О чемоданах и разном прочем

Когда проплатили EGS, Sony, Riot, бог весть кто ещё и все остальные одновременно, а мы, конечно же, купаемся в деньгах. И ещё за пресс-копии продаёмся, разумеется.

Чемодан с деньгами догоняет игрового журналиста, гифка в цвете Фрагмент ролика JRS Dewd

Нет, разумеется, мы не купаемся в деньгах и не продаёмся. И никто ничего не проплатил, а если и есть партнёрка — то вы сразу это поймёте.

Никто из читателей не обязан знать, как и что у нас устроено. Также как я не обязан знать, как готовит повар, когда заказываю блюдо в ресторане. Однако же я доверяю команде ресторана и надеюсь вкусно поесть. Как знать, может быть сейчас так же получится?

В этом небольшом тексте я расскажу, в чём разница между рекламой и PR, а заодно объясню, как это всё устроено на DTF. Основываюсь я в первую очередь на своём опыте: он состоит из бакалавриата и магистратуры факультета журналистики с изучением рекламы и пиара, практического опыта работы в рекламном агентстве (впрочем, недолгого), работы редактором в «Игромании» и на DTF.

Сразу отмечу: я не собираюсь никого убеждать. Доверять изданию или нет — это дело читающего и смотрящего. Доверять этому тексту — тоже. Но, по крайней мере, я надеюсь, что вы узнаете кое-что новое о людях, которые пишут для вас материалы 24/7. Врать мне резона нет, просто потому, что я себя очень люблю, но об этом позже.

Итак, постараюсь познакомить вас с нашей кухней, но начну, как водится, издалека.

Что такое журналистика

Сбор, обработка и передача информации. Это если в общем. Функция журналиста — достать для читателя информацию всеми правдами и неправдами, и донести её. Некоторые люди могут сколь угодно много говорить о о том, что в России игровой журналистики нет, но это не так. Возможно, они просто ничего о ней не знают.

Вы получаете информацию об играх благодаря журналистике. Да, вы также получаете её благодаря промо-материалам издателей, но там вы увидите лишь хорошее и точно ничего плохого. Если бы не журналисты, никто бы не узнал о том, что Aliens: Colonial Marines — говно. Вернее, ну, узнал бы, но не сразу.

Но даже не в этом дело. А в том, что никто не узнает об игре или, скажем, кино, если журналисты или другие инфлюенсеры это дело не подсветят. Ни в коей мере не набиваю нам важность, но камон, выбирайте — промо-материалы или журналистика. О вопросах непредвзятости знаю, поговорим ниже.

Пока же: функция журналистики (игровой, разумеется, тоже) — сбор, обработка и передача информации. Будь это инфоповод с запада, эксклюзив из СНГ, обзор игры или что-либо ещё. Кино, настолок и всего, о чём мы пишем, тоже касается. Есть инфа — мы её вам передаём в удобном, обработанном и понятном виде. Всё.

Что такое реклама

Это то, что делается за деньги. Главное отличие от всего остального. Всё остальное делается не за деньги. Мы заключаем договор с партнёром, они размещают у нас баннер, например — это всё за деньги. Это реклама.

Мы подписываем договор с производителем продукта, который покупает у нас статью как рекламную позицию — это реклама. Если где-то в описании YouTube-канала вы видите ссылки на какие-то продукты или ссылки с UTM-хвостами — это реклама. Разница в том, что мы партнёрский контент всегда помечаем: вы всегда чётко можете понять, где реклама, а где — нет.

Разумеется, партнёрский контент до публикации читают партнёры и вносят правки. Ну, они же за это платят, ага? И здесь уже каждое издание самостоятельно решает, что и как оно хочет. Я могу точно сказать за DTF и другие издания «Комитета» — если рекламируемый продукт плохой, то мы не будем писать, что он хороший. Я множество раз лично видел, как мы отказывали в рекламе (даже в брендировании, которое не укладывалось в дизайн издания — это «задник» сайта), хотя деньги там были ок. Я лично «запорол» несколько рекламных объявлений, потому что я не хочу, чтобы пострадал имидж издания, в котором я работаю.

Причина простая: долгосрочная перспектива гораздо важнее, чем сиюминутная прибыль. Окей, мы можем выиграть три ляма в этом месяце, допустим. А что потом? Если нам перестанет доверять наша аудитория после этого, что мы получим через год? Без нашей аудитории мы помрём просто, вот и всё. Поэтому в наших интересах быть честными в плане рекламы и тщательно её проверять. Это же касается всего остального.

Ещё есть такое понятие — джинса. Это когда контент, за который заплатили, не помечается как рекламный. К сожалению, это действительно часто случается в журналистике. Я лично знаю о многих случаях, когда такое происходит: допустим, когда СМИ «сидит» на бабле мэрии города или на периодических контактах области, например. Вы даже и не узнаете, что прочитали (или, наоборот, не прочитали) что-то, за что заплатили деньги.

В игровой и кино-журналистике в России этого, насколько я знаю, практически нет. Блогеров в расчёт не беру, ничего о них не знаю — там ответственность несут сами персоны, а не издание с редакцией и своей установленной политикой. Но я точно знаю, что никто из издателей сейчас в здравом уме не станет лоббировать изданию джинсу — по крайней мере из тех, с кем я работаю (со всеми крупными издательствами в том числе).

В разы выгоднее PR-механики, просто потому, что это бесплатно. Охват будет меньше, опций тоже гораздо меньше, но и свои плюсы тоже есть.

Что такое PR

PR — это бесплатно, в том и соль. Задача хорошего PR-специалиста такова: добиться публикации о продвигаемом произведении или товаре в медиа бесплатно. Желательно, конечно, в положительном ключе.

Поэтому в интересах хорошего PR-специалиста помочь журналисту в его работе. Вовремя скинуть инфу, которая поможет ему сделать классный текст — а может даже эксклюзивно. Предложить интервью с разработчиками и всё организовать. А задача журналиста — не согласиться на то, что не интересно его аудитории, а если интересно, то написать так, чтобы... ну, было интересно и полезно. Тут уже всё зависит от самого журналиста и политики издания, на которое он работает.

И речь не о том, что пиарщик будет агрессивно лоббировать свои интересы — никто этим заниматься не будет, это попросту глупо. Это порушит все связи между PR-специалистом и журналистом. Журналист, если его будут шантажировать, устроит скандал, потому что заботится о своей репутации — кроме репутации у журналиста ничего и нет. Это профессия, в которой платят немного, а за взятку ты сразу вылетаешь нахуй, потом ешь перловку с тушёнкой, и никуда тебя больше не берут. Исключения возможны, я их даже знаю, но они — всё ещё исключения (к DTF не относится).

Да и скандалы никому ещё не шли на пользу. Издатели, я уверяю, тоже не хотят, чтобы про них писали плохо. Чёрного пиара, если что, не существует — его придумали те, кто облажался. И никому ещё скандалы на пользу не шли: в долгосрочной перспективе уж точно. Медиа — всё ещё то, благодаря чему издатели могут получить какой-то охват. Ну а в интересах медиа — получить «доступ к телу», чтобы донести информацию до читателей, которым она интересна. Взаимовыгодное сотрудничество, понимаете?

И тут мы подходим к вопросу о пресс-версиях и поездках.

Я никогда не ездил на пресс-показы, но со слов коллег обычно это происходит так: журналиста заселяют в отель, потом он пашет как не в себя, пытаясь пройти как можно больше игр за отведённый срок, ну а затем вроде как можно и в баре бухнуть на халяву. Тут уж каждый сам решает, будет он это делать или нет.

Конечно, издатель попробует сделать так, чтобы впечатления журналиста от игры были... ну, получше. Но дело в том, что у журналиста издания (по крайней мере крупного, с которым считаются) нет повода «вестись на бутерброды». Сейчас ты бухнёшь и поешь, а потом тебя уволят, и будешь ты есть перловку, ага. Я лично уволю или попрошу уволить любого, кто так поступит. На DTF таких людей нет — в этом я также уверен.

Почему? Потому что нужно быть дураком, чтобы так поступить. Ну, приукрасить впечатления от игры или скрыть какие-то негативные её моменты. Ради бутербродов? Или бесплатного пиваса? Так могут поступить только люди, которые абсолютно не заботятся о своём имидже. А для медиа и журналистов имидж, напомню, всё. Потерять имидж — это конец, серьёзно.

Есть ещё одна проблема: на пресс-показах издатель обычно показывает лучшие стороны игры. С этим журналисту тоже нужно считаться — процеживать игру через себя, сомневаться. И да, поэтому впечатления с пресс-показов могут быть более позитивными, чем обзоры — и не в бутербродах несчастных дело, а в том, что показали.

У нас редакция никак не связана с рекламой: мы, конечно, помогаем с партнёрскими материалами, потому что у нас есть экспертиза, но эти два департамента между собой не связаны. Мы, например, даже не знали о том самом баннере «Развивается при поддержке PlayStation», на который любят ссылаться дорогие комментаторы, «уличая» редакцию в продажности. И он никак не связан с работой редакции.

Реклама на DTF не может навязать редакции, о чём писать, а о чём — не писать. В этом великая прелесть работы здесь.

Но к этому мы ещё вернёмся ниже.

С развитием интернета игровые медиа, увы, частично потеряли своё влияние: мы сохраняем его в случае с инди и, скажем так, хардкорными проектами. Также мы, на мой взгляд, важны в качестве площадок для сообществ. Поэтому DTF — не медиа в классическом понимании этого слова.

Но вообще-то я тут ещё хотел поговорить о пресс-копиях, о которых последнее время часто пишут юзеры DTF (и не только они).

Всё просто: пресс-копии — это то, благодаря чему издатель получает охват, а журналист — материал.

Как я уже писал выше, задача PR-специалиста — дать журналисту то, что ему нужно. А журналисту нужна игра. Желательно раньше всех, иначе тоже может быть скандал, который, повторюсь, никому не нужен.

И нет ничего страшного в том, что издатель захочет «отключить» издание от рассылки пресс-копий. Ну да, это будет не самый приятный момент, но на деле это не так уж и важно. Как Альберт Жильцов с «Калибром» в случае с освещением в медиа, представителей которых считает свиньями, игровая журналистика тоже не так уж сильно нуждается в пресс-копиях игр.

Разумеется, мы постараемся сделать так, чтобы не поссориться на ровном месте. Это никому не нужно. PR-специалисты, уверен, тоже постараются сделать так, чтобы не поссориться с нами. Просто потому, что это не выгодно ни нам, ни издателям, ни вам.

Но это всё не значит, что журналист становится рупором издателя. Такой журналист просто вылетит из уважающего себя издания, потому что для издания — честность важнее всего. Как минимум, для DTF. Дело в том, что деньги изданию приносят в первую очередь не рекламные партнёрки или баннеры, а... вы.

На кого работает игровой журналист

Есть и ещё один важный момент, уже личный. Мне просто нравится стоять в белом пальто. Я так душевно себя лучше чувствую. Избегая лжи и говоря правду я ощущаю себя крутым. Уверен, у моих коллег тоже это есть. Мы тут все себя очень любим и собой гордимся. И правда – лучший повод собой гордиться.

Так что журналист работает на две сущности: свою гордость и на свою аудиторию. С гордостью понятно, и да, она, в зависимости от человека и издания, может быть гибкой. Поэтому смотрите, кому доверяете — как и в случае с любой информацией вообще.

С аудиторией интереснее. У всякой рекламной кампании есть свои цели — чтобы как можно большее количество глаз увидело рекламу или максимальное количество пальцев клацнуло на ссылку и потом что-то сделало. Не будет этих глаз и пальцев — не будет и рекламы. Иными словами, именно аудитория платит медиа. Будет классно, если мы когда-нибудь добьёмся того, что аудитория будет платить медиа напрямую (DTF Plus — прекрасный первый шаг), но пока что это не так.

Однако, я повторюсь, это не свидетельствует о продажности мнений, так как есть имидж и желание развиваться. Если нам перестанут верить, то и денег у нас не будет. Поэтому доверие аудитории — это самое важное в нашем случае. Так что работают журналисты исключительно на тех, для кого они пишут тексты и снимают ролики.

А что ж там чемоданы?

Ну, классный смешной мем. Вижу его под каждым вторым текстом и роликом уже... сколько там я в игрожуре, девять лет? Так пусть же мем живёт и ещё девять лет.

Просто потому, что юмор — это хорошо. И игровые журналисты должны к этому с юмором относиться — мы всё-таки о развлечениях пишем, и одна из важнейших функций игровой журналистики — развлекательная. Кидайте свои чемоданы и дальше, поржекаем. Но я надеюсь всё-таки чаще видеть чемоданы как часть юмора, прекрасного троллинга, а не на серьёзных щах. Юмор — это здорово, а вот заблуждения — уже не очень.

Не буду рассказывать, насколько журналистика — сложное и стрессовое занятие. Не ваше, ребят, это дело, а наше. Мы деньги за это получаем. Сами спросите, если интересно. Просто надеюсь, этот текст немного помог развеять заблуждения и понять нашу профессию чуть лучше.

Если остались вопросы — с радостью отвечу в комментариях.

121121
72 комментария

Комментарий недоступен

23
Ответить

Честно, я 2 минуты пытался придумать шутку, но не получилось. Эх, совсем старый стал...

10
Ответить

Сбор, обработка и передача информации. Это если в общем. Функция журналиста — достать для читателя информацию всеми правдами и неправдами, и донести её.Не хочу никого обидеть, но именно журналистских материалов же на dtf мало, по большей части это рерайты и переводы зарубежных статей/новостей. Да, редактор, скорей всего, погуглит смежные вещи по теме, но я бы не назвал это журналистикой в привычном смысла этого слова.

12
Ответить

Имеешь в виду, что журналист должен добывать информацию звонком и эксклюзивным комментарием? Ну, да. Всё так. Но, как ты понимаешь, весомая часть важных инфоповодов у нас с запада. Ну а в случае с нашими — всегда стараемся искать эксклюзив и запрашивать комментарии. Также у нас есть эксклюзивные интервью, аналитика и так далее — мы стараемся добывать инфу из первых рук везде, где возможно. Но если говорить о большей части публикаций, то ты, пожалуй, прав (почему — выше). Но это разве противоречит тому, что я написал, а ты процитировал?

14
Ответить

Картинка с Ширяевым "Зачем порвался?"

12
Ответить
12
Ответить

пост не читал, и так ясно, что вам платят, чтобы вы говорили, что вам не платят

14
Ответить