Сны в Старейшем доме: история о том, как важен контроль
Что общего у Control и осознанных сновидений.
Сначала попроще. Осознанный сон — это когда ты во сне понимаешь, что спишь, обретаешь физическое тело и делаешь то, что тебе хочется. Ну, как Нео в «Матрице».
Теперь посложнее. Осознанный сон — это когда ты, получив физическое тело, пытаешься сохранять над ним контроль. Представьте, что играете в ролевую игру. Изначально вы слабы: дай бог крысу в подвале убьёте. Но чем дольше вы играете, тем сильнее становитесь — учитесь убеждать торговцев давать скидки, выше прыгаете, кидаетесь файерболами и так далее.
Так вот: осознанные сны — это видеоигра, но только с простором действий и настоящими физическими ощущениями. Если вас бьют — то вам, как правило, больно. Если вы занимаетесь сексом, то, рискуете проснуться от оргазма. Если летаете среди облаков, то, быть может, почувствуете дуновения ветра и даже тепло солнца на лице.
Способности сновидца в данном случае ограничены исключительно его опытом. Равно как в RPG, свои способности нужно прокачивать. Постепенно я научился летать, а не просто высоко прыгать. Потом — проходить сквозь стены, а не только через окна. Следом я понял, как телепортироваться и телепортировать других людей.
Однажды пафосным пасом рук я потушил солнце, населил город зомби, а затем специально частично потерял контроль — чтобы было интереснее. Если бы я всё контролировал, то это было бы, пожалуй, не очень интересно.
Я читал, что некоторые сновидцы в осознанных снах не просто трахаются и летают, но тренируются перед какими-либо важными событиями в реальном мире. Сдают экзамены, проводят встречи с бизнес-партнёрами или даже свидания. Так делала, например, главная героиня сериала VR.5, целиком построенного на логике сна — надевала шлем виртуальной реальности, а затем звонила нужному человеку, создавая тем самым с ним ментальную связь.
Но, увы, тема осознанных сновидений остаётся на обочине массовой культуры и редко обсуждается в обществе — просто потому, что так умеют единицы, и они не особо распространяются о своём опыте.
Тенденции понятны: когда никто из твоих знакомых не испытывает осознанные сны, рассказывать о них как-то боязно — тебя посчитают либо не вполне нормальным, либо просто не поймут то, что ты имеешь в виду.
Но в Remedy знали, что делали. Изначально игра позиционировалась как произведение, построенное на логике сна. Она была и в Max Payne, и Alan Wake — разумеется, есть она и в Control. В своей последней на данный момент игре Remedy идёт дальше и наконец-то задействует тему снов без страха показаться странной.
Конечно, разработчики не могли просто взять и устроить сон в игре — это слишком сложно как в визуальном плане, так и в эмоциональном. Для этого Старейший дом, в котором происходят все события игры, должен был бы постоянно изменяться, а герои, как минимум, чаще нести околесицу. Боюсь, многие игроки просто не поняли бы Control в таком случае, да и столь насыщенный боевой геймплей бы при таком раскладе не получился.
Однако же в Remedy постарались: сделав главным двигателем сюжета паранормальные явления, они смогли «развернуть» логику, по которой работают сновидения, в понятных и приемлемых широкой аудитории рамках.
Бюро контроля, в которое попадает главная героиня Джесси, и при этом тотчас становится Директором, сюрреалистично. Понимание происходящего здесь — исключительно вопрос веры: готовы ли вы принять тот факт, что Джесси становится Директором безоговорочно? Устраивает ли вас то, что сотрудники Бюро ведут себя столь спокойно, как священные коровы? Нормально ли вы относитесь к тому, что заражённые внеземным Шипением люди просто парят в воздухе и «напевают» странные слова?
Слишком много всего здесь происходит стремительно. Вот Джесси только поднимает пистолет, вступая в должность Директора, а вот уже на стенах висят её фотографии. Вот она называет врага Шипением, и это слово тут же появляется во всех документах.
Примерно так всё во снах и происходит: «сюжетообразующее» событие тут же находит отклик во всём, что вы видите и чувствуете. И сновидец, при этом, воспринимает это как должное.
Главный источник вдохновения в Control считывается очевидным образом. Так, поражённые Шипением люди видят сны — об этом прямо сообщает Дилан, брат Джесси. Да и сама девушка ближе к концу игры попадает в сорреалистичный сон, где она — никакой не Директор, а обычный рядовой клерк в Бюро.
И эта сцена очень интересна. Символизм понятный: Джесси, крутой всемогущий Директор, вдруг низвергается до обыкновенного белого воротничка. Никакая она не крутая на самом деле, а самый обычный человек, который разносит письма — её не ценят, её не уважают.
И это заставляет думать, что на самом деле все события в Control — её сон. То есть, влиянию Шипения она подверглась изначально, возможно даже в детстве: в тот момент, когда вступила в контакт с паранормальной сущностью из другого мира. И становление Директором — лишь её желание всё контролировать, как в осознанном сне.
На это косвенно указывают и аудиозаписи из психиатрической лечебницы — Джесси на них ведёт себя совсем иначе: она в истерике, она теряет контроль над собой. В Старейшем доме же она чувствует спокойствие, ей хочется остаться в нём навсегда.
Прямых указаний на то, что всё происходящее в Старейшем доме — сон, Remedy не даёт. Это было бы слишком скучно. Зато авторы прямым текстом заявляют, что Полярис (путеводная Полярная звезда), таинственная сущность, с которой общается Джесси — это и есть сам игрок. Таким образом, события игры могут быть не сном Джесси, но сном Поляриса.
Впрочем, я бы не стал утверждать, что всё не реально. Скорее, в Control реальность и сон смешиваются — до такой степени, что грань между ними оказывается размыта.
Джесси будто бы залипла между осознанным сном и неосознанным. Но дело в том, что в осознанных сновидениях бывают разные степени контроля тела. Иногда ты ощущаешь всё вокруг очень чётко — будто бы это реальность, но при этом ты знаешь, что спишь. Иногда — лишь частично.
От степени контроля также зависит и то, что ты можешь делать в осознанном сне. Когда-то раньше я специально учился летать: долго, нудно, постепенно. Сначала были просто прыжки с неминуемым падением, потом парение, как в случае с Джесси. Своего рода, ментальная прокачка.
Нечто похожее происходит и с Джесси: постепенно она учится контролировать пространство. Сначала осваивает телекинез, благодаря которому может силой мысли поднимать тяжёлые предметы и швырять их во врагов. Затем — учится брать под контроль противников и летать. Всё это — стандартный набор способностей в случае с осознанными сновидениями.
И в конце, когда Джесси охватывает Шипение, она, по сути, вываливается из осознанного сна в обычный — теряет контроль. Он остаётся лишь у игрока.
Другой важный момент — исследования группового мышления, коллективного бессознательного и синхронности, которыми занималось Бюро Контроля. Согласно им, люди связаны между собой и могут друг на друга влиять. Веря в сверхъестественное, люди, тем самым, создают его на самом деле.
Точно так же происходит в осознанных снах: если ты будешь сильно верить (и вера эта, по сути, мысленная энергия), что сможешь взлететь — ты взлетишь. Так что Джесси, желая найти пропавшего брата, могла и сама создать Старейший дом — мир, где она получит сверхсилы, станет Директором и найдёт Дилана.
Дилан говорит, что Шипение знает множество параллельных миров. Также он говорит, что под воздействием этой силы видит различные сны — о прошлом, будущем, и иных местах. Один из его снов — как раз тот, где Джесси обычный клерк, который разносит почту. Так что если сны — это и есть иные миры?
Учёные Бюро выделяют особые Зоны соприкосновения — места, где один мир резонирует с другим. Такой зоной, например, считается отель Оушенвью, в который время от времени попадает Джесси, перемещаясь таким образом между изменяющимися сегментами Старейшего дома. Когда Джесси попадает туда под влиянием Шипения, то осознаёт сон и возвращает себе контроль над реальностью.
Но что это было на самом деле? Сон, в котором Джесси видела отель, или всё-таки Оушенвью — это сновидческое пространство, и Джесси путешествует по Старейшему дому засыпая? Пространство в отеле Джесси контролировать не может, наоборот — там она играет по чужим правилам. Получается, что Оушенвью — это обычный сон, из которого можно выйти в сон осознанный.
Тем самым, Control резонирует с «Матрицей» и другими произведениями, построенными на солипсизме. Нео осознал нереальность пространства вокруг себя и научился его изменять. В том числе — летать.
Тем же путём идёт Джесси. В своём пытливом изучении граней реальности она приобретает контроль над ней и над собой, будто бы сновидец, осознав своё тело. Исследуя логику сна, Remedy наконец-то действует смелее, почти не боясь, что кто-то не поймёт посыл.
Ну или же я всё придумал. Хотя какая разница, ведь объективной реальности так или иначе не существует, и мир мы познаём чувственно, как те люди в пещере Платона. Важна лишь степень контроля над реальностью, которая у тебя есть.