять. В лучших традициях постмодернизма. Потому, если вы познакомились ТОЛЬКО с основным сюжетом, то вопросы у вас точно возникнут, но игра их не объяснит. Наиболее очевидный пример противоположного, чтобы оценить по достоинству антиутопию Оруэлла вам не нужно читать сначала автобиографию автора или быть в курсе о политическом строе Советского Союза, а необходимо лишь прочитать саму книгу, получив абсолютный максимум. Игры же серии Мегатена работают совершенно по другим, более радикальные правилам. Я уже говорил, что произведения с символизмом бескопромиссны к читателю?

В конечном итоге именно цель покажет, как далеко в своём понимании вы зайдёте. Получить весь возможный контент, оценить глубину проработки или даже узнать что-то новое. Любая из этих целей потребует от зрителя активного осмысления в большей или меньшей степени.

Если я смог вам продать причины, по которым "понимание Мегатена" совершенно непраздное занятие, то ключевой вопрос "с чего начать?" Если вы считаете себя достаточно сведущими во многих областях, то простого прохождения игры с постепенным выстраиванием ассоциаций будет достаточно. Но будем идти от более популярной версии событий - вы входите в мир Мегатена как абсолютный табула раса. Подход от серии к серии может разниться, но общий костяк у них един:

× Если вы начали с Shin megami tensei, то в общем и целом проблем у вас не возникнет, т. к. основные стороны конфликта дают достаточно экспозиции о себе и своих догмах. Вам лишь нужно по мере прохождения их запоминать, а после проводить параллели с уже существующими в мире концепциями той или иной направленности. К примеру, Озава из SMT1: "Подумай. В этом мире, где собака ест собаку, выжить могут лишь те, кто следует за мной." Эта идиома представляет собой мир радикального дарвинизма — закон джунглей.

Сторонник церкви Мессии: "Передайте ваше тело, разум и душу нашему богу. Богу нужна вся сила, которую он может взять со своих последователей. Принесите в жертву все ради его божественной славы. Когда собор будет завершён, сам Бог прибудет на землю, чтобы принести Тысячи летнее царство. И все кто принёс в жертву всё ради него будут спасены." Сторона закона воплощает радикальный утилитаризм, в котором люди готовы пожертвовать своим сознанием, свободой и жизнью ради благ в скором будущем.

По мере прохождения в каждой конкретной части Atlus будут расширять границы и глубину каждой стороны, дополняя их конкретными эпитетами. И через отслеживание этого описания можно прийти к более полному пониманию не только мотивации сторон к действию, но значения происходящих в серии событий.

× Если вы начали с серии Persona, то можете углубиться в мифологию античности(что так же поможет в понимании SMT), аналитическую психологию Юнга, по крайней мере основных его работ, античную и экзистенциальную философию(и в большей степени экзистенциальную психотерапию Ирвина Ялома, из которой Хашино точно черпал свои мысли) , символизм карт Таро, классическую литературу для понимания прототипов тех или иных персон, социологию, религиозные и эзотерические течения. Я не перечислил даже трети, вот насколько велика информационная база для проработки серии. Очевидно, что не нужно изучать всё и сразу. По мере вдумчивого чтения вы сами сможете находить параллели с событиями или словами в той или иной игре. Мой самый любимый пример: для иллюстрации отношения человечества к теме смерти, Хашино изобразил её как тень(по Юнгу, то что человек от себя утаивает или пытается отрицать) с 13 арканой(по символике Таро, во-первых, этап жизни ведущий к принятию своей смертности и к дальнейшей зрелости, во-вторых, как факт замалчивания, в-третьих, субверсия, основанная на отрицательном восприятии числа 13 у разных культур, тогда как в вертикальном положении она имеет больше положительный оттенок) и это даже не потолок того, сколько других взаимосвязей и с самой игрой, и с поднимаемыми темами автора можно провести. Atlus очень качественно жонглирует, на первый взгляд, совершенно разными человеческими идеями, заставляя их выглядеть складно и не противоречить друг другу.

Что по итогу: в обзоре нет мыслей, что если вы не знаете перечисленного выше или не хотите изучать, то вы поверхностный и скудоумный человек(ответить на этот вопрос вы должны сами). Я же со своей стороны хотел смягчить знакомство с закулисным миром Мегатена, в котором я сильно нуждался, когда сам только начал его изучать.

55
1 комментарий

Дтф в очередной раз удивил меня, вырезав половину предложений/фраз, изменив склонения и порядок слов.

1
Ответить