[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Дисклеймер: Уважаемые читатели! Мнения автора всегда субъективно, а раз оно субъективно, то может не совпадать с вашим личным мнением.

Текст содержит спойлеры. Если боитесь спойлеров — лучше не читайте.

Игра была пройдена Xbox Series X.

Ох, как же сильно я люблю писать тексты на игры, которые набили оскомину среднестатистическому ДТФеру. Не, ну честно — Вот кого я собираюсь этим удивить? Так самое главное чем? Киберпанком! Ахахах. Кто только не писал про киберпанк на ДТФ! Однако, я сам себе хозяин, который действует по каноничной схеме "мне так хочется", поэтому встречайте очередной шизо текст по Cyberpunk 2077.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Структура Лонга

Таймлайн № 1. Моё непосредственное знакомство с игрой Cyberpunk 2077

Значится так. Каждый свой текст я начинаю с исторической преамбулы, а именно с того, как я вообще докатился до этой игры. Знакомство со словосочетанием "Cyberpunk 2077" у меня, как и большинства половозрелых геймеров, началось с тизера, где девушка с руками богомола, что-то там полицейские, какие-то пули. Короче, тот тизер вышел бог весть когда, а я ничего уже не помню, так как страдаю амнезией. С меня все взятки гладки, Понятненько? Так вот, вспоминая тот тизер, мне настойчиво в голову лезет не "Cyberpunk 2077", а Код Доступа: Рай. Возможно, данные аналогии мой мозг проводит из-за общих цветовых гамм. Я не психолог.

После того тизера, игра пропала с радаров на относительно долгое время, а потом случился Ведьмак 3. На CD Project Red свалился просто оглушительный успех, но почивать на лаврах — это удел слабых, поэтому было решено не проецировать предыдущий опыт разработки и изобретать велосипед заново. Такой новаторский подход придал игре "этакий флёр долгостроя". То тут, то там на форумах стали появляться шуточки-шутеечки по поводу того, что игра не выйдет и каждым днём обрастает мемами не хуже чем Half-Life 3. Однако, грянул великий и ужасный 2020 год, который принес нам Ковид, удалёнку, выход приставок нового поколения и мемасный релиз Cyberpunk 2077.

За несколько месяцев перед релизом я гадал, в каком виде мне покупать игру — напрямую через Xbox store или через plati.ru. Я выбрал второе и это в какой-то степени меня спасло от хейта, так как я на игру потратил где-то раза в полтора-два меньше нежели покупал бы напрямую. Но это всё равно меня никак не спасло от ужасного релиза на моём новеньком "Экс Бакс Сэрис Экс". Я честно запустил игру, выбрал предысторию "Дитя Улиц" и увидел настолько сырую игру, где лоды у меня прогружались буквально в полуметре от меня, а ещё освещение шакалило. В общем, я не стал себя пытать и отложил игру до "лучших времен"

Кстати, вот вам пруф из моей истории покупок
Кстати, вот вам пруф из моей истории покупок

Таймлайн № 2. Моё непосредственное знакомство с жанром киберпанк

Кино

Как и любой "школяр" из 90х я познакомился с жанром киберпанк посредством фильмов одним из первых таких фильмов был Газонокосильщик. Когда я был мелким этот фильм меня пугал, он казался жутким, видимо мой мозг уже тогда понимал, что это никакая не фантастика, а аллюзия (с оговорками) на нашу бренную реальность.

Вообще (на мой взгляд), в отличии от обычной фантастики до киберпанка надо слегка дорасти, хотя бы до пубертата (мальчикам!), так как именно в этом возрасте начинаешь сталкиваться и осознавать товарно-денежные отношения. Хотя, с другой стороны у нас есть Робокоп со своим ярко выраженным посылом, что все "корпорации" несут вред, который относительно простым языком рассказывает нам о "мрачном будущем".

Многие фильмы под разными углами пытались показать нам своё видение на киберпанк. В моей системе координат есть 3 основных фильма, которые сформировали моё личное представление о том, каким должен быть киберпанк. Все три фильма очень разные и сняты разными режиссёрами, но именно три этих фильма создают синергию, благодаря которой можно полюбить киберпанк.

Первый фильм с данной тематикой на моём жизненном пути стал "Джонни-мнемоник" вступление и первая часть которого является эталонным представителем жанра киберпанк. У нас есть мрачное недалёкое будущее, где людские массы со всех сторон притесняются могучими корпорациями. Главный герой является втянутым в заговор из-за своей профессии — он является курьером, который в своём мозгу переносит конфиденциальную информацию для разных заказчиков. Я не буду ничего вдаваться про культурную ценность второй части фильма, но именно первые 30-40 минут дают нам практически исчерпывающее понятие по жанру киберпанк.

Вторым фильмом я назову Тёмный город Алекса Пройаса. Да, фильм больше походит на неонуар, но сама атмосфера того, что тобой манипулируют прекрасно ложится на рельсы киберпанка. В данный момент хочу передать пламенный привет семейной чете Пералесов из Найт Сити. Вечно мрачный, грязный и неприветливый город в котором присутствует ощущение лжи, обмана и неправдоподобности происходящего, сводит с ума, как и главного героя, так и зрителя. Просто потрясающий фильм, где во главу всего нарратива ставятся вопросы о, хм, человеческом характере и его душе.

Что-то смотрю на этот скрин и он отдает духом Alan Wake II. Взято <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Ftyomnyiy_gorod_1998_kultovoe_ili_otlichnoe_kino_7_kotoroe_nezasluzhenno_provalilos_v_prokate_9365339&postId=3416385" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a>
Что-то смотрю на этот скрин и он отдает духом Alan Wake II. Взято отсюда

Третьим фильмом выступает Побег из Нью-Йорка Джона Карпентера. Думаю, нет смысла кому-то в тысячный раз повторять о том как эта картина повлияла на современную игровую индустрию. Для меня же этот фильм ценен тем, что показывает нам деградацию общества в условиях тотальной изоляции (привет Песий город), а так же разделения общества на банды. Плюсом ко всему идет крутейший главный герой (скорее антигерой), который своей харизмой заставляет тебя визжать от восторга.

.
.

Удивительно, но когда я ставил себе задание по выискиванию из чертогов разума трёх фильмов, которые по моему мнению лучше всего передают киберпанк, мой мозг ни разу не вспомнил о таком культовом фильме, как "Бегущий по лезвию". С одной стороны, все вводные в лице мрачного будущего, не приветливого города, корпораций присутствует сполна, но из-за финального, даже не боюсь такого слова, как философского посыла, фильм воспринимается несколько иначе нежели киберпанк. Всё-таки, в моей системе координат киберпанк — это нечто про иное, он одновременно по каким-то поднимаемым вопросам проще "Бегущего по лезвии", а в каких-то вопросах намного сложнее.

К своим скуфским 33ем годам у меня сформировалось своё собственное определение набора атрибутов, которые позволяют называть какое либо произведение киберпанком. Важнейшими чертами киберпанка являются аугментации (импланты) и корпорации. Я бы даже сказал так, аугментации и корпорации — это визитная карточка киберпанка. Изначально я хотел эти два атрибута разделить, но по степени важности для жанра они стоят на одной ступени. Без корпораций нет аугментаций, без аугментаций нет киберпанка. Это выражение одновременно является как истиной, так и ложью. Почему? Тут ответ на поверхности, хоть это и важнейшие атрибуты для жанра, но без вязкого, соединительного вещества — это всё ещё набор обычной фантастики. Что же тогда относится к этому "соединительному веществу"? В первую очередь — место и время действия. Это должен быть город, обособленная локация, в которой гиперболизируется абсолютно все мыслимые и немыслимые людские страхи и грехи. И именно поэтому, "временем действия" — всегда должно быть недалекое будущее, чтобы мы, как потребители контента видели то, насколько "страшен" мир киберпанка. Нам не будет "страшен" мир далёкого будущего, но нашу душу будет будоражить именно тот мир, который максимально похож на наш, с небольшими вкраплениями фантастических технологий и видов.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Кстати, именно поэтому фильмы с элементами киберпанка кажутся максимально устаревшими, по сравнению с обычной фантастикой, которая выходила в те же года или даже ранее. Всё таки, технологии развиваются совершенно по иному пути, нежели предсказывают это сценаристы. 320 гигабайт памяти, которые себе записывает в мозг герой Киану Ривза в фильме Джони-Мнемоник сейчас кажутся максимально смешными, ведь даже самый дешманский компьютер чаще всего будет иметь объем памяти в районе 500 гигабайт и я еще не начал говорить про смартфоны. А теперь давайте сравним это с каким-нибудь ретро-футуризмом из фильма Чужой, где человечество покорило космос, но пользуется кажущимися более примитивными технологиями, такими как мониторы, вид опрационной системы и т.д. Однако, из-за контекста межгалактических полётов и более-менее отдаленного будущего на эти детали ты обращаешь внимание, но они не настолько критичны, так как мозг не может зацепиться за похожее и позволяет принять правила игры (фильма).

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Стоит также упомянуть про такой пласт масс медийной культуры, как аниме. Скажу честно и прямо я не поклонник данного жанра, так как на полное погружение требуется намного больше времени, чем на фильмы, игры или сериалы. Причина банальна — японцы десятилетиями снимают аниме и пишут мангу по одной франшизе. Накоплено столько материала, что его познать может только тот человек у которого очень много свободного времени. Будь я моложе лет на пятнадцать может быть и стал бы поглощать данный вид контента, но история не знает сослагательных наклонений, поэтому работаем с тем, что имеем. Однако, не всё аниме прошло мимо меня. Иногда я на 2х2 смотрел "Призрака в доспехах" и меня всегда пленила атмосфера данного произведения. Понимаете, там постоянно была безнадёга, а в воздухе витало ощущение тотальной депрессии. Знаете, подобные чувства у меня были, когда ребенком краем глаза смотрел "Её звали Никита". "Призрак в Доспехах" оказал достаточно сильное влияние на западную масс-культуру, а рефренсы на данное аниме имеют многие культовые и знаковые произведения. Ещё одним культовым произведением, которое я отсмотрел в те года, когда был на 20кг меньше, является всеми обажаемый аниме-фильм Акира, однако, я не могу особо конкретизировать свои измышления, так как произведение в моей памяти осталось как набором ярких картинок, не более того. (а вы помните как на ДТФ все помешались и делали мемы с отсылками на постер к Акире?)

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

А теперь снова возвращаемся к нашему " соединительному веществу". Вторым важным элементом "клейстера киберпанка" являются упомянутые чуть ранее страхи, грехи и пороки, которые будоражат современников автора(ов). Страх перед технологиями, страх потери душевности, человечности является всегда неотъемлемой частью атмосферы киберпанка. В третьих, Герой всегда должен рефлексировать по поводу того, что он своими действиями (или бездействиями) наносит обществу (социуму) ущерб, теряя при этом себя, свою сущность, себя.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Игры

Раз я затронул фильмы, то сам бог велел мне "слегонца" порассуждать об играх в жанре киберпанк, ведь они выходили и их выходило не мало. Как бы это банально не звучало, но моей первой игрой был оригиналный Deus Ex, который я опробовал лишь к концу 2000х. К сожалению, даже в те года игры старели очень быстро и я не смог нормально оценить геймплейную составляющую, но саму атмосферу я уловил, так как она словно ренгеновское излучение прошла сквозь меня и осталась в костном мозгу в лице любви к данному жанру. Да, звучит как шиза, что человек отыгравший пару часов влюбился в игру (я это называю синдромом Антона Логвинова), но факт остается фактом — разработчики настолько мастерски сумели создать окружающий игрока мир, его концепцию и логику, что ты до сих пор считаешь это эталоном жанра.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Именно с таким игровым багажом я подходил к релизу приквела к оригинальному Deus Ex. Разработчики из Eidos Montreal настолько мастерски подошли к материалу, что я в эту игру влюбился на этапе первых трейлеров. Все эти заигрывания с новой "Эпохой Возрождения", а-ля человеческим ренессансом, пошла атмосфере только в плюс. И именно тут я сумел осознать тот факт, что рефлексия главного героя — это однозначно плюс. Человек, который волей случая (ой ли?) и не по своему желанию превращается в ходячий синтез плоти и стали, который "never asked for this" идеально вписывается в одновременно чарующий и пугающий мир того Киберпанка. Опять же, в игру очень органично вписали все возможные и не возможные байки и городские легенды, касающиеся историй о злых корпорациях, тайных сообществ и нечистых на руку политиков. Всё это на меня в 2011 году оказало очень сильное влияние и после завершения игры у меня у меня было стойкое ощущение какого-то опустошения и даже в хорошем смысле разочарования. Разочарования не игрой, нет, а от того, что ты (Дженсен) не всесильный герой и ты не можешь в одиночку спасти погибающий мир, лишь отсрочить на короткий срок его падение.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Вторая часть, под заголовком Mankind Divided, органично продолжает линию первой части, но у неё есть один существенный недостаток — она буквально оборвана на полуслове. Низкий поклон Square Enix за то, что решили распилить игру на две части, втрой низкий поклон Square Enix за то что не дали добро на продолжение MD, третий низкий поклон Square Enix за продажу Eidos Embracer Group, ну и финальный четвертый поклон я посвящаю Embracer Group за то, что их афера со скупкой именитых студий и серий провалилась.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Вы можете резонно задать мне вопрос: А где такие игры как Remember Me, System Shock, Syndicate, Omikron, E.Y.E, Shadowrun и т.д? Ответ очень прост, в часть игр я играл, в другую часть — нет. Однако, они не оставили у меня такого же ощущения тотального изнасилования околобытия, как Deus Ex и его приквелы.

Таймлайн № 3. Ноябрь-Декабрь 2022 года и моё первое полноценное прохождение Cyberpunk 2077

В конце ноября 2022 года я в очередной раз словил ковид и ушел на удаленку. А что такое удаленка для офисного сотрудника? Есть работа — делаешь, нет работы — отдыхаешь лежа на диване или кровати. Вот и я так лежал на кроватке между выполнением различных служебных обязанностей и тупил в библиотеке Xbox, как мне на глаза попался ранее купленный мною Cyberpunk. Сразу же произошла нейронная активация в мозгу и я вспомнил, что относительно недавно выходил крупный патч для улучшения производительности для консолей и что именно после него можно было, не без удовольствия, пройти игру. Я, как кот из мема решил, что, пора, и принялся играть.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Для своего первого прохождения я выбрал следующий тип действий. Мне была интересна сюжетка и остальные сюжетные доп. квесты, которые были помечены восклицательными знаками, остальной же тип контента, такие как "нарушения правопорядка", "заказы фиксиров" я не проходил, хотя, стоит принять во внимание, что пару раз то тут, то там смотрел на предлагаемый контент, но не более того. "Приступы Киберпсихоза" были закрыты где-то на половину и то я действовал скорее всего по принципу "О! Тут рядом с миссией есть небольшая активность. Закрою-ка я её."

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

В общем, пришло время рассказать о моём отношении к основному сюжету игры Cyberpunk 2077 и я не могу сказать, что это сильная сторона игры. Понимаете, по началу основной квест интригует, порой даже шокирует, но чем дальше мы движемся к финалу игры, тем больше у нас параллелей с фильмом Джони-Мнемоник в плане разочарования. В какой-то момент мне казалось, что вот оно, сейчас появится Киборг дельфин и мне всё объяснит, но нет, этого не случалось. В итоге, в игре было две полярности, с одной стороны крутейшие квесты по спасению девушек из лап мусорщиков, с другой — абсолютно проходные квесты с нулевым эмоциональным откликом, которые касались "Арасаки". В игре так и не показали того, чем же так плохи корпорации, в частности упомянутая ранее мною "Арасака". Серьёзно. Вставки из прошлого Джонни меня ещё сильнее убеждали в том, что методы Джонни ничем не отличаются от методов корпоратов. Те и те фанатики своего дела, готовые сжечь всех своих врагов только ради того, что бы достичь желаемого.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Сам же Джонни — полный мудак, который занимался только тем, что рушил свою жизнь и жизнь своих друзей и близких. Он — мамкин революционер, который выбрал путь огня и насилия, ради достижения своих идеалов. Да, я прекрасно понимаю, что он дико гипертрофированный персонаж и, возможно, вся его подноготная лучше описана в настолке или в каких-то других материалах, но это не отменяет того факта, что CDPR нам не правильно представили персонажа через флэшбэчные вставки. В секциях игры про Джонни мы увидели харизматичного рокера-бунтаря под веществами, который готов уничтожать и кидать анархистские лозунги, но не увидели то, из-за чего он стал таким. Вы резонно сможете мне возразить, а как же Альт? А что Альт? Он и до нее кидался громкими словами и брызгал ненавистью в сторону Арасаки. Ситуация с Альт стала лишь катализатором его падения, но где история перерождения? Самое смешное, что она есть и про неё Джонни нам рассказывает лишь под конец игры, когда он совсем юным записался в корпоративную армию и именно сама бессмыслица всего происходящего тогда, сделали из него ненавистника корпораций. Так почему же CDPR не показали нам этот момент из прошлого Джонни, где он по колено в дерьме занимается бессмысленным уничтожением всего сущего? Слом сознания, прадигмы бытия индивидума был бы более сильным ходом, чем сцена секса с Альт. Однако, несмотря на все мои претензии к Джонни, даже с такими сценарными недостатками он всё равно получился очень крутым персонажем. Типичным героем боевиков, крутым, но поверхностным...

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Теперь стоит обсудить вопрос, заданный мною два абзаца назад. Чем же так плохи корпорации? Может быть они людей за деньги убивают? Так Ви этим тоже занимается. Может быть они крадут людей, совершают диверсии, воруют вещи и занимаются шантажом? Так Ви этим тоже занимается. А может быть Ви понимает всё это и погружен в саморефлексию? Нет, этого нет. Ви типичный пацанчик с района, который решил поднять бабла, в результате чего у него в голове оказался Сильверхенд. Ещё раз. Наш герой является полугопником, который занимается "мокрухой" и он никак не может противопоставляться Арасаке. Действия Ви и действия Арасаки является крайностями одной и той же сущности, обе стороны пытаются заработать не совсем законными и этическими способами. Но, знаете кто больше вносит диссонанса в устойчивое понятие, что в корпорациях работают только "конченные" люди? Горо Такэмура! Именно Такэмура противопоставляется Ви. У Такэмуры есть честь и принципы, чего нет у Ви (и я бы не сказал, что они появятся у Ви к концу игры). Поэтому, из-за неправильной проработки характера и предыстории Ви я не вижу чего то ужасного в действиях корпораций. Тут надо было либо урезать вседозволенность для Ви, либо прописывать полную дичь Арасаке. И, прошу обратить внимание на то, что я никак не выгораживаю Арасаку, я просто говорю о том, что Ви, что Арасака, что Сильверхенд являются злом, единственное, что их отличает друг от друга это то, что кто-то из данного списка является chaotic evil, а другие — neutral evil и lawful evil соответственно.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

В общем, в плане "киберпанковости" сюжета основной квест на 6 из 10 он мог бы быть и глубже и проработаннее, но имеем то что имеем. Однако, есть один маааалюсенький, совсем не значительный не вербальный элементик, который нивелирует мои претензии и разом вытаскивает оценку как минимум на 1 бал верх. Догадались о чем я говорю? Нет? Я говорю о музыке. Она офигенная, под стать киберпанку. Да, я читал тут, на ДТФ, что музыка из Cyberpunk представляет из себя дабстепный пердёж. Это не так. Пара треков возможно и выполнено в жанре дабстепа, но мой сейчас разговор идёт о музыке, играющей в знаковых драматических моментах. И знаете что? Именно в музыке я чувствую всю рефлексию и все сожаления, которые испытывают главные герои, но которые боятся озвучить вслух. Трек "Been Good to Know Ya" переизобретает бодрую тему трека V и вносит нерв за счёт своей скрипичной партии. Звукорежиссёр не зря своей хлеб ел и именно этот трек стоит на самых важных сюжетных событиях. Как же я дошел до того, чтобы отгораживать довольно среднее повествование? Всё просто! Я пытался воспроизвести свои эмоции, которые я испытывал при первом прохождении игры и на мой взгляд именно скрипка совместно с философским посылом финала оставляет самое мощное впечатление от игры. Именно скрипка и сюжетная вилка в киберпрострастве делает Cyberpunk 2077 настоящим киберпанком.

Кстати в треке "Been Good to Know Ya" есть референсы на музыку из Ведьмака 3.

Однако, весь основной сюжет, который связан с Арасакой и Джонни, меркнет перед тремя наикрутейшими квестами. Первый — это трагедия четы Пералесов. Тут всё просто, кто-то зачем-то переписывает сознание только что избранного мэра. Сам по себе квест примечателен не только тем, что кто-то вмешивается в личную жизнь и за счет программирования мозга лепит из Джефферсона непонятно что, а именно тем, что мы не в силах помочь, так как столкнулись с настолько неизведанным и пугающим событием, что наши полномочия тут всё. Второй квест — Охота на Охотника и выдаёт его нам Ривер Уорд, один из второстепенных персонажей игры. У него пропал племянник и мы вместе с ним проводим расследования и выходим на психопата-маньяка, который похищал подростков и держал их на своей ферме, как натуральный скот. Третий квест, а именно цепочка квестов, которая посвящена вызволению Эвелин Паркер из лап Мусорщиков на их засекреченной брейнданс студии. Именно в этом квесте я получил натуральный хтонический ужас, моя кровь просто стыла в жила от мерзости и осознания того, что человечество может докатиться до того, как поступки мусорщиков. Помните, как я ранее распылялся о противопоставлении Ви Арасаке? Помните, что я говорил о том, что тогда формула не работала? Так вот, если там она не работала, то в этих трех квестах она раскрывается на полную катушку. Тут мы являемся последней надеждой Найт Сити перед лицом тотального упадка. Самое интересное, что все эти три квеста имеют разное влияние на второстепенных героев. Кто-то начинает (или продолжает) скатываться в безумие, другие перерождаются, исправляя свои прошлые ошибки, третьи же оказываются настолько сломленными городом, что выхода есть только два — либо смерть, либо бегство. Именно в этих квестах у нас полностью работает три атрибута киберпанка — страх перед технологиями, аугментациями и тотальная саморефлексия.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Теперь настала пора поговорить про Альдекальдо и всё, что связано с Пустошами. Пустоши на контрасте с Найт Сити работают прекрасно. Я не люблю игры в открытом мире, где нет пригородов. Именно поэтому я не питаю собых восторгов к GTA3, GTA IV и AC: Unity. Я люблю лицезреть, как грязные трущобы, так и зоны с природой . Именно благодаря обширной территории пригорода, GTA V для меня является лучшей игрой седьмого поколения. Но возвращаемся к Пустошам Найт Сити. С одной стороны они являются логическим продолжением этого проклятого города, ведь одна часть представляет из себя десятки квадратных миль с горами мусора, а другая часть является фермами Биотехники. Однако остальная часть начинает сильно диссонировать с ключевыми понятиями киберпанка. Не поймите меня не правильно, Альдекальдо мне как семья, а Панам Палмер — лучшая девочка Найт Сити, но на мой взгляд практически все их квесты очень мало отдают киберпанком. В пустошах витает дух Безумного Макса, но это никак не дух сожаления по установленным аугментациям.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Сама по себе семья Альдекальдо является типичным "байкерским" клубом, где присутствует дух единства, заботы о семье и так далее. Прошу обратить внимание, что под байкерами я имею ввиду хардкорных ребят, которые промышляют различными нарушениями закона в рамках личной выгоды. В общем, так же, как и кондовые байкеры они не против замарать руки какой-нибудь грязной работой, но во главу угла у них всегда стоит семья и все их действия направленные на улучшение качества жизни их микросоциума.

Альдекальдо, как и Пустоши являются полной противоположностью Найт Сити с его корпорациями. Если в Пустошах остались люди для которых семья это не пустой звук, то в Найт Сити люди помешались из-за денег и гонятся только за прибылью, готовые поступиться базовыми человеческими принципами.

Таймлайн №4. Ноябрь-Декабрь 2024 года. Повторное прохождение Cyberpunk 2077

Осенью 2023 года было выпущено дополнение Phantom liberty, которое помимо нового контента внесло кое-какие изменения в основной сюжет, но у меня были еще свежи воспоминания и эмоции о моем первом прохождении игры, поэтому мною было принято решение подождать подходящего момента. Подходящий момент наступал в несколько этапов. В ноябре 2024 года я себе купил компьютер и сбросил оковы приставочного рабства. В конце ноября я решил поучаствовать в движухе "Тайный Санта" от пользователя Dasheshka, где мне подарили оригинальную версию Cyberpunk 2077 (без дополнения). Где-то в декабре месяце я запустил игру ради любопытства, а точнее просто хотел посмотреть как игры выглядит на более мощных системах, чем консоли. В итоге, я начал играть за корпората (прошлое прохождение у меня было за Кочевника), однако случилось страшное — я не смог играть на классических ПКшных устройствах ввода "Клавиатура + Мышь". Мои руки, мои пальцы страдали, испытывая тотальный дискомфорт, так как привычка — это вторая натура и я просто-напросто не смог себя пересилить. Самое забавное заключается в том, что играть в Factorio, Song of Conquest, а потом и Balatro мне было норм. С Киберпанком же меня как отрезало. В общем, идея пройти пролог за корпората так мной овладела, что я решил это сделать на Xbox и после этого меня каааааак затянуло!

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Стоит признать то, что я допустил ужасающую ошибку и забыл подключить геймпад к компьютеру. Я бы сейчас играл в лучшую версию игры, но увы, я так сильно продвинулся по игре, что заново перепроходить пролог у меня не было никакого желания.

Дабы разнообразить свой игровой опыт я решил играть по другому, нежели в прошлый раз. В этот раз помимо выбора других "минорных" сюжетных развилок я старался максимально впитать в себя весь доступный контент. В итоге, до сюжетного поворота с ограблением Сабуро Арасаки я закрыл все доступные заказы фиксеров и все имеющиеся в наличии "приступы киберпсихоза". После обретения Джонни Сильверхенда в своей голове я придерживался своей формулы — максимум второстепенных заказов и минимум сюжетных квестов. И знаете что? Именно в таком стиле прохождения мы получаем нормальную дозу киберпанка в киберпанке (уж простите меня за тавтологию). Любой заказы, как и приступ киберпсихоза проходится максимум за минут 10, однако в эти 10 минут мы частенько получаем ту дозу необходимой чернухи, которая отсутствует в основной кампании. Самое удивительное заключается в том, что все эти второстепенные заказы выполнены на довольно таки высоком уровне с изрядной долей разнообразия, то есть в заказах мы не встретим ни одного повторяющегося задания, а крупицы лора, который мы получаем во время прохождения этих заданий позволяют нам лучше понять мир и происходящее вокруг нас. Доходило до того, что мы косвенно знакомились с некоторыми персонажами, которые встретятся нам по сюжету ближе к концу игры. В данном случае я говорю о заказе, в котором надо украсть гитару Керри Евродина.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Тут обязательно стоит внести ремарку о том, что этот абзац я писал не имея представления о том, какими шикарными будут заказы фиксера в Phantom Liberty. Сам по себе текст писался по мере прохождения, дабы не упустить некоторые детали. Прошу простить меня, если будут вами замечены подобные неточности

Однако, во всем это многообразии есть два момента, которые заставляют меня сильно задуматься. Первый — после того, как я выполнил все заказы, Ви в буквальном смысле перебежал всем серьёзным и "уважаемым" людям дорогу, а с учетом растущего авторитета среди наёмников Ви должен был стать натуральной мишенью для аннигиляция, но этого не произошло. Второе — я ожидал какого-то логичного финала по фиксерским заказам, хотелось бы, чтобы они привели к какой-нибудь интересной развязке или типа того, однако и этого тоже не произошло.

Теперь стоит уделить таким мусорным заказам, которые обозначаются на карте значком NCPD. Это примитивнейшие мини задания цель которых в 95% одна и та же — убить врагов. Остальные 5% после убийства врагов предлагают пойти в другую точку и открыть там ящик, либо снова убить врагов. Главный минус этих заданий заключен в том, что их полная зачистка необходима для получения достижений связанных с выполнением всех заданий в определенной части города. В итоге, перед финальной миссией "По ком звонит Колокол" и не пройдённом Phantom Liberty у меня на руках были все закрытые районы, кроме Пустошей ибо я уже начал душится от примтивности происходящего на экране и закрытие Пустошей просто вызвало бы тотальное отвращение у меня к игре.

Cyberpunk: Edgerunners

В тот момент, когда я проходил Cyberpunk пришло осознание, что одной игры мне мало. Мой организм требовал больше историй из этой вселенной, поэтому я решил посмотреть аниме Cyberpunk: Edgerunners (Сайба:панку Эддзиранна:дзу). И это было одно из самых крутых синергий, которые можно было испытать при одновременном прохождении игры и просмотре аниме. Повторюсь, аниме за свою жизнь я смотрел мало, из запоминающихся — это Онидзука и Детроит метал сити. Но вернемся к нашим баранам, а точнее к аниме. Понимаете, я не знаю историю создания данного творения, чьи сценаристы тут были замешаны (японские или польские), но на мой взгляд авторы "Edgerunners" лучше поняли и соответственно лучше раскрыли, как Найт Сити, так и сам жанр киберпанка в целом. Если выкинуть обсуждение героев и их действий и оставить сухие факты, то у нас показана тотальная нищета, которая толкает обычных жителей на путь бандитизма. Чтобы выдержать конкуренцию в мире наёмников необходимо постоянно производить апгрейд своего организма за счёт киберимплантов, а это, в свою очередь, приводит к закономерному итогу. На мой взгляд в произведении также заложена классическая фабула о взрослении, о бунтарстве и тому, как жизнь, к сожалению, ломает всех. В десяти сериях мы увидим и трансформацию главное героя, и предательство, и самопожертвование, но самое классное из показанного — это то, что на любое действие есть противодействие. Главный герой рефлексирует, ненавидит Арасаку, совершенствует себя имплантами, но его финал предрешен. Дэвид Мартинес не супергерой, которым является Ви и даже не террорист с анархистскими лозунгами, он просто обычный подросток...

Баги и Недочеты

Удивительное дело, но при первом прохождении игры у меня толком не было багов, но вот зато сейчас их количество, а точнее частота ловление багов стала просто зашкаливающей. С одной стороны, это связано с тем, что я в три-четыре раза больше времени потратил на прохождение игры, поэтому, чисто статистически я должен ловить баги в 3-4 раза больше. Также не стоит забывать историю о производственном аде и том, что у игры до сих пор имеются не решенные проблемы. В целом же, все те баги, которые мною были замечены, относятся к так называемым весёлым багам, которые заставляют тебя улыбнуться от происходящего на экране. Особо запомнившиеся я выкладывал у себя в блоге.

Ну вот, согласитесь же, что плохого тут. Улыбку вызывает? Да! Прохождение ломает? Нет. Значит улыбаемся, машем и идем дальше.

Проблемы с Улично-Дорожной сетью

Есть ещё одна особенность у игры связана с нелогичной Улично-дорожной сетью. Возможно я придираюсь, конечно, но какого "лешего" у города, который появился в своём таймлайне в 1990 годах так все плохо с дорогами. Дороги узкие, парковочных мест вообще не предусмотрено, возможно у города с населением 5-6 миллионов каждое второе здание — это паркинг, но что-то я в этом не особо уверен. Я, как житель мегаполиса, сморю на это всё и обалдеваю. Город должен тупо задыхаться в пробках из-за хаотично раскиданных на парковках машин, но такого не происходит.

Другая проблема связана с тем, как дизайнеры (или кто там за это ответственен) напортачили с развязками дорог. Они настолько упоротые и нелогичные, что в таких местах постоянно должны быть аварии. Такое ощущение, что разработчики ни разу не ездили за рулём по трассам. Вот как пример, у нас идет трасса, где есть левый поворот/разворот. Однако, это не просто поворот/разворот это уход на эстокаду. Возможно, в Штатах, Европе или Японии используются такие архитектурные решения, но у меня есть очень большие сомнения, так как дорога — это место повышенной опасности и не регулируемые левые повороты с автострад, с примыкающими дорогами — это полный ад и билет в один конец для всех, кто решит исполнить подобный маневр.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Ну и финальная вишенка на торте логично вытекает из прошлого пункта. Частенько бывает так, что на миникарте из-за перемудренной архитектуры дорог становится вообще не понято как ехать, стоит ли съезжать иди продолжать путь. Доходило до такого, что даже на обычной большой карте тоже не понятно.

Таймлайн №5. Призрачная свобода или страх и ненависть в Песьем Городе

Попасть в Песий Город мы сможем только прохождении основной миссии у вудуистов. С нами свяжется незнакомка, которая представится Сойкой и предложит бартер в стиле "услуга за услугу". И вот тут наступает довольно забавный момент, связанный с тем, что я отложил прохождение дополнения до закрытия всех активностей и собирался вкатываться непосредстенно перед последней миссией основной кампании. В общем так, от первого звонка Сойки до непосрдественной встречей с ней прошло около 40-50 часов реального времени, сколько это в днях Найт Сити одному только богу известно. Так вот, согласно внутренней логике, шаттл президента НСША неторопливо так, даже вальяжно, летел 50 часов в сторону Найт Сити.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Ладно, отбросим пространственные размышления и перейдем к брутальному языку фактов. Песий город встречает нас относительно большим вступлением, в котором мы умудримся попасть на закрытую территорию города, через распрыжку на заброшенном паркинге, после чего нас проведут через местный рынок и в финале заставят сделать ультра напряжный рывок, в котором, сначала мы отбиваем президента Майерс, а потом вместе с ней "делаем ноги" из оцепления.

Интересный факт: после непосредственного падения шаттла, в тот момент когда нас пускают на территорию города я сначала не побежал по маркеру задания, а решил отвлечься и побродил по округе, в результате чего со мной связалась Сойка обматерила меня, сказав что мне переломает ноги, так как Майерс умерла.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

После завершения всех вступительных заданий нас выкинуло (наконец-то!) в мир Dog Town и у меня случился натуральный культурный шок. Только к дополнению CDPR поняли, что такое делать игры в жанре киберпанка. Создается впечатление, что мы получили этакую игру в игре, когда оригинальная игра была лишь пробой пера и лишь к дополнению разработчики смогли реализовать всё то, что планировали в основной игре. Тут у них был и худо-бедно работающий движок и набившую руку на сеттинге дизайнеры и сценаристы.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Почти каждое дополнительное задание или заказ фиксера не является бездумным прямолинейным коридором. Тут присутствуют моменты, когда тебе ставят перед фактом выбора, причем выбор состоит не из хорошого или плохого финала, а из плохого или очень плохого. В такие минуты я реально рассуждал, стоит ли выполнять заказ на убийство от фиксера, ведь цель задания и так потеряла всё, что у неё было, так ещё и выдаёт философский трактат о природе зла в Пёсьем городе. Это вам не свистелки-перделки с уличными бандами из оригинальной игры, а нечто более серьёзное. Помните, я чуть ранее обронил вот такую фразу: "Самое удивительное заключается в том, что все эти второстепенные заказы выполнены на довольно таки высоком уровне с изрядной долей разнообразия, то есть в заказах мы не встретим ни одного повторяющегося задания"? Так вот, по сравнению с заказами из Phantom Liberty, заказы из оригинальной игры кажутся какими то экзаменами выпускников онлайн школ по программированию и сценарному делу, так как они очень примитивные и простые. Есть еще один прекрасный момент, который пофиксили в дополнении. Я ранее писал: "а с учетом растущего авторитета среди наёмников Ви должен был стать натуральной мишенью для аннигиляция, но этого не произошло". Вы можете смеяться, но даже это сценаристы пофиксили. Корпораты наняли отморозков и натурально совершили на меня засаду. Это реально круто. Такие мелочи ещё сильнее погружают тебя в мир игры и буквально заставляют верить в происходящее на экране.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Сам Песий город представлен идеально и является настоящей киберпанковской локацией. Там где в Найт сити присутствует напускной лоск, пафос и видимость хорошей жизни, тут же повсюду натуральная разруха, хаос, наркоманы, бедняки и военизированные патрули, вооруженные до зубов. Только у избранных персон есть доступ к редким фешенебельным местам, которые на общем настрое и контрасте сильно резонируют с той помойкой, где они находятся создают еще более гнетущую атмосферу.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Отдельно хочется заострить внимание на неком преосмыслении Джонни Сильверхенда, как персонажа. Понимаете, всю основную игру он кидал высокарпные речи в духе "Fuck Arasaka" или "гребанные корпораты". Тут же он выглядит более глубоким персонажем. Нет, не поймите меня неверно, он не будет вам зачитывать классиков и их труды про классовую борьбу угнетённых с угнетателями — это всё тот же Сильверхенд, только с выкрученным на максимум тумблером со значением рефлексия.

Mafia 3
Mafia 3

Арасака и в дополнении является этаким вечным злом, которое маячит на горизонте. Все те претензии о природе ненависти к Арасаке после прохождения дополнения как рукой снимает, ведь нам тупо в лоб перечисляют их преступления.

Концовка дополнения

Могут быть спойлеры. Осторожно

Отдельно стоит упомянуть то, что у нас будет серьёзная развилка, после которой мы получим один из двух шаблонов финала. У меня к финалам нет никаких претензий, кроме того, что один из шаблоном решил косплеить Alien Isolation, да так, что под конец это серъёзно надоедает. Да кардинальная смена геймплея это хорошо, но всё хорошо в меру.

Другая же концовка у меня прям жёстко баганула, в результате чего финальные и потные 10 минут у меня превратились в слайдшоу вылившиеся в прекрасную катсцену

Я не буду как-то акцентировать свое отношение к тем или иным персонажам. Они, как и всё дополнение получились глубокими и многогранными, но стоит признать вот что. Хоть сюжет дополнения и ведется от лица Ви, но главным героем является не он, а Сойка. Все её ошибки привели к событиям игры, а так же все её действия привели к тому итогу, который мы получили

Таймлайн №6. Разочарование, щенячий восторг и размышление насчёт озвучки

Вы знаете, какое самое главное разочарование связанное у меня с Киберпанком? Нет! А я уже об этом вскользь говорил. В общем, самое главное мое разочарование связано с тем, что игра на Xbox Sereies X выглядит хуже чем на ПК и это заметно невооруженным взглядом, так как я одни и те же моменты сравнивал как на Xbox, так и на ПК. Мне даже в какой-то степени жаль, что я увидел версию для ПК, ведь счастье в неведении. Но, благо я не графодрочер, спокойно отношусь к графике, а вот частота кадров для меня будет важнее уровня картинки и разрешения. Именно поэтому я чаще всего в консольных играх выбираю пресет производительность, а не качество.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Теперь же перейдём к восхищению. Это поколение (а мы же до сих пор делим игровые отрезки на поколения консолей, да?) дало мне мало интересных фич, но есть парочка от которых я балдею до сих порт. Первая — Quick Resume. Это просто киллер фича, которая позволяет избавится от постоянного скипания главного меню. Вторая технология из этого поколения — геймпад от PlayStation 5 с их адаптивными курками. Это не что-то прям новое, но позволяет внести некоторое разнообразие.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Так вот, третьей штукой, которое подарило мне это поколение является кроссплатформенные сохранения. По ощущением это реально какая-то фантастика. Ещё каких-то 10 лет назад такого представить было нельзя, что начиная игру на приставке, ты можешь её продолжить на другой приставке или ПК. Именно это мне дал киберпанк, да у Майкрософта есть такая же функция для своих игр, но почему то мне втащило именно в киберпанке.

Теперь плавненько перейду к сравнению русской локализации и английской версии, так как игра позволяет это сделать очень легко, без переключения языка. Ведь весь новый контент из дополнения у нас не озвучен (имеется лишь перевод в виде сабов). И у меня нет однозначного мнения. Пытаясь хайпануть российские локализаторы пригласили разных "знаменитостей", которые не имеют опыта и навыка в озвучке. Не знаю, привело ли это всё к бусту продаж или нет, благо эти не однозначные персонажи озвучивали каких-то незначительных персонажей. К примеру, мне не нравится пистолет с ИИ "Скиппи" в озвучке Гудкова. Дикий мискаст, кринж и клоунада, которая из-за специфики дикции и интонации Гудкова вызывает настолько сильный дискофорт, что пользоваться этим орудием просто не хочется. И вот весь этот балаган из местечковых звёзд в разы хуже обычного актера дубляжа.

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

С другой стороны, сравнив голос Ви и Сильверхенда в английской озвучке игры в Phantom Liberty с их дубляжом в оригинале я могу с уверенностью сказать, что не всё так однозначно. Возьмем к примеру Ви, в английском варианте он звучит слишком чисто, правильно что-ли. В русской же версии он натуральный пацанчик-гопник, который относительно недавно приехал из своей деревни покорять большой город. Повторюсь, на мой обывательский взгляд, русская версия Ви гораздо больше подходит философии персонажа, нежели его англоязычный аналог.

В случае с Сильверхендом, при прочих равных я всё таки предпочтение отдам именно оригинальному голосу Киану Ривза. Всё таки связка внешность+голос решает многое, как бы актер дубляжа не старался.

Русская Нейроозвучка

Начав проходить дополнение я стал испытывать некий дискомфорт, связанный с тем, что я уже привык к русской озвучке. Я буквально начал чесаться и триггериться на весь творящийся диссонанс, когда некоторые, стандартные реплики звучат на русскуом языке, а уникальные, которые были записаны для дополнения на английском. В результате чего я купил Phantom Liberty в стиме и решил накатить нашумевший нейроперевод, который "якобы" возвращает всем героям их русскую озвучку с теми самыми голосами. И знаете что, мне это не понравилось. Если голос Ви ещё хоть как-то походил на оригинал, то голос Джонни вызвал у меня смех и я сразу же снес эту поделку с компьютера и вернулся в Xbox версию игры. Всё таки рано ещё нейроозвучкам тягаться с полноценными работами по дубляжу. Возможно, лет через 5-10 они смогут абсолютно безболезненно переводить да так, что не отличишь их от настоящего человека, но сейчас все равно чувствуется металлическая и неестественная интонация в купе с другими ошибками.

Конец Таймлайна или просто вывод

Как это частенько бывает у некоторых студий, создание Киберпанка вышло адом для CDPR, в результате чего мы получили в сюжетном и геймплейном плане крайне противоречивую игру. Где-то выскакивали проблемы из-за сырости игры, где-то не хватало глубины в основном сюжете и дополнительных активностях. Однако, это не позволяет назвать Киберпанк плохой или средней игрой. Разработчики поняли и приняли свои ошибки, выкатив со всех сторон прекрасное дополнение

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Все мои претензии к основной игре, которые я озвучивал ранее, дополнение просто унизило и уничтожило. Была проделана колоссальная работа над ошибками, причем работа велась в каком-то диком ручном режиме (в хорошем смысле), в результате чего я получил именно то произведение в жанре киберпанк о котором я мечтал при первом прохождении.

За свои косяки киберпанк можно и нужно ругать, но это не отменяет того факта, что CDPR на протяжении уже четырёх лет дополняют и улучшают игру. Данный факт очень сильно показывает на то, что компании не плевать на игру и они признают свои ошибки, в отличии от Bioware с EA, которые все свои неудавшиеся игры просто бросают на произвол судьбы.

Ну после лонга я займусь выбиванием последней ачивки. Спасибо за внимание!

[Лонг] Cyberpunk 2077 и киберпанк. Моё знакомство с данным жанром и игрой.

Мой предыдущий текст

1
78
9
7
2
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
132 комментария
1111 ₽

Отличный лонг с погружением в детали!)

2
1111 ₽

Отличный лонг с погружением в детали!)

2