The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

Новый виток старой спирали.

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

Сколько лет уже прошло с тех пор как видеоигры переросли статус «однокнопочных детских забав» и стали сложными комплексными произведениями с влиянием самых разных медиумов, столько и ломаются копья на тему «являются ли видеоигры искусством». Множество аргументов «за» и «против» постоянно приводят все причастные и непричастные к созданию, потреблению и осмыслению новой формы повествования, но до сих пор однозначного консенсуса по этому вопросу нет. Иначе его бы не поднимали на самых разных тематических сайтах и даже в научных диссертациях с периодичностью не реже раза в полгода. Можно по разному относиться к этому, но, кажется, пока что воз и ныне там.

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

К счастью, эта неопределённость не мешает, а наоборот стимулирует разного рода творцов к экспериментам с новой формой. Можно долго и нудно перечислять значимые проекты, которые что в народе, что в академических кругах считаются играми-искусством. Факт в том, что меньше их не становится. И это прекрасно. Эксперимент — один из важнейших методов познания, и только пробами и ошибками можно определить какой приём пойдёт на пользу произведению, а какой только навредит повествованию. И я не устану повторять что плохие игры нам нужны для того, чтобы учиться на их ошибках, ведь в них куда больше закономерностей.

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

Оригинальная The Stanley Parable, вышедшая ещё в 2013 году — это во многом новаторская игра рассвета пост-модерна в массовой культуре, за что и получила заслуженное признание среди самых разных кругов. Простенький симулятор ходьбы, который доводил до абсурда проблему вариативности в сюжетных видеоиграх. Манифест свободе выбора, который не стеснялся говорить с игроком напрямую через четвёртую стену в лице главного героя. Едкая насмешка над серьёзными историями, поданными по традициям книг и кино.

И The Stanley Parable Ultra Deluxe — дополненное (а местами откровенно переделанное) переиздание оригинала, вышедшее спустя 9 лет и одну самостоятельную игру того же автора, уже ставит серьёзный вопрос самому оригиналу. Сомнений в том, что это произведение искусства у меня нет, ведь это во многом очень личное творение одного автора, хоть и не без сторонней помощи. Но вот является ли это игрой?

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

Формально, Дейви Вреден — автор The Stanley Parable и The Beginner’s Guide, — никогда и не позиционировал свои творения как полноценные игры. В той же википедии, например, у обоих произведений в качестве жанра значится Interactive Fiction (или Interactive Drama) — специфический подвид видеоигр, которые заключаются в прямом взаимодействии между рассказчиком, который представляет историю с возможностью развилок, и игроком, чья роль заключается в выборе развилки. Более привычный термин, особенно знакомым с японским геймдевом, — визуальная новелла. И, как показали годы развития видеоигр, ВНки можно представить не только в виде слайдшоу на RenPy, но и в симбиозе с другими жанрами. Например ту же Disco Elysium можно назвать гибридом визуальной новеллы и rpg, что выражается в броске кубика на некоторых строчках диалогов.

The Stanley Parable in a nutshell
The Stanley Parable in a nutshell

The Stanley Parable же можно назвать гибридом визуальной новеллы и квеста. Разве что выбор путей развития сюжета здесь происходит непосредственным действием — куда идти и на какие кнопки нажимать. И вместе с действительно нетривиальной историей, заигрывающей напрямую с конвенциями видеоигр, это действительно производило фурор на игроков. Пусть отсутствие геймплея кроме ходьбы и взаимодействия с окружением порой бросалось в глаза, странный сюрреалистичный сюжет быстро отвлекал от этого недоразумения.

Я плохой мальчик
Я плохой мальчик

Но сейчас на дворе 2022 год. За эти годы вышло множество самых разных игр, которые делали и историю не хуже, и даже иногда могли предложить качественный интересный геймплей, который мог выжить и в отрыве от сюжета. В этом заключается моя первая претензия к The Stanley Parable Ultra Deluxe — она катится по тем же рельсам. Да, может показаться глупой затея предъявлять претензии к переизданию. Но тут у меня есть одна козырная карта — в Ultra Deluxe появились новые концовки и даже одна почти самостоятельная история.

Проблема новой истории в том, что она толком не привносит ничего нового к старой. Это буквально повторение того, что игравшие в оригинал уже видели. Более того, судя по всему, из-за смены движка одна секретная концовка оригинала канула в лету. И это было бы не так печально, будь новые концовки лучше. Увы, они не способны предложить новый опыт. Даже попытки поязвить над современным геймдевом выглядят уныло и натужно, лишь растягивая время.

Пародируем унылый сбор collectibles унылым сбором фигурок.
Пародируем унылый сбор collectibles унылым сбором фигурок.

Здесь кроется моя, во многом субъективная, вторая претензия — Дейви отчасти повторил The Beginner’s Guide. Так получилось что я её терпеть не могу за излишнюю претенциозность. Я ненавижу когда в произведениях непосредственно сам автор начинает жаловаться на свою тяжёлую жизнь творца и неблагодарную аудиторию. Пусть в Ultra Deluxe это сделано с некоторой иронией (и спасибо что автор выбрал примеры с действительно хорошей критикой), такие приёмы лично у меня вызывают исключительно негативную реакцию. Ей Богу, учитесь у Suda 51 как правильно показывать путь творца, раз уж не получается стать самим собой из прошлого.

Я, конечно, многое понимаю, но не ситуации когда игра про ломание игры ломается от того что я зашёл в место без триггера.
Я, конечно, многое понимаю, но не ситуации когда игра про ломание игры ломается от того что я зашёл в место без триггера.

Но самый главный удар по The Stanley Parable, который нанёс Ultra Deluxe — это самоповтор. Нет ничего более ужасного для творца, чем возврат к своему творению в попытках его изменить или дополнить. Даже если он что-то смог внести нового в произведение и не испортил его, это больше говорит о стагнации и отсутствии новых идей. Паразитирование на своём наследии не приводит ни к чему хорошему. Об этом, что иронично, говорит и сама история Ultra Deluxe. Возможно, это какая-то осознанная многослойная пост-ирония, но я считаю, что такое нужно осуждать. Пусть и с новыми нотками, но это повторение истории о творце среди истории про бесконечные повторы.

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды

При всём этом я понимаю, почему Ultra Deluxe существует. И понимаю почему это переиздание понравится людям. Особенно тем, кому понравился The Beginner’s Guide. Более того, я бы даже порекомендовал пройти Ultra Deluxe тем, кто не знаком с оригиналом. Именно поэтому этот текст оформлен не как обзор, а как личное мнение. Всё таки я слишком ценю оригинал и считаю, что он достоен ознакомления. Ну и ещё потому что я обозреваю только игры.

The Stanley Parable Ultra Deluxe — Трагикомедия, повторённая дважды
9191
20 комментариев

Интересно, че ж дтф в своем обзоре не сказали, что это не только вторая, но и третья, и четвертая, и пятая и так далее до бесконечности часть. Ведь ОКАЗЫВАЕТСЯ ЭТО НЕ ПРОСТО ПЕРЕИЗДАНИЕ, как же.

6
Ответить

Ну так для этого нужно исследовать игру.
Бтв у меня первый же счётчик из вариантов названия вылетело комбо что-то вроде «Снова провал»

3
Ответить

Привет, это я. Твой единственный читатель.
Сейчас я просмотрю со всех аккаунтов.

6
Ответить

@Шериф репост в игры?

3
Ответить

Не надо за них выполнять их же работу

Ответить

Что иронично, в самой игре шутили про набор несвязных гэгов, чем по итогу Ultra Deluxe и оказалась.

3
Ответить