[Лонг]Почему современные пассажирские самолёты выглядят так одинаково?
Я тут как-то на днях случайно осознал, что сейчас все пассажирские самолёты выглядят одинаково, и на рынке магистральных пассажирских перевозок по сути осталось всего два производителя — Boeing и Airbus. Решил разобраться. Разобрался.
В этом тексте я не старался рассказать историю пассажирских перевозок, а лишь собрал некоторые факты о том, почему пассажирские самолёты сейчас выглядят так одинаково. В тексте много упрощений для лучшей читаемости. Я не являюсь экспертом в этой теме, а просто интересуюсь авиацией в целом. Можете дополнять, исправлять меня в комментах.
В общем, Boeing сделал стандартом форму самолёта с оптимальным расположением двигателей: низкоплан (крылья расположены в нижней части фюзеляжа) с двумя двигателями, подвешенными под ними. Это позволило сократить вес самолёта за счёт прощения и уменьшения размеров стоек шасси, снизить затраты и время на обслуживание — в отличие от других схем, к двигателям можно добраться без сложной спецтехники, а в некоторых случаях даже без использования лестниц. Это позволило проводить техосмотр/ обслуживание в разы быстрее, чем у самолётов, к примеру с хвостовым расположением двигателей.
Два двигателя обеспечивают необходимый минимум безопасности: отказ одного не помешает посадке, а большее количество увеличило бы расход топлива и аэродинамическое сопротивление самолета.
Экономичность Boeing, а позже и Airbus, привела к банкротству конкурентов вроде Lockheed и McDonnell Douglas. Последний был куплен Boeing, а Lockheed ушёл в военную сферу. Многие европейские компании, не выдержав конкуренции объединились в Airbus. Так на рынке остались два гиганта.
Глава два. Почему раньше самолёты не красили?
Пока искал информацию и рассматривал фоточки старых самолётов мне стало интересно, почему раньше самолёты часто не краcили, а полировали алюминий. Все же очень круто они смотрелись на фоне нынешних одинаково белых самолетов. Одна из причин — вес и экономия: полная покраска требовала 200–300 кг краски. Позже появились композитные материалы, которые облегчили конструкцию, а новые виды красок сделали покраску практичнее, к примеру полная покраска боинга 747 обходится всего в 150кг веса. Так же краска повышает коррозионную устойчивость алюминия и упрощает обслуживание: подкрасить дефект дешевле, чем чинить дефекты на алюминии. Как-то так.