Taito vs. SEGA — большой музыкальный баттл былых лет

Спешу поучаствовать в конкурсе любителей игровой музыки, пока не пролюбил все возможные сроки.

Taito vs. SEGA — большой музыкальный баттл былых лет

К вопросу «какой же именно саундтрек мне выбрать для конкурса» я подступался несколько дней, и получалось либо слишком кратко, либо слишком лонгридово. И тут я вспомнил о совместном концерте двух «внутренних» музыкальных коллективов из компаний, известных своим бурным аркадным наследием. Как бы и в тему, и как бы не надо лезть совсем уж в дебри и плодить гигантскую статью на ровном месте.

Но для начала пара слов предыстории, а то о таких олдах игромузыкального плана сейчас мало кто вспомнит.

Taito'овский проект Zuntata — боец в зелёных шортах — в каком-то смысле существовал с тех самых пор, когда в компании украинского бизнесмена Майкла Когана вообще возникла потребность в звуковом оформлении собственной продукции, но официально коллектив сформировался лишь ко второй половине 80-х.

Эволюция логотипов Zuntata
Эволюция логотипов Zuntata

По сути задача коллектива, который за прошедшее время пережил столько ротаций его участников, что впору его разделять по эпохам, оставалась той же — писать музыку для игр Taito и делать это максимально хорошо, — однако к этому добавилась ещё и необходимость в активной концертной деятельности. И на требуемом музыкальном оборудовании материнская компания не экономила...

Нужен был только сценический образ. Хоть уже и шли к закату 80-е, выход игровых музыкантов на большую сцену даже тогда казался дикостью и каким-то экспериментализмом в духе Video Game Music Харуоми Хосоно из Yellow Magic Orchestra. Ответ был прост: нужно представить саундтречную музыку как форму аудиовизуального искусства, как самодостаточную творческую единицу, приспособленную к самостоятельному существованию.

Video Game Music (1984) — один из первых официальных игровых саундтреков в истории
Video Game Music (1984) — один из первых официальных игровых саундтреков в истории

По этой причине типичный концерт Zuntata (по крайней мере, в их ранние годы) — это настоящий арт-проект со всей присущей ему высокопарностью и тягой к художественной выразительности. Электронно-акустический арт-рок в самом классическом его представлении. К тому же Zuntata, в отличие от своих будущих подражателей, пережили все потрясения, которые происходили с материнской компанией: фактическую гибель аркадного рынка, покупку Square Enix'ом и так далее — и в том или ином виде существуют и по сей день, хотя, конечно, от оригинального состава в них уже ничего не осталось. Зато сохранилось видение игровой музыки как искусства, которое сегодня воплощает в жизнь «свежая кровь».

Успех сценической и «студийной» деятельности внутреннего коллектива Taito побудил зашевелиться в этом направлении и других игроков рынка. У Capcom появился Alph Lyla, а Konami основали ещё один Kukeiha Club внутри другого Kukeiha Club (ничего необычного, это же Konami...) Ну, а японское отделение Sega ответило гитарными риффами звёздной супер-группы S.S.T. Band — бойца в синих шортах!

История логотипов S.S.T. Band более лаконична, равно как и история группы
История логотипов S.S.T. Band более лаконична, равно как и история группы

На самом деле, превращение в полноценный внутренний коллектив команды музыкантов, работавшей над аркадными хитами Sega и фактически изменившей облик того, как может звучать игровая музыка, являлось лишь вопросом времени, и если Zuntata как-то на них повлияли, то в лучшем случае они лишь ускорили и так уже необратимые процессы. Ныне легендарный композитор Хироси Кавагути «оживил» звук автоматов из игровых залов и в итоге стал ключевой фигурой группы, делающей то же самое, только со сцены.

Taito vs. SEGA — большой музыкальный баттл былых лет

Подход новоявленных S.S.T. Band к подаче был куда проще, чем у соседей; я бы даже сказал, «народнее»: взять электрогитары, крепко натереть их синтезаторами, приправить соусом из популярного на то время фьюжена и в таком виде влить аудитории в уши. Однако именно благодаря этой простоте они могли идеально воссоздать характер оригинальной аркадной музыки на сцене, словно именно так она и должна была звучать, если бы не аппаратные ограничения компьютерного железа тех лет.

И для большого баттла Zuntata vs. S.S.T. Band они остались верны себе и собрались покорить слушателей отборным синт-фьюженом, гитарными соло и фирменной энергетикой аркадного духа Sega, который даже 30+ лет спустя не может выветриться из старых записей и в том или ином виде существует до сих пор, пусть и под другими названиями.

Так выглядит будущее внутренней «банды» Sega.
Так выглядит будущее внутренней «банды» Sega.

К сожалению, S.S.T. Band прекратил своё существование в 1994 году по естественным причинам: часть музыкантов покинула компанию, а оставшиеся просто уже не успевали играть в группе и заниматься основной работой. К тому же аркадная мощь Sega начала испытывать серьёзное давление со стороны рынка домашних систем, из-за чего приоритеты внутри компании также стали меняться.

Однако Сеговский рок-коллектив не совсем умер. На протяжении последующих лет он периодически восставал из пепла с разным составом, в который попеременно входили то новички, то ветераны игромузыкальной сцены. Дух коллектива же перешёл в проект [H.], который Кавагути основал на стыке тысячелетий и который существует и по сей день, выпуская саундтреки, аранжировки и юбилейные издания.

Если пропустили, то видос, о котором вообще шла речь, находится в начале статьи, но на всякий случай я его продублирую:

55
1 комментарий