Шутеры, которые мы потеряли
«Я считаю, что насилие очень неоднозначно в кино. Например, некоторые фильмы утверждают, что они антивоенные, но я не думаю, что я действительно видел антивоенный фильм. Каждый фильм о войне в конечном итоге оказывается про-военным».
В шутерах и близких по жанру играх персонажам часто приходится заниматься истреблением вражеских солдат, устраивать бомбардировки и рисковать не только своей жизнью, но и людьми вокруг. Главный герой в таких проектах часто ощущается как ребенок, который не понимает устройство этого мира и следует лишь подсказкам .
То, как шутеры показывают военные действия, милитаризм, спецоперации – это порой может не просто удивить игрока, а даже напугать его. Хоть иногда, но у них получается раскрыть интересный контекст.
Пролог в Battlefield 1
Игра без объяснений бросает вас в гущу событий и ставит условие - защищаться от нападения немецких солдат. Ничего нового, но ваш персонаж умирает. Спустя недолгую паузу вы переключаетесь на нового бойца и продолжаете выполнять то же самое задание. Угнетающая атмосфера и страх бессмысленной потери очередного солдата давит на игрока, но это работает. Жаль, что в дальнейшем игра не показала ничего более выразительного.
Homefront
Очень противоречивая, но местами недооцененная игра. Она хоть и неумело, но выдавал мощные эпизоды, которые повергали в шок. Если когда-то бросили или вовсе пропустили, то советую все таки уделить этой игре внимание.
World at War
Игра включает очень много жестоких моментов. Например, когда тебе предлагают лишить жизни безоружных и ты либо сделаешь это сам, либо твои напарники сожгут их заживо. Если смотреть на эти моменты более серьезно, без каких-то игровых намерений и желания постигать ту же World at War как часть искусства, то эта игра берет исторические преступления и превращает это в развлечение для потребителя.
Modern Warfare
Одна из самых серьезных игр в плане своих мотивов. Игрока очень тонко погружают в военные действия и рядовой зритель может даже не заметить, что под всей пропагандой скрывается осуждение военных операций.
Миссия в Чернобыле по истине уникальна не только своей атмосферой, но также контекстом происходящего и геймплеем. Начать стоит с того, что это одна из немногих миссий в Call of Duty, которая даёт свободу выбора. На примере каждого столкновения с противником игроку ставится выбор: пройти стелсом или начать стрельбу.
Если вас чуть дальше по уровню заметит снайпер, то этот отряд на вас нападет и вам придется перестреливаться с ними. Но если вы пойдете против приказа МакМиллана и убьете их, то снайпер не станет для вас угрозой.
В данном фрагменте ситуация идентична и вы можете выбрать способ прохождения. Рациональнее будет пройти мимо, но игра не запрещает действовать так, как желает игрок.
Сейчас бы такими приемами вряд ли бы получилось удивить кого-то, но тогда это было очень нестандартно для Call of Duty. От подобных действий у игрока появлялось ощущение свободы, чего ранее не было.
Только вот миг свободы кончался на моменте, когда перед игроком в открытом поле появляется крупный отряд противника с техникой. В этом моменте теряется вся свобода, которой ранее игра напрямую хвасталась. Музыка становится напряженной, нагнетается клаустрофическая атмосфера и в один миг вы понимаете, что эта ситуация стала примером того, что в войне не каждое столкновение с противником можно контролировать.
Далее по уровню МакМиллан произносит фразу:
Ты только посмотри... В этом городе проживало пятьдесят тысяч человек. А теперь это город призраков... Никогда подобного не видел.
Действия этого эпизода происходят осенью 1996 города, спустя всего лишь 10 лет после самой крупнейшей в мире техногенной катастрофы. Теперь можно перейти к контексту присутствия этой миссии в игре.
Миссией ранее вы в роли сержанта Пола Джексона отправились на Ближний Восток для устранения Халеда аль-Асада.
«Шок и трепет» – название миссии, в основе которого лежит военная доктрина, применяемая армией США против Ирака. Я без преувеличения могу сказать, что это самая ужасная и разрушительная миссия за всю историю Call of Duty.
В роли самой что ни на есть американской армии, имея явное преимущество в плане техники и вооружения, вы вторгаетесь в восточное государство, зачищаете этот город и убиваете сепаратистов, которые даже по своему виду выглядят как обычные местные вояки без серьезного обучения и экипировки.
Геймплейно в ней ничего необычного. Стреляете на вертолете, далее зачищаете переулок, снова стреляете на вертолете, спасаете пилота и улетаете.
В результате применения столь разрушительного оружия погибло 30 000 солдат и множество невинных людей, которые не были причастны к происходящему. И поэтому чернобыльская ретроспектива спустя уровень так сильно западает игроку. Сначала вы становитесь свидетелем начала войны, потом вы наблюдаете какое может применяться оружие и что никому от этого не станет лучше, а далее вы наблюдаете пример того, к чему могут привести разрушительные действия.
Возможно, что разработчики таким образом разоблачают американский интервенционизм, показывая к чему может привести очередное вторжение их армии в другую страну. А быть может, что разработчики пытались создать с игроком более сильную связь, чтобы оправдать дальнейшие убийства, в том числе и главного антагониста.
Дальнейшие попытки в виде «Ни слова по-русски» и эпизодом с девочкой на отдыхе из Modern Warfare 3 уже не работали так, как в первой части Modern Warfare.