Как Голди и Роб Плейфорд написали «Timeless»
«Timeless» — 21-минутная драм-энд-бейс эпопея, состоящая из трех частей: «Inner City Life», «Jah» и «Pressure». Возможно, не будь «Timeless», Rob Playford так и продолжил бы работать на удалёнке рядовым саундпродюсером, а Goldie своими золотыми зубами освещал бы своё очередное хулиганское граффити-послание (или стал бы членом команды Бэнкси (если он уже не в доле).
Так как же возник «Timeless»? Рассказывает Rob Playford.
«Всё началось со струнных. Изначально Goldie планировал поэтапно воспроизвести их вручную. Естественно, гораздо проще это сделать при помощи синтезатора, сыграв одну партию, а затем раскидав её по разным midi-каналам, но он об этом даже не знал. Мы хотели, чтобы струнные звучали динамически. Прислушайтесь к ним: отдельные части то появляются, то исчезают, будто бы это живое существо. Партия состояла из трех звуков, которые мы раскидали по разным каналам моего E-MU Vintage Keys. Так мы могли по отдельности их редактировать: регулировать громкость и изменять высоту тона нот. Мы задействовали огромное количество автоматизаций.
Мы работали ночью по пятницам на протяжении нескольких недель. Иногда мы созванивались с Goldie, и он по телефону делился новыми идеями. При большом желании, мы могли бы закончить трек и за 1-2 недели. Но это даже к лучшему, что процесс затянулся: так у нас появилось больше времени для новых идей. В то время я жил в Стивенедже, а Goldie — в Лондоне. После каждой сессии я отвозил его домой, и во время пути мы слушали получившийся результат в машине и анализировали. Это были незабываемые минуты.
Спустя пару сессий мы задумались о продолжительности трека: классических 5-7 минут ну никак не хватит. Я предложил сделать 40-минутный сингл, но при той скорости BPM в наш Notator Logic мог поместиться лишь 32-минутный трек. Я был разочарован: мои грандиозные планы были разрушены, но времени и сил на изменение BPM уже не было: к тому времени основа трека была уже готова.
Когда струнная партия была завершена, мы принялись за барабаны. Здесь я открыл для себя один интересный приём, который, как мне казалось, ранее никто не использовал. Наш брейкбит состоял из двух моно-файлов. Я отправил каждый из них на отдельный канал и раскидал по панораме так, что в совокупности они давали стерео. Это стало откровением — звук был настолько глубоким, что мы заслушивали его до дыр. После мы принялись за бас. И хотя он состоял из странных и даже инфразвуковых шумов, вместе они давали, как это называют клабберы, «кач» или «жир».Очень важный момент — сведение трех частей («Inner City Life», «Pressure», «Jah») в одну полноценную картину. Диджейское искусство заключается в умении плавно переходить от одного трека к другому. Я долго работал над сведением частей, чтобы в итоге получился гармоничный 21-минутный микс.
В какой-то момент мы поняли, что инструментальная версия готова, добавить к ней больше нечего. Её длины хватало на то, чтобы приехать из Стивенеджа в Лондон. У нас даже была такая игра: успеть доехать до Лондона, пока не закончится «Timeless»! (как вам фраза: «пока не закончится вечность»?)
Я не помню, когда у Goldie родилась идея вокала. До завершения инструментальной версии о нём не было и речи. Я свёл дорожки в микс, где голос, как мне казалось, окажется лишним. Но я ошибался. Goldie пригласил Диану Чарлмейн в студию, мы записали вокал и вставили в микс самые удачные отрезки. Обработка через BBC Sonic Maximiser дала голосу ещё большего пространства. Хотя это было не так заметно, пока я не добавил его в микс. Кстати, её же вокал звучит в двух других работах альбома — «Angel» и «Kemistry». (К сожалению, в 2015 году Диана Чарлмейн скончалась от рака почек)
Многие думают, что написание брейкбитов — проще простого: берёшь барабаны, сэмплируешь и зацикливаешь. Но это не так. Мы сэмплировали только самые важные кусочки, разбавляли их шумами, делали невообразимую эквализацию, прогоняли через дисторшн — в общем, делали всё, чтобы добиться желаемого звучания. У нас были пользованные молодыми рэперами сэмплы 20- и 30-летней давности. Их-за неопытности они прогоняли их через паршивые дешёвые микшеры, поэтому сэмплы имеют специфичное звучание. С другой стороны, имея всё необходимое оборудование, любой сэмпл можно обработать так, что его не отличишь от только что записанного в студии. Это история о том, у кого откуда растут руки.
Бонус: оборудование, на котором был записан «Timeless»
1) Обработка:
— Alesis Midiverb III effects
— Alesis Quadraverb multi-effects
— Alesis Q2 multi-effects
— Alesis Midiverb III effects
— Allen & Heath Sabre mixer
— BBC Sonic Maximiser
— Behringer Composer compressor/expander (x3)
— Behringer Intelligate
— Behringer Suppressor multi-band de-esser
— Behringer Ultrafex II enhancer
— Klark Teknik graphic EQ
— Lexicon Vortex effects
— Novation Drumstation
— Plasmon CD-R writer
— Sony DAT (x2)
— Sony M7 sonic modulator
— Sony MP5 effects
— SPL Stereo Vitalizer enhancer
— Tannoy monitors
— Technics decks (x2)
2) Сэмплер
— Akai S3200
3) Клавишные
— Akai SG01v vintage synth module
— Emu Vintage Keys module
— Korg 01/W workstation
— Novation Bassstation monosynth
— Oberheim OBMx analogue rack synth
— Roland Juno 106
— Yamaha DX7
— Yamaha TG500
4) Компьютеры и ПО
Apple Power Mac
Digidesign Pro Tools 24 system
Emagic Logic Audio sequencer
Opcode Studio 4 MIDI interface
Adaptec Toast CD-writing software
Больше историй: EDM History