Я устал от социальных высказываний и серой морали в фэнтези-кино — хочется больше приключений с продуманным лором

Неужели никто, кроме Питера Джексона, не умеет такое снимать?

Я устал от социальных высказываний и серой морали в фэнтези-кино — хочется больше приключений с продуманным лором

Поделюсь сумбурными, но честными мыслями. Отчасти ерундовыми, но что есть — то есть. Просто недавно пересмотрел трилогию «Хоббита», а сразу за этим увидел трейлер фильма по Dungeons & Dragons, и как-то навеяло...

Сегодня фэнтезийного кино с сериалами и так не много, а то, что есть, кажется, изо всех сил старается стать зеркалом современного мира, его морали и порядков. Это, вроде, и неплохо, но словно из-за такой чрезмерной внимательности к социальным высказываниям, проработка непосредственно волшебных миров страдает. Логику режут в угоду идейности, а ещё куда ни плюнь добавляют неоднозначность добра и зла. Даже если антигерои не на главных ролях, наставники, друзья и важные спутники современных протагонистов обязательно чуточку злые, чуточку непонятные, чуточку спорные.

Сами же главные герои, обычно, бесхарактерные тряпки, аморфные тела, которые до последнего противятся вступлению в захватывающую историю, и ноют после каждого нового поворота приключения...

Но это уже другой разговор, и касается он не только фэнтези.

Что до «неоднозначности», то когда-то это было в новинку. Сплошь белое и пушистое добро навевало скуку. Но вот в чём дело: сейчас такого уже не осталось. Истинно добрые характеры ушли не только из сказочных приключений, они вообще вымирают на экране. Дошло до того, что мы удивляемся Теду Лассу, его заразительному позитиву, а он просто хороший честный человек. Такой, каким каждому стоило бы быть.

К чему я веду... Давайте вспомним, какое воплощение фэнтези на экране объединяло уважение к сказочному миру, достойных, добрых героев и здоровую мораль, не переусердствовавшую с напором?

А как вспомним, то зададимся вопросом: почему современное фэнтези не берёт пример с «Властелина колец»?

В нём добро — добро, зло — зло, а если и есть кто-то между, вроде Голлума, то он не становится ориентиром для всего произведения.

Ведь ключевые герои, Братство Кольца, — это достойные, благородные, смелые персонажи. Они могут по-доброму подтрунивать друг над другом, но в ссоры Леголаса и Гимли не заталкивают психологию расовых притеснений в современной Америке. Мы видим напряжённость между эльфом и гномом, но она не перетягивает на себя одеяло, лишь дополняет картину мира. И точно не работает один-в-один, как в реальности. У рас есть причины недолюбливать друг друга, но, под стать фэнтези, это причины эпических масштабов и для них заготовлена богатая, оригинальная предыстория. Это не набившие оскомину отношения угнетателя-угнетённого.

Но главное, по крайней мере для меня, во «Властелине колец» — это долгое, многообразное приключение, в котором герои, проявляя свои лучшие качества, справляются с возможными только в сказочном мире преградами. Да, иногда в кадре мелькает что-то более человеческое и психологичное, вроде ксенофобии, но на этом не держится фокус. Потому что невозможно снять объёмный мир, упустив социальные проблемы. Но это не значит, что все беды в фэнтези сплошь и рядом такие. Иногда большой злой властелин тьмы должен быть просто большим злым властелином тьмы, а страшные проклятия — страшными проклятиями, а не аллюзиями на что бы то ни было.

И не всегда, чтобы победить зло, достаточно превосходить его идеей. Ещё нужно лучше владеть мечом, иметь в союзниках волшебника посильнее и завербовать армию побольше.

Ну, и лор. Нельзя его отодвигать на задний план, превращать в постольку-поскольку декорацию. Не в фэнтези. Это такой жанр, где внутренняя логика мира не бывает для галочки, за ней нужно следить пуще прочего. Иначе рассыпется вообще всё: драматическая история, морализаторские размышления, расовая репрезентация.

В неубедительном мире и всё остальное будет неубедительным.

Фэнтези же любят именно за сеттинг. Потому что чья-то история была и прошла, а миру жить да жить, и в нём уместится ещё сотня таких историй, тысяча. И тот же «Властелин колец» — это не только три романа, это ещё и «Хоббит», и монструозный «Сильмариллион».

И есть более яркий пример того, что без стройных правил мира ничего бы не получилось — Dungeons & Dragons. Здесь превыше всего дух приключений и лор, в которых приключения происходят. Они запускают игру и удерживают в ней, а что там будет внутри самой истории, придётся ли героям разбираться в остросоциальных темах, это уже наживное. Прогрессивным мыслям есть место в таком фэнтези, но их нужно на что-то нанизывать, они не могут сами по себе стать хребтом увлекательного сюжета.

Но сериалы, вроде «Колеса времени» и «Ведьмака» от Netflix, или фильмы, как «Меч короля Артура», упускают важность лора.

Они пытаются его заменить социальными высказываниями или горкой экшена, делают это с серьёзной миной, и остаются в дураках. Лучше бы «Мерлину» с Колином Морганом сделали ремастеринг графики...

И вот знаете, после трейлера Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves я впервые за последнее время поверил, что нам покажут хорошее фэнтези. Большое красивое приключение, в котором уживётся задор и магия. В котором не забудут о том, что в жанре важно волшебство, и авантюристы пускаются в авантюры, а не разглагольствования о гендерных ролях — об этом тоже можно, но после дела, сидя у костра и деля добычу.

Да, это будет не эпическое фэнтези в духе «Властелина колец», а скорее «Стражи Галактики», но для истории грабителей из DnD такое настроение подойдёт. Я сам в «Подземелья» играл мало, но в тех партиях, куда звали, всегда было скорее забавно, чем пафосно.

А ещё снимают фильм авторы «Ночных игр» — очень хорошей комедии. Так что верить можно, почти не осторожно. И не только в то, что кино удастся, но ещё и в то, что его успех возродит жанр приключенческого фэнтези. Яркого и пропитанного волшебством.

Потому что, как говорит Весемир в начале третьего «Ведьмака», нужно во что-то верить. Иначе жить не хочется.

Тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить.

522
218 комментариев