Гравюра "Четыре всадника апокалипсиса" Альберхт Дюрер

Альбрехт Дюрер — гениальный мастер эпохи Возрождения, чьи гравюры сделали прорыв и сделав гравюру новым видом искусства. Помимо «Четырёх всадников Апокалипсиса», в серию "Апокалипсис" входят такие впечатляющие работы, как «Иоанн перед Богом», «Михаил побеждает дракона» и «Женщина, облачённая в солнце».

Альбрехт Дюрер (1471–1528) — один из величайших мастеров Возрождения, родился в Нюрнберге. Он обучался у Михаэля Вольгемута, а позже путешествовал по Европе, впитывая итальянское искусство и развивая свой уникальный стиль. Дюрер стал новатором в гравюре и написал труды о пропорциях и перспективе, которые повлияли на многие поколения художников. Его искусство отражает дух эпохи, сочетая техническое мастерство с глубокими философскими идеями.

Гравюры Дюрера

Будучи поклонником своего соотечественника Мартина Шонгауэра, Дюрер произвел революцию в гравюре, возвысив его до уровня самостоятельного вида искусства. Он расширил ее тональный и драматический диапазон и придал образам новую концептуальную основу. К 30 годам Дюрер завершил три из своих самых известных серий гравюр на религиозные темы: «Апокалипсис», «Большие страсти» и «Жизнь Богородицы».

Внушительные результаты в гравюре привели к тому, что сам Максимилиан назначил Дюреру пожизненную пенсию — 100 гульденов в год, — выплачиваемую из сумм, ежегодно вносимых Нюрнбергом в императорскую казну.В искусстве гравюры раскрывается талантливая душа Дюрера, богатая образами и тайными накопленными сокровищами сердца. Дюрер – глубокомысленнейший и величайший поэт-художник, которого только могла знать история искусства.

Четыре всадника апокалипсиса

Шедевр серии иллюстрирует Главу 6 Откровения:


1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.


2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.


3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.


4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.


5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.


6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.


7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.


8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

На мощной гравюре Альбрехта Дюрера конца XV века изображены четыре всадника апокалипсиса (смерть, голод, война и чума). Концепция апокалипсиса проходит через писания иудаизма, христианства и ислама. В этой сцене прослеживается главный посыл - наказание Бога за грехи человечества. Многие в преддверии 15 века жили под впечатлением, что этот приговор вступил в силу. Именно поэтому, пользуясь настроением в обществе, Дюрер в период с в 1496 по 1498 годы создал 15 «апокалиптических» гравюр, которые пользовались большой популярностью. На гравюре изображены:

Лучник – это Победитель. Его победу символизирует белый цвет лошади. Однако завоевание приносит не мир, а тиранию человечества. Ужасные последствия этого греха преобладали в каждом поколении после Эдемского сада, и их можно увидеть во всех сферах общества (от правительственных кругов до семьи).

Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Писание говорит нам, что вторая лошадь ярко-красная. Это цвет кровопролития. Всадник владеет могучим мечом. Тирания, видимая в первом всаднике, ведет к крупномасштабной жажде господства, приносящей зло войны. Интересно, что Дюрер представляет первых двух всадников в турецких шляпах, поскольку турки были опасными вражескими захватчиками того времени.

Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Дюрер помещает третьего всадника и его черного коня в центр гравюры. Он размахивает весами для измерения объема еды, как если бы это было оружие. Гравюра также демонстрирует экономический дисбаланс, вызванный жадностью человека.

Четвертый всадник – это Смерть. Четвертый всадник истощен. Он загребает свою добычу вилами. Лошадь здесь имеет бледный, ужасный цвет. «Его всадника звали Смерть». (v.8)

Чудовище, ползущее за ними, олицетворяет собой ад, где будут мучиться после смерти все грешники.

В Библии эти всадники являются по очереди. Поэтому художники, иллюстрировавшие ее раньше, всегда изображали их порознь. Дюрер впервые объединил их в одной композиции.

Не очень приятный сюжет. Но Дюрер дарит людям надежду! Все небо сияет Евангелием! Есть на гравюре знак присутствия Бога. Лучи от Его нимба можно увидеть в верхнем левом углу. Ангел Господень парит над всей сценой. Левая рука практически касается меча – и это символ того, что хотя разрушение велико и размашисто, но Бог все видит. Десница ангела благословляет. Зло греха будет продолжаться до скончания веков, но Бог не оставит Своих детей.

6
1
2 комментария