[Лонг]Почему современные пассажирские самолёты выглядят так одинаково?

Современные боинг и эйрбас
Современные боинг и эйрбас
Lochead Constellation 
Lochead Constellation 

Я тут как-то на днях случайно осознал, что сейчас все пассажирские самолёты выглядят одинаково, и на рынке магистральных пассажирских перевозок по сути осталось всего два производителя — Boeing и Airbus. Решил разобраться. Разобрался.

В этом тексте я не старался рассказать историю пассажирских перевозок, а лишь собрал некоторые факты о том, почему пассажирские самолёты сейчас выглядят так одинаково. В тексте много упрощений для лучшей читаемости. Я не являюсь экспертом в этой теме, а просто интересуюсь авиацией в целом. Можете дополнять, исправлять меня в комментах.

В общем, Boeing сделал стандартом форму самолёта с оптимальным расположением двигателей: низкоплан (крылья расположены в нижней части фюзеляжа) с двумя двигателями, подвешенными под ними. Это позволило сократить вес самолёта за счёт прощения и уменьшения размеров стоек шасси, снизить затраты и время на обслуживание — в отличие от других схем, к двигателям можно добраться без сложной спецтехники, а в некоторых случаях даже без использования лестниц. Это позволило проводить техосмотр/ обслуживание в разы быстрее, чем у самолётов, к примеру с хвостовым расположением двигателей.

Что то крутит
Что то крутит
Ну попробуй что то тут так легко покрутить
Ну попробуй что то тут так легко покрутить

Два двигателя обеспечивают необходимый минимум безопасности: отказ одного не помешает посадке, а большее количество увеличило бы расход топлива и аэродинамическое сопротивление самолета.

Ил-62 расположение двигателей в хвосте нарушает балансировки самолёта и вынуждает делать крылья более стреловидными и смещать их к хвосту
Ил-62 расположение двигателей в хвосте нарушает балансировки самолёта и вынуждает делать крылья более стреловидными и смещать их к хвосту

Экономичность Boeing, а позже и Airbus, привела к банкротству конкурентов вроде Lockheed и McDonnell Douglas. Последний был куплен Boeing, а Lockheed ушёл в военную сферу. Многие европейские компании, не выдержав конкуренции объединились в Airbus. Так на рынке остались два гиганта.

Ту-134А-З
Ту-134А-З
De Havilland Comet
De Havilland Comet
Lochead TriStar
Lochead TriStar
Ту-104
Ту-104

Глава два. Почему раньше самолёты не красили?

Boeing 337 Stratocruiser
Boeing 337 Stratocruiser

Пока искал информацию и рассматривал фоточки старых самолётов мне стало интересно, почему раньше самолёты часто не краcили, а полировали алюминий. Все же очень круто они смотрелись на фоне нынешних одинаково белых самолетов. Одна из причин — вес и экономия: полная покраска требовала 200–300 кг краски. Позже появились композитные материалы, которые облегчили конструкцию, а новые виды красок сделали покраску практичнее, к примеру полная покраска боинга 747 обходится всего в 150кг веса. Так же краска повышает коррозионную устойчивость алюминия и упрощает обслуживание: подкрасить дефект дешевле, чем чинить дефекты на алюминии. Как-то так.

Douglas DC-7
Douglas DC-7
Douglas DC-6A
Douglas DC-6A
41
6
4
1
1
1
64 комментария