Как художественная линия создает ритм в наброске

Выразительный набросок от сухого чертежа отличает художественная линия: она задает ритм в рисунке и делает его более привлекательным для человеческого глаза. Как создать такую линию и где ее применять, рассказывает Алла Филипович — художник и преподаватель курса «Основы анимационного рисунка» в Animation School.

Как художественная линия создает ритм в наброске

Немного терминов

Ритм — одна из особенностей композиционного построения художественных произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и так далее). Сам по себе напрашивается ответ, что в линейном наброске и зарисовке ритм — это чередование линий: длинных и коротких, широких и тонких, светлых и темных.

Набросок — это лаконичный рисунок предмета или человека, сделанный от руки. Такое изображение может быть достаточно грубым, схематичным. Его делают быстро и без подробных деталей.

Что такое художественная линия и для чего она нужна

Как отличить выразительный линейный набросок от сухого чертежа, в котором линия однообразна? Представьте себе, что набросок выполнен линией одинаковой толщины, что особенно характерно для новичков. И вот, эта самая однообразная, скучная линия очень прозаично, нисколько не интересно обтягивает силуэт предмета, как проволока.

В выразительных линейных набросках всегда присутствует художественная линия. Одно из самых главных качеств такой линии — это возможность передавать пространство. На дальнем плане она всегда становится легкой, почти прозрачной, тонкой, а на переднем — жирной, темной, толстой и плотной. Так в рисунке создается впечатление, словно линия «живет», дышит, ритмично пульсирует. Такая линия то становится ближе к нам, то отдаляется. Пульсирующий ритм не дает нашим глазам скучать, а художникам позволяет решать пластические и пространственные задачи.

Как художественная линия создает ритм в наброске

Итак, давайте посмотрим, в каких случаях и для чего ее можно применять:

1. Показать свет и тень на натуре

Обратите внимание на источник света в вашем рисунке. Плотность освещенных и теневых мест не одинакова. Все освещенные места рисуем светлой, облегченной линией. Все теневые места — плотной, темной. Мужчина с палкой в руках освещен сверху слева — именно там находится источник света по всем признакам. Поэтому затылок, спину, контур его левой ягодицы, икры ног (часть, ближе к колену) рисую более тонкой, светлой и воздушной линией. Соответственно, неосвещенные части тела — более темной. Можем предположить, что изгибы (впадины), конечно, будут темнее, чем выпуклости.

Как художественная линия создает ритм в наброске

2. Передать пространство

Художественной линией можно показать тональную перспективу. Правая нога девушки ушла вперед благодаря тому, что живая, пульсирующая линия осветляется по мере удаления. В предыдущем наброске можно заметить то же самое: обратите внимание на место, где левая нога мужчины заходит за правую.

Как художественная линия создает ритм в наброске

3. Подчеркнуть главное

В этом наброске боксера правую ногу и левую руку выделяю темным цветом — они готовы к нанесению удара. В меньшей степени — правую. Это и есть главное. Остальной набросок выполняю художественной линией, но без ярких акцентов.

Как художественная линия создает ритм в наброске

4. Задать настроение

Темные и светлые части пульсирующей линии делают рисунок живым, объемным и задают нужное настроение ритмом акцентированных мест. Художник и педагог Майкл Маттези рекомендует вести акценты ритма «по косой». Пришлось не пожалеть набросок: стрелочкой указываю на конкретное место акцента, где линия становится более темной. Заметьте, что свет и тень, тональная перспектива на наброске присутствуют.

Как художественная линия создает ритм в наброске

5. Передать фактуру

Художественная линия играет важную роль при рисовании одетой натуры, позволяя передать фактуру ткани и объем складок одежды. Думаю, что, рассматривая этот набросок, вы уже можете определить, почему одни линии светлые, а другие темные. Но нас интересует передача тела под полупрозрачной пачкой балерины. Акцент сделан на бедре левой ноги — месте, где пачка ближе всего к телу. Остальные линии мягко светлеют или темнеют в зависимости от расстояния до ткани.

Как художественная линия создает ритм в наброске

Какие ошибки совершают новички

В своей педагогической практике я сталкивалась с разными ошибками, которые допускают начинающие художники, используя художественную линию. Чаще всего ритм в линейном наброске нарушают линии одинаковой толщины, но бывают и другие неточности. Позвольте дать несколько советов:

Не рисуйте наброски штриховой линией — рисуйте живой, пространственной линией, создающей неповторимый ритм;

Наброски Анны Охеда. Слева — второе занятие, справа — десятое. Анна начала рисовать художественной линией, фигуру девушки «держит» скелет и мышцы: занятия анатомией не прошли зря.
Наброски Анны Охеда. Слева — второе занятие, справа — десятое. Анна начала рисовать художественной линией, фигуру девушки «держит» скелет и мышцы: занятия анатомией не прошли зря.

Не выстраивайте набросок только на длинных линиях — добавьте коротких (для этого нужно заняться пластической анатомией);

Наброски Анны Назаровой. Слева — второе занятие, справа — десятое. После занятий пластической анатомией наша студентка добавила в свой рисунок более подробный разбор фигуры, что позволило гармонизировать ритм коротких и длинных линий.
Наброски Анны Назаровой. Слева — второе занятие, справа — десятое. После занятий пластической анатомией наша студентка добавила в свой рисунок более подробный разбор фигуры, что позволило гармонизировать ритм коротких и длинных линий.

Выдерживайте верный ритм — тело человека в основном имеет длинные пропорции, поэтому такие линии должны быть в доминанте. Большое количество коротких линий дробят набросок, мешая его цельному восприятию.

Зарисовки Алисы Береговой, третий месяц обучения. Слева до правки, справа — после правки работы. В своей зарисовке Алиса излишне увлеклась передачей анатомии фигуры, но успешно поправила после разбора ошибок на занятии.
Зарисовки Алисы Береговой, третий месяц обучения. Слева до правки, справа — после правки работы. В своей зарисовке Алиса излишне увлеклась передачей анатомии фигуры, но успешно поправила после разбора ошибок на занятии.

Заключение

Художественная линия делает набросок объемным и ритмичным, так как она имеет акценты. Ритм в свою очередь дает «костяк» любому произведению, значит, наброску тоже. Поэтому, если хотите не просто хорошо рисовать, а иметь «живые», пространственные наброски и зарисовки — рисуйте художественной линией.

Еще больше о ритме в набросках и зарисовках и о том, как им правильно пользоваться, вы узнаете на нашем курсе «Основы анимационного рисунка». Мы изучим пластическую анатомию, перспективу, движение и вес. Научимся искать ключевые позы в движении и подробно разберем каждое домашнее задание.

1
Начать дискуссию